Статья 56 Налогового кодекса Украины. Обжалование решений контролирующих органов

56.1. Решения, принятые контролирующим органом, могут быть обжалованы в административном или судебном порядке.

56.2. В случае если налогоплательщик считает, что контролирующий орган неправильно определил сумму денежного обязательства или принял любое другое решение, противоречащее законодательству или выходящее за пределы полномочий контролирующего органа, установленных настоящим Кодексом или другими законами Украины, такой плательщик вправе обратиться с жалобой о пересмотре этого решения в контролирующий орган высшего уровня.

56.3. Жалоба подается в контролирующий орган высшего уровня в письменной или электронной форме средствами электронной связи (при необходимости - с должным образом заверенными копиями документов, расчетами и доказательствами, которые налогоплательщик считает необходимым предоставить с учетом требований пункта 44.6 статьи 44 настоящего Кодекса) в течение 10 рабочих дней, наступающих за днем получения налогоплательщиком налогового уведомления-решения или иного обжалуемого решения контролирующего органа.

Представление жалобы в электронной форме средствами электронной связи осуществляется налогоплательщиками, которые представляют отчетность в электронной форме и/или прошли электронную идентификацию онлайн в электронном кабинете, с соблюдением требований законов Украины "Об электронных документах и электронном документообороте" и "Об электронных доверительных услугах".

В течение шести месяцев с даты истечения срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, налогоплательщик вправе подать жалобу вместе с ходатайством о возобновлении пропущенного срока на подачу жалобы в административном порядке и копиями подтверждающих документов уважительности причин его пропуска (при наличии). В жалобе может содержаться ходатайство о возобновлении пропущенного срока для подачи жалобы в административном порядке. Контролирующий орган высшего уровня, рассматривая ходатайство налогоплательщика, возобновляет пропущенный срок на подачу жалобы в административном порядке, если признает причины его пропуска уважительными.

Жалобы на решение территориальных органов центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную налоговую политику, подаются в центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную налоговую политику.

Жалобы на решения территориальных органов центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную таможенную политику, в части выполнения функций контролирующего органа в соответствии с подпунктом 41.1.2 пункта 41.1 статьи 41 настоящего Кодекса подаются в центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную таможенную политику.

56.3-1. Жалобы на решения территориальных органов центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную налоговую политику, принятые контролирующим органом в отношении нерезидентов, осуществляющих в Украине деятельность через обособленные подразделения, в том числе постоянные представительства, подаются в контролирующий орган высшего уровня в течение сроков, определенных пунктом 56.3 этой статьи, касающиеся:

а) решение о взятии на налоговый учет нерезидента;

б) налоговое уведомление-решение, вынесенное в связи с определением денежного обязательства в порядке, предусмотренном подпунктом 141.4.2 пункта 141.4 статьи 141 настоящего Кодекса;

в) налоговое уведомление-решение, вынесенное в связи с определением денежного обязательства в порядке, предусмотренном пунктами 117.1 и 117.4 статьи 117 настоящего Кодекса;

г) налоговое уведомление-решение, вынесенное в связи с определением денежного обязательства, предусмотренного пунктом 133.3 статьи 133 настоящего Кодекса.

Указанные в этом пункте жалобы нерезидентов, осуществляющих в Украине деятельность через обособленные подразделения, в том числе постоянные представительства, рассматриваются в общем порядке, определенном для контролирующего органа высшего уровня.

{Абзац седьмой пункта 56.3-1 статьи 56 исключен из Закона № 1525-IX от 03.06.2021}

56.4. При процедуре административного обжалования обязанность доказательства того, что любое начисление, произведенное контролирующим органом в случаях, определенных настоящим Кодексом, или любое другое решение контролирующего органа правомерно, возлагается на контролирующий орган.

Обязанность доказывания правомерности начисления или принятия любого другого решения контролирующим органом в судебном обжаловании устанавливается процессуальным законом.

56.5. Налогоплательщик одновременно с подачей жалобы контролирующему органу высшего уровня обязан письменно или в электронной форме средствами электронной связи (с соблюдением требований, определенных пунктом 42.4 статьи 42 настоящего Кодекса) сообщать контролирующему органу, которым определена сумма денежного обязательства или принято иное решения об обжаловании его налогового уведомления-решения или любого другого решения.

{Пункт 56.6 статьи 56 исключен из Закона № 466-IX от 16.01.2020}

56.7. В случае принятия контролирующим органом высшего уровня решения об отказе налогоплательщику в возобновлении пропущенного срока на подачу жалобы в административном порядке или нарушение налогоплательщиком требований пункта 56.3 настоящей статьи (кроме случаев, когда налогоплательщиком было подано ходатайство о возобновлении пропущенного срока на подачу жалобы в административном порядке) порядка), поданные налогоплательщиком жалобы не рассматриваются и возвращаются ему с указанием причин возврата.

56.8. Контролирующий орган, рассматривающий жалобу налогоплательщика, обязан принять мотивированное решение и отправить его в течение 20 календарных дней, следующих за днем получения жалобы, в адрес налогоплательщика средствами почтовой связи (с уведомлением о вручении) или электронной связи ( с соблюдением требований, определенных пунктом 42.4 статьи 42 настоящего Кодекса или предоставить ему под расписку.

56.9. Руководитель (его заместитель или уполномоченное лицо) контролирующего органа может принять решение о продлении срока рассмотрения жалобы налогоплательщика свыше 20-дневного срока, определенного в пункте 56.8 настоящей статьи, но не более 60 календарных дней, и письменно или в электронной форме средствами электронной связи. связи (с соблюдением требований, определенных пунктом 42.4 статьи 42 настоящего Кодекса) уведомить об этом налогоплательщика до истечения срока, определенного в пункте 56.8 настоящей статьи.

Если мотивированное решение по жалобе налогоплательщика не направляется налогоплательщику в течение 20-дневного срока или в течение срока, продленного по решению руководителя (его заместителя или уполномоченного лица) контролирующего органа, такая жалоба считается полностью удовлетворенной в пользу налогоплательщика со дня, следующего за последним днем указанных сроков.

Жалоба считается также полностью удовлетворенной в пользу налогоплательщика, если решение руководителя (его заместителя или уполномоченного лица) контролирующего органа о продлении сроков его рассмотрения не было направлено налогоплательщику до истечения 20-дневного срока, указанного в абзаце первом настоящего пункта.

56.10. Решения центрального органа исполнительной власти, реализующей государственную налоговую политику, и решения центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную таможенную политику, принятые по рассмотрению жалобы налогоплательщика, являются окончательными и не подлежат дальнейшему административному обжалованию, но могут быть обжалованы в судебном порядке.

56.11. Не подлежит обжалованию денежное обязательство, самостоятельно определенное налогоплательщиком.

56.12. Если в соответствии с настоящим Кодексом контролирующий орган самостоятельно определяет денежное обязательство налогоплательщика по причинам, не связанным с нарушением налогового законодательства, такой налогоплательщик имеет право на административное обжалование решений контролирующего органа в течение 30 календарных дней, следующих за днем поступления налогового уведомления -решение (решение) контролирующего органа.

56.13. Если последний день сроков, указанных в настоящей статье, приходится на выходной или праздничный день, последним днем таких сроков считается первый рабочий день, следующий за выходным или праздничным днем.

56.14. Сроки подачи жалобы на налоговое уведомление-решение или любое другое решение контролирующего органа могут быть продлены по правилам и по основаниям, определенным пунктом 102.6 статьи 102 настоящего Кодекса.

56.15. Жалоба, поданная с соблюдением сроков, определенных абзацем первым пункта 56.3 настоящей статьи, останавливает исполнение налогоплательщиком денежных обязательств, определенных в налоговом уведомлении-решении (решении), на срок со дня представления такой жалобы в контролирующий орган до дня окончания процедуры административного обжалования .

В течение указанного срока налоговые требования по обжалуемому налогу не направляются, а сумма обжалуемого денежного обязательства считается несогласованной.

56.16. Днем подачи жалобы считается день фактического получения жалобы соответствующим контролирующим органом, а в случае отправки жалобы по почте - дата получения отделением почтовой связи от налогоплательщика с жалобой, указанной отделением почтовой связи в сообщении о вручении почтовой отправки или на конверте .

56.17. Процедура административного обжалования заканчивается:

56.17.1. днем, следующим за последним днем срока, предусмотренного для подачи жалобы на налоговое уведомление-решение или любое другое решение соответствующего контролирующего органа в случае, если такая жалоба не была подана в срок, предусмотренный абзацем первым пункта 56.3 настоящей статьи;

56.17.2. днём получения налогоплательщиком решения соответствующего контролирующего органа о полном удовлетворении жалобы;

56.17.3. днём получения налогоплательщиком решения центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную налоговую политику;

56.17.3-1. днём получения налогоплательщиком решения центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную таможенную политику;

56.17.4. исключено;

56.17.5. днем обращения налогоплательщика в контролирующий орган с заявлением о рассрочке, отсрочке обжалованных денежных обязательств.

День окончания процедуры административного обжалования считается днем согласования денежного обязательства налогоплательщика, кроме случая, предусмотренного подпунктом 108-1.2.2 пункта 108-1.2 статьи 108-1 настоящего Кодекса.

56.18. С учетом сроков давности, определенных статьей 102 настоящего Кодекса, налогоплательщик вправе обжаловать в суде налоговое уведомление – решение или иное решение контролирующего органа в любой момент после получения такого решения.

Решение контролирующего органа, обжалованное в судебном порядке, не подлежит административному обжалованию.

Процедура административного обжалования считается досудебным порядком разрешения спора.

При обращении налогоплательщика в суд с иском о признании противоправным и/или отмене решения контролирующего органа денежное обязательство считается несогласованным до дня вступления судебного решения в законную силу.

56.19. В случае если до подачи искового заявления проводилась процедура административного обжалования, налогоплательщик вправе обжаловать в суде налоговое уведомление-решение или иное решение контролирующего органа о начислении денежного обязательства в течение месяца, следующего за днем окончания процедуры административного обжалования в соответствии с пунктом 56.17 этой статьи.

56.20. Требования к оформлению жалобы, порядок подачи и рассмотрения жалоб устанавливается центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализуемую государственную финансовую политику.

56.21. В случае, когда норма настоящего Кодекса или иного нормативно-правового акта, изданного на основании настоящего Кодекса, или когда нормы разных законов или разных нормативно-правовых актов, или когда нормы одного и того же нормативно-правового акта противоречат между собой и предполагают неоднозначное (множественное ) трактовка прав и обязанностей налогоплательщиков или контролирующих органов, в результате чего есть возможность принять решение в пользу как налогоплательщика, так и контролирующего органа, решение принимается в пользу налогоплательщика.

56.22. Если налогоплательщик обжалует решение контролирующего органа в административном порядке и/или в суд, сообщение лицу о подозрении в совершении уголовного правонарушения по уклонению от уплаты налогов не может основываться исключительно на этом решении до окончания процедуры административного обжалования или до окончательного решения дела судом.

Начало досудебного расследования в отношении налогоплательщика или уведомления о подозрении в совершении уголовного правонарушения его должностным (должностным) лицам не может являться основанием для приостановления производства по делу или оставления без рассмотрения жалобы (иска) такого налогоплательщика, поданной в суд в рамках процедуры обжалования решений контролирующих органов.

56.23. Обжалование решения об отказе в регистрации налоговой накладной/расчете корректировки в Едином реестре налоговых накладных осуществляется в порядке, определенном настоящей статьей с учетом следующих особенностей:

56.23.1 жалоба на решение об отказе в регистрации налоговой накладной/расчете корректировки в Едином реестре налоговых накладных подается в центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную налоговую политику;

56.23.2 жалоба на решение об отказе в регистрации налоговой накладной/расчете корректировки в Едином реестре налоговых накладных рассматривается в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины, комиссией центрального органа исполнительной власти, реализующей государственную налоговую политику, с участием уполномоченного лица центрального органа исполнительной власти что обеспечивает формирование и реализует государственную финансовую политику;

56.23.3 жалоба на решение об отказе в регистрации налоговой накладной/расчете корректировки в Едином реестре налоговых накладных рассматривается в течение 10 календарных дней со дня получения такой жалобы центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную налоговую политику. Срок рассмотрения жалобы не может быть продлен;

56.23.4 если мотивированное решение по жалобе налогоплательщика на решение об отказе в регистрации налоговой накладной/расчете корректировки в Едином реестре налоговых накладных не направляется налогоплательщику в течение 10-дневного срока, такая жалоба считается полностью удовлетворенной в пользу налогоплательщика со дня, следующего за последним днем указанного срока.

56.24. Лицо-нерезидент может подать в центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную налоговую политику, жалобу в течение 90 календарных дней, следующих за днем получения лицом-нерезидентом налогового уведомления нерезиденту, составленному в соответствии со статьей 58-1 настоящего Кодекса.

56.24.1. Жалоба на налоговое уведомление лицу-нерезиденту, зарегистрированному в качестве плательщика налога на добавленную стоимость, подается в электронной форме через специальное портальное решение для пользователей нерезидентов, предоставляющих электронные услуги, путем электронной идентификации на государственном или английском языке.

Жалоба на налоговое уведомление лицу-нерезиденту, не зарегистрированному как плательщик налога на добавленную стоимость, подается в порядке, установленном международными договорами Украины, а в случае отсутствия международного договора Украины со страной лица-нерезидента – в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

56.24.2. Жалоба на налоговое уведомление лицу-нерезиденту рассматривается в течение 90 календарных дней, наступающих за днем получения такой жалобы центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную налоговую политику. Срок рассмотрения жалобы не может быть продлен.

Если в течение 90 календарных дней мотивированное решение по жалобе не отправляется:

лицу-нерезиденту, зарегистрированному в качестве плательщика налога на добавленную стоимость, через специальное портальное решение для пользователей нерезидентов, предоставляющих электронные услуги,

лицу-нерезиденту, не зарегистрированному в качестве плательщика налога на добавленную стоимость, в порядке, установленном международными договорами Украины, а в случае отсутствия международного договора Украины со страной лица-нерезидента - в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины,

такая жалоба считается полностью удовлетворенной в пользу лица-нерезидента со дня, следующего за последним днем указанного срока.

Порядок рассмотрения жалобы лица-нерезидента на налоговое уведомление лицу-нерезиденту устанавливается центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную финансовую политику.

56.24.3. Решение по жалобе на налоговое уведомление лицу-нерезиденту, зарегистрированному в качестве плательщика налога на добавленную стоимость, направляется в электронной форме через специальное портальное решение для пользователей нерезидентов, предоставляющих электронные услуги, с одновременным уведомлением о направлении такого решения на электронный адрес лица-нерезидента, указанного ею при регистрации в соответствии со статьей 208-1 настоящего Кодекса. Решение по жалобе на налоговое уведомление лицу-нерезиденту, не зарегистрированному как плательщик налога на добавленную стоимость, направляется в порядке, определенном международными договорами Украины, а в случае отсутствия международного договора Украины со страной лица-нерезидента – в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

Форма решения по жалобе на налоговое уведомление лицу-нерезиденту устанавливается на государственном и английском языках и утверждается центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную финансовую политику.

Статья 56 НКУ на русском языке с изменениями 2024 год (Налоговый кодекс Украины, НК Украины) №2755-VI от 02.12.2010, редакция от 01.01.2022

Кодекс действующий. Актуальность проверена 10.02.2021

Структура акта