Налоговый кодекс Украины. Подраздел 9-2. Особенности уточнения налоговых обязательств по налогу на прибыль предприятий и налогу на добавленную стоимость при применении налогового компромисса

1. Налоговый компромисс - это режим освобождения от юридической ответственности налогоплательщиков и/или их должностных (должностных) лиц за занижение налоговых обязательств по налогу на прибыль предприятий и/или налогу на добавленную стоимость за любые налоговые периоды до 1 апреля 2014 г. года с учетом сроков давности, установленных статьей 102 настоящего Кодекса. Налогоплательщик, решивший воспользоваться процедурой налогового компромисса, во время действия налогового компромисса за такие налоговые периоды вправе подать соответствующие уточняющие расчеты налоговых обязательств по налогу на прибыль предприятий и/или налогу на добавленную стоимость, в которых определяет сумму завышения расходов, что учитываются при определении объекта обложения налогом на прибыль предприятий и/или сумму завышения налогового кредита по налогу на добавленную стоимость.

Уточняющие расчеты налоговых обязательств по налогу на прибыль предприятий и/или налогу на добавленную стоимость представляются по форме, установленной центральным органом исполнительной власти, обеспечивающей формирование государственной финансовой политики. Вместе с уточняющим расчетом представляется перечень (описание) хозяйственных операций, по которым осуществлено уточнение показателей налоговой декларации.

На случаи представления уточняющих расчетов налоговых обязательств в соответствии с настоящим подразделением не распространяются нормы статьи 50 настоящего Кодекса.

При составлении уточняющих расчетов налоговых обязательств для применения налогового компромисса не учитываются суммы корректировок налогового кредита по налогу на добавленную стоимость и/или расходов, учитываемых при исчислении объекта налогообложения налогом на прибыль, отраженные в уточняющих расчетах, одновременно отвечающих таким условиям :

1) представлены в порядке, установленном статьей 50 настоящего Кодекса, после 1 апреля 2014;

2) уточняют показатели налоговых деклараций за отчетные (налоговые) периоды, предшествовавшие 1 апреля 2014 года;

3) по результатам представления таких уточняющих расчетов было уменьшено налоговое обязательство (увеличено отрицательное значение) по налогу на прибыль или налогу на добавленную стоимость за такие отчетные (налоговые) периоды.

У налогоплательщика по результатам применения налогового компромисса не могут возникать или увеличиваться по ошибке и/или излишне уплаченные денежные обязательства.

2. Сумма заниженного налогового обязательства по налогу на прибыль предприятий и/или налогу на добавленную стоимость уплачивается в размере 5 процентов такой суммы. При этом 95 процентов суммы заниженного налогового обязательства по налогу на прибыль предприятий и/или налогу на добавленную стоимость считаются погашенными, штрафные санкции не применяются, пеня не начисляется.

Сумма погашенного налогового обязательства по налогу на прибыль и/или налогу на добавленную стоимость в размере 95 процентов в результате применения налогового компромисса не учитывается для определения объекта обложения налогом на прибыль предприятий.

3. Процедура достижения налогового компромисса длится не более 70 календарных дней со дня, следующего за днем представления уточняющего расчета.

Представление налогоплательщиком уточняющего расчета за периоды, по которым не была проведена документальная проверка, может служить основанием для проведения документальной внеплановой проверки согласно процедуре налогового компромисса.

В течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем представления уточняющего расчета, контролирующий орган принимает решение о необходимости проведения документальной внеплановой проверки, о чем сообщает налогоплательщику в соответствии со статьей 42 настоящего Кодекса.

Документальная внеплановая проверка проводится исключительно по вопросам, относящимся к расходам, учитываемым при определении объекта налогообложения налогом на прибыль предприятий и/или суммы завышения налогового кредита по налогу на добавленную стоимость, в рамках процедуры достижения налогового компромисса.

Если контролирующий орган сообщил налогоплательщику об отсутствии необходимости проведения документальной внеплановой проверки, сумма задекларированных обязательств считается согласованной.

В случае принятия решения о необходимости проведения документальной внеплановой проверки контролирующий орган проводит такую проверку и по ее результатам:

1) принимает налоговое уведомление-решение в случае выявления нарушений налогоплательщиком требований налогового законодательства, уплата денежного обязательства по которому производится в размере, предусмотренном пунктом 2 этого подразделения;

2) составляет справку в случае отсутствия таких нарушений, что подтверждает правомерность определения сумм налоговых обязательств в уточняющем расчете.

Налоговое уведомление-решение или справку контролирующий орган направляет налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьями 42 и 58 настоящего Кодекса.

4. Уточнение налогоплательщиком налоговых обязательств путем представления уточняющего расчета согласно этому подразделу не влияет на размер налоговых обязательств его контрагентов.

5. Налогоплательщик уплачивает налоговые обязательства, определенные в уточняющем расчете и/или налоговом уведомлении-решении, в размере, предусмотренном пунктом 2 настоящего подразделения, в течение 10 календарных дней со дня, следующего за днем согласования. Днем согласования считается день получения уведомления контролирующего органа об отсутствии необходимости проведения документальной внеплановой проверки, а в случае принятия решения о необходимости проведения документальной внеплановой проверки - день получения справки, подтверждающий правомерность определения сумм налоговых обязательств в уточняющем расчете или день получения налогового уведомления -решение, принятое по результатам такой проверки.

6. В случае если налогоплательщик начинает процедуру административного и/или судебного обжалования налогового уведомления-решения, принятого контролирующим органом по результатам документальной внеплановой проверки согласно настоящему подразделению, налоговый компромисс не применяется.

7. Процедура налогового компромисса, установленная этим подразделением, распространяется также на несогласованные суммы налоговых обязательств по налогу на прибыль предприятий и/или налога на добавленную стоимость, определенные в налоговых уведомлениях-решениях, в отношении которых длится процедура судебного и/или административного обжалования, а также на случаи, когда налогоплательщик получил налоговое уведомление-решение, согласно которому налоговые обязательства не согласованы в соответствии с нормами настоящего Кодекса. Достижение налогового компромисса в таком случае осуществляется по заявлению налогоплательщика в письменной форме в контролирующий орган о намерении достижения налогового компромисса. В таких случаях день согласования налогоплательщиком налоговых обязательств, определенных в налоговом уведомлении-решении, является день подачи такого заявления в соответствующий контролирующий орган. В случае неуплаты налогоплательщиком такого налогового обязательства на сумму, определенной пунктом 2 этого подразделения, такое налоговое обязательство считается несогласованным.

Процедура налогового компромисса по размеру и срокам уплаты заниженного налогового обязательства по налогу на прибыль предприятий и/или налога на добавленную стоимость, установленная этим подразделением, распространяется также на случаи, когда у налогоплательщика независимо от процедуры налогового компромисса по решению контролирующего органа начата документальная проверка или составлен акт по результатам такой проверки. В таких случаях налогоплательщик имеет право подать в контролирующий орган, назначивший документальную проверку или составивший акт по результатам такой проверки, соответствующие уточняющие расчеты налоговых обязательств к налоговым декларациям за отчетные налоговые периоды в порядке, определенном пунктом 1 настоящего подразделения.

8. Налоговый компромисс считается достигнутым после уплаты налогоплательщиком согласованных налоговых обязательств согласно настоящему подразделению.

По достижении налогового компромисса согласно этому подразделу такие обязательства не подлежат обжалованию и их размер не может быть изменен в других налоговых периодах.

9. В случае достижения налогового компромисса проверки по налогу на прибыль предприятий и/или налогу на добавленную стоимость по уточненным операциям в последующих периодах по указанным налогам контролирующими органами не производятся.

10. Действие, совершенное налогоплательщиком или его должностными (должностными) лицами, что привело к занижению его налоговых обязательств по налогу на прибыль предприятий и/или налогу на добавленную стоимость, если такие налоговые обязательства уточнены по процедурам применения налогового компромисса и уплаченные в бюджеты, не считается умышленным уклонением от уплаты налогов, сборов (обязательных платежей).

11. Налоговый компромисс с учетом сроков давности в соответствии со статьей 102 настоящего Кодекса применяется к правоотношениям, возникшим до 1 апреля 2014 года, и распространяется исключительно на налоговые обязательства по налогу на прибыль предприятий и/или налогу на добавленную стоимость независимо от того, проводились проверки контролирующих органов или нет за такие периоды.

12. Налогоплательщики с целью применения налогового компромисса имеют право подать уточняющие расчеты или заявления в соответствии с положениями этого подразделения в течение 90 календарных дней со дня вступления в силу этого подразделения.

Кодекс действующий. Актуальность проверена 10.02.2021