1. Операторы рынка разрабатывают, внедряют и используют действующие процедуры, основанные на принципах системы анализа опасных факторов и контроля в критических точках.
2. Требования части первой настоящей статьи не распространяются на операторов рынка, осуществляющих первичное производство, а также проводят связанную с первичным производством деятельность, в частности транспортировки, хранения и обработку первичной продукции в месте первичного производства, при условии, что при этом не меняется существенно состояние таких продуктов, а также на транспортировку живых животных, предназначенных для потребления человеком, транспортировки с места первичного производства до мощности продуктов растительного происхождения, продуктов рыболовства, а также продуктов охоты.
3. К принципам системы анализа опасных факторов и контроля в критических точках, указанных в части первой настоящей статьи, относятся:
1) идентификация опасных факторов, которым необходимо предотвратить или которые необходимо устранить или уменьшить до приемлемого уровня;
2) определение критических контрольных точек на этапах, на которых контроль управления является определяющим для предотвращения возникновения опасных факторов, их устранение или уменьшение до приемлемого уровня;
3) установление критических пределов в критических контрольных точках, позволяющих отличить приемлемость пищевого продукта от неприемлемости с точки зрения его безопасности;
4) проведение процедур мониторинга в критических контрольных точках, обеспечивающих получение данных для оперативного управления опасными факторами;
5) введение корректирующих действий, которые должны проводиться, если результаты мониторинга свидетельствуют о том, что определенная критическая контрольная точка вышла из-под контроля;
6) разработка процедур, которые должны применяться на постоянной основе, с целью проверки результативности мероприятий, указанных в пунктах 1-5 части третьей настоящей статьи;
7) разработка документов и ведения записей в соответствии с видом деятельности и объемов производства для подтверждения результативного применения мер, указанных в пунктах 1-6 части третьей настоящей статьи.
4. Требования по разработке, внедрению и использованию постоянно действующих процедур, основанных на принципах системы анализа опасных факторов и контроля в критических точках, допускают применение упрощенного подхода, при условии если такой подход обеспечивает одинаковый уровень защиты здоровья потребителей, и в случае внедрение принципов системы анализа опасных факторов и контроля в критических точках, как это описано в части третьей настоящей статьи. При этом применение упрощенного подхода может, в том числе, предусматривать:
1) в случае если по результатам проведенного анализа опасных факторов определены отсутствие критических контрольных точек, соблюдение общих гигиенических требований по обращению с пищевыми продуктами, указанных в настоящем Законе, является достаточным, и введение системы постоянно действующих процедур, основанных на принципах системы анализа опасных факторов и контроля в критических точках, не требуется. Указанное распространяется на мощности, которые не обрабатывают продукты питания, а именно на учреждения розничной торговли, в том числе на палатки, киоски, прилавки, на движущиеся транспортные средства для торговли, а также на заведения общественного питания, осуществляющих торговлю исключительно напитками;
2) возможность введения принципов системы анализа опасных факторов и контроля в критических точках, указанных в части третьей настоящей статьи, не в полном объеме. Указанное распространяется на заведения общественного питания, за исключением тех, которые указаны в пункте 1 настоящей части, пекарни, кондитерские;
3) возможность применения типовых планов системы анализа опасных факторов и контроля в критических точках, которые содержатся в методических рекомендациях и включающие информацию об опасных факторах, программы-предпосылки, процедуры в критических контрольных точках и процедуры ведения записей. При этом использование типового плана системы анализа опасных факторов и контроля в критических точках возможно исключительно в случае, если мощность соответствует тому описанию, которое содержится в методических рекомендациях. Указанное распространяется на бойне, мощности по производству рыбной и молочной продукции, мощности, осуществляющих консервирования, пастеризации, замораживания пищевых продуктов;
4) в случае применения процедур визуального мониторинга ведения записей только в случаях, когда выявлено несоответствие установленным требованиям. Такие записи должны включать, в том числе, описание коррекций и корректирующих действий.
Перечни мощностей, указанных в пунктах 1-3 настоящей части, не является исключительными и могут быть расширены в методических рекомендациях.
5. Операторы рынка в случае изменений в количественном и качественном составе ингредиентов пищевого продукта, а также на любой стадии производства и обращения, которые могут повлиять на безопасность пищевого продукта, должны пересматривать и обновлять процедуры, основанные на принципах системы анализа опасных факторов и контроля в критических точках, с целью внесения необходимых изменений.
6. С целью выполнения процедур, основанных на принципах системы анализа опасных факторов и контроля в критических точках, операторы рынка:
1) предоставляют компетентному органу при осуществлении государственного контроля доказательства соответствия их деятельности требованиям части четвертой этой статьи с учетом сферы деятельности и объема производства, а также упрощенным требованиям небольших мощностей и мощностей, деятельность которых имеет незначительную степень риска для здоровья потребителей;
2) гарантируют, что документы, в которых приводится описание процедур, разработанных в соответствии с требованиями настоящей статьи, содержащие достоверную информацию;
3) обеспечивают хранение документов и записей по выполнению принципов системы анализа опасных факторов и контроля в критических точках в течение трех месяцев после окончания конечной даты продажи пищевого продукта, нанесенной на маркировке, если иное не предусмотрено рекомендациями объединений производителей, которые утверждены центральным органом исполнительной власти , что формирует и обеспечивает реализацию государственной политики в сфере безопасности и отдельных показателей качества пищевых продуктов.
7. Сертификация постоянно действующих процедур, основанных на принципах системы анализа опасных факторов и контроля в критических точках, не является обязательной.
Статья 21 ЗУ Об основных принципах и требованиях к безопасности и качеству пищевых продуктов на русском языке с изменениями 2024 год №771/97-ВР от 23.12.1993, редакция от 21.03.2021
Структура акта