Статья 39-2 Налогового кодекса Украины. Контролируемые иностранные компании

39-2.1. Определение контролируемой иностранной компании

39-2.1.1. Контролируемой иностранной компанией признается любое юридическое лицо, зарегистрированное в иностранном государстве или территории, которое признается находящимся под контролем физического лица – резидента Украины или юридического лица – резидента Украины в соответствии с правилами, определенными настоящим Кодексом.

Юридическим лицом может признаваться корпоративное образование или организация, наделенная правом владеть активами, иметь права и обязанности и осуществлять деятельность от собственного имени и независимо от учредителей, участников или формы собственности. Наличие у контролируемой иностранной компании статуса юридического лица признается в соответствии с законодательством его регистрации.

В случаях, предусмотренных настоящей статьей, к контролируемой иностранной компании может приравниваться иностранное образование без статуса юридического лица.

Образованием без статуса юридического лица признается образование, созданное на основании сделки или зарегистрированное в соответствии с законодательством иностранного государства (территории) без создания юридического лица, которое в соответствии с законодательством и/или документами, регулирующими его деятельность (личного закона), имеет право осуществлять деятельность, направленную на получение дохода (прибыли) в интересах своих участников, партнеров, учредителей, доверителей или других выгодополучателей.

Образования без статуса юридического лица могут включать, в частности, но не исключительно, партнерства, трасты, фонды, другие учреждения и организации, созданные на основании сделки или закона иностранного государства (территории). К образованиям без статуса юридического лица приравниваются лица - нерезиденты, организационно-правовая форма которых включена в перечень, утвержденный Кабинетом Министров Украины в соответствии с подпунктом "г" подпункта 39.2.1.1 подпункта 39.2.1 пункта 39.2 статьи 39 настоящего Кодекса, согласно личному не являются юридическими лицами.

39-2.1.2. С учетом положений настоящей статьи контролирующим лицом является физическое лицо или юридическое лицо – резиденты Украины, являющиеся прямыми или опосредованными собственниками (контролерами) контролируемой иностранной компании.

В частности, иностранная компания признается контролируемой иностранной компанией, если физическое лицо – резидент Украины или юридическое лицо – резидент Украины (далее – контролирующее лицо):

а) владеет долей в иностранном юридическом лице в размере более 50 процентов, или

б) владеет долей в иностранном юридическом лице в размере более 10 процентов, при условии что несколько физических лиц - резидентов Украины и/или юридических лиц - резидентов Украины владеют долями в иностранном юридическом лице, размер которых в совокупности составляет 50 и более процентов, или

в) отдельно или вместе с другими резидентами Украины – связанными лицами осуществляет фактический контроль над иностранным юридическим лицом.

Физическое лицо – резидент Украины или юридическое лицо – резидент Украины не признаются контролирующими лицами, если их владение долей в контролируемой иностранной компании реализовано через прямое или опосредованное владение в другом юридическом лице – резиденте Украины, при условии если последнее признается контролирующим лицом согласно настоящему пункту и на нее возлагается обязательство по налогообложению скорректированной прибыли контролируемой иностранной компании.

39-2.1.3. Под долей в иностранном юридическом лице понимаются корпоративные права, права в образовании без статуса юридического лица, в активы которого входит доля в юридическом лице, или любые другие аналогичные права и/или правомочия, предоставляющие физическому или юридическому лицу право:

а) влияния на соответствующую долю голосов в высшем органе управления иностранного юридического лица (общем собрании акционеров, участников или другом аналогичном органе), и/или

б) на получение соответствующей части прибыли иностранного юридического лица и/или

в) блокирование решения о распределении части прибыли иностранного юридического лица и/или

г) на получение соответствующей части активов иностранного юридического лица в случае его ликвидации или прекращения.

В случае если в соответствии с принадлежащим физическому лицу размером доли объемы прав, предусмотренные подпунктами "а" - "в" этого подпункта, разные, для целей настоящего Кодекса принимается наибольшее значение такой доли.

39-2.1.4. Для целей определения владения физическим или юридическим лицом соответствующей долей в иностранном юридическом лице все права, принадлежащие такому физическому или юридическому лицу, считаются суммой долей, которые:

принадлежат такому физическому или юридическому лицу непосредственно или косвенно через других лиц, в том числе через образование без статуса юридического лица;

принадлежат любым связанным лицам такого физического или юридического лица непосредственно или косвенно через других лиц.

Размер доли опосредованного владения рассчитывается:

в случае владения через одну цепь лиц, владеющих частицами одна в другой, - путем умножения частиц;

в случае владения через несколько цепей лиц, обладающих частицами одна в другой, - путем суммирования частиц в каждой такой цепи.

При этом для целей расчета опосредованного владения, в случае если лицо фактически владеет долей в размере свыше 50 процентов (через одну или несколько цепей) над юридическим лицом в цепи, считается, что физическое лицо владеет долей в таком юридическом лице в размере 100 процентов.

Если лицо осуществляет фактический контроль над следующим юридическим лицом в цепи, считается, что такое лицо владеет долей в следующем юридическом лице в размере 100 процентов.

Лицо считается владеющим долей в другом юридическом лице, в случае:

владение на основании права собственности, или

если право собственности на соответствующую долю юридически принадлежит другим лицам, действующим в интересах такого лица.

39-2.1.5. Лицо считается владеющим долей в другом юридическом лице, в случае, если такое лицо является учредителем траста, собственником доли имущества фонда, учреждения, иного образования без статуса юридического лица, в активы которого входит указанная доля, или участником (партнером с полной или ограниченной ответственностью) партнерства, в активы которого входит доля в юридическом лице.

39-2.1.5.1. Учредитель траста, учреждения, другого образования без статуса юридического лица, в активы которого входит указанная доля в юридическом лице, не считается владеющим этой долей, если соблюдаются одновременно следующие условия:

а) такое лицо не имеет права предоставлять прямо или косвенно распоряжение о выплате в его пользу прибыли или дохода такого образования без статуса юридического лица;

б) такое лицо не имеет права распоряжаться прямо или косвенно прибылью или доходом такого образования без статуса юридического лица;

в) такое лицо не имеет права на возврат ему имущества, входящего в состав активов образования без статуса юридического лица (имущество передано на условиях безотзывности). Условие, установленное этим подпунктом, считается исполненным, если учредитель такого образования без статуса юридического лица не имеет права на возврат имущества, входящего в активы такого образования, как в течение существования такого образования, так и в случае его ликвидации (прекращения);

г) такое лицо, действуя отдельно или совместно с другими бенефициарами или выгодоприобретателями такого образования без статуса юридического лица, не имеет права прекращения такого образования без статуса юридического лица, в частности, но не исключительно путем ликвидации, расторжения договора трастового управления;

ґ) такое лицо не осуществляет фактический контроль за образованием без статуса юридического лица, в понимании, предусмотренном подпунктом 39-2.1.6 пункта 39-2.1 настоящей статьи.

39-2.1.5.2. Лицо, не являющееся учредителем траста, учреждения, образования без статуса юридического лица, в активы которого входит доля лица в юридическом лице, считается владеющим этой долей, в случае соблюдения хотя бы одного из следующих условий:

а) такое лицо имеет (юридически или фактически) право требовать начисления и выплаты дохода (прибыли) такого образования без статуса юридического лица;

б) такое лицо имеет право (прямо или косвенно) распоряжаться имуществом, входящим в состав активов такого образования без статуса юридического лица;

в) такое лицо имеет право получить имущество, входящее в активы такого образования без статуса юридического лица в случае его ликвидации (прекращения), кроме случаев получения имущества в случае ликвидации (прекращения) такого образования без волеизъявления этого лица;

г) такое лицо осуществляет фактический контроль за образованием без статуса юридического лица в понимании, предусмотренном подпунктом 39-2.1.6 пункта 39-2.1 настоящей статьи.

39-2.1.5.3. Лицо, являющееся учредителем траста, владельцем доли имущества фонда, учреждения, иного образования без статуса юридического лица, вместе с уведомлением об учреждении образования без статуса юридического лица вправе предоставить подтверждение о соответствии его требованиям подпункта 39-2.1.5.1 подпункта 39-2.1. 5 пункта 39-2.1 настоящей статьи.

В подтверждение соответствия лица, являющегося учредителем траста, владельцем доли имущества фонда, учреждения, иного образования без статуса юридического лица, требованиям подпункта 39-2.1.5.1 подпункта 39-2.1.5 пункта 39-2.1 настоящей статьи, таким лицом должны предоставляться следующие документы :

1) уведомление лица, осуществляющего управление и/или контроль иностранного образования без статуса юридического лица (в частности, но не исключительно, трастового управляющего), что должно содержать:

а) утверждение об отсутствии прав, указанных в подпункте 39-2.1.5.1 подпункта 39-2.1.5 пункта 39-2.1 настоящей статьи, у учредителя согласно договору и/или личному закону, и/или учредительными документами такого иностранного образования без статуса юридического лица;

б) утверждение о регулировании и/или лицензировании лица, осуществляющего управление и/или контроль иностранного образования без статуса юридического лица, относительно его управления таким образованием в соответствии с договором и/или личным законом, и/или учредительными документами такого иностранного образования или в случае , если такое лицо, осуществляющее управление и/или контроль иностранного образования без статуса юридического лица, не является регулируемым и/или лицензируемым, утверждение, что оно администрируется администратором, регулируемым и/или лицензируемым в соответствии с личным законом;

в) нотариально заверенная подпись лица, осуществляющего управление и/или контроль иностранного образования без статуса юридического лица, а в случае если такое лицо не является регулируемым и/или лицензируемым, то нотариально заверенная подпись администратора такого регулируемого и/или лицензируемого соответственно к личному закону. Документ должен быть надлежащим образом легализован согласно требованиям действующего законодательства Украины; или

2) извлечение из трастового соглашения в виде информации об имени учредителя траста, трастового управляющего, протектора (если назначен), бенефициара/бенефициаров (если назначен/назначены) и сведений, указанных в подпункте 39-2.1.5.1 подпункта 39-2.1. 39-2.1 настоящей статьи, за нотариально заверенной подписью лица, осуществляющего управление и/или контроль иностранного образования без статуса юридического лица, а в случае, если такое лицо не является регулируемым и/или лицензированым, то нотариально заверенной подписью администратора такого лица, что регулируется и/или лицензируется в соответствии с личным законом. Выдержка должна быть должным образом легализована в соответствии с требованиями законодательства Украины; или

3) юридический вывод, адресованный учредителю, по законодательству страны основания дискреционного безотзывного траста, подтверждающий сведения, указанные в подпункте 39-2.1.5.1 подпункта 39-2.1.5 пункта 39-2.1 настоящей статьи, предоставленный юридической фирмой или другим лицом, оказывать юридические или адвокатские услуги, деятельность которой подлежит обязательному лицензированию или регулированию в соответствии с личным законом. Подписи лиц должны быть нотариально заверены и документ должен быть легализован в соответствии с требованиями законодательства Украины.

Лицо, осуществляющее управление и/или контроль иностранного образования без статуса юридического лица, ежегодно предоставляет учредителю письменное подтверждение соответствия этого учредителя условиям, предусмотренным подпунктом 39-2.1.5.1 подпункта 39-2.1.5 пункта 39-2.1 настоящей статьи.

В дальнейшем такое письменное подтверждение не направляется контролирующему органу, но должно быть предоставлено лицом, являющимся учредителем траста, собственником доли имущества фонда, учреждения, иного образования без статуса юридического лица, контролирующему органу по его требованию в порядке, установленном центральным органом исполнительной власти, что обеспечивает формирование и реализует государственную финансовую политику.

Обязанность доказывания несоответствия учредителя условиям, предусмотренным настоящим подпунктом, возлагается на контролирующий орган.

39-2.1.6. Лицо считается осуществляющим фактический контроль над юридическим лицом, в случае, если такое лицо имеет возможность оказывать существенное или решающее влияние на решение такого юридического лица по заключению сделок, распоряжению активами и прибылью, прекращению деятельности независимо от юридического оформления такого влияния.

Для целей настоящей статьи фактический контроль устанавливается на основании, в частности, но не исключительно, хотя бы одного из следующих обстоятельств:

а) предоставление лицом обязывающих указаний органам управления юридического лица;

б) ведение лицом переговоров по заключению сделок юридическим лицом и согласование существенных условий таких сделок, которые в дальнейшем только формально утверждаются органами управления юридического лица или выполняются органами управления юридического лица без дальнейшего дополнительного утверждения;

в) наличие у лица доверенности на осуществление существенных сделок от имени юридического лица, выдаваемого на срок более одного года, и не предусматривает предварительного согласования таких сделок органами управления юридического лица;

г) совершение лицом операций по банковским счетам юридического лица или наличие возможности блокировать сделки по таким счетам;

ґ) указание лица в качестве учредителя (бенефициара, фактического выгодоприобретателя) юридического лица при открытии счетов таким юридическим лицом, кроме случаев, если активы такого юридического лица являются частью активов траста, фонда, учреждения, иного образования без статуса юридического лица, учредителем (бенефициаром) , фактическим выгодоприобретателем) которого является такое лицо.

Осуществлением фактического контроля над иностранным образованием без статуса юридического лица в целях применения настоящей статьи признается осуществление или возможность осуществления решающего влияния на решения лица или лиц, осуществляющих управление активами такого образования, принятие решений или возможность принятия решений о замене лиц, осуществляющих управление активами такого образования, а также осуществление или возможность осуществления решающего влияния на решения по распределению прибыли в соответствии с личным законом и/или учредительными документами такого образования.

Положения этого подпункта не применяются к физическому лицу, исполняющему должностные обязанности директора или другого должностного лица юридического лица в соответствии с его уставными документами, и/или к специалистам в области права, аудита, бухгалтерского учета, доверительному управлению собственностью, действующим на пользу и в интересах такого юридического лица с соблюдением надлежащих профессиональных стандартов (в частности, но не исключительно адвокаты, аудиторы, трастовые управляющие, протекторы, гаранторы, энфорсеры, менеджеры фондов, страховщики). В случае если указанные в этом абзаце лица действуют в пользу и в интересах физического лица, выполняя при этом обязательные к выполнению указания такого физического лица считается, что такое физическое лицо осуществляет фактический контроль над юридическим лицом.

В случае начисления денежных обязательств по налогу на доходы физических лиц и/или штрафных санкций на основании признания контролирующим органом физического лица осуществляющим фактический контроль над юридическим лицом, физическое лицо имеет право обжаловать такое решение в административном или судебном порядке, предусмотренном этим Кодексом. При этом обязанность доказывания, что физическое лицо осуществляет фактический контроль над юридическим лицом, возлагается на контролирующий орган.

39-2.2. Налогообложение прибыли контролируемой иностранной компании

39-2.2.1. Плательщиком налога на прибыль контролируемой иностранной компании является контролирующее лицо.

Если одно физическое или юридическое лицо владеет долей или контролирует долю в размере 25 и более процентов в контролируемой иностранной компании совместно с другими физическими и/или юридическими лицами, и при этом ни одно лицо самостоятельно не определит себя контролирующим лицом относительно такой доли в полном размере, считается, что все указанные лица являются контролирующими лицами для контролируемой иностранной компании в равных долях (независимо от того, достигает размер частицы каждого из них 25 процентов).

39-2.2.2. Объектом налогообложения для налога на доходы физических лиц (налога на прибыль предприятий) контролирующего лица является часть скорректированной прибыли контролируемой иностранной компании, пропорциональная доле, которой владеет или которую контролирует такое физическое (юридическое) лицо на последний день соответствующего отчетного периода, по которому рассчитывается скорректированная прибыль контролируемой иностранной компании, исчисляемая в соответствии с правилами, определенными настоящей статьей. Указанная часть прибыли контролируемой иностранной компании:

включается в состав общего годового налогооблагаемого дохода контролирующего лица в порядке, определенном пунктом 170.13 статьи 170 настоящего Кодекса, или

по результатам отчетного налогового года увеличивает объект обложения налогом на прибыль предприятий контролирующего лица в порядке, определенном разделом III настоящего Кодекса.

39-2.2.3. Скорректированная прибыль контролируемой иностранной компании, которая была включена в объект налогообложения одного контролирующего лица в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, не может быть повторно включена в объект налогообложения другого контролирующего лица или контролирующих лиц.

39-2.3. Порядок исчисления скорректированной прибыли контролируемой иностранной компании, облагаемой налогом в Украине.

39-2.3.1. Для целей настоящей статьи скорректированной прибылью контролируемой иностранной компании признается прибыль контролируемой иностранной компании до налогообложения в соответствии с данными ее неконсолидированной финансовой отчетности, составленной за отчетный календарный год (если отчетный год не соответствует календарному году - за периоды, истекающие в соответствующем календарном году) в соответствии с стандартов бухгалтерского учета, применяемых контролируемой иностранной компанией, и сроков подготовки такой отчетности в соответствующей иностранной юрисдикции.

В случае если согласно законодательству иностранной юрисдикции налогового резидентства контролируемой иностранной компании не предусмотрена обязанность составления финансовой отчетности, контролирующее лицо должно обеспечить составление финансовой отчетности контролируемой иностранной компании в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.

В случае наличия у контролирующего органа сомнений относительно достоверности представленной финансовой отчетности контролируемой иностранной компании контролирующий орган имеет право требовать предоставления письменного заключения аудиторской компании, подтверждающей финансовую отчетность контролируемой иностранной компании, не ранее чем через 15 месяцев после завершения отчетного периода, по которому рассчитывается скорректированная прибыль контролируемой иностранной компании.

Такое письменное заключение должно быть предоставлено аудиторской компанией, имеющей право на проведение аудита финансовой отчетности в соответствующей иностранной юрисдикции, и не может содержать отрицательное заключение или отказ от предоставления заключения.

39-2.3.2. При расчете скорректированной прибыли контролируемой иностранной компании учитываются следующие особенности:

39-2.3.2.1. денежный итог от операций контролируемой иностранной компании с ценными бумагами, другими корпоративными правами, деривативами рассчитывается с учетом особенностей, предусмотренных этим подпунктом.

Если по результатам отчетного периода контролируемой иностранной компанией получен отрицательный общий финансовый результат от операций по продаже или иному отчуждению ценных бумаг и/или других корпоративных прав (общая сумма убытков от операций по продаже или другому отчуждению ценных бумаг и/или других корпоративных прав учетом суммы отрицательного финансового результата от таких операций и/или отрицательного общего результата переоценки ценных бумаг и/или других корпоративных прав, не учтенных в предыдущих налоговых периодах, превышает общую сумму доходов от таких операций), сумма такого отрицательного значения общего финансового результата по операциям по продаже или иному отчуждению ценных бумаг и/или другим корпоративным правам уменьшает общий финансовый результат контролируемой иностранной компании от операций по продаже или иному отчуждению ценных бумаг и/или других корпоративных прав последующих налоговых (отчетных) периодов, наступающих за налоговым (отчет им) периодом возникновения указанного отрицательного значения финансового результата.

Если по результатам отчетного периода контролируемой иностранной компанией получен положительный общий финансовый результат от операций по продаже или иному отчуждению ценных бумаг и/или другим корпоративным правам (общая сумма доходов от операций по продаже или другому отчуждению ценных бумаг и/или другим корпоративным правам превышает общую сумму убытков от таких операций с учетом суммы отрицательного финансового результата от таких операций и/или отрицательного общего результата переоценки ценных бумаг и/или других корпоративных прав, не учтенных в предыдущих налоговых периодах), сумма положительного общего финансового результата от операций по продаже или иного отчуждения ценных бумаг и/или других корпоративных прав увеличивает финансовый результат до налогообложения налогового (отчетного) периода контролируемой иностранной компании.

При исчислении скорректированной прибыли контролируемой иностранной компании не учитываются:

сумма уценки, учтенная в финансовом результате до налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде на инструменты собственного капитала, переклассифицированные в финансовые обязательства в соответствии со стандартами финансовой отчетности, применяемыми контролируемой иностранной компанией;

потери от инвестиций в ассоциированные, дочерние и совместные предприятия, рассчитанные методом участия в капитале или методом пропорциональной консолидации;

сумма отрицательного общего результата переоценки ценных бумаг и/или других корпоративных прав (общая сумма уценок ценных бумаг и/или других корпоративных прав превышает общую сумму их дооценок за налоговый (отчетный) период) (кроме государственных ценных бумаг или облигаций местных ссуд), отражена в составе финансового результата до налогообложения отчетного периода в соответствии со стандартами финансовой отчетности, применяемыми контролируемой иностранной компанией;

39-2.3.2.2. расходы контролируемой иностранной компании от уценки внеоборотных активов (основных фондов и нематериальных активов) признаются исключительно в момент реализации (отчуждения) таких внеоборотных активов или при проведении дооценки таких внеоборотных активов в пределах суммы проведенной дооценки;

39-2.3.2.3. расходы контролируемой иностранной компании на начисление процентов по долговым обязательствам учитываются в сумме, не превышающей 30 процентов суммы финансового результата до налогообложения, финансовых расходов и суммы амортизационных отчислений контролируемой иностранной компании по данным финансовой отчетности отчетного (налогового) периода, в котором осуществляется начисление таких процентов.

При исчислении скорректированной прибыли контролируемой иностранной компании не учитываются расходы на формирование резервов по сомнительной задолженности, другой дебиторской задолженности, а также доходы от расформирования указанных резервов.

Расходы на списание безнадежной задолженности учитываются исключительно в том случае, если такая задолженность соответствует признакам, предусмотренным подпунктом 14.1.11 пункта 14.1 статьи 14 настоящего Кодекса;

39-2.3.2.4. доходы и расходы контролируемой иностранной компании по операциям с нерезидентами - связанными лицами, нерезидентами, зарегистрированными в государствах (на территориях), включенными в перечень государств (территорий), утвержденный Кабинетом Министров Украины в соответствии с подпунктом 39.2.1.2 подпункта 39.2.1. пункта 39.2 статьи 39 настоящего Кодекса, а также с нерезидентами, организационно-правовая форма которых включена в перечень, утвержденный Кабинетом Министров Украины в соответствии с подпунктом "г" подпункта 39.2.1.1 подпункта 39.2.1 пункта 39.2 статьи 39 настоящего Кодекса, определяются "вытянутой руки".

В случае если доходы контролируемой иностранной компании по таким операциям ниже уровня доходов, рассчитанных по принципу "вытянутой руки" в соответствии с правилами, установленными статьей 39 настоящего Кодекса, доходы контролируемой иностранной компании увеличиваются на такую разницу. Если контрагентом контролируемой иностранной компании при совершении указанных операций была другая контролируемая иностранная компания, то другая контролируемая иностранная компания имеет право на пропорциональную корректировку финансового результата по такой операции на такую разницу в сторону уменьшения.

В случае если расходы контролируемой иностранной компании по таким операциям выше уровня расходов, рассчитанных по принципу "вытянутой руки" в соответствии с правилами, установленными статьей 39 настоящего Кодекса, скорректированная прибыль контролируемой иностранной компании увеличивается на такую разницу. Если контрагентом контролируемой иностранной компании при совершении указанных операций была другая контролируемая иностранная компания, то другая контролируемая иностранная компания имеет право на пропорциональную корректировку финансового результата по такой операции на такую разницу в сторону уменьшения.

Контролирующий орган может обязать контролирующее лицо предоставить документацию по трансфертному ценообразованию, составленную в соответствии с требованиями статьи 39 настоящего Кодекса, по операциям контролируемой иностранной компании с любым лицом, указанным в настоящем подпункте, в случае, если общий объем операций контролируемой иностранной компании по таким лицом превышает 10 миллионов гривен за календарный год, а общий доход такой контролируемой иностранной компании превышает 150 миллионов гривен за календарный год. Указанная документация должна быть представлена в течение 60 календарных дней со дня получения такого требования.

В случае если контролирующее лицо не представляет документацию по трансфертному ценообразованию, контролирующий орган увеличивает размер прибыли контролируемой иностранной компании до налогообложения на 30 процентов стоимости доходов или расходов, по которым не была подана документация по трансфертному ценообразованию и/или копии первичных документов.

В случае если контролирующий орган устанавливает несоответствие поданной документации по трансфертному ценообразованию требованиям статьи 39 настоящего Кодекса, контролирующий орган вправе самостоятельно определить размер доходов и расходов контролируемой иностранной компании по таким операциям в соответствии с требованиями статьи 39 настоящего Кодекса и соответствующим образом увеличить размер прибыли контролируемой иностранной компании. до налогообложения.

В отчете о контролируемых иностранных компаниях отражается перечень операций с нерезидентами - связанными лицами, нерезидентами, зарегистрированными в государствах (на территориях), которые включены в перечень государств (территорий), утвержденный Кабинетом Министров Украины в соответствии с подпунктом 39.2.1.2 подпункта 39.2. 1 пункта 39.2 статьи 39 настоящего Кодекса, а также с нерезидентами, организационно-правовая форма которых включена в перечень, утвержденный Кабинетом Министров Украины в соответствии с подпунктом "г" подпункта 39.2.1.1 подпункта 39.2.1 пункта 39.2 статьи 39 настоящего Кодекса;

39-2.3.2.5. в случае если контролируемая иностранная компания владеет долей в другом иностранном юридическом лице, признаваемом контролируемой иностранной компанией для того же контролирующего лица, скорректированная прибыль первой контролируемой иностранной компании уменьшается на сумму начисленных доходов от участия в капитале в другой контролируемой иностранной компании и на сумму начисленных доходов в виде дивидендов, выплачиваемых или подлежащих выплате в пользу первой компании от второй компании, долей в которой она владеет.

Для целей настоящей статьи термин "дивиденды" используется в значении, определенном стандартами финансовой отчетности, применяемыми при составлении финансовой отчетности контролируемой иностранной компании, прибыль которой подлежит уменьшению по правилам настоящего подпункта;

39-2.3.2.6. в случае если контролируемая иностранная компания прямо или косвенно получает доход через постоянное представительство на территории Украины, скорректированная прибыль контролируемой иностранной компании подлежит корректировке путем уменьшения на сумму прибыли, полученной через такое постоянное представительство;

39-2.3.2.7. в случае если контролируемая иностранная компания прямо или косвенно владеет долями в юридических лицах, зарегистрированных в Украине, скорректированная прибыль такой контролируемой иностранной компании уменьшается на сумму начисленных доходов от участия в капитале в таких юридических лицах, зарегистрированных в Украине, и на сумму начисленных доходов в виде дивидендов, выплачиваемых или подлежащих выплате в пользу контролируемой иностранной компании от юридического лица, зарегистрированного в Украине.

39-2.3.3. Скорректированная прибыль каждой контролируемой иностранной компании определяется раздельно. В случае если скорректированная прибыль контролируемой иностранной компании отчетного года имеет отрицательное значение, такой убыток не уменьшает прибыль до налогообложения других контролируемых иностранных компаний отчетного года, однако может быть учтен в уменьшении прибыли до налогообложения этой самой контролируемой иностранной компании в будущих отчетных годах.

39-2.3.4. Скорректированная прибыль контролируемой иностранной компании, определенная в иностранной валюте, подлежит перерасчету в гривну по средневзвешенному официальному курсу Национального банка Украины за отчетный (налоговый) период.

39-2.3.5. Контролирующее лицо самостоятельно производит расчет скорректированной прибыли каждой контролируемой иностранной компании на основании финансовой отчетности контролируемой иностранной компании с применением особенностей, установленных подпунктом 39-2.3.2 настоящего пункта, и определяет долю скорректированной прибыли, подлежащей налогообложению в Украине, пропорционально доле иностранному компании, которой она владеет.

39-2.3.6. В случае если доход (прибыль) контролируемой иностранной компании до налогообложения согласно финансовой отчетности будет в дальнейшем скорректирован контролирующими органами юрисдикции фактического местонахождения (регистрации) контролируемой иностранной компании, контролирующее лицо обязано произвести перерасчет скорректированной прибыли, подлежащей налогообложению в Украине, и подать уточняющую налоговую декларацию без применения каких-либо финансовых санкций, предусмотренных настоящим Кодексом.

Контролирующий орган имеет право направить контролирующему лицу запрос о предоставлении документального подтверждения фактов корректировки контролирующими органами юрисдикции фактического местонахождения (регистрации) контролируемой иностранной компании дохода (прибыли) такой контролируемой иностранной компании. Налогоплательщик в течение 15 рабочих дней со дня получения запроса обязан предоставить должным образом заверенные копии документов.

39-2.3.7. В случае если во время проведения проверки контролирующий орган устанавливает, что контролирующее лицо рассчитало скорректированную прибыль контролируемой иностранной компании с нарушением требований настоящей статьи, контролирующий орган самостоятельно осуществляет перерасчет скорректированной прибыли контролируемой иностранной компании в соответствии с требованиями настоящей статьи.

39-2.4. Освобождение от налогообложения прибыли контролируемой иностранной компании

39-2.4.1. Скорректированная прибыль контролируемой иностранной компании не подлежит включению в общий налогооблагаемый доход, не является объектом налогообложения налогом на прибыль предприятий контролирующего лица в случае соблюдения следующих условий:

а) между Украиной и иностранной юрисдикцией местонахождение (регистрации) контролируемой иностранной компании есть действующий договор об избежании двойного налогообложения или об обмене налоговой информацией и

б) выполняется любое из следующих условий:

контролируемая иностранная компания фактически уплачивает налог на прибыль по эффективной ставке, которая не меньше базовой (основной) ставки налога на прибыль предприятий в Украине, определенную пунктом 136.1 статьи 136 настоящего Кодекса, или меньше такой ставки не более чем на пять процентных пунктов, или

доля пассивных доходов контролируемой иностранной компании составляет не более 50 процентов общей суммы доходов контролируемой иностранной компании из всех источников.

В случае если доля пассивных доходов контролируемой иностранной компании составляет более 50 процентов от общей суммы доходов контролируемой иностранной компании из всех источников, для целей применения этой статьи такие доходы признаются активными, при условии, что контролируемая иностранная компания:

фактически выполняет существенные функции, несет риски и использует активы в операциях, приводящих к получению активных доходов;

имеет необходимые ресурсы для выполнения указанных функций, управления рисками и использования активов (квалифицированный персонал, основные фонды собственности или пользования, достаточный собственный капитал и т.д.).

Для целей настоящей статьи эффективная ставка налога на прибыль предприятий рассчитывается путем деления суммы расходов по уплате налога на прибыль предприятий на сумму налогооблагаемой прибыли по данным финансовой отчетности за соответствующий календарный год и умножения на 100 процентов.

39-2.4.2. Независимо от выполнения условий, предусмотренных подпунктом 39-2.4.1 пункта 39-2.4 настоящей статьи, скорректированная прибыль контролируемой иностранной компании не подлежит включению в общий налогооблагаемый доход, не является объектом налогообложения налогом на прибыль предприятий контролирующего лица в случае, если -какое из следующих условий:

39-2.4.2.1. общий совокупный доход всех контролируемых иностранных компаний одного контролирующего лица из всех источников по данным финансовой отчетности не превышает эквивалент 2 миллионов евро на конец отчетного периода;

39-2.4.2.2. контролируемая иностранная компания является публичной компанией, акции (доли) которой обращаются на признанной фондовой бирже. Перечень бирж и требования к признанию акций (долей) публичных компаний обращающимися на указанной фондовой бирже устанавливаются Кабинетом Министров Украины.

Такое увольнение распространяется на все контролируемые иностранные компании, включенные в консолидированную финансовую отчетность такой публичной контролируемой иностранной компании, а также на другие иностранные компании, связанные с публичной контролируемой иностранной компанией в части дивидендов, происходящих от такой публичной контролируемой иностранной компании.

В случае если контролируемая иностранная компания, на которую распространяется такое увольнение, выплачивает дивиденды в пользу контролируемой иностранной компании, не являющейся публичной компанией, такие дивиденды учитываются при расчете скорректированной прибыли такой контролируемой иностранной компании на общих основаниях;

39-2.4.2.3. контролируемая иностранная компания является организацией, которая в соответствии с законодательством соответствующей иностранной юрисдикции, осуществляет благотворительную деятельность и не распределяет доходы в пользу ее учредителей (участников).

39-2.4.3. В случае если прибыль контролируемой иностранной компании освобождается от налогообложения в соответствии с положениями настоящего пункта, контролирующее лицо освобождается от обязанности рассчитывать скорректированную прибыль контролируемой иностранной компании в соответствии с положениями подпункта 39-2.3.2 настоящего Кодекса.

39-2.4.4. Контролирующее лицо имеет право добровольно отказаться от освобождения от налогообложения прибыли контролируемой иностранной компании в соответствии с положениями подпункта 39-2.4.1 или 39-2.4.2 настоящего Кодекса и принять решение о налогообложении прибыли контролируемой иностранной компании путем представления соответствующего заявления в произвольной форме одновременно с представлением отчета о контролируемых иностранных компаниях.

39-2.5. Составление и представление отчета о контролируемых иностранных компаниях и уведомлениях о приобретении или прекращении участия в контролируемых иностранных компаниях

39-2.5.1. Для целей налогового контроля за налогообложением прибыли контролируемой иностранной компании отчетным (налоговым) периодом является календарный год или другой отчетный период контролируемой иностранной компании, истекающий в течение календарного года.

39-2.5.2. Контролирующие лица обязаны представлять отчет о контролируемых иностранных компаниях в контролирующий орган одновременно с представлением годовой декларации об имущественном состоянии и доходах или налоговой декларации по налогу на прибыль предприятий за соответствующий календарный год средствами электронной связи в электронной форме с соблюдением требований закона об электронном документооборота и квалифицированной электронной подписи.

К отчету о контролируемых иностранных компаниях в обязательном порядке прилагаются заверенные должным образом копии финансовой отчетности контролируемой иностранной компании, подтверждающие размер прибыли контролируемой иностранной компании за отчетный (налоговый) год. Если предельные сроки подготовки финансовой отчетности в соответствующей иностранной юрисдикции истекают позже предельных сроков представления годовой декларации об имущественном состоянии и доходах или налоговой декларации по налогу на прибыль предприятий, такие копии финансовой отчетности контролируемой иностранной компании представляются вместе с годовой декларацией об имущественном состоянии и доходах или налоговой декларацией по налогу на прибыль предприятий за следующий отчетный (налоговый) период.

39-2.5.3. В отчете о контролируемых иностранных компаниях указываются:

а) наименование контролируемой иностранной компании, ее адрес, организационно правовая форма, номера налоговой регистрации (при наличии), номера государственной регистрации;

б) размер доли, которой владеет контролирующее лицо в контролируемой иностранной компании;

в) структура владения долей в контролируемой иностранной компании в случае опосредованного владения такой долей;

г) информация о размере дохода (выручки) от реализации товаров (работ, услуг) контролируемой иностранной компании, прибыли от операционной деятельности и прибыли до налогообложения в соответствии с данными финансовой отчетности;

ґ) расчет скорректированной прибыли контролируемой иностранной компании в соответствии с требованиями настоящей статьи, размера такой прибыли, включаемой в состав общего налогооблагаемого дохода контролирующего лица;

д) информация об основаниях освобождения от налогообложения прибыли контролируемой иностранной компании в соответствии с положениями настоящей статьи;

е) суммы дивидендов, полученных контролируемой иностранной компанией напрямую или косвенно через цепь подконтрольных юридических лиц от украинских юридических лиц;

е) суммы прибыли контролируемой иностранной компании, которые были фактически выплачены в пользу контролирующего лица;

ж) перечень операций контролируемой иностранной компании с нерезидентами - связанными лицами, нерезидентами, зарегистрированными в государствах (на территориях), включенных в перечень государств (территорий), утвержденный Кабинетом Министров Украины в соответствии с подпунктом 39.2.1.2 подпункта 39.2.1 пункта 39.2 статьи 39 настоящего Кодекса, а также с нерезидентами, организационно-правовая форма которых включена в перечень, утвержденный Кабинетом Министров Украины в соответствии с подпунктом "г" подпункта 39.2.1.1 подпункта 39.2.1 пункта 39.2 статьи 39 настоящего Кодекса;

з) количество работников контролируемой иностранной компании по состоянию на конец отчетного (налогового) года;

и) информация о сумме прибыли контролируемой иностранной компании, полученной от постоянного представительства в Украине.

39-2.5.4. В случае если контролирующее лицо не имеет возможности обеспечить составление финансовой отчетности контролируемой иностранной компании и/или осуществление расчета скорректированной прибыли контролируемой иностранной компании до даты предельного срока представления годовой декларации об имущественном состоянии и доходах или налоговой декларации по налогу на прибыль предприятий, такое контролирующее лицо представляет отчет о контролируемых иностранных компаниях по сокращенной форме, содержащий только сведения, предусмотренные подпунктами "а" - "в" подпункта 39-2.5.3 настоящего пункта.

Контролирующее лицо обязано представить полный отчет о контролируемых иностранных компаниях до конца календарного года, следующего за отчетным (налоговым) годом. В случае если в соответствии с таким отчетом общий налогооблагаемый доход объект налогообложения налогом на прибыль предприятий контролирующего лица увеличивается, такое лицо до конца календарного года, следующего за отчетным (налоговым) годом, подает уточняющую годовую декларацию об имущественном состоянии и доходах или налоговой декларации. по налогу на прибыль предприятий При этом штрафные санкции и пеня не применяются.

39-2.5.5. Физическое лицо – резидент Украины или юридическое лицо – резидент Украины обязано сообщать контролирующему органу о:

каждое непосредственное или опосредованное приобретение доли в иностранном юридическом лице или начало осуществления фактического контроля над иностранным юридическим лицом, что приводит к признанию такого физического (юридического) лица контролирующим лицом в соответствии с требованиями настоящей статьи;

учреждение, создание или приобретение имущественных прав на долю в активах, доходах или прибыли образования без статуса юридического лица;

каждое отчуждение доли в иностранном юридическом лице или прекращение осуществления фактического контроля над иностранным юридическим лицом, что приводит к потере признания такого физического (юридического) лица контролирующим лицом в соответствии с требованиями настоящей статьи;

ликвидацию или отчуждение имущественных прав на долю в активах, доходах или прибыли образования без статуса юридического лица.

Уведомление направляется в контролирующий орган в течение 60 дней со дня такого приобретения (начала осуществления фактического контроля) или отчуждения (прекращения фактического контроля). Форма и порядок передачи такого уведомления устанавливаются центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализующим государственную финансовую политику.

Требования этого подпункта не применяются, если контролируемая иностранная компания является публичной компанией, требования к которой установлены подпунктом 39-2.4.2.2 подпункта 39-2.4.2 пункта 39-2.4 настоящей статьи.

39-2.5.6. Форма отчета о контролируемых иностранных компаниях, сокращенная форма отчета о контролируемых иностранных компаниях и порядок их заполнения и представления устанавливаются центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализуемость государственной финансовой политики.

39-2.5.7. Контролирующее лицо обязано обеспечить составление отдельной финансовой отчетности по международным стандартам за партнерство, траст или другое образование без статуса юридического лица, доля в котором ему принадлежит, и рассчитывать скорректированную прибыль, подлежащую налогообложению по правилам, определенным для контролируемых иностранных компаний по такому образованию , кроме таких случаев:

а) контролирующее лицо лично приобрело имущественные права на долю в активах, доходах или прибыли траста, фонда или иного образования без статуса юридического лица и отражает доходы, полученные через такое образование, в собственной декларации об имущественном состоянии и доходах (налоговой декларации по налогу на прибыль) предприятий), или

б) непосредственным владельцем доли в партнерстве, трасте, фонде или ином образовании без статуса юридического лица является контролируемая иностранная компания, учитывающая прибыль, полученную через или от такого образования, при составлении собственной финансовой отчетности.

Если в соответствии с положениями этого подпункта контролирующее лицо обязано составлять финансовую отчетность за партнерство, траст или другое образование без статуса юридического лица, соответствующее образование приравнивается с целью налогообложения в контролируемую иностранную компанию.

Объектом налогообложения для налога на доходы физических лиц (налога на прибыль предприятий) контролирующего лица является часть скорректированной прибыли соответствующего образования без статуса юридического лица, пропорциональная доле, которой владеет или которой контролирует такое физическое (юридическое) лицо, исчисляемое в соответствии с правилами, определенных настоящей статьей для контролируемых иностранных компаний.

39-2.6. Налоговый контроль за контролируемыми иностранными компаниями

39-2.6.1. Контролирующий орган имеет право направить налогоплательщику запрос о предоставлении дополнительных пояснений относительно контролируемой иностранной компании, если есть налоговая информация о том, что:

а) налогоплательщик является контролирующим лицом и не предоставил отчет о контролируемых иностранных компаниях и/или

б) сведения, указанные налогоплательщиком в отчете о контролируемых иностранных компаниях, не соответствуют действительности или содержат ошибки.

39-2.6.2. По запросу контролирующего органа налогоплательщик в течение двух месяцев со дня получения запроса обязан предоставить ответ с объяснением фактов, изложенных в таком запросе с должным образом заверенными копиями соответствующих документов.

39-2.6.3. В случае если любой контролирующий орган, другой орган государственной власти, банк или финансовое учреждение обнаружили факты, свидетельствующие о владении физическим (юридическим) лицом – резидентом Украины долей в иностранном юридическом лице, такой орган, банк или финансовое учреждение направляют уведомление об этом. центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную налоговую политику. Уведомление направляется средствами электронной связи не позднее пяти рабочих дней со дня обнаружения указанных фактов.

39-2.6.4. Проверка контролирующего лица производится в соответствии с положениями главы 8 раздела II настоящего Кодекса с учетом особенностей, определенных настоящей статьей.

39-2.6.4.1. Основаниями для проверки контролирующего лица являются:

а) получение контролирующим органом налоговой информации, свидетельствующим о непредставлении налогоплательщиком или представлении с нарушением требований статьи 39-2 настоящего Кодекса отчета о контролируемых иностранных компаниях;

б) непредоставление контролирующему органу ответа согласно подпункту 39-2.6.2 настоящего пункта.

39-2.6.4.2. Порядок проведения проверки контролирующего лица устанавливается центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализующим государственную финансовую политику.

39-2.6.4.3. Во время проведения проверки контролирующее лицо обязано обеспечить предоставление контролирующему органу по его запросу копий первичных документов по отдельным или всем операциям контролируемой иностранной компании. Документы представляются в течение одного месяца с даты получения налогоплательщиком соответствующего запроса в заверенных копиях. При подаче документов на английский язык перевод на украинский язык не требуется.

В случае необходимости получения дополнительных документов, подтверждающих осуществление финансово-хозяйственных операций контролируемой иностранной компании при проведении проверки, они предоставляются налогоплательщиком в течение 30 календарных дней с даты получения дополнительного запроса контролирующего органа.

В случае наличия сомнений относительно достоверности или полноты предоставленных документов или непредоставления полного комплекта документов контролирующий орган может потребовать от контролирующего лица предоставление аудиторского заключения по финансовой отчетности контролируемой иностранной компании, которое не может содержать отказ от предоставления заключения или отрицательного заключения.

При предоставлении контролирующим лицом аудиторского заключения аудиторской компании, имеющей право на проведение аудита финансовой отчетности в соответствующей иностранной юрисдикции, подтверждающей финансовые результаты контролируемой иностранной компании, такой аудиторский вывод является достаточным документом, на основе которого определяется прибыль контролируемой иностранной компании до налогообложения и исчисляется скорректированный прибыль контролируемой иностранной компании Представление контролирующим лицом такого аудиторского заключения не требует предоставления им дополнительных документов для подтверждения прибыли контролируемой иностранной компании до налогообложения.

39-2.6.4.4. Контролирующий орган не имеет права проводить более одной проверки контролирующего лица в течение двух календарных лет.

39-2.6.4.5. Проведение проверки контролирующего лица не препятствует проведению проверок, определенных статьей 75 настоящего Кодекса.

39-2.6.4.6. Срок проведения проверки контролирующего лица исчисляется со дня принятия решения о проведении до дня составления справки (акта) о проведении такой проверки. Продолжительность проверки контролирующего лица не должна превышать шести месяцев.

В случае необходимости получения информации от компетентных органов иностранных государств проведение экспертизы и/или перевода на украинский язык документов, необходимых для исследования соответствия условий деятельности контролируемой иностранной компании и/или ее контролирующего лица правилам настоящего Кодекса о контролируемых иностранных компаниях, срок проведения проверки по решению руководителя ( заместителя руководителя) центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную налоговую политику, может быть продлен на срок, не превышающий шесть месяцев.

39-2.6.4.7. Должностные лица контролирующего органа, которые проводят проверку соблюдения правил о контролируемых иностранных компаниях, имеют право послать лицам, являющимся сторонами операций иностранного юридического лица и/или другими участниками иностранного юридического лица, запрос о предоставлении документов (информации) и/или провести встречную сверку в порядке, предусмотренном статьей 73 настоящего Кодекса, и/или провести опрос должностных лиц или других работников иностранного лица и/или связанных с ним юридических лиц.

Налогоплательщик обязан содействовать должностным лицам, проводящим проверку контролирующего лица, в обеспечении возможности проведения опроса соответствующих должностных лиц или работников контролируемой иностранной компании. При отсутствии возможности проведения опроса на территории Украины этот опрос может быть проведен путем видеоконференций, которые могут обеспечиваться налогоплательщиком.

39-2.6.4.8. Результаты проверки контролирующего лица оформляются в форме акта (справки), состоящего в двух экземплярах, подписывается должностными лицами, проводившими проверку, и контролирующим лицом или его представителем.

Форма акта (справки) о результатах проверки контролирующего лица и требования к его (его) составлению устанавливаются центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную финансовую политику.

Акт (справка) о результатах проверки контролирующего лица должен быть вручен в течение двух рабочих дней с даты его составления контролирующему лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю, удостоверяющемуся подписью соответствующего лица.

В случае отказа контролирующего лица или его представителя от подписания акта (справки) о результатах проверки контролирующего лица должностными лицами контролирующего органа составляется соответствующий акт, удостоверяющий факт такого отказа.

39-2.6.4.9. В случае несогласия контролирующего лица или его представителя с выводами проверки или фактами и данными, изложенными в акте о результатах проверки, они вправе подать свои возражения в течение 30 календарных дней со дня получения акта. При этом контролирующее лицо имеет право подать вместе с возражениями или после представления возражений в срок, согласованный с контролирующим органом, документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений.

Такие возражения рассматриваются в течение 30 рабочих дней, следующих за днем их получения, а налогоплательщику посылается ответ в порядке, определенном статьей 58 настоящего Кодекса, для отправки (вручения) налоговых уведомлений-решений.

39-2.6.4.10. Принятие налогового уведомления-решения по результатам проверки контролирующего лица осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 86 настоящего Кодекса, но не ранее истечения срока предоставления плательщиком возражений, определенного подпунктом 39-2.6.4.9 настоящего пункта.

39-2.6.4.11. Обжалование налоговых уведомлений-решений, принятых по результатам проверки контролирующего лица, производится в соответствии со статьей 56 настоящего Кодекса.

Статья 39-2 НКУ на русском языке с изменениями 2024 год (Налоговый кодекс Украины, НК Украины) №2755-VI от 02.12.2010, редакция от 01.01.2022

Кодекс действующий. Актуальность проверена 10.02.2021

Структура акта