Статья 8 Закона Украины О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения. Задачи, обязанности и права субъекта первичного финансового мониторинга

1. Субъект первичного финансового мониторинга (кроме специально определенных субъектов первичного финансового мониторинга, которые осуществляют свою деятельность единолично, без образования юридического лица) с учетом требований законодательства, результатов национальной оценки рисков и оценки рисков, присущих его деятельности, разрабатывает, внедряет и обновляет правила финансового мониторинга, программы проведения первичного финансового мониторинга и другие внутренние документы по вопросам финансового мониторинга (далее - внутренние документы по вопросам финансового мониторинга) и назначает работника, ответственного за его проведение (далее - ответственный работник).

Внутренние документы по вопросам финансового мониторинга должны содержать процедуры, достаточные для обеспечения эффективного управления рисками, а также для предотвращения использования услуг и продуктов субъекта первичного финансового мониторинга для легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирование терроризма и финансирование распространения оружия массового уничтожения .

Группы, участниками которых являются субъекты первичного финансового мониторинга, разрабатывают и внедряют единые правила финансового мониторинга, что, в частности, включают процедуру информации в пределах группы с целью финансового мониторинга. Такие правила распространяются на всех субъектов первичного финансового мониторинга, входящих в группу, их филиалы и дочерние компании, расположенные в других странах.

2. Субъект первичного финансового мониторинга обязан:

1) встать на учет в специально уполномоченном органе как субъект первичного финансового мониторинга и сообщать специально уполномоченный орган в порядке, определенном Национальным банком Украины для субъектов первичного финансового мониторинга, по которым Национальный банк Украины в соответствии со статьей 18 настоящего Закона выполняет функции государственного регулирования и надзора, а также Кабинетом Министров Украины для других субъектов первичного финансового мониторинга о:

назначение или увольнение ответственного работника;

назначении лица, временно будет исполнять обязанности ответственного работника в случае его отсутствия;

изменение сведений о субъекта первичного финансового мониторинга и / или ответственного работника или лицо, временно исполняющее его обязанности;

прекращения и / или возобновления деятельности субъекта первичного финансового мониторинга;

2) обеспечивать в соответствии с требованиями, установленными соответствующим субъектом государственного финансового мониторинга, надлежащую организацию и проведение первичного финансового мониторинга, должным образом позволит выявлять пороговые и подозрительные финансовые операции (деятельность) независимо от уровня риска деловых отношений с клиентом (проведение финансовых операций без установления деловых отношений) и сообщать о них специально уполномоченный орган, а также предотвращать использование услуг и продуктов субъекта первичного финансового мониторинга для проведения клиентами финансовых операций с противоправной целью;

3) обеспечивать функционирование надлежащей системы управления рисками, применение в своей деятельности риск-ориентированного подхода и принятия надлежащих мер по минимизации рисков;

4) осуществлять надлежащую проверку новых клиентов, а также существующих клиентов;

5) обеспечивать мониторинг финансовых операций клиента (в том числе таких, которые осуществляются в интересах клиента) на предмет соответствия таких финансовых операций имеющейся у субъекта первичного финансового мониторинга информации о клиенте, его деятельности и риск, включая в случае необходимости информацию об источнике средств , связанных с финансовым (ими) операцией (ямы)

6) обеспечивать выявление, в частности с использованием средств автоматизации, финансовых операций, подлежащих финансовому мониторингу, до начала, в процессе, в день возникновения подозрения, после их проведения или при попытке их проведения или после отказа клиента от их проведения;

7) обеспечивать регистрацию финансовых операций, подлежащих финансовому мониторингу, в частности с использованием средств автоматизации;

8) сообщать специально уполномоченный орган о:

а) пороговые финансовые операции, соответствующие признакам, определенным абзацами вторым и третьим части первой статьи 20 настоящего Закона, - в течение пяти рабочих дней со дня их проведения (попытки проведения);

б) пороговые финансовые операции, соответствующие признакам, определенным абзацами четвертым и пятым части первой статьи 20 настоящего Закона, - не позднее пятого рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором финансовые операции были осуществлены;

в) подозрительные финансовые операции (деятельность) или попытки их проведения независимо от суммы, на которую они (а) проводятся, - немедленно после возникновения подозрения или достаточных оснований для подозрения, а также предоставлять обоснованные выводы, копии документов и другую информацию, на основе которых сформирован подозрение, и дополнительную информацию на запросы специально уполномоченного органа;

г) о разногласиях между сведениями о конечных бенефициарных владельцев клиента, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц - предпринимателей и общественных формирований, и об конечных бенефициарных владельцев, полученной субъектом первичного финансового мониторинга в результате осуществления надлежащей проверки клиента, - не позднее десятого рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором были обнаружены расхождения;

9) в случае поступления от специально уполномоченного органа сообщение:

с ненулевыми кодами ошибок по отдельным финансовым операциям или в целом по предоставленного субъектом первичного финансового мониторинга сообщение, в частности сообщение по отслеживанию (мониторингу) финансовых операций, подать в течение трех рабочих дней со дня поступления уведомления в специально уполномоченный орган надлежащим образом оформленное уведомление;

об ошибке в обработке дополнительной информации (информации для выполнения запроса уполномоченного органа иностранного государства) подать в течение двух рабочих дней со дня поступления уведомления надлежащим образом оформленную дополнительную информацию;

10) содействие в рамках законодательства работникам специально уполномоченного органа в проведении анализа финансовых операций;

11) подавать на запрос специально уполномоченного органа, совершенное в пределах его полномочий:

а) дополнительную информацию, которая может быть связана с финансированием терроризма или финансированием распространения оружия массового уничтожения, а также информацию, которая может быть связана с остановкой финансовых операций, замораживанием активов, связанных с терроризмом и его финансированием, распространением оружия массового уничтожения и его финансированием, в соответствии с настоящим Законом - в течение одного рабочего дня со дня поступления запроса;

б) другую, не указанную в подпункте "а" настоящего пункта, дополнительную информацию - в течение пяти рабочих дней со дня поступления запроса или в другой срок, согласованный в установленном порядке со специально уполномоченным органом;

12) представлять по запросу специально уполномоченного органа, совершенное в пределах его полномочий, дополнительную информацию, необходимую для выполнения им запроса, поступившего от уполномоченного органа иностранного государства, в том числе информацию с ограниченным доступом, в течение пяти рабочих дней со дня поступления запроса или в другой срок, согласованный в установленном порядке со специально уполномоченным органом;

13) представлять по запросу специально уполномоченного органа, совершенное в пределах его полномочий, информацию по отслеживанию (мониторингу) финансовых операций клиента, операции которого стали объектом финансового мониторинга, в порядке, установленном центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализацию государственной политики в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, по согласованию с соответствующими субъектами государственного финансового мониторинга, в соответствии с настоящим Законом выполняют функции государственного регулирования и надзора за суб ' объектами первичного финансового мониторинга, и Фондом гарантирования вкладов физических лиц;

14) в случае невозможности соблюдения сроков, установленных пунктами 11 и 12 настоящей части, по объективным причинам (учета объема запрашиваемой информации, формы ее представления - электронной или бумажной, копирование или сканирование, получение данных из архивов и т.п.) согласовать со специально уполномоченным органом не позднее двух рабочих дней со дня поступления запроса срок предоставления запрашиваемой информации в порядке, установленном центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализацию государственной политики в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения;

15) своевременно и в полном объеме подавать (оформлять, удостоверять) в порядке, установленном соответствующим субъектом государственного финансового мониторинга, в соответствии с настоящим Законом выполняет функции государственного регулирования и надзора за субъектом первичного финансового мониторинга, на запрос этого субъекта государственного финансового мониторинга достоверную информацию и / или документы (заключения, решения и т.п.), копии документов или выписки из документов, касающихся выполнения субъектом первичного финансового мониторинга требований законодательства в сфере предотвращения и противодействия и необходимые субъекту государственного финансового мониторинга для осуществления им надзору в сфере предотвращения и противодействия, в том числе для проверки фактов нарушений требований законодательства в сфере предотвращения и противодействия, осуществление контроля за выполнением субъектами первичного финансового мониторинга решений субъектов государственного финансового мониторинга о применении мер воздействия, письменных требований;

16) принимать меры по предотвращению разглашения (в частности лицам, относительно финансовых операций которых проводится проверка) информации, представляемой специально уполномоченному органу, и другой информации по вопросам финансового мониторинга (в том числе о факте предоставления такой информации или факт получения запроса, решения или поручения от специально уполномоченного органа и их исполнения), кроме случаев, определенных настоящим Законом;

17) документировать меры, принятые в целях выполнения требований законодательства в сфере предотвращения и противодействия путем создания (ведение) соответствующих документов (в том числе электронных), записей таким образом, чтобы способствовать работникам субъекта первичного финансового мониторинга, привлеченным к проведению первичного финансового мониторинга, наиболее рационально и эффективно выполнять свои обязанности и быть способным доказать субъекту государственного финансового мониторинга, решения, принятые в целях соблюдения требований законодательства в сфере предотвращения и противодействия, в частности, оценки рисков, осуществления надлежащей проверки, мониторинга и сообщения о финансовых операциях, подлежащих финансовому мониторингу, основанные на содержательных фактах и результатах комплексного и надлежащего анализа;

18) хранить (таким образом, чтобы оперативно предоставлять по запросу соответствующих субъектов государственного финансового мониторинга, и в объеме, достаточном для восстановления информации о конкретных финансовых операций, в том числе в случае необходимости предоставления в качестве доказательств в уголовном производстве) документы (в том числе электронные), их копии, записи, данные, информацию о мерах, принятых во исполнение требований в сфере предотвращения и противодействия, в том числе по осуществлению надлежащей проверки клиентов (в том числе идентификации и верификации представителей клиентов, установление их полномочий), а также лиц , которым субъектом первичного финансового мониторинга было отказано в установлении деловых отношений и / или проведении финансовых операций, а также все документы, касающиеся деловых отношений (проведение финансовой операции) с клиентом (включая деловую, в частности внутреннюю, корреспонденцию, переписка, отчеты, запросы, результаты любого анализа при осуществлении надлежащей проверки клиента), не менее пяти лет после прекращения деловых отношений с клиентом или завершения разовой финансовой операции без установления деловых отношений с клиентом.

Нормативно-правовым актом субъекта государственного финансового мониторинга, в соответствии с настоящим Законом выполняет функции государственного регулирования и надзора за субъектом первичного финансового мониторинга, могут устанавливаться более длительные сроки и дополнительные требования к порядку хранения документов;

19) обеспечивать доступ соответствующих субъектов государственного финансового мониторинга, в соответствии с настоящим Законом выполняют функции государственного регулирования и надзора за субъектами первичного финансового мониторинга, и на обоснованные запросы правоохранительных органов, совершенные в пределах их полномочий, к документам или информации, содержится в них в полном объеме в соответствии с требованиями закона. Получение правоохранительными органами от банков документов или информации, составляющих банковскую тайну, осуществляется в порядке и в объеме, установленных Законом Украины "О банках и банковской деятельности";

20) по поручению государственного органа, предоставленным с целью выполнения запроса уполномоченного органа иностранного государства, останавливать проведение или обеспечить мониторинг финансовой операции соответствующего лица в установленном законодательством порядке;

21) по решению специально уполномоченного органа останавливать проведение расходных финансовых операций или обеспечить мониторинг финансовой операции (финансовых операций) соответствующего лица в установленном законодательством порядке;

22) проводить в порядке, установленном субъектом государственного финансового мониторинга, в соответствии с настоящим Законом выполняет функции государственного регулирования и надзора за соответствующим субъектом первичного финансового мониторинга, внутренние проверки своей деятельности на предмет соблюдения требований законодательства в сфере предотвращения и противодействия или независимый аудит своей деятельности (кроме банковской деятельности) в этой сфере;

23) принимать в соответствии с законодательством меры для обеспечения прохождения ответственным работником обучения в сфере предотвращения и противодействия течение трех месяцев со дня его назначения, а также повышение квалификации ответственного работника путем прохождения обучения не менее одного раза в три года на базе соответствующего учебного заведения, принадлежащего к сфере управления специально уполномоченного органа, и в других учебных заведениях по согласованию со специально уполномоченным органом;

24) принимать на постоянной основе мероприятий по подготовке персонала с целью надлежащего выполнения требований этого Закона, в частности путем проведения образовательной и практической работы;

25) осуществлять управление рисками, связанными с введением или использованием новых и существующих информационных продуктов, деловой практики или технологий, в том числе таких, которые обеспечивают проведение финансовых операций без непосредственного контакта с клиентом;

26) выполнять совершенные на основании, в пределах полномочий и способом, предусмотренными законодательством в сфере предотвращения и противодействия, требования соответствующих субъектов государственного финансового мониторинга, в соответствии с настоящим Законом выполняют функции государственного регулирования и надзора за субъектами первичного финансового мониторинга, по выполнению требований законодательства в сфере предотвращения и противодействия;

27) устанавливать для работников процедуры по уведомлению руководителя субъекта первичного финансового мониторинга и / или ответственного работника о нарушении требований законодательства в сфере предотвращения и противодействия, в том числе без указания авторства (анонимно), с обеспечением соответствующих средств;

28) обеспечивать защиту (не допускать увольнения или принуждение к увольнению, привлечение к дисциплинарной ответственности или подверженности другим негативным мерам воздействия (перевод, аттестация (переаттестация), изменение условий труда, отказ в назначении на высшую должность, сокращение заработной платы и т.п.) или подверженности угрозе таких мер воздействия) работников в связи с сообщением ними руководителя и / или ответственного работника субъекта первичного финансового мониторинга или субъекта государственного финансового мониторинга о нарушении требований законодательства в сфере предотвращения и противодействия;

29) не допускать к руководству, членства в своих органах управления (надзорных и исполнительных) или контроля лиц, имеющих непогашенную или неснятую в установленном законом порядке судимость за корыстные уголовные преступления или терроризм, а также их соучастников в таких уголовных правонарушениях;

30) не допускать формирования своего уставного капитала (для кредитных союзов - паевого, резервного и дополнительного капитала) за счет средств, источники происхождения которых невозможно подтвердить.

3. Субъект первичного финансового мониторинга с целью выполнения возложенных на него настоящим Законом задач имеет право обращаться с запросами к Национальному банку Украины, Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, органов исполнительной власти, правоохранительных органов, государственных регистраторов, которые обязаны в течение десяти рабочих дней со дня получения соответствующего запроса предоставить запрашиваемую информацию и / или документы (их копии, выдержки из документов). Правоохранительные органы предоставляют информацию с учетом требований, предусмотренных Уголовным процессуальным кодексом Украины.

4. Субъекту первичного финансового мониторинга, его руководителям, ответственному работнику, другим работникам, привлеченным к проведению первичного финансового мониторинга, конечным бенефициарным владельцам запрещается использовать свои полномочия и связанные с ними возможности или воздерживаться от их использования с целью легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирование терроризма и финансирование распространения оружия массового уничтожения или содействие другим лицам в совершении таких действий.

Руководитель и заместитель руководителя субъекта первичного финансового мониторинга, председатель и члены наблюдательного органа субъекта первичного финансового мониторинга, ответственный работник (лицо, временно исполняющее полномочия ответственного работника в случае его отсутствия), другие работники субъекта первичного финансового мониторинга, привлеченные к проведению первичного финансового мониторинга, должны иметь безупречную деловую репутацию.

5. Руководители и ответственные работники (лица, временно выполняют полномочия ответственных работников в случае их отсутствия) субъектов первичного финансового мониторинга, а также другие работники, привлеченные к проведению первичного финансового мониторинга, в случае нарушения законодательства о предотвращении и противодействии несут ответственность согласно закону.

6. Ответственность за ненадлежащую организацию и проведение первичного финансового мониторинга несет руководитель субъекта первичного финансового мониторинга, а также ответственный работник.

7. В случае осуществления процедуры ликвидации субъекта первичного финансового мониторинга, в том числе признание его банкротом, или назначения временной администрации ответственность за невыполнение требований пунктов 12-14, 20 и 21 части второй настоящей статьи несут ликвидатор, уполномоченное лицо Фонда гарантирования вкладов физических человек.

Статья 8 ЗУ О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения на русском языке с изменениями 2024 год №361-IX от 06.12.2019, редакция от 01.01.2022

Закон действующий. Актуальность проверена 10.02.2021

Структура акта