63.1. Учет налогоплательщиков ведется с целью создания условий для осуществления контролирующими органами контроля над правильностью начисления, своевременностью и полнотой уплаты налогов, начисленных финансовых санкций, соблюдения налогового и иного законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы.
63.2. Взятию на учет или регистрации в контролирующих органах подлежат все налогоплательщики.
Взятие на учет в контролирующих органах юридических лиц, их обособленных подразделений, в том числе юридических лиц - нерезидентов, открывающих счета в банках Украины, а также самозанятых лиц осуществляется независимо от наличия долга по уплате того или иного налога и сбора.
63.3. В целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат регистрации или взятию на учет в контролирующих органах по местонахождению юридических лиц, обособленным подразделениям юридических лиц, месту жительства лица (основное место учета), а также по месту нахождения (регистрации) их подразделений, движимого и недвижимого имущества , объектов налогообложения или объектов, связанных с налогообложением или через которые производится деятельность (неосновное место учета).
Центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную налоговую политику, может принять решение об изменении основного и неосновного места учета крупного налогоплательщика, в том числе определить, что учет такого налогоплательщика осуществляет территориальный орган центрального органа исполнительной власти, реализующий государственную налоговую политику, осуществляет сопровождение крупных налогоплательщиков и его структурные подразделения в случае создания.
Объектами налогообложения и объектами, связанными с налогообложением, являются имущество и действия, в связи с которыми у налогоплательщика возникают обязанности по уплате налогов и сборов. Такие объекты по каждому виду налога и сбора определяются согласно соответствующему разделу настоящего Кодекса.
Налогоплательщик обязан стать на учет в соответствующих контролирующих органах по основному и неосновному месту учета, сообщать обо всех объектах налогообложения и объектах, связанных с налогообложением, контролирующих органах по основному месту учета согласно порядку учета налогоплательщиков.
Заявление о взятии на учет налогоплательщика по неосновному месту учета подается в соответствующий контролирующий орган в течение 10 рабочих дней после создания обособленного подразделения, регистрации движимого или недвижимого имущества или открытия объекта или подразделения, через которые осуществляется деятельность или подлежат налогообложению.
63.4. Взятие на учет налогоплательщиков - юридических лиц и их обособленных подразделений осуществляется после их государственной регистрации или включения сведений о них в соответствующие государственные реестры на условиях, определяемых законодательными актами Украины, кроме случаев, определенных настоящим Кодексом, когда органами регистрации являются контролирующие органы или когда проведение государственной регистрации налогоплательщика в соответствующем статусе законодательством не предусматривается.
63.5. Все физические лица – налогоплательщики и сборы регистрируются в контролирующих органах путем включения сведений о них в Государственный реестр физических лиц – налогоплательщиков в порядке, определенном настоящим Кодексом.
Физические лица - предприниматели и лица, намеренные осуществлять независимую профессиональную деятельность, подлежат взятию на учет как самозанятые лица в контролирующих органах согласно настоящему Кодексу.
63.6. Учет налогоплательщиков в контролирующих органах ведется по налоговым номерам.
Порядок определения налогового номера устанавливается центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализующим государственную финансовую политику.
Учет лиц, которые по своим религиозным убеждениям отказываются от принятия регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика и сообщили об этом соответствующему контролирующему органу, ведется по фамилии, имени, отчеству и серии и номеру действующего паспорта. В паспортах указанных лиц контролирующими органами делается отметка о наличии у них права производить любые платежи по серии и номеру паспорта. Порядок внесения отметки определяется центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализующей государственную финансовую политику.
63.7. Контролирующий орган отмечает налоговый номер или серию и номер паспорта (для физических лиц, которые по своим религиозным убеждениям отказываются от принятия регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика и сообщили об этом соответствующий контролирующий орган и имеют отметку в паспорте) во всех свидетельствах, справках, в других документах или уведомлениях, выдаваемых налогоплательщику или направляемых ему.
Каждый налогоплательщик отмечает налоговый номер или серию и номер паспорта (для физических лиц, которые по своим религиозным убеждениям отказываются от принятия регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика и сообщили об этом соответствующий контролирующий орган и имеют отметку в паспорте) во всех налоговых декларациях (расчетах, отчетах), платежных документах по налогам и сборам, в финансовых документах, а также в других случаях, предусмотренных законодательством.
63.8. Особенности учета налогоплательщиков по отдельным налогам, а также отдельным категориям налогоплательщиков устанавливаются соответствующими разделами настоящего Кодекса.
63.9. Документы, подаваемые налогоплательщиками для взятия на учет в контролирующих органах, проверяются в порядке, установленном центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализующим государственную финансовую политику, и в случае обнаружения ошибок или представления недостоверных сведений возвращаются для исправления. Налогоплательщики, которые не подали в течение 5 календарных дней, следующих за днем получения возвращенных документов, исправленных документов для взятия на учет в контролирующих органах или повторно подали такие документы с ошибками, несут ответственность в соответствии с законом.
63.10. Центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализующей государственную финансовую политику, определяются:
63.10.1. порядок учета налогоплательщиков и сборов;
63.10.2. перечень документов, которые подаются для взятия на учет налогоплательщиков, а также порядок представления таких документов;
63.10.3. формы заявлений, свидетельств и документов по вопросам регистрации и учета налогоплательщиков.
63.11. Контролирующие органы обеспечивают достоверность данных о налогоплательщиках в Едином банке данных о налогоплательщиках - юридических лиц и Государственном реестре физических лиц - налогоплательщиков, реестре плательщиков налога на добавленную стоимость, реестре неприбыльных организаций и других реестрах, формируемых и ведущихся контролирующими органами согласно этому Кодексом, их защита от несанкционированного доступа, обновления, архивирования и восстановления данных.
63.12. Собираемая информация используется и формируется контролирующими органами в связи с учетом налогоплательщиков, вносится в информационные базы данных.
63.13. С целью постоянного обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц информацией центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную налоговую политику, обнародует на едином государственном регистрационном веб-портале юридических лиц и физических лиц - предпринимателей и общественных формирований и собственном официальном веб -сайте данные о взятии на учет в качестве налогоплательщиков юридических лиц, их обособленных подразделений и самозанятых лиц не позднее следующего рабочего дня после взятия на учет.
Доступ к указанным веб-порталам и веб-сайтам является бесплатным и свободным.
Указанные данные содержат следующие сведения о налогоплательщике:
налоговый номер (для юридического лица и его обособленного подразделения);
наименование для юридического лица или фамилию, имя, отчество для физического лица;
местонахождение;
дата и номер записи о взятии на учет;
наименование и идентификационный код контролирующего органа по основному месту учета налогоплательщика;
сведения о направлении соответствующим контролирующим органом в Единый государственный реестр юридических лиц, физических лиц - предпринимателей и общественных формирований сведений в связи с прекращением юридического лица, предусмотренных законодательством.
63.14. Для целей настоящей главы датой получения документов (сведений, заявлений, запросов и других документов) являются:
для представленных в бумажном виде - дата поступления в соответствующий контролирующий орган;
для представленных в электронном виде - время и дата поступления такого электронного документа, указанные в электронном сообщении (квитанции), сформированном программным обеспечением центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную налоговую политику, в формате, утвержденном в установленном законодательством порядке.
Если документ, представленный в электронном виде, поступил не позднее 16 часов рабочего (операционного) дня, датой его получения считается следующий после него рабочий (операционный) день.
Статья 63 НКУ на русском языке с изменениями 2024 год (Налоговый кодекс Украины, НК Украины) №2755-VI от 02.12.2010, редакция от 01.01.2022
Структура акта