Статья 25 Закона Украины О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения. Задачи и функции специально уполномоченного органа

1. Задачами специально уполномоченного органа являются:

1) сбор, обработка и проведения анализа (операционного и стратегического) информации о финансовых операциях, подлежащих финансовому мониторингу, другие финансовые операции или информации, которая может быть связана с подозрением в легализации (отмывании) доходов, полученных преступным путем, финансировании терроризма или финансировании распространения оружия массового уничтожения.

Принципы обработки полученной от субъектов первичного финансового мониторинга информации о финансовых операциях, подлежащих финансовому мониторингу, и критерии проведения анализа таких операций устанавливаются центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализацию государственной политики в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения;

2) обеспечение реализации государственной политики в сфере предотвращения и противодействия;

3) обеспечение функционирования и развития единой информационной системы в сфере предотвращения и противодействия;

4) налаживание сотрудничества, взаимодействия и информационного обмена с государственными органами, Национальным банком Украины, компетентными органами иностранных государств и международными организациями в сфере предотвращения и противодействия;

5) проведение национальной оценки рисков;

6) обеспечение представительства Украины в установленном порядке в международных организациях по вопросам предотвращения и противодействия.

2. Специально уполномоченный орган в соответствии с возложенными на него задачами:

1) вносит предложения по разработке законодательных актов, участвует в установленном порядке в подготовке других нормативно-правовых актов по вопросам предотвращения и противодействия;

2) представляет запросы должностным лицам, государственным органам (кроме Национального банка Украины), в том числе в правоохранительных органов, органов прокуратуры и судов, органов местного самоуправления, органов государственной исполнительной службы, частных исполнителей, предприятий, учреждений, организаций по получению в соответствии с закона информации (в том числе копий документов), необходимой для выполнения возложенных на него задач;

3) сотрудничает с органами исполнительной власти, Национальным банком Украины, другими государственными органами, включенными в систему предотвращения и противодействия;

4) при наличии достаточных оснований полагать, что финансовая операция или совокупность связанных между собой финансовых операций могут быть связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, финансированием терроризма или финансированием распространения оружия массового уничтожения, представляет в правоохранительные и разведывательных органов соответствующие обобщенные материалы (дополнительные обобщенные материалы) и получает от них информацию о ходе их рассмотрения;

5) при наличии достаточных оснований полагать, что финансовая операция или клиент связанные с совершением уголовного преступления, не касается легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, подает информацию в соответствующий правоохранительный или разведывательного органа Украины как обобщенные материалы или дополнительные обобщенные материалы;

6) участвует в международном сотрудничестве по вопросам предотвращения и противодействия;

7) проводит анализ методов и финансовых схем легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирование терроризма или финансирования распространения оружия массового уничтожения;

8) проводит ежегодно обобщения информации о состоянии предотвращения и противодействия в государстве;

9) согласовывает проекты нормативно-правовых актов субъектов государственного финансового мониторинга по вопросам предотвращения и противодействия;

10) получает от субъектов первичного финансового мониторинга информацию об отслеживании (мониторинг) финансовых операций клиентов, которые стали объектом финансового мониторинга;

11) осуществляет типологические исследования в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма или финансированию распространения оружия массового уничтожения;

12) требует от субъектов первичного финансового мониторинга выполнения требований законодательства в сфере предотвращения и противодействия и в случае выявления нарушений требований законодательства принимает меры, предусмотренные законами, а также сообщает соответствующим субъектам государственного финансового мониторинга, которые в соответствии с настоящим Законом выполняют функции по государственного регулирования и надзора за субъектами первичного финансового мониторинга;

13) обеспечивает реализацию государственной политики в сфере предотвращения и противодействия и обеспечивает координацию деятельности государственных органов в этой сфере;

14) обеспечивает в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины, организацию и координацию работы по переподготовке и повышению квалификации специалистов органов государственной власти по вопросам финансового мониторинга и ответственных работников субъектов первичного финансового мониторинга, а также работников, привлеченных к проведению первичного финансового мониторинга, по предотвращения и противодействия на базе соответствующего учебного заведения - академии, что относится к сфере управления специально уполномоченного органа;

15) предоставляет субъектам государственного финансового мониторинга информацию для повышения эффективности осуществления надзора в сфере предотвращения и противодействия.

Объем и порядок предоставления информации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, определяются центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализацию государственной политики в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, по согласованию с Национальным банком Украины (относительно субъектов первичного финансового мониторинга, государственное регулирование и надзор за которыми в соответствии со статьей 18 настоящего Закона осуществляет Национальный банк Украины), и совместными нормативными правовыми актами центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализацию государственной политики в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, с другими субъектами государственного финансового мониторинга (по другим субъектов первичного финансового мониторинга)

16) сообщает субъекта первичного финансового мониторинга после поступления информации от судов или правоохранительных органов, уполномоченных принимать решения в соответствии с Уголовно-процессуального кодекса Украины, о вручении лицу письменного сообщения о подозрении в совершении уголовного преступления, о закрытии уголовного производства, которое начато по сообщению такого субъекта, поступившее в специально уполномоченный орган в соответствии с требованиями статей 8, 14, 15, 16, 23 настоящего Закона, а также предоставляет ему информацию о принятых судами решения по таким уголовным производствами с одновременным уведомлением соответствующему субъекту государственного финансового мониторинга. Порядок уведомления и информирования субъекта первичного финансового мониторинга и субъекта государственного финансового мониторинга устанавливается центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализацию государственной политики в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения;

17) участвует по поручению Кабинета Министров Украины в подготовке соответствующих международных договоров Украины;

18) выполняет другие функции, вытекающие из возложенных на него задач, и осуществляет полномочия в соответствии с законом.

3. Специально уполномоченный орган в рамках этого Закона обеспечивает ведение учета:

1) информации о финансовых операциях, которые стали объектом финансового мониторинга;

2) обобщенных материалов и дополнительных обобщенных материалов, предоставленных правоохранительным или разведывательным органам, а также принятых по результатам их рассмотрения процессуальных решений;

3) информации о результатах досудебного расследования и принятые судебные решения по уголовным производствах, в которых использовались (используются) предоставлены обобщенные материалы, и о количестве лиц, совершивших уголовные преступления или подозреваемых в их совершении, а также осужденных за совершение уголовных преступлений;

4) информации о конфискованных активы и активы, на которые наложен арест по уголовным производствах, в которых использовались (используются) предоставлены обобщенные материалы, и о количестве лиц, в отношении которых судом принято решение о конфискации активов и на активы которых наложен арест;

5) переданных и выполненных международных запросов о сотрудничестве в сфере предотвращения и противодействия;

6) субъектов первичного финансового мониторинга.

4. Специально уполномоченный орган обеспечивает хранение информации, материалов, документов, полученных или созданных в рамках выполнения этого Закона, не менее пяти лет после получения информации о финансовой операции, отказ от осуществления финансовой операции или принятия правоохранительными органами или судами решений по делам, при рассмотрении которых использовались обобщенные материалы.

5. Специально уполномоченный орган в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины, обеспечивает снятие с учета / обновления на учете субъектов первичного финансового мониторинга за их обращением в случае прекращения / возобновления ими соответствующей деятельности или снятия с учета субъектов первичного финансового мониторинга по обращению субъектов государственного финансового мониторинга, которые в соответствии с настоящим Законом выполняют функции по государственному регулированию и надзору за субъектами первичного финансового мониторинга, или на основании информации соответствующих органов государственной регистрации об отмене государственной регистрации (для юридических лиц и физических лиц - предпринимателей), или в случае государственной регистрации смерти (для физических лиц).

6. Специально уполномоченный орган является независимым в принятии решений по анализу информации о финансовых операциях, подлежащих финансовому мониторингу, другие финансовые операции или информации, которая может быть связана с подозрением в легализации (отмывании) доходов, полученных преступным путем, финансировании терроризма или финансировании распространения оружия массового уничтожения, направления запросов и / или передачи информации правоохранительным и разведывательным органам.

Статья 25 ЗУ О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения на русском языке с изменениями 2024 год №361-IX от 06.12.2019, редакция от 01.01.2022

Закон действующий. Актуальность проверена 10.02.2021

Структура акта