Статья 42-1 Налогового кодекса Украины. Электронный кабинет

42-1.1. Электронный кабинет создается и функционирует по следующим принципам:

прозрачности – обязательного обнародования методологии реализации положений настоящего Кодекса в работе электронного кабинета;

контролируемости - обеспечение возможности независимой проверки корректности работы электронного кабинета через тестового плательщика (плательщиков) на эмуляторе, созданном на веб-сайте методолога электронного кабинета на предмет отсутствия ошибок в программном обеспечении, исключение несанкционированного вмешательства в работу программного обеспечения электронного кабинета, что означает нарушение целостности и подлинности исходного программного кода;

интеграции с системами, используемыми налогоплательщиками, - в открытом свободном доступе размещаются API программного интерфейса для электронного обмена данными (EDI - Electronic data interchange);

своевременности устранения технических и/или методологических ошибок - обеспечение обнародования на официальном веб-сайте методолога электронного кабинета реестра технических и/или методологических ошибок, выявленных налогоплательщиками, техническим администратором и/или методологом электронного кабинета, с определением уровня критичности таких ошибок и установлением сроков их устранение, информирование всех пользователей электронного кабинета о факте обнаружения технической и/или методологической ошибки, а также о факте ее устранения и возобновления работы электронного кабинета в полном объеме;

автоматизированности – максимальной автоматизации процессов создания, принятия, регистрации, обработки, хранения документов, обработки и отображения данных (показателей) документов и других учетных данных налогоплательщика;

полноты функционала - наличия такого интерфейса электронного сервиса, обеспечивающего возможность реализации прав и обязанностей налогоплательщика, получения документов, предусмотренных законодательством, и информации, касающейся такого налогоплательщика, онлайн (через Интернет в режиме реального времени) или через программный интерфейс ( АРИ), другими средствами информационных, телекоммуникационных, информационно телекоммуникационных систем;

упрощение процедуры взаимодействия налогоплательщиков и контролирующего органа и ускорение электронного документооборота между ними;

осуществление автоматизированного внесения в журнал всех действий (событий), происходящих в электронном кабинете, включая, в частности, фиксацию даты и времени отправки, получение документов через электронный кабинет и любое изменение данных, доступных в электронном кабинете, с помощью квалифицированной электронной отметки времени . Информация о дате и времени посылки и получения документов, другой корреспонденции с идентификацией отправителя и получателя хранится бессрочно и может быть получена через электронный кабинет в виде электронного документа, в том числе в виде квитанции в текстовом формате;

запреты на вмешательство, создание ограничений в функционировании и/или возможностей в использовании налогоплательщиками электронного кабинета, предусмотренных настоящим Кодексом;

приоритетности документов, поступающих от государственных, в том числе контролирующих, органов; его электронный кабинет от государственных органов.

42-1.2. Электронный кабинет обеспечивает возможность реализации налогоплательщиками прав и обязанностей, определенных настоящим Кодексом и другими законами, контроль за соблюдением которых возложен на контролирующие органы, и нормативно-правовыми актами, принятыми на основании и во исполнение настоящего Кодекса и других законов, контроль за соблюдением которых возложено на контролирующие органы, в том числе, путем:

пересмотра информации о взимаемом налогоплательщике используется и формируется контролирующими органами в связи с учетом налогоплательщиков и администрированием налогов, сборов, таможенных платежей, единого взноса, осуществлением налогового контроля, в том числе данные оперативного учета налогов, сборов, единого взноса (в том числе данные интегрированных карт налогоплательщиков), данные системы электронного администрирования налога на добавленную стоимость, данные системы электронного администрирования реализации горючего и спирта этилового, а также получение такой информации в виде документа, который формируется автоматизированно путем выгрузки соответствующей информации из электронного кабинета из наложением квалифицированной электронной подписи должностного лица контролирующего органа и квалифицированной электронной печати контролирующего органа с применением средств квалифицированной электронной подписи или печати, имеющих встроенные аппаратно-программные средства, обеспечивающие защиту записанных на данных от несанкционированного доступа, от непосредственного ознакомления со значением параметров личных ключей и их копирование;

представление налогоплательщиком уведомления об использовании и об отказе от использования единого счета;

определение направления использования суммы ошибочно и/или чрезмерно уплаченных денежных обязательств и пени в соответствии со статьей 35-1 настоящего Кодекса;

пересмотра информации по единому счету, в том числе из Реестра платежей с единого счета в разрезе отдельного налогоплательщика;

проведение сверки расчетов налогоплательщиков с государственным и местными бюджетами, а также получение документа, подтверждающего состояние расчетов, формируемого автоматизированно путем выгрузки соответствующей информации из электронного кабинета с наложением квалифицированной электронной подписи должностного лица контролирующего органа и квалифицированной электронной печати контролирующего органа с применением средств квалифицированного электронной подписи или печати, имеющих встроенные аппаратно-программные средства, обеспечивающие защиту записанных на них данных от несанкционированного доступа, от непосредственного ознакомления со значением параметров личных ключей и их копирование;

управление суммами ошибочно и/или чрезмерно уплаченных денежных обязательств и пени в соответствии с положениями настоящего Кодекса, в том числе путем подачи заявления о возврате ложно и/или чрезмерно уплаченных денежных обязательств и/или пени;

автоматизированного определения обязательных для заполнения и представления форм налоговой отчетности и счетов для уплаты налогов и сборов конкретного налогоплательщика;

заполнение, проверки и представление налоговых деклараций, отчетности в контролирующий орган;

регистрации, корректировки налоговых накладных/расчетов в Едином реестре налоговых накладных и акцизных накладных в Едином реестре акцизных накладных;

пересмотра информации о налоговых накладных/расчетах корректировки, регистрация которых в Едином реестре налоговых накладных остановлена;

доступа налогоплательщиков к системе электронного администрирования налога на добавленную стоимость в разрезе текущих значений всех слагаемых и вычитателей, предусмотренных пунктом 200-1.3 статьи 200-1 настоящего Кодекса, в режиме пересмотра в реальном времени и доступа к данным Единого реестра налоговых накладных, включая возможность формирования, проверки и подтверждения налоговых накладных, составленных налогоплательщиком или его контрагентами по совершенным между ними сделкам, для целей формирования налогового кредита налогоплательщиком, проверки и определения даты и времени регистрации таких накладных и/или расчетов корректировки, а также пересмотр информации о незарегистрированных налоговые накладные и/или расчеты корректировки к ним, представленные на регистрацию налогоплательщиком, с указанием причины отказа в их регистрации;

получение налогоплательщиками копий приказов о проведении проверок, уведомлений о проведении проверок, актов (справок) проверок, соответствующих запросов и других документов, составленных в связи с проведением и по результатам проверок и сверок, предусмотренных настоящим Кодексом, а также в связи с рассмотрением возражений налогоплательщиков к результатам проверок и/или объяснений налогоплательщика;

обеспечение возможности административного обжалования решений контролирующих органов, в том числе представление возражений на акт или справку, которыми оформлены результаты проверки, подача жалобы на налоговое уведомление-решение или иное решение, действие или бездействие контролирующего органа или должностного лица контролирующего органа, в том числе решение о корректировка таможенной стоимости, решение о классификации товаров для таможенных целей, об определении страны происхождения, решение относительно оснований для предоставления налоговых льгот;

информирование о статусе контрагентов по публично доступным данным информационных ресурсов центрального органа исполнительной власти, обеспечивающего формирование и реализующую государственную финансовую политику, других реестров и баз данных, ведущихся согласно настоящему Кодексу, включая предоставление информации о контрагентах налогоплательщика, относительно которых принято решение о ликвидацию юридического лица, об аннулировании регистрации плательщика налога на добавленную стоимость или привлеченных к ответственности за нарушение законов по вопросам налогообложения (исключительно после окончательного согласования санкций и обязательств);

взятие на учет, внесение изменений в учетные сведения (включая, но не ограничиваясь, внесение или изменение информации о лицах, имеющих право подписывать налоговую отчетность, и квалифицированных сертификатов открытых ключей квалифицированных электронных подписей и/или печатей (при наличии), снятия с учета (в том числе взятие на учет, внесение изменений в учетные сведения и снятие с учета лиц, осуществляющих операции с товарами в порядке, определенном Таможенным кодексом Украины), перехода на специальные режимы налогообложения и других регистрационных действий;

представление обращений и других документов для получения лицензий, разрешений на помещение товаров в таможенные режимы, разрешений на осуществление таможенной брокерской деятельности, открытие и эксплуатацию магазинов беспошлинной торговли, таможенного склада, свободной таможенной зоны коммерческого и сервисного типа, состава временного хранения, грузового таможенного комплекса, а также обращений и других документов по вынесению предыдущих решений в порядке и на условиях, предусмотренных Таможенным кодексом Украины;

представление обращений и других документов с целью регистрации объекта интеллектуальной собственности в таможенном реестре объектов права интеллектуальной собственности, получение уведомлений от таможен о приостановлении таможенного оформления на основании данных таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности и последующей переписки с правообладателем по поводу приостановления такого таможенное оформление;

представление заявлений и других документов с целью получения документов, подтверждающих страну происхождения, которые выдаются таможнями (в частности, сертификатов EUR.1);

регистрации контролирующим органом регистраторов расчетных операций и/или программных регистраторов расчетных операций в случае, если такая регистрация предусмотрена законодательством, представление отчетности, связанной с применением регистратора расчетных операций, книг учета расчетных операций и расчетных книг, представление электронных копий расчетных документов и фискальных чеков, представление информации об объеме расчетных операций, выполненных в наличной и/или в безналичной форме, или об объеме операций по торговле валютными ценностями в наличной форме и т.п.;

представление сообщения о технической и/или методологической ошибке, выявленной в работе электронного кабинета;

получение любого документа, касающегося такого налогоплательщика и должно быть выдано ему контролирующим органом согласно законодательству Украины, или информации из баз данных о таком налогоплательщике путем выгрузки соответствующей информации из электронного кабинета с наложением квалифицированной электронной подписи должностного лица контролирующего органа и квалифицированной электронной печати контролирующего органа с применением средств квалифицированной электронной подписи или печати, имеющих встроенные аппаратно-программные средства, обеспечивающие защиту записанных на них данных от несанкционированного доступа, от непосредственного ознакомления со значением параметров личных ключей и их копирование с соблюдением требований законов Украины " Об электронных документах и электронном документообороте" и "Об электронных доверительных услугах";

обеспечение взаимодействия налогоплательщиков с контролирующими органами по другим вопросам, предусмотренным настоящим Кодексом, которое может быть реализовано в электронной форме средствами электронной связи;

представление обращения на получение индивидуальной налоговой консультации в электронной форме. При необходимости налогоплательщики могут прикрепить к обращению копии необходимых документов;

определение, изменение уполномоченных лиц налогоплательщика, имеющих право пользоваться электронным кабинетом, в частности, относительно подписания, представления, получения ими документов и информации через электронный кабинет и определение их полномочий.

42-1.3. Имущественные права на программное обеспечение электронного кабинета - государственная собственность.

42-1.4. Методолог электронного кабинета обеспечивает:

а) определение методологических и методических основ создания и функционирования электронного кабинета;

б) подготовку и утверждение технического задания на разработку, обновление, модификацию, устранение ошибок программного обеспечения электронного кабинета;

в) утверждение и проверку алгоритмов работы программного обеспечения на соответствие требованиям законодательства;

г) целостность и подлинность исходного программного кода электронного кабинета;

ґ) сохранение данных, содержащихся в электронном кабинете;

д) осуществление контроля за сохранностью данных, содержащихся в электронном кабинете, за отсутствием технического вмешательства в данные или замены данных в электронном кабинете;

е) установление срока смещения технической и/или методологической ошибки в работе электронного кабинета с учетом критичности выявленной ошибки и технической возможности ее устранения;

е) осуществление других функций, необходимых для обеспечения функционирования электронного кабинета;

ж) установление сроков актуализации информации в электронном кабинете, определенной абзацами вторым и восьмым пункта 42-1.2 настоящей статьи.

42-1.5. Налогоплательщик становится пользователем электронного кабинета и приобретает право представлять отчетность в электронной форме и вести переписку средствами электронной связи в электронной форме после прохождения в электронном кабинете электронной идентификации онлайн с использованием квалифицированной электронной подписи с соблюдением требований законов Украины "Об электронных документах и электронном документообороте" и "Об электронных доверительных услугах" или тех сервисов идентификации, использование которых разрешается методологом электронного кабинета.

Запрещается требовать от налогоплательщика совершения дополнительных действий, не предусмотренных настоящим пунктом, чтобы получить право пользования электронным кабинетом.

Единственным основанием для отказа в прохождении электронной идентификации налогоплательщика в электронном кабинете является недействительность квалифицированной электронной подписи такого налогоплательщика, в том числе в связи с окончанием срока действия соответствующего сертификата открытого ключа.

Налогоплательщик, прошедший идентификацию в электронном кабинете самостоятельно определяет способ взаимодействия с контролирующим органом, а именно в общем порядке или в электронной форме, о чем делает соответствующую отметку в электронном кабинете с одновременным обязательным указанием своего электронного адреса (адресов). В случае смены электронного адреса налогоплательщик обязан не позднее следующего рабочего дня внести соответствующие изменения в свои учетные данные в электронном кабинете.

Начиная со дня, следующего за днем избрания налогоплательщиком электронной формы взаимодействия с контролирующим органом через электронный кабинет, кроме выходных и праздничных дней, взаимодействие между ними, которое может быть реализовано в электронной форме средствами электронной связи, осуществляется через электронный кабинет.

Налогоплательщик путем отправки через электронный кабинет соответствующего сообщения с документальным подтверждением фактов, изложенных в нем (в виде электронного документа с соблюдением требований законов Украины "Об электронных документах и электронном документообороте" и "Об электронных доверительных услугах" или скан-копии соответствующих документов), имеет право исправить неточную, неполную или устаревшую информацию о себе, доступ к которой предоставляется ему через электронный кабинет (кроме сведений, которые контролирующие органы получают из Единого государственного реестра юридических лиц, физических лиц - предпринимателей и общественных формирований согласно Закону Украины "О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований").

Контролирующий орган обязан внести соответствующие исправления в информационные базы данных центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную налоговую политику, после установления достоверности и/или верификации данных, в течение двух рабочих дней с момента получения уведомления. Контролирующий орган освобождается от такой обязанности в случаях, если налогоплательщиком не было предоставлено подтверждение фактов, изложенных в уведомлении.

42-1.6. Электронный кабинет работает постоянно (24 часа в день каждого календарного дня), кроме времени, необходимого для его технического обслуживания. Проведение технического обслуживания электронного кабинета в день, на который приходится предельный срок подачи налоговых деклараций, и с 8 до 20 часов любого календарного дня запрещается. Техническое обслуживание электронного кабинета производится в порядке, определяемом методологом электронного кабинета.

42-1.7. В случае обнаружения налогоплательщиком технической и/или методологической ошибки в работе электронного кабинета он имеет право отправить через электронный кабинет или иным способом уведомление об обнаруженной технической и/или методологической ошибке. Уведомление о методологической ошибке посылается методологу электронного кабинета. Уведомление о технической ошибке посылается одновременно методологу электронного кабинета и техническому администратору.

42-1.8. Методолог электронного кабинета обязан провести проверку наличия методологической ошибки в течение 72 часов после поступления сообщения от налогоплательщика, кроме выходных и праздничных дней, о результатах которой сообщить налогоплательщику в этот же срок. Если методолог электронного кабинета признает наличие методологической ошибки, он обязан устранить ее в срок, определенный им с учетом критичности выявленной ошибки и технической возможности ее устранения. Если методологическая ошибка приводит к нарушению прав налогоплательщиков или предусматривает привлечение налогоплательщиков к ответственности, методолог направляет в электронный кабинет и по электронному адресу (адреса) налогоплательщика документ, которым сообщает о существовании методологической ошибки и о времени, необходимом для ее устранения и восстановления нарушенных прав налогоплательщиков Об устранении методологической ошибки методолог сообщает налогоплательщикам путем отправки соответствующего документа с уведомлением в электронный кабинет и на электронный адрес (адреса) налогоплательщиков.

42-1.9. Технический администратор обязан провести проверку наличия технической ошибки в течение 72 часов после поступления сообщения от налогоплательщика, кроме выходных и праздничных дней, о результатах которой сообщить методологу электронного кабинета и налогоплательщику в этот же срок. Если технический администратор признает наличие технической ошибки, то он обязан устранить такую техническую ошибку в течение срока, определенного методологом электронного кабинета, с учетом критичности выявленной ошибки и технической возможности ее устранения. Если техническая ошибка приводит к нарушению прав налогоплательщиков или предусматривает привлечение налогоплательщиков к ответственности, технический администратор направляет в электронный кабинет и по электронному адресу (адреса) налогоплательщиков документ, которым сообщает всем налогоплательщикам о существовании технической ошибки и о времени, необходимом для нее устранение и восстановление нарушенных прав налогоплательщиков Об устранении технической ошибки технический администратор уведомляет налогоплательщиков путем отправки соответствующего документа с уведомлением в электронный кабинет и на электронный адрес (адреса) налогоплательщиков.

42-1.10. В случае если в работе электронного кабинета обнаружена техническая и/или методологическая ошибка или технические сбои и такая ошибка/сбои признаны техническим администратором и/или методологом электронного кабинета или согласно сообщению на официальном веб-портале центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную налоговую политику, или ее существование подтверждено решением суда, основания для привлечения налогоплательщика и/или его должностных лиц к административной, уголовной ответственности за нарушение налогового законодательства, обусловленные исключительно технической и/или методологической ошибкой или техническим сбоем в работе электронного кабинета, отсутствуют.

42-1.11. Если технический администратор или методолог не посылает ответы о результатах проверки сообщения о технической и/или методологической ошибке в установленный настоящим Кодексом срок или отрицает наличие технической и/или методологической ошибки в работе электронного кабинета, то налогоплательщик вправе обратиться в суд за защитой своих прав и охраняемых интересов, о чем сообщает контролирующему органу, техническому администратору и методологу электронного кабинета через электронный кабинет. В течение всего времени судебного разбирательства такого обращения налогоплательщика запрещается определять налогоплательщику денежное обязательство, применять штрафные санкции и начислять пеню, инициировать привлечение налогоплательщика и/или его должностных лиц к административной, уголовной ответственности за нарушение налогового законодательства, обусловленных технической и /или методологической ошибкой в работе электронного кабинета.

Статья 42-1 НКУ на русском языке с изменениями 2024 год (Налоговый кодекс Украины, НК Украины) №2755-VI от 02.12.2010, редакция от 01.01.2022

Кодекс действующий. Актуальность проверена 10.02.2021

Структура акта