64.1. Взятие на учет по основному месту учета юридических лиц и их обособленных подразделений как налогоплательщиков и сборов в контролирующих органах осуществляется на основании сведений Единого государственного реестра юридических лиц, физических лиц - предпринимателей и общественных формирований, предоставленных согласно Закону Украины "О государственной регистрации юридических лиц" лиц, физических лиц - предпринимателей и общественных формирований", в день получения указанных сведений контролирующими органами.
Данные о взятии на учет юридических лиц и их обособленных подразделений как налогоплательщиков и сборов в контролирующих органах передаются в Единый государственный реестр юридических лиц, физических лиц - предпринимателей и общественных формирований в день взятия на учет юридического лица и/или обособленного подразделения юридического лица в порядке , установленном Министерством юстиции Украины и центральным органом исполнительной власти, что обеспечивает формирование и реализует государственную финансовую политику
64.2. Взятие на учет по основному месту учета налогоплательщиков – юридических лиц и обособленных подразделений юридических лиц, для которых законом установлены особенности их государственной регистрации и которые не включаются в Единый государственный реестр юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований, осуществляется в день получения соответствующей заявления, которое налогоплательщик обязан подать в десятидневный срок после государственной регистрации (легализации, аккредитации или удостоверения факта создания иным способом).
64.3. Взятие на учет юридических лиц и их обособленных подразделений как налогоплательщиков и сборов в контролирующих органах согласно пункту 64.1 настоящей статьи подтверждается сведениями, обнародованными на портале электронных сервисов в соответствии с Законом Украины "О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц - предпринимателей и общественных формирований" .
В случае взятия на учет юридических лиц и их обособленных подразделений как налогоплательщиков и сборов в контролирующих органах согласно пункту 64.2 настоящей статьи этим юридическим лицам и обособленным подразделениям юридических лиц не позднее следующего рабочего дня со дня взятия на учет по основному месту учета направляется (выдается ) справка о взятии на учет.
64.4. Военные части обязаны в течение 10 календарных дней после регистрации воинской части как субъекта хозяйствования стать на учет в контролирующем органе по месту дислокации согласно пункту 64.2 настоящей статьи.
64.5. Нерезиденты (иностранные юридические компании, организации), которые осуществляют в Украине деятельность через обособленные подразделения, в том числе постоянные представительства, или приобретают недвижимое имущество или получают имущественные права на такое имущество в Украине или открывают счета в банках Украины в соответствии со статьей 6 Закона Украины "О платежных системах и переводе средств в Украине" или приобретают право собственности на инвестиционный актив, определенный абзацами третьим - шестым подпункта "е" подпункта 141.4.1 пункта 141.4 статьи 141 настоящего Кодекса, у другого нерезидента, не имеющего постоянного представительства в Украине , обязаны стать на учет в контролирующих органах
Взятие на учет в контролирующем органе нерезидента осуществляется при наступлении первого из событий, определенного в абзаце первом настоящего пункта, не позднее следующего рабочего дня со дня поступления от нерезидента соответствующего заявления, которое он обязан подать:
в десятидневный срок после аккредитации (регистрации, легализации) на территории Украины обособленного подразделения - в контролирующий орган по местонахождению обособленного подразделения;
до приобретения недвижимого имущества или получения имущественных прав на такое имущество в Украине – в контролирующий орган по местонахождению недвижимого имущества;
к открытию счета в Украине - в контролирующий орган по местонахождению учреждения (отделения) банка или другого финансового учреждения, в которых открывается счет;
к дате осуществления первой оплаты за приобретаемый инвестиционный актив - к контролирующему органу по местонахождению украинского юридического лица, акции, корпоративные права которого формируют стоимость инвестиционного актива, являющегося предметом такой сделки.
К заявлению прилагаются копии следующих документов (с предъявлением оригиналов):
выписки из соответствующего бизнес-реестра (торгового, банковского или иного реестра, в котором фиксируется факт государственной регистрации компании, организации), выданного в стране регистрации иностранной компании, организации и легализованного в установленном порядке, если иное не предусмотрено международными договорами, согласие язковость которых предоставлена Верховной Радой Украины, что сопровождается нотариально заверенным переводом на украинский язык;
документа, подтверждающего присвоение идентификационного (регистрационного, учетного) номера (кода) нерезидента в стране его регистрации, если в выписке из соответствующего бизнес-реестра не указаны сведения о таком номере (коде), сопровождаемом нотариально заверенным переводом на украинский язык;
документа, которым подтверждаются возможности представителя нерезидента. В случае если такой документ издан в стране регистрации нерезидента, он должен быть легализован в установленном порядке, если иное не предусмотрено международными договорами, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, и сопровождаться нотариально заверенным переводом на украинский язык;
документа об аккредитации (регистрации, легализации) обособленного подразделения иностранной компании, организации на территории Украины, если нерезидент осуществляет в Украине деятельность через обособленное подразделение.
В случае аккредитации (регистрации, легализации) на территории Украины обособленного подразделения иностранной компании, организации, в том числе постоянного представительства, одновременно с взятием на учет нерезидента осуществляется взятие на учет обособленного подразделения такого нерезидента.
В случае установления контролирующим органом по результатам налогового контроля признаков ведения нерезидентом хозяйственной деятельности на территории Украины, указанной в абзацах третьем - пятом настоящего пункта, без взятия на налоговый учет нерезидента, в частности, осуществления резидентом деятельности в интересах нерезидента через обособленные подразделения, в том числе , имеющего признаки неизменного консульства, контролирующим органом назначается проверка таковой деятельности. Порядок проведения проверки для целей настоящего пункта определяется центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную финансовую политику с учетом особенностей, определенных настоящим Кодексом.
Если проверкой установлено ведение нерезидентом деятельности через обособленные подразделения, в том числе постоянное представительство в Украине без взятия на налоговый учет, контролирующий орган составляет акт проверки, направляемый нерезиденту в порядке, определенном пунктом 86.13 статьи 86 настоящего Кодекса. На основании акта проверки контролирующим органом может быть принято решение о взятии на учет такого нерезидента в Украине без заявления и получения возражения к акту проверки.
В случае регистрации лица-нерезидента как плательщика налога на добавленную стоимость в соответствии с пунктом 208-1.2 статьи 208-1 настоящего Кодекса одновременно автоматически производится взятие на учет такого лица-нерезидента.
Порядок взятия на учет нерезидентов в контролирующих органах устанавливается центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализование государственной финансовой политики.
Порядок уведомления нерезидентов о взятии на учет в качестве налогоплательщиков устанавливается Кабинетом Министров Украины.
64.6. На учете в контролирующих органах должны состоять соглашения о разделе продукции, договоры управления имуществом (кроме договоров по операциям, определенным во втором предложении абзаца второго подпункта 5 пункта 180.1 статьи 180 настоящего Кодекса) и договоры о совместной деятельности на территории Украины без создания юридических лиц, распространяющиеся особенности налогового учета и налогообложения деятельности по таким договорам (соглашениям), определенные настоящим Кодексом.
В контролирующих органах не учитываются договора о совместной деятельности, на которые не распространяются особенности налогового учета и обложения совместной деятельности, определенные настоящим Кодексом. Каждый участник таких договоров состоит на учете в контролирующих органах и исполняет обязанности налогоплательщика самостоятельно.
{Абзац третий пункта 64.6 статьи 64 исключен из Закона № 4834-VI от 24.05.2012}
Взятие на учет договора или соглашения осуществляется путем дополнительного взятия на учет управляющего имущества, участника договора о совместной деятельности или соглашения о распределении продукции как налогоплательщика – ответственного за удержание и внесение налогов в бюджет при исполнении договора или соглашения.
{Абзац пятый пункта 64.6 статьи 64 исключен из Закона № 466-IX от 16.01.2020}
64.7. Центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализующую государственную финансовую политику, определяет порядок учета налогоплательщиков в контролирующих органах и порядок формирования Реестра крупных налогоплательщиков на соответствующий год с учетом критериев, определенных настоящим Кодексом для крупных налогоплательщиков.
При включении налогоплательщика в Реестр крупных налогоплательщиков на него распространяются особенности, определенные настоящим Кодексом для крупных налогоплательщиков.
После включения налогоплательщика в Реестр крупных налогоплательщиков и получения уведомления центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную налоговую политику, о таком включении налогоплательщик обязан стать на учет по основному месту учета в территориальном органе центрального органа исполнительной власти, реализующем государственную налоговую политику, осуществляющую сопровождение крупных налогоплательщиков, с начала налогового периода (календарного года), на который сформирован Реестр, и по неосновному месту учета в таком территориальном органе центрального органа исполнительной власти или его структурных подразделениях по имеющимся в пределах населенного пункта по местонахождению территориального органа центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную налоговую политику, осуществляющего сопровождение крупных налогоплательщиков, объектов налогообложения или объектов, связанных с налогообложением по перечню, определенному центральным органом исполнительной власти формирование и реализует государственную финансовую политику, или через которые ведется деятельность такого крупного налогоплательщика.
Относительно крупных налогоплательщиков, самостоятельно не вставших на учет в территориальном органе центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную налоговую политику, осуществляющего сопровождение крупных налогоплательщиков, или его структурных подразделениях, центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную налоговую политику, принимает решение об изменении основного и неосновного места учета таких крупных налогоплательщиков и переводе их на учет в территориальный орган центрального органа исполнительной власти, реализующий государственную налоговую политику, осуществляющий сопровождение крупных налогоплательщиков или его структурные подразделения.
В {Абзац пятый пункта 64.7 статьи 64 исключено из Закона № 466-IX от 16.01.2020}
В случае принятия решения о переводе крупного налогоплательщика на учет в территориальный орган центрального органа исполнительной власти, реализующий государственную налоговую политику, осуществляющий сопровождение крупных налогоплательщиков или другой контролирующий орган, соответствующие контролирующие органы обязаны в течение 20 календарных дней после принятия такого решение осуществить взятие на учет/снятие с учета такого налогоплательщика.
Большой налогоплательщик, в отношении которого центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную налоговую политику, принято решение о переводе на учет в контролирующий орган, осуществляющий сопровождение крупных налогоплательщиков или другой контролирующий орган, после взятия его на учет по новому месту учета обязан уплачивать налоги по месту предварительного учета в контролирующих органах, а подавать налоговую отчетность и выполнять другие обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, по новому месту учета.
Статья 64 НКУ на русском языке с изменениями 2024 год (Налоговый кодекс Украины, НК Украины) №2755-VI от 02.12.2010, редакция от 01.01.2022
Структура акта