В случае признания противоправным (незаконным) и отмене решения (индивидуального акта) Национального банка Украины, указанного в части второй статьи 79 настоящего Закона, лицо, которое было участником банка на момент принятия такого решения (индивидуального акта), имеет право на возмещение вреда, причиненного таким решением (индивидуальным актом), в порядке, установленном законом, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Обязанность доказывания ущерба и его размера возлагается на участника банка.
Возмещение упущенной выгоды осуществляется в размере доходов, которые участник банка мог бы реально получить, но принято решение (индивидуальный акт) Национального банка Украины стало единственной и достаточной причиной, которая лишила этого участника возможности их получить. Упущенная выгода возмещается лишь в случае, если такая выгода не была учтена при оценке реального ущерба (стоимости акций).
Реальные убытки определяются в размере стоимости акций банка на день принятия решения Национального банка Украины об отнесении банка к категории неплатежеспособных / отзыве банковской лицензии и ликвидации банка (далее в настоящей статье - день урегулирования).
Стоимость акций определяется в размере суммы, которую покупатель, обладающий всей необходимой информацией и данными, оплатил бы на день урегулирования за акции банка с учетом будущих перспектив банка, учитывая реальное финансовое состояние банка (в том числе его регулятивный капитал, ликвидность и качество активов ), бизнес-модель банка и его структуру, а также рыночные условия (в том числе доступность ликвидности и стоимость финансирования) и макроэкономическую ситуацию.
Стоимость акций определяется в отчете о состоянии финансово-хозяйственной деятельности банка, состоящий международно признанной аудиторской фирмой, которая отвечает критериям, определенным Национальным банком Украины. Такая оценка финансово-хозяйственной деятельности банка и стоимости акций назначается судом, рассматривающим дело о возмещении причиненного вреда.
Суд возлагает обязанность по заключению договора с определенной им аудиторской фирмой о проведении оценки финансово-хозяйственной деятельности банка и стоимости акций на Национальный банк Украины.
Истец обязан внести на депозитный счет суда предварительно определенную сумму расходов, связанных с проведением оценки финансово-хозяйственной деятельности банка и стоимости акций.
Отчет аудиторской фирмы о состоянии финансово-хозяйственной деятельности банка не может быть отклонен судом.
Отчет аудиторской фирмы о состоянии финансово-хозяйственной деятельности банка приравнивается к заключению экспертизы, назначенной в соответствии с процессуальным законодательством Украины. Такой отчет подлежит опубликованию на страницах официального интернет-представительства Национального банка Украины.
Стоимость акций определяется, основываясь на здравомыслящему и реалистической оценке в соответствии с международными стандартами оценки с учетом особенностей функционирования банков (включая требования к регулятивного капитала, соблюдение которых необходимо для продолжения деятельности банка).
В случае если финансовое положение банка на день урегулирования, определенный аудиторской фирмой, свидетельствует, что размер обязательств банка превышал размер активов банка, считается, что банк не мог действовать непрерывно (не имел перспектив продолжить деятельность) и материальная вред не причинен. Если по результатам аудита / оценки установлено, что размер активов банка превышал размер обязательств банка, такое превышение не является достаточным доказательством того, что материальный ущерб нанесен.
К процедуре определения стоимости акций и лица, проводить оценку, не применяются положения Закона Украины "Об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности" и статью 8 Закона Украины "Об акционерных обществах".
При оценке финансово-хозяйственной деятельности банка на день урегулирования учитывается информация / данные, известные по состоянию на день проведения такой оценки, включая информацию / данные, полученные после принятия решения Национального банка Украины об отнесении банка к категории неплатежеспособных / отзыве банковской лицензии и ликвидации банка.
С целью проведения анализа финансово-хозяйственного состояния банка на день урегулирования аудиторская фирма применяет международные стандарты финансовой отчетности в части, применяется в отношении банков.
В случае если законодательство устанавливало специальный режим для реструктуризации или рекапитализации банков на ограниченный период времени для стабилизации банковской и финансовой систем, соответствие банка таким уменьшенным регуляторным требованиям в течение такого ограниченного периода, а также неприменение санкций за нарушение требований к регулятивного капитала и / или других требований и показателей не могут считаться достаточным доказательством положительной стоимости акций.
Во избежание неосновательного обогащения участников банка в результате учета финансовой поддержки (ликвидности, пополнение капитала, гарантий и т.д.) банка, предоставленной / внесенной государством (Кабинетом Министров Украины, Национальным банком Украины, Министерством финансов Украины) до / после даты урегулирования, оценка стоимости акций должна базироваться на таких предположениях:
1) в день урегулирования банк должен немедленно уплатить / вернуть любую финансовую поддержку, включая стабилизационные кредиты, рефинансирование или другие кредиты, предоставленные Национальным банком Украины как кредитором последней инстанции, а финансовое состояние банка должен оцениваться с учетом финансовых потерь банка, он потерпел бы в результате осуществления таких платежей. В случае если для осуществления выплат банк был бы вынужден продавать свои активы, а также при отсутствии каких-либо других рыночных индикаторов в стоимость таких активов применяются корректирующие коэффициенты для имущества / гарантий, которые являются приемлемыми для обеспечения выполнения обязательств по кредиту для экстренной поддержки ликвидности, и порядок их учета, установленный Национальным банком Украины на день урегулирования;
2) после дня урегулирования ни поддержка ликвидностью (кроме доступа к стандартных инструментов регулирования ликвидности Национального банка Украины), пополнение капитала, гарантии, программы выкупа активов или иная форма государственной поддержки не будут предоставляться государственными органами (включая Национальный банк Украины и Фонд гарантирования вкладов физических лиц ). В случае если в реальности такая поддержка была оказана, оценка будущих перспектив и показателей банка должна осуществляться, основываясь на предположении, что такая поддержка не предоставлялась.
Любой платеж, полученный участником (участниками) банка в процессе ликвидации банка или в результате выполнения плана урегулирования, уменьшает на соответствующую сумму размер причиненного реального ущерба.
Возмещение вреда осуществляется в денежной форме. Возмещение вреда другим способом, в частности возмещение в натуре (передача вещи того же рода и того же качества и т.п.), не допускается.
Статья 79-1 ЗУ О банках и банковской деятельности на русском языке с изменениями 2024 год №2121-III от 07.12.2000, редакция от 24.11.2021
Структура акта