Статья 186 Земельного кодекса Украины. Согласование и утверждение документации по землеустройству

1. Схема землеустройства и технико-экономическое обоснование использования и охраны земель района утверждаются районным советом.

Схемы землеустройства и технико-экономические обоснования использования и охраны земель села, поселка, города, территории территориального общества утверждаются соответствующим сельским, поселковым, городским советом.

Схемы землеустройства и технико-экономические обоснования использования и охраны земель административно-территориальных единиц подлежат стратегической экологической оценке.

Схема землеустройства и технико-экономические обоснования использования и охраны земель зоны отчуждения и зоны безусловного (обязательного) отселения территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в результате Чернобыльской катастрофы, утверждаются центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере управления зоной отчуждения и зон (обязательного) отселения.

2. Комплексные планы пространственного развития территорий территориальных общин, генеральные планы населенных пунктов, подробные планы территории:

в части формирования земельных участков соглашаются в порядке, установленном настоящим Кодексом для согласования проектов землеустройства по отводу земельных участков;

в части положений, предусматривающих внесение в Государственный земельный кадастр сведений о земельных участках, сформированные до 2004 года, но сведения о которых не внесены в Государственный земельный кадастр, согласовываются с их владельцами, а если такие земельные участки находятся в пользовании физических, юридических лиц, - также подлежат согласованию с землепользователями;

утверждаются соответствующими сельскими, поселковыми, городскими советами.

3. Проекты землеустройства согласовываются и утверждаются так:

1) проекты землеустройства по установлению (изменению) границ административно-территориальных единиц согласовываются сельскими, поселковыми, городскими, районными советами, районными государственными администрациями, из территории которых планируется осуществить расширение таких границ. В случае расширения границ административно-территориальной единицы за счет территории, не входящей в состав соответствующего района, или если районный совет не образован, проект согласен Советом министров Автономной Республики Крым, областной государственной администрацией.

В случае установления границ городов проект также согласовывается с Верховным Советом Автономной Республики Крым, областным советом.

Решение Верховной Рады Украины, Верховной Рады Автономной Республики Крым, органа местного самоуправления об установлении (изменении) границ административно-территориальной единицы одновременно является решением об утверждении проекта землеустройства по установлению (изменению) границ административно-территориальной единицы.

Проекты землеустройства по установлению (изменению) границ районов в городах согласовываются с соответствующим районным в городе советом, районным в городе государственной администрацией (в случае их образования);

2) проекты землеустройства по установлению границ территорий территориальных общин соглашаются сельскими, поселковыми, городскими советами смежных территориальных общин и утверждаются сельским, поселковым, городским советом, представляющим интересы территориальной общины, границы территории которой устанавливаются.

В случае отказа сельского, поселкового, городского совета в согласовании проекта землеустройства спор разрешается в судебном порядке;

3) проекты землеустройства по организации и установлению границ территорий природно-заповедного фонда и другого природоохранного назначения, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного, лесохозяйственного назначения, земель водного фонда и водоохранных зон, ограничений использования земель и их режимообразующих объектов согласовываются с владельцами , пользователями земельных участков, которые включаются в территорию природно-заповедного фонда, другого природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения, лесохозяйственного назначения, земель водного фонда и водоохранных зон, ограничений в использовании земель и их режимообразующих объектов без их изъятия, кроме случаев, когда ограничения непосредственно установлены законом или принятыми в соответствии с ним нормативно-правовыми актами.

Проекты землеустройства по организации и установлению границ территорий природно-заповедного фонда и другого природоохранного назначения, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного, лесохозяйственного назначения, земель водного фонда и водоохранных зон, ограничений использования земель и их режимообразующих объектов согласовываются центральным органом исполнительной власти , реализующая государственную политику в сфере охраны окружающей природной среды (в случае наличия территорий или объектов природно-заповедного фонда общегосударственного значения, земель оздоровительного, рекреационного назначения, земель водного фонда и водоохранных зон), органом исполнительной власти Автономной Республики Крым в сфере охраны окружающей природной среды, структурным подразделением соответствующей областной, Киевской или Севастопольской городской государственной администрации в сфере охраны окружающей природной среды (при наличии территорий или объектов природно-заповедного фонда местного значения).

Проекты землеустройства по организации и установлению границ территорий природно-заповедного фонда и другого природоохранного назначения, лесохозяйственного назначения, земель водного фонда и водоохранных зон, ограничений использования земель и их режимообразующих объектов в зоне отчуждения и зоне безусловного (обязательного) отселения территории , подвергшиеся радиоактивному загрязнению в результате Чернобыльской катастрофы, соглашаются центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере управления зоной отчуждения и зоной безусловного (обязательного) отселения.

Проекты землеустройства организации и установления границ территорий природно-заповедного фонда и другого природоохранного назначения, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного, лесохозяйственного назначения, земель водного фонда и водоохранных зон, ограничений в использовании земель и их режимообразующих объектов утверждаются их заказчиками.

Проекты землеустройства по организации и установлению границ территорий природно-заповедного фонда и другого природоохранного назначения, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного, лесохозяйственного назначения, земель водного фонда и водоохранных зон, ограничений использования земель и их режимообразующих объектов, разрабатываемых с целью внесение в Государственный земельный кадастр сведений о границах и режимах использования земель в пределах территорий памятников культурного наследия, историко-культурных заповедников, историко-культурных заповедных территорий, охраняемых археологических территорий, зон охраны, буферных зон, исторических ареалов мест культурного всемирного наследия, утверждаются органами, которые в соответствии с Законом Украины "Об охране культурного наследия" утверждают научно-проектную документацию в сфере охраны культурного наследия, определяющую ограничения в использовании земель в пределах территорий памятников культурного наследия, историко-культурных заповедников, историко-культурных заповедных территорий, охраняемых археологических территорий, зон охраны, буферных зон, исторических ареалов населенных мест, территорий культурного всемирного наследия. Проекты землеустройства по организации и установлению границ территорий природно-заповедного фонда и другого природоохранного назначения, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного, лесохозяйственного назначения, земель водного фонда и водоохранных зон, ограничений использования земель и их режимообразующих объектов, разрабатываемых с целью внесение в Государственный земельный кадастр сведений о границах и режимах использования земель в пределах территорий памятников культурного наследия, историко-культурных заповедников, историко-культурных заповедных территорий, охраняемых археологических территорий, зон охраны, буферных зон, исторических ареалов мест культурного всемирного наследия, не позднее 30 календарных дней до дня их утверждения публикуются на официальном сайте органа охраны культурного наследия, уполномоченного осуществлять их утверждение;

4) проекты землеустройства по приватизации земель государственных сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций согласовываются решением общего собрания работников таких предприятий, учреждений и организаций (другими субъектами, определенными законодательством) и утверждаются органами исполнительной власти, осуществляющими распоряжение земельными участками государственной собственности в соответствии с полномочиями , определенных статьей 122 настоящего Кодекса

Проекты землеустройства по приватизации земель коммунальных сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций согласовываются решением общего собрания работников таких предприятий, учреждений и организаций (другими субъектами, определенными законодательством) и утверждаются соответствующими сельскими, поселковыми, городскими советами;

5) проекты землеустройства по организации территории земельных долей (паев) согласовываются соответствующим сельским, поселковым, городским советом и утверждаются на собрании большинством владельцев земельных долей (паев) в пределах земель, находящихся в собственности (пользовании) такого сельскохозяйственного предприятия, оформляемого соответствующим протоколом ;

6) проекты землеустройства по отводу земельных участков утверждаются Верховным Советом Автономной Республики Крым, Советом министров Автономной Республики Крым, органами исполнительной власти или органами местного самоуправления в соответствии с полномочиями, определенными статьей 122 настоящего Кодекса;

7) при наличии территорий и объектов природно-заповедного фонда, их охранных зон, земель, зарезервированных для заповеди, прибрежных защитных полос, других территорий экологической сети проекты землеустройства по упорядочению территории для градостроительных нужд согласовываются органом исполнительной власти Автономной Республики Крым в сфере охраны окружающей природной среды, структурным подразделением соответствующей областной, Киевской или Севастопольской городской государственной администрации в сфере охраны окружающей природной среды.

Проекты землеустройства по упорядочению территории для градостроительных нужд утверждаются сельскими, поселковыми, городскими советами;

8) проекты землеустройства, обеспечивающие эколого-экономическое обоснование севооборота и составления угодий, утверждаются их заказчиками;

9) в случае наличия территорий и объектов природно-заповедного фонда, их охранных зон, земель, зарезервированных для заповеди или прибрежных защитных полос, других территорий экологической сети проекты землеустройства по упорядочению территории населенных пунктов согласовываются органом исполнительной власти Автономной Республики Крым в сфере охраны окружающей природной среды, структурным подразделением соответствующей областной, Киевской или Севастопольской городской государственной администрации в сфере охраны окружающей природной среды.

Проекты землеустройства по упорядочению территории населенных пунктов утверждаются соответствующими сельскими, поселковыми, городскими советами.

4. Рабочие проекты землеустройства утверждаются их заказчиками.

Рабочие проекты землеустройства, предусматривающие осуществление мероприятий на земельных участках государственной и коммунальной собственности, расположенных на территориях или объектах природно-заповедного фонда, их охранных зонах, землях, зарезервированных для заповеди, прибрежных защитных полосах, других территориях экологической сети, соглашаются органом исполнительной власти власти Автономной Республики Крым в сфере охраны окружающей природной среды, структурным подразделением соответствующей областной, Киевской или Севастопольской городской государственной администрации в сфере охраны окружающей природной среды.

5. Техническая документация по землеустройству согласовывается и утверждается в следующем порядке:

1) техническая документация по землеустройству по установлению границ части земельного участка, на которую распространяется право субаренды, сервитута, соглашается землевладельцем (в случае установления сервитута по земельному участку, не находящемуся в пользовании, или в случае установления сервитута по земельному участку, находящемуся в пользовании, - по договору с ее собственником) или землепользователем (в других случаях) и утверждается лицом, приобретающим право субаренды, сервитута;

2) техническая документация по землеустройству по разделу и объединению земельных участков утверждается собственником (распорядителем) земельных участков, а по земельным участкам государственной или коммунальной собственности – Верховным Советом Автономной Республики Крым, Советом министров Автономной Республики Крым, органом исполнительной власти, органом местного самоуправления , уполномоченными распоряжаться земельными участками в соответствии с полномочиями, определенными статьей 122 настоящего Кодекса;

3) техническая документация по землеустройству по инвентаризации земель в части положений, предусматривающих внесение в Государственный земельный кадастр сведений о земельных участках, сформированные до 2004 года, но сведения о которых не внесены в Государственный земельный кадастр, согласовывается с владельцами таких земельных участков, а если такие земельные участки находятся в использовании физических, юридических лиц - также с землепользователями.

Техническая документация по землеустройству по инвентаризации земель утверждается:

по земельным участкам частной собственности – собственником земельных участков;

в отношении земельных участков государственной или коммунальной собственности – Верховным Советом Автономной Республики Крым, Советом министров Автономной Республики Крым, органом исполнительной власти, органом местного самоуправления, уполномоченными распоряжаться земельными участками в соответствии с полномочиями, определенными статьей 122 настоящего Кодекса;

относительно земельных участков, расположенных в массиве земель сельскохозяйственного назначения, и земель, оставшихся в коллективной собственности после распределения земельных участков между владельцами земельных долей (паев) - сельским, поселковым, городским советом;

4) техническая документация по землеустройству по установлению границ режимообразующих объектов культурного наследия утверждается центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере охраны культурного наследия, кроме технической документации по землеустройству по установлению границ территории памятки местного значения, ее зоны охраны, границ историко-культурного заповедника местного значения, утверждаемого органом охраны культурного наследия Автономной Республики Крым, областной, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций. Техническая документация по землеустройству по установлению границ режимообразующих объектов культурного наследия не позднее 30 календарных дней до его утверждения публикуется на официальном сайте органа охраны культурного наследия, уполномоченного осуществлять его утверждение;

5) техническая документация по землеустройству по установлению (восстановлению) границ земельного участка в натуре (на местности) утверждается:

в случае передачи из такой документации земельного участка в собственность и пользование Верховной Радой Автономной Республики Крым, Советом министров Автономной Республики Крым, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления - решением таких органов;

в других случаях - собственником (распорядителем) земельного участка, а находящегося в пользовании земельного участка государственной или коммунальной собственности - землепользователем;

6) техническая документация по землеустройству о резервировании ценных для заповеди территорий и объектов соглашается пользователями земельных участков государственной, коммунальной собственности, кроме случаев, определенных законом, органом исполнительной власти Автономной Республики Крым в сфере охраны окружающей природной среды, структурным подразделением соответствующей областной, Киевской или Севастопольской городской государственной администрации в сфере охраны окружающей природной среды и утверждается органом исполнительной власти, органом местного самоуправления, осуществляющим распоряжение земельными участками в соответствии с полномочиями, определенными статьей 122 настоящего Кодекса.

6. Утвержденная документация по землеустройству в электронной форме представляется разработчиком в Государственный фонд документации по землеустройству и оценке земель.

7. Верховный Совет Автономной Республики Крым, Совет министров Автономной Республики Крым, органы исполнительной власти или органы местного самоуправления, другие субъекты, определенные настоящей статьей, обязаны в течение десяти рабочих дней со дня получения документации по землеустройству безвозмездно предоставить или отправить заказным письмом. с уведомлением разработчику свои выводы об его согласовании или об отказе в согласовании с обязательной ссылкой на законы и принятые в соответствии с ними нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в соответствующей сфере. Срок действия таких выводов неограничен.

8. Основанием для отказа в согласовании и утверждении документации по землеустройству может быть только несоответствие ее положений требованиям законов и принятых в соответствии с ними нормативно-правовых актов, документации по землеустройству или градостроительной документации.

9. Верховной Раде Автономной Республики Крым, Совету министров Автономной Республики Крым, органам исполнительной власти, органам местного самоуправления, другим субъектам, определенным настоящей статьей, при согласовании и утверждении документации по землеустройству запрещается требовать:

дополнительные материалы и документы, не включенные в состав документации по землеустройству, определенному Законом Украины "О землеустройстве";

предоставление согласования документации по землеустройству любыми другими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями или организациями, согласование которых не предусмотрено настоящей статьей;

проведение любых обследований, экспертиз или работ.

Каждый орган исполнительной власти, орган местного самоуправления, Верховный Совет Автономной Республики Крым, Совет министров Автономной Республики Крым, другой субъект, определенный настоящей статьей, рассматривает и согласовывает документацию по землеустройству самостоятельно и независимо от согласования такой документации другими органами.

10. Заключение (решение) органа исполнительной власти, органа местного самоуправления, Верховной Рады Автономной Республики Крым, Совета министров Автономной Республики Крым, другого субъекта, определенного настоящей статьей, об отказе в согласовании или утверждении документации по землеустройству должно содержать исчерпывающий перечень недостатков документации по землеустройству с описанием содержания недостатка и ссылкой на соответствующие нормы законов и принятых в соответствии с ними нормативно-правовых актов, утвержденную документацию по землеустройству или градостроительную документацию. Повторный отказ в согласовании или утверждении документации по землеустройству допускается только в случае, если разработчик не устранил недостатки, указанные в предварительном заключении (решении), а также если основание отказа возникло после предоставления предварительного вывода (решения). Повторный отказ в согласовании или утверждении не лишает разработчика документации по землеустройству права устранить недостатки такой документации и представить ее на согласование или утверждение.

Статья 186 ЗКУ на русском языке с изменениями 2024 год (Земельный кодекс Украины, ЗК Украины) №2768-III от 25.10.2001, редакция от 01.01.2022

Кодекс действующий. Актуальность проверена 10.02.2021

Структура акта