Статья 53 Закона Украины О рынках капитала и организованных товарных рынках. Правила функционирования организованного рынка

1. Правила функционирования регулируемого рынка состоят, в частности, порядка:

1) допуска участников регулируемых рынков в регулярных торгов;

2) организации и проведения регулярных торгов;

3) допуска активов к торгам, приостановления и отмены такого допуска;

4) раскрытие информации о функционировании регулируемого рынка и его обнародования;

5) разрешение споров между участниками регулируемого рынка;

6) осуществление контроля за соблюдением участниками регулируемого рынка правил функционирования регулируемого рынка;

7) создание и обеспечение функционирования механизма выявления, предупреждения и устранения конфликтов интересов между любыми следующими лицами:

а) оператором регулируемого рынка;

б) акционерами (участниками) оператора регулируемого рынка;

в) лицами, которые осуществляют контроль над оператором регулируемого рынка или регулируемого рынка;

г) участниками такого регулируемого рынка;

8) применение санкций за нарушение правил функционирования регулируемого рынка;

9) взаимодействия с центральным контрагентом по сделкам в отношении активов, допущенных к торгам на регулируемых рынках;

10) взаимодействия с Центральным депозитарием ценных бумаг в установленных законодательством случаях;

11) взаимодействия с Национальным банком Украины в установленных законодательством случаях.

2. Правила функционирования БТМ состоят, в частности, порядка:

1) допуска участников к торгам на БТМ;

2) организации и проведения торгов;

3) допуска активов к торгам, приостановления и отмены такого допуска;

4) раскрытие информации о функционировании БТМ и ее обнародования;

5) взаимодействия с центральным контрагентом и / или лицом, производящим клиринговую деятельность по определению обязательств, по обязательствам по деривативных контрактам и по сделкам в отношении активов, допущенных к торгам на БТМ, или с указания, что оператор БТМ на основании отдельной лицензии на осуществление клиринговой деятельности по определению обязательств самостоятельно осуществляет клиринговую деятельность по обязательствам, возникающим вследствие заключения деривативных контрактов и сделок по ценным бумагам, допущенных к торгам на БТМ, управление деятельностью которого он осуществляет;

6) взаимодействия с Центральным депозитарием ценных бумаг в установленных законодательством случаях;

7) взаимодействия с Национальным банком Украины в установленных законодательством случаях.

3. Правила функционирования БТМ могут предусматривать:

1) создание и обеспечение функционирования механизма выявления, предупреждения и устранения конфликтов интересов между любыми следующими лицами:

а) оператором БТМ;

б) акционерами (участниками) оператора БТМ;

в) участниками такого БТМ;

2) осуществление контроля за соблюдением участниками БТМ правил функционирования БТМ;

3) наложение санкций за нарушение правил функционирования БТМ.

4. Правила функционирования ОТМ состоят, в частности, порядка:

1) допуска участников к торгам на ОТМ;

2) организации и проведения торгов;

3) допуска активов к торгам, приостановления и отмены такого допуска;

4) раскрытие информации о функционировании ОТМ и ее обнародования;

5) взаимодействия с лицом, производящим клиринговую деятельность по определению обязательств, по обязательствам по деривативных контрактам и по сделкам по облигациям, допущенных к торгам на ОТМ, или с указания, что оператор ОТМ на основании отдельной лицензии на осуществление клиринговой деятельности по определению обязательств самостоятельно осуществляет клиринговую деятельность по обязательствам, возникающим вследствие заключения деривативных контрактов и сделок по облигациям, допущенных к торгам на ОТМ, управление деятельностью которого он осуществляет;

6) взаимодействия с Центральным депозитарием ценных бумаг в установленных законодательством случаях;

7) взаимодействия с Национальным банком Украины в установленных законодательством случаях.

5. Правила функционирования ОТМ могут предусматривать:

1) создание и обеспечение функционирования механизма выявления, предупреждения и устранения конфликтов интересов между любыми из следующих лиц:

а) оператором ОТМ;

б) акционерами (участниками) оператора ОТМ;

в) участниками такого ОТМ;

2) осуществление контроля за соблюдением участниками ОТМ правил функционирования ОТМ.

6. Правила соответствующего организованного рынка деривативных контрактов должны дополнительно к требованиям, указанным в частях первой, второй и четвертой настоящей статьи, предусматривать порядок реализации оператором этого рынка мероприятий управления позициями участников такого рынка, в частности путем предоставления этом оператору таких полномочий:

1) контроля по суммам открытых позиций участников рынка и их клиентов;

2) получение от участников рынка информации (в частности всей необходимой документации) относительно:

а) размера и цели позиции или взятого обязательства;

б) их прямых или косвенных владельцев;

в) соглашений о сотрудничестве;

г) соответствующих активов и обязательств на соответствующем рынке;

3) требовать от лица закрытия или уменьшения позиции на временной или постоянной основе в соответствии с потребностями конкретного случая, а также, в случае если такое лицо не выполнила указанное требование, принимать в одностороннем порядке меры для обеспечения закрытия или уменьшения позиции;

4) в необходимых случаях требовать от лица временного возвращения ликвидности на рынок по согласованной цене и в согласованном объеме с четко выраженным намерением уменьшить влияние большой или подавляющего позиции.

Правила функционирования организованного рынка деривативных контрактов могут предусматривать порядок уплаты сторонами деривативного контракта друг другу денежных средств в сумме, размер которой зависит от изменения значения базового показателя (начальная и вариационная маржа), если это предусмотрено соответствующими спецификациями.

Статья 53 ЗУ О рынках капитала и организованных товарных рынках на русском языке с изменениями 2024 год №3480-IV от 23.02.2006, редакция от 05.08.2021

Закон действующий. Актуальность проверена 10.02.2021

Структура акта