Статья 11 Закона Украины О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения. Надлежащая проверка

1. Субъектам первичного финансового мониторинга, являются финансовыми учреждениями, запрещается открывать и вести анонимные (номерные) счета и устанавливать корреспондентские отношения с банками-оболочками, а также с банками и другими финансовыми учреждениями - нерезидентами, в отношении которых известно, что они поддерживают корреспондентские отношения с банками-оболочками.

2. Субъект первичного финансового мониторинга обязан осуществлять каждый из надлежащей проверки.

Объем действий при осуществлении каждого из надлежащей проверки определяется субъектом первичного финансового мониторинга с учетом риск-профиля клиента, в частности уровня риска, цели деловых отношений, суммы осуществляемых операций, регулярности или продолжительности деловых отношений.

3. Надлежащая проверка осуществляется в случае:

установление деловых отношений (кроме деловых отношений, установленных на основании договоров страхования по видам страхования, не предусматривают осуществление страховой выплаты в случае дожития застрахованного лица до окончания срока действия договора страхования и / или достижения застрахованным лицом определенного возраста, определенного в таком договоре, по которым клиентом является физическое лицо и общий страховой платеж составляет 27 000 гривен или его сумма эквивалентна указанной сумме, в том числе в иностранной валюте, а также кроме установления деловых отношений, возникающих на основании договоров об участии в лотерее, при условии, что размер ставки игрока не превышает 5000 гривен)

подозрении;

осуществления платежных операций (в том числе международных) без открытия счета;

проведение финансовой операции с виртуальными активами на сумму, равную или превышающую 30 000 гривен;

возникновения сомнений в достоверности или полноте ранее полученных идентификационных данных клиента;

проведение разовой финансовой операции без установления деловых отношений с клиентами, если сумма финансовой операции равна или превышает сумму, определенную частью первой статьи 20 настоящего Закона.

В зависимости от уровня риска проведения финансовой операции надлежащая проверка клиента осуществляется также в случае проведения им нескольких финансовых операций, которые могут быть связаны между собой, на общую сумму, равную или превышающую сумму, определенную частью первой статьи 20 настоящего Закона.

4. Идентификация и верификация клиента осуществляются до установления деловых отношений, совершение сделок (кроме случаев, предусмотренных настоящим Законом), проведение финансовой операции, открытие счета.

С целью непрепятствования обычной деловой практике верификация клиента может осуществляться при необходимости при установлении деловых отношений. В таком случае осуществления верификации должно быть завершено как можно быстрее после первого контакта с клиентом, при условии осуществления эффективного управления рисками легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирование терроризма и финансирование распространения оружия массового уничтожения. Верификация клиента также может быть осуществлена после открытия счета, но к проведению по нему первой финансовой операции.

Верификация осуществляется также в других случаях, установленных Национальным банком Украины для субъектов первичного финансового мониторинга, по которым он в соответствии с настоящим Законом осуществляет государственное регулирование и надзор.

5. Субъект первичного финансового мониторинга имеет право истребовать, а государственные органы, государственные регистраторы обязаны в течение десяти рабочих дней со дня получения запроса предоставить соответствии с законодательством информацию, касающуюся осуществления надлежащей проверки. Указанная информация предоставляется бесплатно. Порядок представления информации определяется Кабинетом Министров Украины.

6. Субъект первичного финансового мониторинга имеет право истребовать, а клиент, представитель клиента обязаны подать информацию (официальные документы), необходимую (необходимые) для осуществления надлежащей проверки, а также для выполнения таким субъектом первичного финансового мониторинга других требований законодательства в сфере предотвращения и противодействия.

7. Субъект первичного финансового мониторинга в соответствии с законодательством обязан на основании официальных документов или информации, полученной из официальных и / или надежных источников (если иное не предусмотрено настоящим Законом), осуществлять верификацию.

Официальные документы должны быть действующими (действительными) на момент их представления и включать все необходимые идентификационные данные. Копии официальных документов, кроме нотариально заверенных, на основании которых субъект первичного финансового мониторинга совершил верификацию, удостоверяются в порядке, установленном субъектом государственного финансового мониторинга, в соответствии с настоящим Законом выполняет функции государственного регулирования и надзора за соответствующим субъектом первичного финансового мониторинга.

Реквизиты банка, в котором открыт счет клиенту, номер текущего счета, место жительства или место пребывания физического лица - резидента Украины (место жительства или место временного пребывания физического лица - нерезидента в Украине), сведения об исполнительном органе (органы), а также другая информация, необходимая для выяснения цели и характера будущих деловых отношений, проведение на постоянной основе мониторинга деловых отношений и финансовых операций клиента, установленных субъектом первичного финансового мониторинга на основании официальных документов и / или информации, полученной от клиента (представителя клиента) и заверенной ним, а также из других официальных и / или надежных источников, если такая информация является открытой, не требуют верификации в случае отсутствия у субъекта первичного финансового мониторинга подозрений относительно достоверности (в силу) таких документов и / или информации.

Для определения принадлежности клиента или конечного бенефициарного владельца клиента к политически значимых лиц, членов их семей или связанных с ними лиц субъект первичного финансового мониторинга использует несколько надежных источников информации и принимает меры для проверки полученной информации.

С целью установления конечного бенефициарного владельца субъект первичного финансового мониторинга:

истребует и получает от клиента - юридического лица структуру собственности такого клиента;

устанавливает по траста или другого подобного правового образования сведения об учредителях, доверительных собственников, защитников (при наличии), выгодоприобретателем (выгодоприобретателей) или группу выгодоприобретателем (выгодоприобретателей), а также о любых других физических лиц, осуществляющих решающее влияние на деятельность траста или другого подобного правового образования (в том числе через цепь контроля / владения). По трастов и других подобных правовых образований, выгодоприобретателем (выгодоприобретатели) которых характеризуются определенными признаками или классом, устанавливается информация о таких выгодоприобретателем (выгодоприобретателей), которая предоставила возможность установить их личность в момент выплаты или реализации ими своих прав;

имеет право использовать данные, содержащиеся в официальных документах, официальных и / или других источниках;

должен принять надлежащие меры для проверки достоверности информации относительно конечного бенефициарного владельца и убедиться, что он знает, кто является конечным бенефициарным владельцем (при его наличии), осуществляя обоснованные меры для понимания права собственности (контроля) и структуры собственности.

Субъект первичного финансового мониторинга при установлении конечного бенефициарного владельца клиента не должен полагаться исключительно на Единый государственный реестр юридических лиц, физических лиц - предпринимателей и общественных формирований. Требования по установлению конечного бенефициарного владельца субъект первичного финансового мониторинга выполняет с использованием риск-ориентированного подхода.

8. Субъекты первичного финансового мониторинга при идентификации и верификации резидентов устанавливают:

1) для физического лица - фамилия, имя и (при наличии) отчество, дату рождения, номер (и при наличии - серию) паспорта гражданина Украины (или другого документа, удостоверяющего личность и согласно законодательству Украины может быть использован на территории Украины для заключения сделок), дату выдачи и орган, который его выдал, сведения о месте жительства или месте пребывания, регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика, номер (и при наличии - серию) паспорта гражданина Украины, в котором проставлена отметка об отказе от принятия регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика, или номер паспорта с записью об отказе от принятия регистрационного номера учетной карточки плательщика налогов в электронном бесконтактном носителе, уникальный номер записи в Едином государственном демографическом реестре (при наличии). Если по обычаям меньшинства, к которой принадлежит лицо, фамилия или отчество не являются составными имени, указываются лишь составляющие имени;

2) для физического лица - предпринимателя - фамилия, имя и (при наличии) отчество, дату рождения, номер (и при наличии - серию) паспорта гражданина Украины (или другого документа, удостоверяющего личность и согласно законодательству Украины может быть использован на территории Украины для заключения сделок), дату выдачи и орган, который его выдал, сведения о месте жительства или месте пребывания, регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика, номер (и при наличии - серию) паспорта гражданина Украины, в котором проставлена отметка о отказ от принятия регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика, или номер паспорта с записью об отказе от принятия регистрационного номера учетной карточки плательщика налогов в электронном бесконтактном носителе; дату и номер записи в Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц - предпринимателей и общественных формирований о проведении государственной регистрации; реквизиты банка, в котором открыт счет, и номер текущего счета (при наличии), уникальный номер записи в Едином государственном демографическом реестре (при наличии). Если по обычаям меньшинства, к которой принадлежит лицо, фамилия или отчество не являются составными имени, указываются лишь составляющие имени;

3) для юридического лица - полное наименование, местонахождение; дату и номер записи в Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц - предпринимателей и общественных формирований о проведении государственной регистрации, сведения об исполнительном органе (органы управления); идентификационные данные лиц, имеющих право распоряжаться счетами и / или имуществом; идентификационный код согласно Единому государственному реестру предприятий и организаций Украины; реквизиты банка, в котором открыт счет, и номер текущего счета.

Банки как субъекты первичного финансового мониторинга могут не устанавливать по резидентов (физических лиц - предпринимателей, юридических лиц) реквизиты другого банка, в котором открыт счет, и номер текущего счета.

9. Во время идентификации и верификации нерезидентов, а также трастов и других подобных правовых образований субъекты первичного финансового мониторинга устанавливают:

1) для физического лица - фамилия, имя и (при наличии) отчество, дату рождения, номер (и при наличии - серию) паспорта (или другого документа, удостоверяющего личность и согласно законодательству Украины может быть использован на территории Украины для заключения сделок), дату выдачи и орган, который его выдал, гражданство, сведения о месте жительства или месте временного пребывания в Украине, уникальный номер записи в Едином государственном демографическом реестре (при наличии). Если по обычаям меньшинства, к которой принадлежит лицо, фамилия или отчество не являются составными имени, указываются лишь составляющие имени;

2) для юридического лица - полное наименование, местонахождение; реквизиты банка, в котором открыт счет, номер банковского счета; сведения об исполнительном органе (органы управления); идентификационные данные лиц, имеющих право распоряжаться счетами и / или имуществом. Во время верификации субъекту первичного финансового мониторинга предоставляется также копия легализованного извлечения из торгового, банковского или судебного реестра или нотариально удостоверенное регистрационное удостоверение уполномоченного органа иностранного государства о регистрации соответствующего юридического лица;

3) для трастов и других подобных правовых образований, не являющихся юридическими лицами, - полное наименование, цели и цели деятельности, объекты управления, принадлежащих нерезиденту, в отношении которого осуществляется идентификация и верификация, страну основания, местонахождение; реквизиты банка, в котором открыт счет, номер банковского счета; идентификационный номер (при наличии), что нерезидент использует при представлении налоговых деклараций и других налоговых документов в налоговые органы в стране, резидентом которой он является. Во время верификации субъекту первичного финансового мониторинга предоставляется также заверенная копия документа или его извлечение об образовании (основания) траста или другого подобного правового образования.

10. В сфере страхования жизни страховщики (перестраховщики), страховые (перестраховочные) брокеры с целью идентификации бенефициарного (выгодоприобретателя) по договору (страховым полисом, свидетельством, сертификатом) страхование жизни дополнительно к надлежащей проверки клиента, определенных частями восьмой и девятой этой статьи, устанавливают:

1) для выгодоприобретателем (выгодоприобретателей), конкретно определенных в договоре (страховом полисе, свидетельстве, сертификате), - фамилия, имя и (при наличии) отчество физического лица или наименование юридического лица, траста или другого подобного правового образования;

2) для выгодоприобретателем (выгодоприобретателей), определенных за их характеристики или категорию (например, муж, жена или дети на момент наступления страхового случая) или другим способом (например по завещанию), - информацию, достаточную для уверенности страховщика (перестраховщика), страхового (перестраховочной) брокера в возможности идентифицировать бенефициарного (выгодоприобретателя) при осуществлении страховой выплаты.

Страховщики (перестраховщики), страховые (перестраховочные) брокеры осуществляют верификацию выгодоприобретателем (выгодоприобретателей) по договору (страховым полисом, свидетельством, сертификатом) страхование жизни при осуществлении страховой выплаты. В случае передачи прав по договорам страхования жизни третьим лицам идентификация новых выгодоприобретателем (выгодоприобретателей) осуществляется при передаче таких прав.

11. Субъекты хозяйствования, которые проводят лотереи и / или азартные игры, обязаны осуществлять надлежащую проверку с учетом следующих особенностей:

1) надлежащее проверка лиц, которые приобрели право на получение выигрыша (приза) в лотерею или азартную игру, осуществляется до или во время осуществления финансовой операции по выплате (выдаче) выигрыша (приза), финансовой операции по обмену игровых заменителей гривни на деньги и по условии, что такая финансовая операция подлежит финансовому мониторингу в соответствии со статьей 20 или 21 настоящего Закона;

2) надлежащее проверка лиц, изъявивших намерение вернуть совершенные ими ставки в лотерею или азартную игру, осуществляется до или во время осуществления финансовой операции по возврату ставки при условии, что такая финансовая операция подлежит финансовому мониторингу в соответствии со статьей 20 или 21 настоящего Закона;

3) надлежащее проверка лиц, изъявивших намерение осуществить ставку в лотерею или азартную игру или обменять деньги на игровые заменители гривны, осуществляется до или во время осуществления соответствующей финансовой операции и при условии, что надлежащая проверка является обязательной в соответствии с настоящим Законом, а такая финансовая операция подлежит финансовому мониторингу в соответствии со статьей 20 или 21 настоящего Закона.

Субъект хозяйствования, который проводит лотереи, при осуществлении надлежащей проверки участника лотереи дополнительно к надлежащей проверки, определенных частями восьмой и девятой настоящей статьи, устанавливает название лотереи, номер лотерейного билета (название и номер другого документа, удостоверяющего осуществления ставки в лотерею или сумму его выигрыша), а также (для тиражных лотерей) дату проведения розыгрыша тиража лотереи и номер тиража лотереи.

12. Субъект первичного финансового мониторинга иностранной финансового учреждения, с которым устанавливаются корреспондентские отношения, обязан дополнительно к надлежащей проверки клиента осуществлять в порядке, определенном соответствующим субъектом государственного финансового мониторинга, в соответствии с настоящим Законом выполняет функции государственного регулирования и надзора за субъектом первичного финансового мониторинга, следующие мероприятия:

1) собирать из официальных и / или надежных источников информацию в объеме, достаточном для понимания субъектом первичного финансового мониторинга характера деятельности такого финансового учреждения и установления его репутации и качества надзора за ней, в частности, была иностранная финансовое учреждение объектом расследования по отмывания доходов или финансирования терроризма, или объектом применения мер воздействия со стороны органа, осуществляющего государственное регулирование и надзор за ее деятельностью в сфере предотвращения и противодействия, и не является финансовое учреждение банком-оболочкой

2) оценивать меры иностранной финансового учреждения в сфере предотвращения и противодействия;

3) устанавливать корреспондентские отношения с иностранными финансовыми учреждениями с разрешения руководителя субъекта первичного финансового мониторинга;

4) документировать обязанности иностранной финансового учреждения в сфере предотвращения и противодействия;

5) в отношении иностранной финансового учреждения, счета которой используются непосредственно третьими сторонами для осуществления операций от своего имени, выяснить, что иностранная кредитная организация осуществляет меры по надлежащей проверке клиентов, имеющих прямой доступ к счетам иностранной финансового учреждения, и что иностранная кредитная организация может оказать на запрос субъекта первичного финансового мониторинга соответствующую информацию, полученную по результатам осуществления надлежащей проверки клиентов.

13. Субъект первичного финансового мониторинга обязан дополнительно при надлежащей проверки осуществлять в отношении клиентов, которые (конечные бенефициарные владельцы которых) является политически значимыми лицами, членами их семей и лицами, связанными с политически значимыми лицами, следующие мероприятия:

1) иметь надлежащую систему управления рисками с целью выявления факта принадлежности клиента или конечного бенефициарного владельца клиента к указанной категории;

2) получать разрешение руководителя субъекта первичного финансового мониторинга для установления (продолжение) деловых отношений, проведения (без установления деловых отношений) финансовых операций на сумму, равную или превышающую сумму, определенную частью первой статьи 20 настоящего Закона (независимо от того, проводится такая финансовая операция единовременно или как несколько финансовых операций, которые могут быть связаны между собой);

3) принимать достаточные меры с целью установления источника состояния (богатства) и источники средств, с которыми связаны деловые отношения или операции с такими лицами;

4) осуществлять на постоянной основе углубленный мониторинг деловых отношений.

Объем действий субъекта первичного финансового мониторинга мероприятий, определенных пунктами 2-4 этой части, должно быть пропорциональным риска деловых отношений (финансовой операции без установления деловых отношений) с клиентом.

В случае если политически значимое лицо перестало выполнять выдающиеся общественные функции, субъект первичного финансового мониторинга обязан продолжать не менее чем в течение двенадцати месяцев учитывать ее продолжающиеся риски и принимать меры, определенных пунктами 2-4 этой части, пока не убедится в том, что такие риски отсутствуют.

При этом субъект первичного финансового мониторинга должен учитывать риски, остаются присущими политически значимой лице, в частности:

уровень влияния, что лицо может еще иметь;

объем полномочий, которыми она была наделена;

связь между прошлыми и действующими полномочиями и тому подобное.

Страховщики (перестраховщики), страховые (перестраховочные) брокеры, кроме мероприятий, предусмотренных этой частью, осуществляют также мероприятия для установления факта о том, политически значимое лицо выгодоприобретателем (выгодоприобретателем) и / или конечным бенефициарным владельцем бенефициарного (выгодоприобретателя) по договору (страховым полисом, свидетельством, сертификатом) страхования жизни. В случае установления факта о том, что такое лицо является выгодоприобретателем (выгодоприобретателем) и / или конечным бенефициарным владельцем бенефициарного (выгодоприобретателя), к осуществлению страховой выплаты по такому договору (страховым полисом, свидетельством, сертификатом) об этом информируется руководитель субъекта первичного финансового мониторинга и проводится на постоянной основе мониторинг деловых отношений с держателем такого договора (страхового полиса, свидетельства, сертификата) с учетом рекомендаций соответствующего субъекта государственного финансового мониторинга, по результатам которого принимается решение о информирования специально уполномоченного органа.

14. Повторная идентификация и верификация клиента (его представителя) не являются обязательными, если это лицо ранее была идентифицирована и верифицирована в соответствии с требованиями закона, при условии отсутствия у субъекта первичного финансового мониторинга подозрений и / или оснований полагать, что имеющиеся документы , данные и / или информация о клиенте (представителя клиента) являются недействительными (недействительными) и / или неактуальными.

Идентификация и верификация клиента не осуществляются в случае совершения сделок между банками, зарегистрированными в Украине.

15. Нормативно-правовыми актами субъектов государственного финансового мониторинга, в соответствии с настоящим Законом выполняют функции государственного регулирования и надзора за соответствующими субъектами первичного финансового мониторинга, может определяться сокращен перечень идентификационных данных, выясняются субъектами первичного финансового мониторинга в случае:

установление деловых отношений или проведения финансовой операции, если клиентом выступает орган государственной власти, фонд социального страхования, предприятие, полностью находится в государственной собственности, международная организация или организация (их представительство), в которых участвует Украина в соответствии с международными договорами Украины, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, а также международных договоров Украины, не подлежат ратификации;

проведение финансовой операции на фондовой бирже;

проведение страхового возмещения или страховой выплаты по договору международного обязательного страхования гражданско-правовой ответственности;

установление деловых отношений или проведения финансовой операции, если клиентом выступает учреждение, орган, офис или агентство Европейского Союза;

установление деловых отношений или проведения финансовой операции, если клиентом выступает дипломатическое представительство иностранного государства, аккредитованное в Украине в установленном порядке;

установление деловых отношений с клиентом, который является эмитентом, в соответствии с законодательством или в связи с осуществлением публичного предложения акций или в связи с допуском его акций к торгам обязан публично раскрывать сведения о конечных бенефициарных владельцев, или является дочерним предприятием или представительством такого эмитента.

Субъект первичного финансового мониторинга обязан установить идентификационные данные, предусмотренные частями восьмой - девятой настоящей статьи, при наличии у него подозрений в отношении клиентов, предусмотренных настоящей частью.

Положения, предусмотренные настоящей частью, не могут быть применены в случае наличия у субъекта первичного финансового мониторинга подозрений.

16. Субъекты государственного финансового мониторинга, в соответствии с настоящим Законом выполняют функции государственного регулирования и надзора за субъектами первичного финансового мониторинга, устанавливают особенности и надежные источники для осуществления надлежащей проверки клиентов для соответствующих субъектов первичного финансового мониторинга, а также особенности установление выгодоприобретателем (выгодоприобретателей) по финансовым операциям.

17. Нормативно-правовыми актами субъектов государственного финансового мониторинга, в соответствии с настоящим Законом выполняют функции государственного регулирования и надзора за субъектами первичного финансового мониторинга, определяются:

порядок осуществления агентом идентификации и верификации клиентов;

порядок использования информации по идентификации, верификации клиентов, установления их конечных бенефициарных владельцев и принятия мер по верификации их лица, а также информации о целях и характера будущих деловых отношений, полученной от третьего лица, являющегося субъектом первичного финансового мониторинга в соответствии с требованиями настоящего закона или употребляет подобные по содержанию меры, подлежит соответствующему надзору в соответствии с законодательством страны регистрации такого субъекта и действует от своего имени.

Использование агента для осуществления идентификации и верификации клиентов возможно только при условии заключения письменного договора между субъектом первичного финансового мониторинга и агентом.

Субъектам первичного финансового мониторинга запрещается использовать информацию, полученную в соответствии с абзацем третьим этой части от третьего лица, образованная и действует в соответствии с законодательством государства (юрисдикции), не выполняет или ненадлежащим образом выполняет рекомендации международных, межправительственных организаций, задействованных в сфере борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма или финансированием распространения оружия массового уничтожения, кроме случаев, если использования информации осуществляется в пределах группы с соблюдением единых правил финансового мониторинга.

В случае осуществления агентом идентификации и верификации клиентов, а также в случае использования субъектом первичного финансового мониторинга информации, полученной от третьего лица в соответствии с абзацем третьим настоящего пункта, ответственность за совершение надлежащей проверки клиента несет такой субъект первичного финансового мониторинга.

18. В случае если клиент (лицо) действует как представитель другого лица или от имени или в интересах другого лица, субъект первичного финансового мониторинга обязан согласно требованиям настоящей статьи и положениями других законов, регулирующих процедуру идентификации, идентифицировать также лицо , от имени или в интересах которого проводится финансовая операция, и установить ее конечного бенефициарного владельца или установить бенефициарного (выгодоприобретателя) по финансовой операции, кроме осуществления финансовых операций на основании корреспондентских отношений, предусмотренных абзацами вторым - четвертым пункта 32 части первой статьи 1 настоящего Закона.

19. В случае если лицо действует как представитель клиента, субъект первичного финансового мониторинга должен проверить на основании официальных документов наличие у этого лица соответствующих полномочий, а также осуществить идентификацию и верификацию такого лица.

20. В случаях, предусмотренных абзацем четвертым части третьей настоящей статьи, надлежащая проверка осуществляется субъектом первичного финансового мониторинга в порядке, определенном статьей 14 настоящего Закона, если сумма платежной операции меньше суммы, предусмотренной частью первой статьи 20 настоящего Закона.

Статья 11 ЗУ О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения на русском языке с изменениями 2024 год №361-IX от 06.12.2019, редакция от 01.01.2022

Закон действующий. Актуальность проверена 10.02.2021

Структура акта