Статья 20 Налогового кодекса Украины. Права контролирующих органов

20.1. Контролирующие органы, определенные подпунктом 41.1.1 пункта 41.1 статьи 41 настоящего Кодекса, имеют право:

20.1.1. приглашать налогоплательщиков, сборов, платежей или их представителей для проверки правильности начисления и своевременности уплаты налогов, сборов, платежей, соблюдения требований законодательства по другим вопросам, в том числе законодательства в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы. Письменные уведомления о таких приглашениях направляются в порядке, установленном статьей 42 настоящего Кодекса, не позднее чем за 10 календарных дней до дня приглашения, в которых указываются основания приглашения, дата и время, на которые приглашается налогоплательщик (представитель налогоплательщика);

20.1.1-1. анализировать финансовое состояние налогоплательщика, имеющего налоговый долг, и состояние обеспечения такого долга налоговым залогом;

20.1.2. для осуществления функций, определенных законом, получать безвозмездно от налогоплательщиков, в том числе благотворительных и других некоммерческих организаций, всех форм собственности в порядке, определенном законодательством, справки, копии документов, заверенные подписью плательщика или его должностным лицом и скрепленные печатью (при наличии) , о финансово-хозяйственной деятельности, полученных доходах, расходах налогоплательщиков и другой информации, связанной с исчислением и уплатой налогов, сборов, платежей, о соблюдении требований законодательства, осуществление контроля за которым возложено на контролирующие органы, а также финансовую и статистическую отчетность в порядке и по основаниям, определенным законом;

20.1.3. получать безвозмездно от государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности и их должностных лиц, в том числе от органов, обеспечивающих ведение соответствующих государственных реестров (кадастров), информацию, документы и материалы по налогоплательщикам, а в определенных настоящим Кодексом случаях - в отношении руководителей юридических лиц или постоянных представительств нерезидентов-должников;

20.1.4. проводить в соответствии с законодательством проверки и сверки налогоплательщиков (кроме Национального банка), в том числе после проведения процедур таможенного контроля и/или таможенного оформления;

20.1.5. получать безвозмездно от налогоплательщиков, а также от учреждений Национального банка Украины, банков и других финансовых учреждений справки в порядке, установленном Законом Украины "О банках и банковской деятельности" и настоящим Кодексом, справки и/или копии документов о наличии банковских счетов, а на на основании решения суда - информацию об объеме и обороте средств на счетах, в том числе о непоступлении в установленные сроки валютной выручки от субъектов хозяйствования, информацию о договорах должника о хранении ценностей или предоставлении должнику в имущественный наем (аренду) индивидуального банковского сейфа, что охраняется банком;

20.1.6. запрашивать и изучать при проведении проверок первичные документы, используемые в бухгалтерском учете, регистры, финансовую, статистическую и другую отчетность, связанную с исчислением и уплатой налогов, сборов, платежей, исполнением требований законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы ;

20.1.7. получать от налогоплательщиков, плательщиков единого взноса и предоставлять в пределах, предусмотренных законом, документы в электронном виде;

20.1.8. при проведении проверок у налогоплательщиков - физических лиц, а также у должностных лиц налогоплательщиков - юридических лиц и плательщиков единого взноса проверять документы, удостоверяющие личность, а также документы, подтверждающие должность должностных лиц и/или лиц, фактически осуществляющих расчет операции;

20.1.9. требовать при проведении проверок от проверяемых налогоплательщиков, проведения инвентаризации основных средств, товарно-материальных ценностей, средств, снятия остатков товарно-материальных ценностей, наличных денег с использованием информации и документов по результатам такой инвентаризации по результатам таких проверок или во время последующих мероприятий налогового контроля;

20.1.10. осуществлять контроль за соблюдением законодательства по вопросам регулирования оборота наличных (кроме банков), порядка проведения наличных расчетов за товары (услуги), по наличию лицензий на производство видов хозяйственной деятельности, подлежащих лицензированию в соответствии с законом, торговых патентов, за соблюдением порядка приема наличных последующего перевода (кроме приема наличных банками), за соблюдением субъектами хозяйствования установленных законодательством обязательных требований по обеспечению возможности расчетов за товары (услуги) с использованием электронных платежных средств;

20.1.11. проводить контрольные расчетные операции до начала проверки налогоплательщика относительно соблюдения им порядка проведения наличных расчетов и применения регистраторов расчетных операций и программных регистраторов расчетных операций. Товары, полученные должностными (должностными) лицами контролирующих органов при проведении контрольной расчетной операции, подлежат возврату налогоплательщику в неповрежденном виде. В случае невозможности возврата такого товара возмещение расходов осуществляется в соответствии с законодательством по защите прав потребителей;

20.1.12. требовать при проведении проверок от должностных или служебных лиц налогоплательщика привлечения полномочных лиц для совместного с работниками контролирующего органа снятия показаний внутренних и внешних счетчиков, которыми оборудованы технические устройства, используемые в процессе проверяемой деятельности;

20.1.13. доступа при проведении проверок к территориям, помещениям (кроме жилья граждан) и другого имущества, используемых для осуществления хозяйственной деятельности и/или являющихся объектами налогообложения, или используются для получения доходов (прибыли), или связанные с другими объектами. объектами налогообложения и/или могут являться источником погашения налогового долга;

20.1.14. в случае выявления нарушения требований налогового или иного законодательства Украины, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, направлять налогоплательщикам письменные запросы о предоставлении заверенных должным образом копий документов;

20.1.15. требовать при проведении проверок от руководителей и других должностных лиц предприятий, учреждений и организаций, а также физических лиц – предпринимателей и физических лиц, осуществляющих независимую профессиональную деятельность, устранение выявленных нарушений законодательства;

20.1.16. пользоваться по служебным делам средствами связи, принадлежащих налогоплательщикам, с их разрешения или с разрешения должностных лиц таких плательщиков;

20.1.17. привлекать в случае необходимости специалистов, экспертов и переводчиков, применять при исполнении налоговым управляющим полномочий, определенных настоящим Кодексом, фотосъемку и видеозапись;

20.1.18. определять в порядке, установленном настоящим Кодексом, суммы налоговых и денежных обязательств налогоплательщиков;

20.1.19. применять к налогоплательщикам предусмотренные законом финансовые (штрафные) санкции (штрафы) за нарушение налогового или иного законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы; взимать в бюджеты и государственные целевые фонды суммы денежных обязательств и/или налогового долга в случаях, порядке и размере, установленных настоящим Кодексом и другими законами Украины; взимать суммы недоимки по уплате единого взноса; взимать суммы просроченной задолженности субъектов хозяйствования перед государством (Автономной Республикой Крым или территориальной общиной города) по кредитам (займам), привлеченным государством (Автономной Республикой Крым или территориальной общиной города) или под государственные (местные) гарантии, а также по кредитам из бюджета в порядке, определенном настоящим Кодексом и другими законами Украины;

20.1.20. получать безвозмездно необходимые сведения для ведения Единого реестра налоговых накладных, Единого реестра акцизных накладных, формирования информационного фонда Государственного реестра физических лиц – налогоплательщиков от налогоплательщиков, а также Национального банка Украины и его учреждений – о суммах доходов, выплаченных физическим лицам, и удержанных с ных налогов, сборов, платежей; от органов, уполномоченных проводить государственную регистрацию субъектов, выдавать лицензии на производство видов хозяйственной деятельности, подлежащих лицензированию в соответствии с законом, - о государственной регистрации и выдаче лицензий субъектам хозяйственной деятельности; от органов, осуществляющих регистрацию физических лиц - о гражданах, прибывших на проживание в соответствующий населенный пункт или выбывших из него; от органов государственной регистрации актов гражданского состояния - об умерших физических лиц; информацию, необходимую для обеспечения регистрации и учета налогоплательщиков, объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением;

20.1.21. получать бесплатно от органов статистики данные, необходимые для использования в проведении анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности;

20.1.22. получать от нотариусов по письменному запросу информацию о поступлении физического лица в права наследника с обязательным указанием полных данных о таком лице и данных об имуществе, полученном по праву наследования;

20.1.23. предоставлять согласно закону информацию из Государственного реестра физических лиц - налогоплательщиков и реестра страхователей органам государственной власти, Пенсионному фонду Украины и фондам общеобязательного государственного социального страхования;

20.1.24. получать безвозмездно от органов, обеспечивающих ведение соответствующих государственных реестров (кадастров), информацию, необходимую для осуществления полномочий контролирующих органов по обеспечению погашения налогового долга налогоплательщика. В случаях, предусмотренных законом, налоговый управляющий имеет право на непосредственный доступ к информации о должниках, содержащихся в государственных базах данных и реестрах, включая электронные. Срок предоставления информационных справок этими органами на письменные запросы контролирующих органов не может превышать пяти рабочих дней со дня получения таких запросов;

20.1.25. принимать решение об изменении основного и неосновного места учета крупных налогоплательщиков, снятии их с учета и перевода в территориальный орган центрального органа исполнительной власти, реализующий государственную налоговую политику, осуществляющую налоговое сопровождение крупных налогоплательщиков (его структурных подразделений) и других территориальных органов центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную налоговую политику;

20.1.26. пользоваться информационными базами данных государственных органов, государственными, в том числе правительственными, системами связи и коммуникаций, сетями специальной связи и другими техническими средствами в соответствии с законом;

20.1.27. применять к финансовым учреждениям, которые не подали соответствующим контролирующим органам в установленный законом срок уведомления об открытии или закрытии счетов налогоплательщиков или приступили к осуществлению расходных операций по счету налогоплательщика до получения уведомления соответствующего контролирующего органа о взятии счета на учет у такого органа, финансовые (штрафные ) санкции (штрафы) в установленном настоящим Кодексом размере;

20.1.28. взимать с банков и других финансовых учреждений пеню за несвоевременное исполнение ими решений суда и поручений налогоплательщиков об уплате налогов, сборов, платежей;

20.1.29. принимать решение о рассрочке и отсрочке денежных обязательств или налогового долга, а также о списании безнадежного налогового долга в порядке, предусмотренном законодательством;

20.1.30. обращаться в суд, в том числе подавать иски к предприятиям, учреждениям, организациям и физическим лицам, относительно признания оспариваемых сделок недействительными и применения определенных законодательством мер, связанных с признанием сделок недействительными, а также взыскания в доход государства средств, полученных за ничтожными договорами;

20.1.31. обращаться в суд о приостановлении расходных операций налогоплательщика на счетах такого налогоплательщика в банках и других финансовых учреждениях (кроме операций по выдаче заработной платы и уплаты налогов, сборов, единого взноса, а также определенных контролирующим органом денежных обязательств налогоплательщика, погашение налогового долга), в том числе при недопущении должностных лиц контролирующих органов к обследованию территорий и помещений;

20.1.32. обращаться в суд, если налогоплательщик препятствует выполнению налоговым управляющим полномочий, определенных настоящим Кодексом, по приостановке расходных операций на счетах налогоплательщика путем наложения ареста на ценные бумаги и/или средства и другие ценности такого налогоплательщика, находящихся в банке (кроме операций с выдачи заработной платы и уплаты налогов, сборов, единого взноса, а также определенных контролирующим органом денежных обязательств налогоплательщика, погашения налогового долга), и обязательства такого налогоплательщика выполнить законные требования налогового управляющего, предусмотренные настоящим Кодексом;

20.1.33. обращаться в суд о наложении ареста на средства и другие ценности, находящиеся в банке, налогоплательщика, имеющему налоговый долг, в случае если у такого налогоплательщика отсутствует имущество и/или его балансовая стоимость меньше суммы налогового долга, и/или такое имущество не может являться источником погашения налогового долга;

20.1.34. обращаться в суд о взыскании средств налогоплательщика, имеющего налоговый долг, со счетов в банках, обслуживающих такого налогоплательщика, на сумму налогового долга или его части;

20.1.34-1. обращаться в суд о предоставлении разрешения на погашение всей суммы налогового долга или его части за счет имущества налогоплательщика, находящегося в налоговом залоге;

20.1.35. обращаться в суд о взыскании с дебиторов налогоплательщика, имеющего налоговый долг, сумм дебиторской задолженности, срок погашения которой и право требования которой переведено на контролирующий орган, в счет погашения налогового долга такого налогоплательщика;

20.1.35-1. обращаться в суд относительно обязательства налогоплательщика, имеющего налоговый долг, заключить договор о переводе права требования дебиторской задолженности этого налогоплательщика на контролирующий орган;

20.1.35-2. обращаться в суд по установлению временного ограничения в праве выезда руководителей юридических лиц или постоянных представительств нерезидентов-должников за пределы Украины в случае невыполнения налоговой обязанности по уплате денежных обязательств, что привело к возникновению у такого юридического лица или постоянного представительства нерезидента налогового долга ;

20.1.36. обращаться в суд о начислении и уплате налоговых обязательств, корректировке отрицательного значения объекта налогообложения или других показателей налоговой отчетности в результате применения обычных цен;

20.1.37. обращаться в суд о прекращении юридического лица и прекращении физическим лицом – предпринимателем предпринимательской деятельности и/или о признании недействительными учредительных (учредительных) документов субъектов хозяйствования;

20.1.38. обращаться в суд с заявлением об изъятии оригиналов первичных финансово-хозяйственных и бухгалтерских документов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;

20.1.39. обращаться в суд с заявлениями о возбуждении дел о банкротстве;

20.1.40. обращаться в суд относительно применения санкций, связанных с запретом организации и проведения азартных игр на территории Украины;

20.1.40-1. обращаться в суд о признании лиц связанными на основе фактов и обстоятельств, что одно лицо осуществляло фактический контроль за бизнес-решениями другого юридического лица и/или что то самое физическое или юридическое лицо осуществляло фактический контроль за бизнес-решениями каждого юридического лица;

20.1.40-2. обращаться в суд по изъятию в доход государства (конфискацию) горючего или спирта этилового, транспортных средств, емкостей и оборудования в случае обнаружения фактов, указанных в статье 228 настоящего Кодекса;

20.1.41. составлять в отношении налогоплательщиков – физических лиц и должностных лиц налогоплательщиков – юридических лиц протоколы об административных правонарушениях и выносить постановления по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законом;

20.1.42. проводить анализ и осуществлять управление рисками с целью определения форм и объемов налогового контроля;

20.1.43. проводить в определенном законодательством порядке проверку показателей, связанных с определением объектов налогообложения и со своевременностью, достоверностью, полнотой начисления и уплатой всех предусмотренных настоящим Кодексом налогов и сборов, исполнением законодательства по другим вопросам, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы;

20.1.44. проводить проверку правильности и полноты определения финансового результата до налогообложения в соответствии с бухгалтерским учетом в соответствии с национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета или международными стандартами финансовой отчетности;

20.1.45. осуществлять ежедневную обработку данных и информации электронного кабинета, необходимых для выполнения возложенных на них функций по администрированию налогового законодательства и законодательства по другим вопросам, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующий орган, включающий, в частности, принятие, обработку и анализ документов и данных налогоплательщиков , осуществление полномочий, предусмотренных законом, которые могут быть реализованы в электронной форме посредством средств электронной связи;

20.1.46. во время проведения проверки и рассмотрения результатов проверки получать письменные пояснения от должностных (служебных) лиц по вопросам, касающимся предмета проверки, и их документальное подтверждение, в том числе по осуществлению лицом хозяйственной деятельности без государственной регистрации;

20.1.47. получать пояснения от работодателей и/или их работников, и/или лиц, труд которых используется без документального оформления, при проведении проверок по вопросам соблюдения работодателем законодательства о заключении трудового договора, оформлении трудовых отношений с работниками (наемными лицами), соблюдении налоговым агентом налогового законодательства о налогообложении выплаченной (начисленной) наемным лицам (в том числе без документального оформления) заработной платы, в том числе вследствие незаключения налогоплательщиком трудовых договоров с наемными лицами по закону;

20.1.48. открыто применять технические приборы и технические средства, обладающие функциями фото- и киносъемки, видеозаписи, средства фото- и киносъемки, видеозаписи; открыто осуществлять звукозапись, фото-, видеофиксацию (видеосъемку), накапливать и использовать такую мультимедийную информацию (фото, видео-, звукозапись) при проведении проверок;

20.1.49. осуществлять другие возможности, предусмотренные законом.

20.1-1. Контролирующие органы, определенные подпунктом 41.1.2 пункта 41.1 статьи 41 настоящего Кодекса, имеют право:

20.1-1.1. получать безвозмездно в установленном порядке от государственных органов и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности и их должностных лиц, налогоплательщиков информацию, документы и материалы, касающиеся учета и администрирования пошлин, акцизного налога, налога на добавленную стоимость, других налогов, которые в соответствии с налоговым, таможенным и другим законодательством взимаются в связи с ввозом (пересылкой) товаров на таможенную территорию Украины или территорию свободной таможенной зоны или вывозом (пересылкой) товаров с таможенной территории Украины или территории свободной таможенной зоны;

20.1-1.2. проводить анализ и осуществлять управление рисками с целью определения форм и объемов таможенного контроля;

20.1-1.3. осуществлять другие возможности, предусмотренные законом.

20.2. Центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную налоговую политику, принимает решение о регистрации/отказе в регистрации налоговых накладных/расчетов корректировки в Едином реестре налоговых накладных в порядке, определенном центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную финансовую политику.

20.3. Контролирующим органам запрещается требовать от налогоплательщика предоставления:

информации, полученной контролирующим органом ранее в установленном законом порядке, в том числе содержащейся и обрабатываемой информации в информационных базах, ведущихся в соответствии со статьей 74 настоящего Кодекса;

документов, содержащих сведения, внесенные в соответствующие информационные базы, ведущиеся в соответствии со статьей 74 настоящего Кодекса.

20.4. Руководитель территориального органа центрального органа исполнительной власти, реализующий государственную налоговую политику, вправе предоставлять должностным (должностным) лицам такого органа (его структурных подразделений) полномочия на выполнение определенных функций, предусмотренных настоящим Кодексом, законодательством по вопросам уплаты единого взноса, законодательством по другим вопросам , контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, в пределах полномочий, определенных соответствующим положением о таком территориальном органе.

Руководитель центрального органа исполнительной власти, реализующий государственную налоговую политику, имеет право предоставлять должностным (должностным) лицам аппарата такого органа, территориальных органов центрального органа исполнительной власти, реализующий государственную налоговую политику, полномочия на выполнение определенных функций, предусмотренных настоящим Кодексом, законодательством по вопросам уплаты единого взноса, другим законодательством, контроль за соблюдением которого возложен на центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную налоговую политику, законодательством о государственной службе и другими законами.

Перечень делегированных полномочий определяется положением о центральном органе исполнительной власти, реализующем государственную налоговую политику, утверждаемым Кабинетом Министров Украины, и положениями о территориальном органе центрального органа исполнительной власти, реализующем государственную налоговую политику, утверждаемым центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную налоговую политику и подлежит согласованию с центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную финансовую политику.

Руководители территориальных органов центрального органа исполнительной власти, реализующей государственную налоговую политику, назначаются на должности и освобождаются от должности руководителем центрального органа исполнительной власти, реализующей государственную налоговую политику, в соответствии с законодательством о государственной службе без согласования с председателями местных государственных администраций.

Статья 20 НКУ на русском языке с изменениями 2024 год (Налоговый кодекс Украины, НК Украины) №2755-VI от 02.12.2010, редакция от 01.01.2022

Кодекс действующий. Актуальность проверена 10.02.2021

Структура акта