Статья 100 Налогового кодекса Украины. Рассрочка и отсрочка денежных обязательств или налогового долга налогоплательщика

100.1. Рассрочкой, отсрочкой денежных обязательств или налогового долга является перенос сроков уплаты налогоплательщиком его денежных обязательств или налогового долга под проценты, размер которых равен размеру 120 процентов годовых учетной ставки Национального банка Украины, действующей на день принятия контролирующим органом решения о рассрочке, отсрочка денежных обязательств или налогового долга.

Если в состав рассроченной (отсроченной) суммы входит пеня, то в расчет процентов берется сумма за вычетом суммы пени.

100.2. Налогоплательщик имеет право обратиться в контролирующий орган с заявлением о рассрочке и отсрочке денежных обязательств или налогового долга. Налогоплательщик, обращающийся в контролирующий орган с заявлением о рассрочке, отсрочке денежных обязательств, считается согласовавшим сумму такого денежного обязательства.

100.3. Рассрочка и отсрочка денежных обязательств или налогового долга в рамках процедуры восстановления платежеспособности должника производятся в соответствии с законодательством по вопросам банкротства.

100.4. Основанием для рассрочки денежных обязательств или налогового долга налогоплательщика является предоставление им достаточных доказательств существования обстоятельств, перечень которых определяется Кабинетом Министров Украины, свидетельствующих о наличии угрозы возникновения или накопления налогового долга такого налогоплательщика, а также экономического обоснования, свидетельствующего о возможности погашение денежных обязательств и налогового долга и/или увеличение налоговых поступлений в соответствующий бюджет в результате применения режима рассрочки, в течение которого произойдут изменения политики управления производством или сбытом такого налогоплательщика.

100.5. Основанием для отсрочки денежных обязательств или налогового долга налогоплательщика является предоставление им доказательств, перечень которых определяется Кабинетом Министров Украины, свидетельствующих о наличии действия обстоятельств непреодолимой силы, повлекших угрозу возникновения или накопления налогового долга такого налогоплательщика, а также экономическое обоснование , свидетельствующее о возможности погашения денежных обязательств или налогового долга и/или увеличения налоговых поступлений в соответствующий бюджет в результате применения режима отсрочки, в течение которого произойдут изменения политики управления производством или сбытом такого налогоплательщика.

100.6. Рассроченные суммы денежных обязательств или налогового долга (в том числе отдельно - суммы штрафных (финансовых) санкций) погашаются равными долями начиная с месяца, следующего за тем месяцем, в котором принято решение о предоставлении такой рассрочки.

100.7. Отложенные суммы денежных обязательств или налогового долга погашаются равными долями начиная с любого месяца, определенного соответствующим контролирующим органом или соответствующим органом местного самоуправления, который согласно пункту 100.8 настоящей статьи утверждает решение о рассрочке или отсрочке денежных обязательств или налогового долга, но не позднее истечения 12 календарных месяцев со дня возникновения такого денежного обязательства либо налогового долга, либо единовременно в полном объеме.

100.8. Решение о рассрочке, отсрочке денежных обязательств или налогового долга, а также о перенесении сроков уплаты рассроченных, отсроченных сумм или их доли принимается в следующем порядке:

в отношении общегосударственных налогов и сборов – руководителем (его заместителем или уполномоченным лицом) контролирующего органа с учетом особенностей, определенных пунктом 100.9 настоящей статьи;

в отношении местных налогов и сборов - руководителем (его заместителем или уполномоченным лицом) контролирующего органа и утверждается финансовым органом местного органа исполнительной власти, в бюджет которого входят такие местные налоги и сборы.

100.9. Решение о рассрочке, отсрочке денежных обязательств или налогового долга, а также о перенесении сроков уплаты рассроченных, отсроченных сумм или их доли в отношении общегосударственных налогов и сборов на срок, выходящий за пределы одного и/или более бюджетных лет, кроме случаев, предусмотренных этим пунктом принимается руководителем (его заместителем или уполномоченным лицом) центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную налоговую политику, о чем сообщается центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализующую государственную финансовую политику.

Решение о рассрочке, отсрочке денежных обязательств или налогового долга, а также о перенесении сроков уплаты рассроченных, отсроченных сумм или их доли в отношении общегосударственных налогов и сборов на срок, выходящий за пределы одного и/или более бюджетных лет, в случае если сумма, заявленная к рассрочке, отсрочке, или сумма рассроченных, отсроченных денежных обязательств или налогового долга, по которым переносятся сроки уплаты, составляет 10 миллионов гривен и более, принимается руководителем (его заместителем или уполномоченным лицом) центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную налоговую политику по согласованию с центральным органом исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализующую государственную финансовую политику.

Решение о рассрочке, отсрочке денежных обязательств или налогового долга, а также о переносе сроков уплаты рассроченных, отсроченных сумм, если сумма предварительно рассрочки, отсрочки денежных обязательств или налогового долга не была погашена, принимается по мотивированному и обоснованному решению руководителя ( заместителя руководителя) центрального органа исполнительной власти, обеспечивающего формирование и реализующую государственную финансовую политику.

100.10. Центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную налоговую политику, формирует и ведет в открытом доступе Реестр заявлений о рассрочке, отсрочке денежных обязательств или налогового долга, ежедневно опубликованном на своем официальном веб-сайте.

В указанный реестр вносятся следующие данные по каждому из поданных заявлений:

название налогоплательщика и код согласно ЕГРПОУ (для юридических лиц) или регистрационный номер учетной карты налогоплательщика (для физических лиц) или серия и номер паспорта (для физических лиц, которые по своим религиозным убеждениям отказываются от принятия регистрационного номера учетной карты налогоплательщика и официально уведомили об этом соответствующий контролирующий орган и имеют отметку в паспорте);

дата подачи заявления о рассрочке, отсрочке денежных обязательств или налогового долга;

вид заявления (о рассрочке, отсрочке денежных обязательств или налогового долга);

сумма денежного обязательства или налогового долга, заявленного к рассрочке, отсрочке;

вид налога/сбора, денежное обязательство или налоговый долг по которому заявлен к рассрочке, отсрочке;

решение контролирующего органа по результатам рассмотрения заявления, номер и дата решения;

дата и номер договора о рассрочке, отсрочке денежного обязательства или налогового долга;

срок действия договора о рассрочке, отсрочке денежного обязательства или налогового долга;

цена имущества, переданного в налоговый залог.

Заявления о рассрочке, отсрочке денежного обязательства или налогового долга вносятся в Реестр заявлений о рассрочке, отсрочке денежного обязательства или налоговом долге в течение операционного дня их получения в хронологическом порядке их поступления.

Порядок ведения и форма Реестра заявлений о рассрочке, отсрочке денежного обязательства или налогового долга утверждаются центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализование государственной финансовой политики.

100.11. Рассрочка, отсрочка денежного обязательства или налогового долга предоставляется отдельно по каждому налогу и сбору.

Если сумма денежного обязательства или налогового долга, заявленная к рассрочке, отсрочке составляет 1 миллион гривен и более, рассрочка, отсрочка предоставляется только при условии:

передачи в налоговый залог имущества налогоплательщика, балансовая стоимость которого равна или превышает заявленную к рассрочке, отсрочке сумму денежного обязательства, - в случае рассрочки, отсрочки денежных обязательств;

нахождение в налоговом залоге имущества налогоплательщика, балансовая стоимость которого равна или превышает заявленную к рассрочке, отсрочке сумму налогового долга - в случае рассрочки, отсрочки налогового долга.

Сроки уплаты рассроченных, отложенных сумм или их доли могут быть перенесены путем принятия отдельного решения и внесения соответствующих изменений в договоры рассрочки, отсрочки.

100.12. Договоры о рассрочке могут быть досрочно расторгнуты:

100.12.1. по инициативе налогоплательщика - при досрочном погашении рассроченной суммы денежного обязательства и налогового долга или отсроченной суммы денежного обязательства или налогового долга, по которым была достигнута договоренность о рассрочке, отсрочке;

100.12.2. по инициативе контролирующего органа в случае, если:

выяснено, что информация, представленная налогоплательщиком при заключении указанных договоров, оказалась недостоверной, извращенной или неполной;

налогоплательщик признается имеющим налоговый долг по денежным обязательствам, возникшим после заключения указанных договоров;

налогоплательщик нарушает условия погашения рассроченного денежного обязательства или налогового долга или отложенного денежного обязательства или налогового долга.

100.13. Порядок рассрочки и отсрочки денежных обязательств или налогового долга налогоплательщика устанавливается центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализуемую государственную финансовую политику.

100.14. Рассрочка, отсрочка налогового долга не увольняют имущество налогоплательщика с налогового залога.

Статья 100 НКУ на русском языке с изменениями 2024 год (Налоговый кодекс Украины, НК Украины) №2755-VI от 02.12.2010, редакция от 01.01.2022

Кодекс действующий. Актуальность проверена 10.02.2021

Структура акта