Целью банковского надзора является стабильность банковской системы и защита интересов вкладчиков и кредиторов банка безопасности хранения средств клиентов на банковских счетах.
Надзорная деятельность Национального банка Украины охватывает все банки, их обособленные подразделения, аффилированных и родственных лиц банков, ключевых участников в структуре собственности банков, банковские группы, участников банковских групп на территории Украины и за рубежом, учреждения иностранных банков в Украине, а также других юридических и физических лиц в части соблюдения требований настоящего Закона.
При осуществлении банковского надзора и надзора в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения Национальный банк Украины имеет право применять профессиональное суждение.
Профессиональное суждение формируется Национальным банком Украины с учетом следующих принципов:
равноценности сущности и формы (оценка сделок, операций, событий и событий с точки зрения их сути и формы)
соразмерности (пропорциональности) (учета обстоятельств и условий конкретной ситуации, в отношении которого формируется профессиональное суждение и принимается соответствующее решение (в частности, размер банка, сложность, объем, виды, характер осуществляемых им операций, организационная структура банка, профиль риска банка, особенности деятельности банка как системно важного (при наличии такого статуса), деятельность банковской группы, в состав которой входит банк, финансовое состояние банка и владельцев существенного участия в нем);
обоснованного сомнения (осуществление дополнительной / углубленной проверки / анализа сделок, операций, событий и / или событий, по которым формируется профессиональное суждение и принимается соответствующее решение, при наличии обоснованного сомнения относительно них)
комплексного анализа (исследования всех обстоятельств и условий конкретной ситуации при формировании профессионального суждения и принятии соответствующего решения).
Профессиональное суждение может применяться Национальным банком Украины во время любой оценки лиц, сделок, операций, обстоятельств, событий (как по качественным, так и по количественным показателям), что осуществляется Национальным банком Украины в рамках выполнения возложенных на него надзорных функций (в частности, оценки финансового состояния банка, рисков, присущих его деятельности, жизнеспособности бизнес-модели банка, адекватности капитала и ликвидности банка рискам, которым подвергается или может подвергаться банк, качества корпоративного управления в банке, эффективности систем управления рисками и внутреннего контроля, в том числе в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, влияния рисков и стресс-факторов на эффективное, надежное и благоразумное управление банком, финансовую стабильность и защиту интересов вкладчиков и других кредиторов банка).
Документы, в которых изложено профессиональное суждение, должны быть подписаны / утверждены / согласованные / одобрены Председателем Национального банка Украины или уполномоченным (и) на такие действия служащим (ямы) Национального банка Украины.
Решение Правления Национального банка Украины и Комитета по вопросам надзора и регулирования деятельности банков, надзора (оверсайта) платежных систем, принятые с применением профессионального суждения, могут быть обжалованы в судебном порядке.
Документ, в котором изложено профессиональное суждение, кроме решений Правления Национального банка Украины и Комитета по вопросам надзора и регулирования деятельности банков, надзора (оверсайта) платежных систем, может быть пересмотрен в установленном Национальным банком Украины порядке Комитетом по вопросам надзора и регулирования деятельности банков, надзора (оверсайта) платежных систем по обращению лица, которой он касается. Лицо имеет право ходатайствовать о пересмотре соответствующего документа в течение 15 рабочих дней со дня его получения.
Национальный банк Украины в определенном им порядке вправе определять величину рисков в деятельности банка.
Национальный банк Украины по результатам оценки банка, проводимой им во время банковского надзора в порядке и способом, определенные Национальным банком Украины, с учетом оценки финансового состояния и бизнес-модели банка, рисков, присущих его деятельности, качества корпоративного управления, системы внутреннего контроля, в том числе системы управления рисками, имеет право:
1) устанавливать для банка повышенные значения экономических нормативов;
2) требовать от банка, его руководителей, владельцев существенного участия принятие мер, направленных на улучшение финансового состояния банка, поддержание на достаточном уровне капитала и ликвидности для покрытия всех существенных рисков его деятельности, повышение качества корпоративного управления, системы внутреннего контроля, в том числе системы управление рисками;
3) требовать пересмотра политики вознаграждений в банке.
Банк обязан представить план мероприятий по выполнению требований Национального банка Украины, который должен соответствовать требованиям Национального банка Украины и обеспечить его выполнение в установленные сроки.
В случае ухудшения финансового состояния банка, представляет угрозу для его вкладчиков и других кредиторов, Национальный банк Украины имеет право установить ограничения по деятельности такого банка.
Национальный банк Украины для целей банковского надзора имеет право получать от государственных органов, в том числе от государственных органов иностранных государств и других лиц информацию, в том числе конфиденциальную, относительно финансового / имущественного положения учредителя (учредителей) банка, ключевых участников в структуре собственности банка и лиц, приобретают или увеличивают существенное участие в банке, их деловой репутации, источников происхождения средств, используемых для формирования уставного капитала банка и / или для приобретения или увеличение существенного участия в банке, а также другую информацию, необходимую для выполнения Национальным банком Украины функций государственного регулирования и надзора.
Государственные органы и другие лица обязаны в течение 20 дней со дня получения запроса Национального банка Украины предоставить ему соответствующую информацию.
При осуществлении банковского надзора Национальный банк Украины имеет право требовать от банков и их руководителей, ответственных лиц банковских групп, участников банковских групп устранения нарушений банковского законодательства, выполнение нормативно-правовых актов Национального банка Украины для избежания или преодоления нежелательных последствий, которые могут поставить под угрозу безопасность средств, доверенных таким банкам, или нанести вред надлежащему ведению банковской деятельности.
{Часть шестнадцатую статьи 67 исключен на основании Закона № 1587-IX от 30.06.2021}
{Часть семнадцатую статьи 67 исключен на основании Закона № 1587-IX от 30.06.2021}
{Часть восемнадцатую статьи 67 исключен на основании Закона № 1587-IX от 30.06.2021}
При осуществлении банковского надзора Национальный банк Украины имеет право пользоваться услугами других, в том числе иностранных юридических и физических лиц, учреждений, по отдельным соглашениям.
В случае отзыва у банка банковской лицензии Национальный банк Украины сообщает об этом соответствующие органы банковского надзора других государств, в которых банк имел филиалы или корреспондентские и иные счета.
Национальный банк Украины осуществляет банковский надзор в форме инспекционных проверок и дистанционного надзора.
Национальный банк Украины в пределах дистанционного надзора имеет право:
1) письменно потребовать от банка копии документов, а также письменные объяснения по вопросам его деятельности;
2) уполномочивать служащего (служащих) Национального банка Украины на осуществление надзора за деятельностью банка, о чем сообщает банк в течение двух рабочих дней со дня определения такого уполномоченного служащего (служащих).
Банк обязан предоставлять по письменному требованию Национального банка Украины соответствующую информацию и копии документов.
Уполномоченный служащий Национального банка Украины имеет право:
1) свободного доступа в рабочее время во все помещения банка;
2) свободного доступа к информации банка о его деятельности и о проведении им каких-либо операций, а также ко всем документам банка, в том числе содержащих информацию с ограниченным доступом, в бумажной и в электронной форме;
3) свободного доступа к системам автоматизации банковских операций;
4) производить и изымать (выносить за пределы банка) копии документов, в том числе копии документов, свидетельствующих о нарушении законодательства Украины, нормативно-правовых актов Национального банка Украины;
5) присутствовать на общем собрании участников банка, заседаниях совета банка, правления банка и комитетов банка.
Руководители банка обязаны обеспечить уполномоченному служащему Национального банка Украины свободный доступ в рабочее время во все помещения банка, доступ в режиме просмотра ко всем информационным системам банка и консультационную поддержку по вопросам функционирования таких систем, а также обеспечить предоставление информации, документов и письменных объяснений по вопросам деятельности банка, в том числе о проведении банком каких-либо операций. Банк обязан заблаговременно (не позднее чем за один рабочий день) информировать уполномоченного служащего Национального банка Украины о проведении общего собрания участников банка, заседаний совета банка, правления банка и комитетов банка, обязательное образование которых предусмотрено настоящим Законом, с предоставлением информации о вопросы, планируются к рассмотрению, и создать условия для его участия в таких собраниях / заседаниях.
{Часть статьи 67 исключен на основании Закона № 590-IX от 13.05.2020}
При осуществлении надзора за учреждениями, которые ведут банковскую деятельность в других государствах, Национальный банк Украины сотрудничает с соответствующими органами этих государств.
{Абзац второй части двадцать седьмой статьи 67 исключен на основании Закона № 1587-IX от 30.06.2021}
{Абзац третий части двадцать седьмой статьи 67 исключен на основании Закона № 1587-IX от 30.06.2021}
Национальный банк Украины при осуществлении надзора сотрудничает с другими государственными органами, осуществляющими регулирование рынков финансовых услуг в Украине, и с соответствующими органами надзора за финансовыми учреждениями иностранных государств. Сотрудничество происходит на основании заключенных договоров, меморандумов или в других формах.
Статья 67 ЗУ О банках и банковской деятельности на русском языке с изменениями 2024 год №2121-III от 07.12.2000, редакция от 24.11.2021
Структура акта