80.1. Фактическая проверка осуществляется без предупреждения налогоплательщика (лица).
80.2. Фактическая проверка может проводиться на основании решения руководителя (его заместителя или уполномоченного лица) контролирующего органа, оформленного приказом, копия которого вручается налогоплательщику или его уполномоченному представителю, или лицам, фактически производящим расчетные операции под расписку до начала проведения такой проверки, и при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
80.2.1. в случае если по результатам проверок других налогоплательщиков выявлены факты, свидетельствующие о возможных нарушениях налогоплательщиком законодательства о производстве и обращении подакцизных товаров, осуществлении налогоплательщиком расчетных операций, ведении кассовых операций, наличии патентов, лицензий и других документов, контроль за наличием которых возложен на контролирующие органы и возникает необходимость проверки таких фактов;
80.2.2. в случае наличия и/или получения в установленном законодательством порядке информации от государственных органов или органов местного самоуправления, свидетельствующей о возможных нарушениях налогоплательщиком законодательства, контроль за которым возложен на контролирующие органы, в частности, по осуществлению налогоплательщиками расчетных операций, ведению кассовых операций, наличия патентов, лицензий и других документов, контроль за наличием которых возложен на контролирующие органы, производства и обращения подакцизных товаров;
80.2.3. письменного обращения покупателя (потребителя), оформленного в соответствии с законом, о нарушении налогоплательщиком установленного порядка проведения расчетных операций, кассовых операций, патентовании или лицензировании;
80.2.4. непредставление субъектом хозяйствования в установленный законом срок обязательной отчетности об использовании регистраторов расчетных операций и/или программных регистраторов расчетных операций, расчетных книг и книг учета расчетных операций, представление их с нулевыми показателями;
80.2.5. в случае наличия и/или получения в установленном законодательством порядке информации о нарушении требований законодательства в части производства, учета, хранения и транспортировки спирта, алкогольных напитков, табачных изделий и жидкостей, используемых в электронных сигаретах и горючего, и целевого использования спирта налогоплательщиками, оборудование акцизных составов расходомерами-счетчиками и/или равномерами-счетчиками, а также осуществление функций, определенных законодательством в сфере регулирования производства и обращения спирта, алкогольных напитков, табачных изделий, жидкостей, используемых в электронных сигаретах, горючего;
80.2.6. в случае обнаружения по результатам предварительной проверки нарушения законодательства по вопросам, определенным в пункте 75.1.3;
80.2.7. при наличии и/или получения в установленном законодательством порядке информации об использовании труда наемных лиц без надлежащего оформления трудовых отношений и выплаты работодателями доходов в виде заработной платы без уплаты налогов в бюджет, а также осуществление физическим лицом предпринимательской деятельности без государственной регистрации.
80.3. Фактическая проверка, осуществляемая при наличии основания, определенного в пункте 80.2.6, может быть проведена для контроля по прекращению нарушения законодательства по вопросам, определенным в пункте 75.1.3, однократно в течение 12 месяцев с даты составления акта по результатам предварительной проверки.
80.4. Перед началом фактической проверки по вопросам соблюдения порядка осуществления расчетных операций и ведения кассовых операций должностными лицами контролирующих органов на основании подпункта 20.1.10 пункта 20.1 статьи 20 настоящего Кодекса может быть проведена контрольная расчетная операция.
80.5. Допуск должностных лиц контролирующих органов к проведению фактической проверки осуществляется согласно статье 81 настоящего Кодекса.
80.6. При проведении фактической проверки в части соблюдения работодателем законодательства о заключении трудового договора, оформлении трудовых отношений с работниками (наемными лицами), в том числе тем, которым установлены испытания, проверяется наличие надлежащего оформления трудовых отношений, выясняются вопросы ведения учета работы, исполненной работником, учета затрат на оплату труда, сведения об оплате труда работника. Для выяснения факта надлежащего оформления трудовых отношений с работником, осуществляющим трудовую деятельность, могут использоваться документы, удостоверяющие личность, или другие документы, позволяющие его идентифицировать (должностное удостоверение, водительское удостоверение, санитарная книга и т.д.).
80.7. Фактическая проверка проводится двумя и более должностными лицами контролирующего органа в присутствии должностных лиц субъекта хозяйствования или его представителя и/или лица, фактически совершающего расчетные операции.
80.8. При проведении проверки должностными лицами, осуществляющими такую проверку, может проводиться хронометраж хозяйственных операций. По результатам хронометража составляется справка, которая подписывается должностными лицами контролирующего органа и должностными лицами предприятия или его представителя и/или лицами, фактически осуществляющими хозяйственные операции.
80.9. Сроки проведения фактической проверки установлены статьей 82 настоящего Кодекса.
80.10. Порядок оформления результатов фактической проверки установлен статьей 86 настоящего Кодекса.
Статья 80 НКУ на русском языке с изменениями 2024 год (Налоговый кодекс Украины, НК Украины) №2755-VI от 02.12.2010, редакция от 01.01.2022
Структура акта