Статья 7 Закона Украины О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения. Применение риск-ориентированного подхода

1. Субъект первичного финансового мониторинга обязан в своей деятельности применять риск-ориентированный подход, учитывая соответствующие критерии риска, в частности, связанные с его клиентами, географическим расположением государства регистрации клиента или учреждения, через которую он осуществляет передачу (получение) активов, видом товаров и услуг, клиент получает от субъекта первичного финансового мониторинга, способом предоставления (получения) услуг. Риск-ориентированный подход должен быть пропорционален характера и масштаба деятельности субъекта первичного финансового мониторинга.

2. Применение риск-ориентированного подхода осуществляется в порядке, определенном внутренними документами по вопросам финансового мониторинга субъекта первичного финансового мониторинга, с учетом рекомендаций соответствующих субъектов государственного финансового мониторинга, в соответствии с этим Законом выполняют функции государственного регулирования и надзора за такими суб объектами первичного финансового мониторинга.

Субъект первичного финансового мониторинга обязан осуществлять оценку / переоценку рисков, в том числе присущих его деятельности, документировать их результаты, а также поддерживать в актуальном состоянии информацию по оценке рисков, присущих его деятельности (риск-профиль субъекта первичного финансового мониторинга) и риска своих клиентов таким образом, чтобы быть способным продемонстрировать свое понимание рисков, представляющих для него такие клиенты (риск-профиль клиентов).

3. Критерии рисков определяются субъектом первичного финансового мониторинга самостоятельно с учетом критериев рисков, установленных соответственно:

Национальным банком Украины - для субъектов первичного финансового мониторинга, по которым Национальный банк Украины в соответствии со статьей 18 настоящего Закона выполняет функции государственного регулирования и надзора;

центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализацию государственной политики в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, - для других субъектов первичного финансового мониторинга.

4. При определении критериев рисков субъект первичного финансового мониторинга должен учитывать типологические исследования в сфере предотвращения и противодействия, подготовленные специально уполномоченным органом и обнародованные им на своем веб-сайте, результаты национальной оценки рисков, а также рекомендации субъектов государственного финансового мониторинга.

5. Субъект первичного финансового мониторинга обязан установить высокий риск деловых отношений (финансовой операции без установления деловых отношений), в частности относительно таких клиентов:

клиентов, месту жительства (пребывания, регистрации) которых является государство (юрисдикция), не выполняет или ненадлежащим образом выполняет рекомендации международных, межправительственных организаций, задействованных в сфере борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма или финансированием распространения оружия массового уничтожения.

Перечень государств (юрисдикций), не выполняют или ненадлежащим образом выполняют рекомендации международных, межправительственных организаций, задействованных в сфере борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма или финансированием распространения оружия массового уничтожения, формируется в порядке, определенном Кабинетом министров Украины на основе выводов международных, межправительственных организаций, задействованных в сфере борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма или финансированием распространения оружия массового уничтожения, и публикуется на официальном сайте государственного органа;

клиентов, включенных в перечень лиц, клиентов, которые являются представителями лиц, включенных в перечень лиц, клиентов, которыми прямо или косвенно владеют или конечными бенефициарными владельцами которых являются лица, включенные в перечень лиц;

иностранных финансовых учреждений (кроме финансовых учреждений, зарегистрированных в государствах - членах Европейского Союза, государствах - членах Группы по разработке финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF), кроме государств, осуществляющих вооруженную агрессию против Украины в значении, приведенном в статье 1 Закона Украины "Об обороне Украины"), с которыми устанавливаются корреспондентские отношения;

иностранных публичных деятелей, членов их семей и лиц, связанных с такими политически значимыми лицами, а также клиентов, конечными бенефециарнимы владельцами которых являются указанные лица;

клиентов, в отношении которых (конечных бенефициарных владельцев которых) применены специальные экономические и другие ограничительные меры (санкции) в соответствии со статьей 5 Закона Украины "О санкциях";

клиентов, месту жительства (пребывания, регистрации) которых является государство, отнесена Кабинетом Министров Украины в перечень оффшорных зон.

6. Субъект первичного финансового мониторинга обязан установить неприемлемо высокий риск деловых отношений (финансовой операции без установления деловых отношений) по отношению к клиентам в случае:

невозможности выполнять определенные настоящим Законом обязанности или минимизировать выявленные риски, связанные с таким клиентом или финансовой операции;

наличии обоснованных подозрений по результатам изучения подозрительной деятельности клиента, что такая деятельность может быть фиктивной.

7. Субъект первичного финансового мониторинга неприбыльных организаций, в том числе благотворительных, обязан принимать меры для минимизации риска быть использованным в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма или финансирования распространения оружия массового уничтожения, в частности с учетом рекомендаций соответствующего субъекта государственного финансового мониторинга, в соответствии с настоящим Законом выполняет функции государственного регулирования и надзора за субъектом первичного финансового мониторинга.

8. Проведение первичного финансового мониторинга обеспечивается непосредственно субъектом первичного финансового мониторинга, его филиалами, другими обособленными подразделениями и дочерними компаниями, в том числе теми, которые расположены в государствах, в которых рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF) не применяются или применяются в недостаточной степени, в пределах, определенных законодательством этого государства.

Субъект первичного финансового мониторинга филиалов, других обособленных подразделений и дочерних компаний, расположенных в государствах, в которых рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF) не применяются или применяются в недостаточной степени, обязан провести оценку мероприятий по предотвращению и противодействия, осуществляемых в таких государствах.

В случае если осуществление указанных мероприятий не допускается законодательством такого государства, субъект первичного финансового мониторинга обязан сообщить соответствующему субъекту государственного финансового мониторинга, в соответствии с настоящим Законом выполняет функции государственного регулирования и надзора за субъектом первичного финансового мониторинга, о соответствующие меры предосторожности, субъект первичного финансового мониторинга будет использовать для минимизации рисков использования деятельности филиалов, других обособленных подразделений и дочерних компаний с целью легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирование терроризма или финансирования распространения оружия массового уничтожения.

Субъект первичного финансового мониторинга принимает соответствующих мер, направленных на осуществление усиленных мер надлежащей проверки к установлению деловых отношений с лицами или компаниями таких стран; сообщение специально уполномоченного органа о финансовых операциях с клиентами соответствующих стран; предупреждения клиентов о том, что операции с физическими или юридическими лицами, трастами или другими подобными правовыми образованиями в соответствующих государствах могут содержать риск легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма или финансирования распространения оружия массового уничтожения.

Статья 7 ЗУ О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения на русском языке с изменениями 2024 год №361-IX от 06.12.2019, редакция от 01.01.2022

Закон действующий. Актуальность проверена 10.02.2021

Структура акта