Статья 42 Налогового кодекса Украины. Переписка налогоплательщиков и контролирующих органов

42.1. Налоговые сообщения - решения, налоговые требования или другие документы по вопросам администрирования налогов, сборов, платежей, налогового контроля, в том числе по вопросам проведения проверок, сверок, адресованные контролирующим органом налогоплательщику, должны быть составлены в письменной форме, соответствующим образом подписаны и случаях, предусмотренных законодательством, заверенные печатью такого контролирующего органа и отражаться в электронном кабинете.

42.2. Документы считаются должным образом врученными, если они направлены в порядке, определенном пунктом 42.4 настоящей статьи, отправленные по адресу (местонаханию, налоговому адресу) налогоплательщика заказным письмом с уведомлением о вручении или лично вручены налогоплательщику (его представителю).

42.3. Если налогоплательщик в порядке и в сроки, определенные статьей 66 настоящего Кодекса, сообщил контролирующий орган об изменении налогового адреса, он на период со дня государственной регистрации изменения налогового адреса до дня внесения изменений в учетные данные такого налогоплательщика освобождается от исполнения требований документов, отправленных ему контролирующим органом по предварительному налоговому адресу и в дальнейшем возвращенных как не нашедших адресата.

42.4. Налогоплательщики, которые представляют отчетность в электронной форме и/или прошли электронную идентификацию онлайн в электронном кабинете, могут осуществлять переписку с контролирующими органами средствами электронной связи в электронной форме с соблюдением требований законов Украины "Об электронных документах и электронном документообороте" и "О электронных доверительных услугах".

Переписка контролирующих органов с налогоплательщиками, указанными в абзаце первом настоящего пункта, подавших заявление о желании получать документы через электронный кабинет, осуществляется средствами электронной связи в электронной форме с соблюдением требований законов Украины "Об электронных документах и электронном документообороте" и "О электронных доверительных услугах" путем отправки документа в электронный кабинет с одновременным отправлением налогоплательщику на его электронный адрес (адреса) информации о виде документа, дате и времени его отправления в электронный кабинет.

Документ, направленный контролирующим органом в электронный кабинет, считается врученным налогоплательщику, если он сформирован с соблюдением требований законов Украины "Об электронных документах и электронном документообороте" и "Об электронных доверительных услугах" и доступен в электронном кабинете.

Датой вручения налогоплательщику документа является дата, указанная в квитанции о доставке в текстовом формате, отправляемая из электронного кабинета автоматически и свидетельствующая о дате и времени доставки документа налогоплательщику. В случае если доставка документа состоялась после 18 часов, датой вручения документа налогоплательщику считается следующий рабочий день. Если доставка состоялась в выходной или праздничный день, датой вручения документа налогоплательщику считается первый рабочий день, следующий за выходным или праздничным днем.

В случае неполучения контролирующим органом квитанции о доставке документа в электронный кабинет в течение двух рабочих дней со дня его отправления такой документ в бумажной форме на третий рабочий день со дня отправки из электронного кабинета направляется по адресу (местонаханию, налоговому адресу) налогоплательщика заказным письмом с уведомлением о вручении или лично вручается налогоплательщику (его представителю).

При этом срок доставки документа в электронный кабинет, определенный абзацем пятым настоящего пункта, не засчитывается в срок отправления документов, определенный настоящим Кодексом.

Налогоплательщик один раз в течение года может послать контролирующему органу через электронный кабинет заявление об отказе получать документы через электронный кабинет. Датой завершения переписки налогоплательщика через электронный кабинет является дата, указанная в квитанции о доставке контролирующему органу, заявления об отказе получать документы через электронный кабинет.

42.5. В случае если налогоплательщик не подал заявление о желании получать документы через электронный кабинет, переписка с налогоплательщиком осуществляется путем отправки по адресу (местонаханию, налоговому адресу) налогоплательщика заказным письмом с уведомлением о вручении или лично вручаются налогоплательщику (его представителю).

В случае если почта не может вручить налогоплательщику документ в связи с отсутствием по местонахождению должностных лиц налогоплательщика, их отказом принять документ, ненахождение фактического местоположения (местонахождение) налогоплательщика или по другим причинам, документ считается врученным налогоплательщику в день, указанный почтовой службой в уведомлении о вручении с указанием причины невручения.

По требованию налогоплательщика, получившего документ в электронной форме, контролирующий орган предоставляет такому налогоплательщику соответствующий документ в бумажной форме в течение трех рабочих дней со дня поступления соответствующего требования (в бумажной или электронной форме) налогоплательщика.

42.6. Электронный документооборот между налогоплательщиком и контролирующим органом осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, законами Украины "Об электронных документах и электронном документообороте" и "Об электронных доверительных услугах" без заключения соответствующего договора.

Руководитель налогоплательщика определяет, изменяет перечень уполномоченных лиц налогоплательщика, наделяемых правом подписания, представления, получения ими документов и информации через электронный кабинет от имени налогоплательщика и определяет их полномочия.

Налогоплательщик становится субъектом электронного документооборота после отправки в контролирующий орган первого любого электронного документа в установленном формате с соблюдением требований законов Украины "Об электронных документах и электронном документообороте" и "Об электронных доверительных услугах".

Электронный документооборот между налогоплательщиком и контролирующим органом прекращается исключительно в случаях:

получение информации от квалифицированного поставщика электронных доверительных услуг о завершении срока действия (или отмены) квалифицированного сертификата открытого ключа руководителя налогоплательщика;

получение информации из Единого государственного реестра юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований об изменении руководителя налогоплательщика;

получение информации из Единого государственного реестра юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований о государственной регистрации прекращения юридического лица;

наличия в Государственном реестре физических лиц – налогоплательщиков информации о прекращении предпринимательской деятельности физического лица – предпринимателя или независимой профессиональной деятельности физического лица;

наличия в Государственном реестре физических лиц – налогоплательщиков информации о закрытии регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика в связи со смертью.

Порядок обмена электронными документами налогоплательщика и контролирующего органа утверждается центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализование государственной финансовой политики.

Статья 42 НКУ на русском языке с изменениями 2024 год (Налоговый кодекс Украины, НК Украины) №2755-VI от 02.12.2010, редакция от 01.01.2022

Кодекс действующий. Актуальность проверена 10.02.2021

Структура акта