Статья 18 Закона Украины О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения. Полномочия и обязанности субъектов государственного финансового мониторинга

1. Государственное регулирование и надзор в сфере предотвращения и противодействия осуществляются по:

1) банков и филиалов иностранных банков; страховщиков (перестраховщиков), страховых (перестраховочных) брокеров, кредитных союзов, ломбардов, других финансовых учреждений, регистрации или лицензирования которых осуществляет Национальный банк Украины; операторов почтовой связи, оказывающие финансовые платежные услуги и / или услуги почтового перевода и / или услуги по осуществлению валютных операций; операторов платежных систем; филиалов или представительств иностранных субъектов хозяйственной деятельности, которые предоставляют финансовые услуги на территории Украины; других юридических лиц, которые по своему правовому статусу не являются финансовыми учреждениями, но предоставляют отдельные финансовые услуги, - Национальным банком Украины;

2) товарных и других бирж, которые проводят финансовые операции с товарами; учреждений накопительного пенсионного обеспечения; управляющих фондов финансирования строительства / фондов операций с недвижимостью; профессиональных участников фондового рынка (кроме банков), включая Центральный депозитарий ценных бумаг, - Национальной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку;

3) субъектов аудиторской деятельности; бухгалтеров; субъектов хозяйствования, предоставляющих услуги по бухгалтерскому учету; субъектов хозяйствования, осуществляющих консультирование по вопросам налогообложения; субъектов хозяйствования, предоставляющих посреднические услуги при осуществлении операций по купле-продаже недвижимого имущества, субъектов хозяйствования, предоставляющих за вознаграждение консультационные услуги, связанные с куплей-продажей недвижимого имущества; субъектов хозяйствования, осуществляющих торговлю за наличные драгоценными металлами и драгоценными камнями и изделиями из них; субъектов хозяйствования, которые проводят лотереи и / или азартные игры, - центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализацию государственной политики в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения ;

4) адвокатских бюро, адвокатских объединений и адвокатов, осуществляющих адвокатскую деятельность индивидуально; нотариусов; субъектов хозяйствования, которые предоставляют юридические услуги; лиц, оказывающих услуги по созданию, обеспечение деятельности или управление юридическими лицами, - Министерством юстиции Украины;

5) поставщиков услуг, связанных с оборотом виртуальных активов - Министерством цифровой трансформации Украины.

2. Указанные в части первой этой статьи субъекты государственного финансового мониторинга в пределах их полномочий обязаны:

осуществлять надзор в сфере предотвращения и противодействия за деятельностью соответствующих субъектов первичного финансового мониторинга, в частности, путем проведения плановых и внеплановых проверок, в том числе безвыездных, в порядке, установленном:

Национальным банком Украины - для банков и филиалов иностранных банков; страховщиков (перестраховщиков), страховых (перестраховочных) брокеров, кредитных союзов, ломбардов, других финансовых учреждений, регистрации или лицензирования которых осуществляет Национальный банк Украины; операторов почтовой связи, оказывающие финансовые платежные услуги и / или услуги почтового перевода и / или услуги по осуществлению валютных операций; операторов платежных систем; филиалов или представительств иностранных субъектов хозяйственной деятельности, которые предоставляют финансовые услуги на территории Украины; других юридических лиц, которые по своему правовому статусу не являются финансовыми учреждениями, но предоставляют отдельные финансовые услуги;

Национальной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку - для товарных и других бирж, которые проводят финансовые операции с товарами; учреждений накопительного пенсионного обеспечения; управляющих фондов финансирования строительства / фондов операций с недвижимостью; профессиональных участников фондового рынка (кроме банков), включая Центральный депозитарий ценных бумаг;

Кабинетом Министров Украины - для других субъектов первичного финансового мониторинга;

принимать меры воздействия, предусмотренных законом, в случае выявления нарушений требований законодательства в сфере предотвращения и противодействия, и / или требовать от субъектов первичного финансового мониторинга выполнения требований законодательства в сфере предотвращения и противодействия, в том числе устранение нарушений и / или принятия мер по устранения причин, способствовавших их совершению, а также принятия мер по устранению выявленных по результатам надзора недостатков по организации и проведению первичного финансового мониторинга.

Порядок предъявления требований, применение предусмотренных законом мер воздействия, а также осуществление контроля за их выполнением определяется субъектами государственного финансового мониторинга, которые осуществляют государственное регулирование и надзор за деятельностью соответствующих субъектов первичного финансового мониторинга;

создать и обеспечить функционирование самостоятельного структурного подразделения по вопросу регулирования и надзора в сфере предотвращения и противодействия с соответствующим штатной численности, работники которого будут способны по своим деловым и моральным качествам, образовательному, квалификационным и профессиональным уровнем выполнять возложенные на них служебные обязанности;

осуществлять с учетом риск-ориентированного подхода регулирование и надзор в сфере предотвращения и противодействия с целью определения соответствия мероприятий, осуществляемых субъектами первичного финансового мониторинга, для минимизации рисков при их деятельности, в том числе устанавливать признаки ненадлежащего системы управления рисками (система управления рисками считается ненадлежащей, в частности, в случае установления фактов многократного, в больших объемах, проведения финансовых операций, относительно которых есть подозрения использования субъекта первичного финансового мониторинга для легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирование терроризма, финансирования распространения оружия массового уничтожения или совершение иного уголовного преступления). Факт непринадлежности системы управления рисками соответствующего субъекта первичного финансового мониторинга устанавливается при наличии определенных соответствующим субъектом государственного финансового мониторинга признаков в порядке, установленном этим субъектом государственного финансового мониторинга;

обеспечивать хранение информации, поступившей от субъектов первичного и государственного финансового мониторинга, специально уполномоченного и правоохранительных органов, в порядке, определенном соответствующими субъектами государственного финансового мониторинга;

проводить проверку наличия профессиональной подготовки ответственных работников и организации профессиональной подготовки других работников субъектов первичного финансового мониторинга, привлеченных к проведению первичного финансового мониторинга.

Субъекты государственного финансового мониторинга для выполнения своих функций имеют право получать в установленном ими порядке от субъектов первичного финансового мониторинга (по которым они соответствии с настоящим Законом выполняют функции регулирования и надзора) информацию, документы, копии документов, оформленные и заверенные суб ' объектом первичного финансового мониторинга в соответствии с требованиями соответствующего субъекта государственного финансового мониторинга.

Национальный банк Украины для осуществления надзора в сфере предотвращения и противодействия имеет право бесплатного доступа (в том числе автоматизированного) до соответствующих информационных систем (баз данных) органов государственной власти в порядке, согласованном Национальным банком Украины с соответствующим органом государственной власти.

3. Субъекты государственного финансового мониторинга имеют право подавать в определенных законом субъектов государственного финансового мониторинга, правоохранительных и других государственных органов полученные при осуществлении надзора в сфере предотвращения и противодействия сведения, которые могут свидетельствовать о признаках совершения правонарушений.

4. Субъекты государственного финансового мониторинга информируют специально уполномоченный орган о выявленных нарушениях законодательства в сфере предотвращения и противодействия субъектами первичного финансового мониторинга, а также о мерах, принятых к субъектам первичного финансового мониторинга и / или их должностных лиц за совершенные нарушения законодательства в этой сфере.

Предоставление информации субъектами государственного финансового мониторинга в специально уполномоченный орган в соответствии с этой части не является раскрытием тайны финансового мониторинга.

5. Субъекты государственного финансового мониторинга ежегодно, но не позднее 31 января следующего года, обязаны предоставлять специально уполномоченному органу обобщенную информацию о соблюдении субъектами первичного финансового мониторинга, по которым они осуществляют функции государственного регулирования и надзора, требований законодательства в сфере предотвращения и противодействия, в том числе о выявленных нарушениях и мерах, принятых к субъектам первичного финансового мониторинга и / или их должностных лиц с целью их устранения и / или недопущения в дальнейшей деятельности.

6. Субъекты государственного финансового мониторинга обязаны подавать (при наличии) специально уполномоченному органу информацию, в частности:

документы, необходимые для выполнения возложенных на него задач (кроме информации о личной жизни граждан), в порядке, определенном законодательством;

информацию о прекращении деятельности субъектов первичного финансового мониторинга, по которым они осуществляют функции государственного регулирования и надзора в соответствии с законодательством.

7. Субъекты государственного финансового мониторинга обязаны использовать информацию специально уполномоченного органа о признаках возможного нарушения субъектами первичного финансового мониторинга требований законодательства в сфере предотвращения и противодействия для осуществления соответствующей проверки.

8. Субъекты государственного финансового мониторинга обеспечивают предоставление методологической, методической и другой помощи субъектам первичного финансового мониторинга в сфере предотвращения и противодействия (в том числе предоставляют рекомендации и разъяснения по вопросам применения законодательства в этой сфере).

9. Субъекты государственного финансового мониторинга определяют и разрабатывают процедуру применения соответствующих мер в отношении государств (юрисдикций), не выполняют или ненадлежащим образом выполняют рекомендации международных, межправительственных организаций, задействованных в сфере борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма или финансированием распространения оружия массового уничтожения, а именно:

повышенного внимания при согласовании создания в таких государствах филиалов, представительств или дочерних компаний субъектов первичного финансового мониторинга;

предупреждение субъектов первичного финансового мониторинга нефинансового сектора о том, что операции с физическими или юридическими лицами, трастами или иными правовыми образованиями в соответствующем государстве могут иметь риск отмывания средств, полученных преступным путем, финансирование терроризма или финансирования распространения оружия массового уничтожения;

ограничение деловых отношений или финансовых операций с соответствующим государством или лицами в таком государстве и тому подобное.

10. Субъекты государственного финансового мониторинга обязаны принимать в соответствии с законодательством меры:

по проверке безупречной деловой репутации лиц, осуществляющих или осуществляют управление, намерены приобрести существенное участие или являются конечными бенефициарными владельцами у субъектов первичного финансового мониторинга;

для недопущения к управлению субъектами первичного финансового мониторинга лиц, имеющих непогашенную или неснятую в установленном законом порядке судимость за корыстные уголовные преступления или терроризм, а также их соучастников в таких уголовных правонарушениях;

для недопущения формирования капитала соответствующих субъектов первичного финансового мониторинга за счет средств, источники происхождения которых невозможно подтвердить на основании официальных документов или их копий, заверенных в установленном порядке.

11. Субъекты государственного финансового мониторинга согласовывают со специально уполномоченным органом разработаны проекты любых нормативно-правовых актов по вопросам, связанным с выполнением требований настоящего Закона.

12. выполнение банками, отнесенными к категории неплатежеспособных, требований законодательства в сфере предотвращения и противодействия устанавливает Фонд гарантирования вкладов физических лиц по согласованию со специально уполномоченным органом.

Надзор в сфере предотвращения и противодействия в отношении банков, отнесенных к категории неплатежеспособных, осуществляется Фондом гарантирования вкладов физических лиц в установленном им порядке.

13. Субъекты государственного финансового мониторинга с целью выполнения возложенных на них настоящим Законом обязанностей имеют право обращаться с запросами в органы исполнительной власти, государственных регистраторов, правоохранительных органов, юридических лиц.

Субъекты, которым адресовано указанный запрос, обязаны в течение десяти рабочих дней предоставить соответствующую информацию. В случае невозможности предоставления информации в указанный срок по обоснованным причинам по обращению соответствующих субъектов срок предоставления информации может быть продлен субъектом государственного финансового мониторинга, но не более чем до 30 рабочих дней.

14. Субъекты государственного финансового мониторинга в рамках осуществления надзора в сфере предотвращения и противодействия вправе обмениваться информацией с ограниченным доступом при условии соблюдения установленных законодательством требований по ее защите.

15. Субъекты государственного финансового мониторинга обеспечивают условия для сообщений работниками субъектов первичного финансового мониторинга или любыми третьими лицами о нарушении требований законодательства в сфере предотвращения и противодействия, в том числе через специальные телефонные линии, официальные сайты, средства электронного свя связи.

Субъектам государственного финансового мониторинга запрещено раскрывать любым третьим лицам информацию о лицах, совершивших такие сообщения, кроме случаев, установленных законом.

Порядок предоставления таких сообщений, а также порядок их рассмотрения определяются соответствующим субъектом государственного финансового мониторинга и Фондом гарантирования вкладов физических лиц соответственно.

Статья 18 ЗУ О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения на русском языке с изменениями 2024 год №361-IX от 06.12.2019, редакция от 01.01.2022

Закон действующий. Актуальность проверена 10.02.2021

Структура акта