1. Комплексный план пространственного развития территории территориальной общины (далее – комплексный план) разрабатывается на всю территорию территориальной общины.
Комплексный план не разрабатывается, если территория общества включает только территорию населенного пункта.
2. Комплексный план предусматривает согласованное принятие решений о целостном (комплексном) пространственном развитии населенных пунктов как единой системы расселения и территории за их пределами.
Комплексный план разрабатывается и утверждается с целью обеспечения устойчивого развития территориального общества с соблюдением принципа сбалансированности государственных, общественных и частных интересов и с учетом концепции интегрированного развития территории территориального общества (при).
При реализации комплексного плана субъекты градостроительства обязаны соблюдать его положения.
3. Комплексный план включает планировочные решения по перспективному использованию всей территории территориального общества, а также:
генеральный план населенного пункта – административного центра территориальной общины;
генеральные планы населенных пунктов и детальные планы территории в пределах территории территориальной общины, утвержденные до принятия комплексного плана, которые в соответствии с настоящей статьей признаны отвечающими требованиям законодательства, согласовываются с планировочными решениями комплексного плана и подлежат включению в него;
генеральные планы населенных пунктов в пределах территории территориального общества, необходимость разработки которых установлена решением об утверждении комплексного плана (включаются в состав комплексного плана одновременно с их утверждением);
планировочные решения генеральных планов других населенных пунктов и детальных планов территорий внутри территории территориальной общины объеме, определенном Кабинетом министров Украины;
подробные планы территории в пределах территории территориального общества (включаются в состав комплексного плана одновременно с их утверждением);
границы функциональных зон всей территории территориальной общины с требованиями к застройке и ландшафтной организации таких зон (планы зонирования территорий населенных пунктов в пределах территории территориального общества разрабатываются в составе генеральных планов и включаются в состав комплексного плана одновременно с утверждением соответствующих генеральных планов);
историко-архитектурные опорные планы исторических ареалов населенных пунктов, внесенных в Список исторических населенных мест Украины (включаются в состав комплексного плана как неотъемлемые составляющие генеральных планов соответствующих населенных пунктов).
4. Решение об утверждении комплексного плана должно содержать сведения о:
генеральные планы населенных пунктов и детальные планы территории в пределах территории территориальной общины, утвержденные до принятия комплексного плана, которые в соответствии с настоящей статьей признаны отвечающими требованиям законодательства, согласовываются с планировочными решениями комплексного плана и включены в него;
генеральные планы населенных пунктов и детальные планы территории в пределах территории территориальной общины, которые в соответствии с настоящей статьей признаны не соответствующими требованиям законодательства и/или не согласуются с планировочными решениями комплексного плана и утрачивают силу одновременно со вступлением в силу комплексного плана;
названия населенных пунктов, генеральный план или планировочные решения которых разработаны в составе комплексного плана и вступают в силу одновременно со вступлением в силу комплексного плана;
названия населенных пунктов, относительно которых установлена необходимость разработки генеральных планов;
описание границ территорий в пределах территории территориального общества, детальные планы которых разработаны в составе комплексного плана и вступают в силу одновременно с комплексным планом.
5. Генеральные планы населенных пунктов внутри территории территориальной общины детализируют положения комплексного плана и его неотъемлемыми составляющими. Подробные планы территории в пределах территории территориального общества детализируют положения генеральных планов населенных пунктов, а в отношении территорий, на которые в соответствии с настоящим Законом генеральные планы не разрабатываются, - комплексного плана. Подробные планы территории одновременно с их утверждением становятся неотъемлемыми составляющими комплексного плана и генерального плана населенного пункта.
Генеральные планы населенных пунктов, включение в состав комплексного плана или необходимость разработки которых предусмотрено решением об утверждении комплексного плана, не разрабатываются. Планировочные решения генеральных планов таких населенных пунктов включаются в состав комплексного плана объеме, определенном Кабинетом министров Украины.
Планы зонирования территорий населенных пунктов в пределах территории территориального общества разрабатываются в составе генеральных планов таких населенных пунктов.
Если решением об утверждении комплексного плана установлена необходимость разработки генерального плана населенного пункта, комплексный план должен содержать границы функциональных зон в таком населенном пункте и другие составляющие плана зонирования территории такого населенного пункта в объеме, определенном Кабинетом Министров Украины. До утверждения генеральных планов таких населенных пунктов функциональное назначение территорий в их пределах определяется в соответствии с комплексным планом.
6. В состав комплексного плана обязательно включаются планировочные решения детальных планов территорий (в том числе формирования земельных участков), где планируется размещение:
за счет государственного или местного бюджета: объектов социальной инфраструктуры (образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального хозяйства); объектов, предусмотренных Генеральной схемой планирования территории и схемой планирования области; объектов, для расположения которых согласно закону может осуществляться принудительное отчуждение земельных участков по мотивам общественной необходимости (если расположение таких объектов предусмотрено комплексным планом);
других объектов, определенных заказчиком в задании проектирования.
После утверждения комплексного плана сведения о таких земельных участках подлежат внесению в Государственный земельный кадастр.
7. Разработчиком комплексного плана может быть предприятие, который имеет право осуществлять разработку градостроительной документации в соответствии с Законом Украины "Об архитектурной деятельности" и документации по землеустройству в соответствии с Законом Украины "О землеустройстве".
8. Исходными данными для разработки комплексного плана есть сведения о:
объекты Государственного земельного кадастра;
объекты недвижимого имущества (кроме земельных участков);
вещные права на недвижимое имущество (включая земельные участки);
ограничение в использовании земель;
объекты лесного фонда;
территории и объекты природно-заповедного фонда и другие территории экосети;
объекты Изумрудной сети;
объекты водного фонда и водно-болотные угодья;
минерально-сырьевые ресурсы;
объекты всемирного наследия, их территории и буферные зоны; памятки культурного наследия, в том числе археологические, их территории и зоны охраны; пределы и правовые режимы использования исторических ареалов населенных мест; историко-культурные заповедники; историко-культурные заповедные территории и их зоны охраны; охраняемые археологические территории, музеи;
население;
объекты производственного комплекса;
объекты непроизводственного комплекса (научно-исследовательские и проектные организации, учебные заведения);
объекты социальной сферы;
объекты гражданской защиты;
объекты инженерной инфраструктуры (водоснабжение, водоотвод, тепло-, электро-, газоснабжение, объекты телефонизации, трубопроводного транспорта);
объекты дорожно-транспортной инфраструктуры (железнодорожные и автомобильные дороги, мостовые сооружения, предприятия и парк автотранспорта, объекты автосервиса, межселенные транспортные маршруты, авто- и железнодорожные станции, авто-, железнодорожные, речные, морские вокзалы, объекты воздушного транспорта);
объекты природной и техногенной опасности, расположенные на территории территориального общества и смежных административно-территориальных образований;
природно-климатические условия;
состояние окружающей природной среды (земель, почв, водного и воздушного пространства, других компонентов окружающей среды);
риск возникновения на территории чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
размещение на территории территориального общества объектов, определенных Генеральной схемой планирования территории Украины, Государственной стратегией регионального развития, Стратегией устойчивого развития Украины;
положения концепции интегрированного развития территории территориального общества;
положения утвержденной градостроительной документации регионального и местного уровней, касающиеся использования территории территориального общества;
стратегические и оперативные цели, определенные региональной стратегией развития, распространяющиеся на территорию территориального общества, стратегию развития общины;
прогнозы и программы экономического и социального развития, отраслей экономики, принятые на государственном, областном, районном и местном уровнях, распространяющиеся на территорию территориального общества;
стратегии, программы и планы в сфере охраны окружающей природной среды и устойчивого использования земель, почв, вод, лесов и других природных ресурсов, формирование экосети;
планы управления речными бассейнами;
положения схем землеустройства и технико-экономических обоснований использования и охраны земель административно-территориальных единиц и проектов землеустройства по упорядочению территории населенных пунктов, проектов землеустройства по упорядочению территорий для градостроительных нужд, планов земельно-хозяйственного устройства, проектов землеустройства по организации и установлению границ территорий заповедного фонда и другого природоохранного назначения, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного, лесохозяйственного назначения, земель водного фонда и водоохранных зон, ограничений в использовании земель и их режимообразующих объектов в пределах территории территориального общества, утвержденные до принятия комплексного плана.
Состав и источники получения указанных сведений определяются Кабинетом министров Украины. Заказчик и разработчик комплексного плана имеют право на их бесплатное получение от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций в имеющейся (цифровой, текстовой, графической и другой) форме.
9. Проектные решения комплексного плана по перспективному использованию территории территориальной общины формируются с учетом:
требований законодательных актов и других обязательных к исполнению нормативных документов по использованию и охране территорий;
исходных данных;
концепции интегрированного развития территории территориальной общины (при наличии), которая формируется в порядке, установленном центральным органом исполнительной власти, что обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере строительства, градостроительства и архитектуры.
10. Проектные решения комплексного плана включают сведения о:
определение состава угодий;
отнесение земель к соответствующим категориям;
пределы и правовые режимы всех режимообразующих объектов и всех ограничений в использовании земель (в том числе ограничений в использовании земель в сфере застройки), установленных до или при разработке проекта комплексного плана (в том числе границы и правовые режимы территорий и объектов природно-заповедного фонда и другого природоохранного назначения, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного, лесохозяйственного назначения, земель водного фонда, прибрежных защитных полос, водоохранных зон, пляжных зон, других охранных зон);
границы и правовые режимы использования исторических ареалов населенных мест, внесенных в Список исторических населенных мест Украины (могут включаться при утверждении генерального плана населенного пункта внутри территории территориальной общины), зон санитарной охраны, санитарно-защитных зон и зон особого режима использования земель);
положения концепции интегрированного развития территории территориального общества;
расчет потребности в строительстве объектов жилой недвижимости, в том числе социального жилья, объектов общественного обслуживания, коммунальной и инженерно-транспортной инфраструктуры;
перспективную функционально-планировочную структуру;
параметры демографического, экономического, экологического, социального и территориального развития территориального общества;
параметры территориального развития населенных пунктов;
создание центров обслуживания, инженерно-транспортной инфраструктуры и дорожной сети для формирования полноценной жизненной среды;
определение территорий, на которых предусмотрено осуществление мероприятий перспективного (долгосрочного) и первоочередного (краткосрочного и среднесрочного) строительства и благоустройства;
установление правового режима использования территорий;
формирование сети учебных заведений, здравоохранения с соблюдением нормативных расстояний;
земли (территории) общего использования;
границы территорий, необходимых для размещения объектов, в отношении которых согласно закону может осуществляться принудительное отчуждение земельных участков по мотивам общественной необходимости;
территории для заповеди, облесения, ренатурализации и восстановления торфяников, водно-болотных, луговых, степных и других ценных природных экосистем;
земельные участки для передачи в коммунальную собственность;
земли (территории) для бесплатной передачи в собственность земельных участков государственной и коммунальной собственности;
земли (территории) для продажи земельных участков государственной и коммунальной собственности или прав на них на земельных торгах;
земли (территории) для продажи или передачи в пользование земельных участков государственной, коммунальной собственности без проведения земельных торгов;
отчет о стратегической экологической оценке (раздел "Охрана окружающей природной среды");
ландшафтная планировка;
мероприятия по охране окружающей природной среды (земель, вод, лесов и других природных ресурсов), формирование экосети и выполнения утвержденных Кабинетом Министров Украины планов управления речными бассейнами;
мероприятия по инженерной подготовке и защите территорий;
мероприятия по сохранению и охране недвижимых памятников культурного наследия, защите традиционной среды.
11. Комплексный план также должен содержать сведения, предусмотренные статьей 45-1 Закона "О землеустройстве".
12. Состав и содержание комплексного плана определяются Кабинетом Министров Украины в Порядке разработки, обновления, внесения изменений и утверждения градостроительной документации.
Состав сведений об объектах Государственного земельного кадастра должен отвечать требованиям Закона "О Государственном земельном кадастре".
13. Комплексный план содержит пространственные данные, метаданные и другие элементы, составляющие его проектные решения, и разрабатывается в форме электронного документа, формат которого определяется Кабинетом Министров Украины. Комплексный план подписывают квалифицированными электронными подписями ответственные, разработавшие его - архитектор, имеющий соответствующий квалификационный сертификат, и сертифицированный инженер-землеустроитель. В случае если в процессе разработки комплексного плана его проект претерпел изменения (после проведения общественного обсуждения, экспертизы и т.д.), такие изменения также удостоверяются квалифицированными электронными подписями ответственных лиц, разработавших комплексный план.
Визуализация данных комплексного плана осуществляется с помощью программно-аппаратных средств Государственного земельного кадастра, градостроительного кадастра, других геоинформационных систем, а также путем их воспроизведения на бумажных и/или других жестких носителях в виде текстовых, графических и других удобных для визуального восприятия материалов.
14. Доступ к материалам комплексного плана, кроме информации, согласно закону составляет государственную тайну или относится к информации с ограниченным доступом, не может ограничиваться. Общая доступность материалов комплексного плана обеспечивается в соответствии с требованиями Закона Украины "О доступе к публичной информации" путем предоставления их по запросу на информацию, обнародование, в том числе в форме открытых данных, на едином государственном веб-портале открытых данных, официальном веб-сайте центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере строительства, градостроительства и архитектуры, веб-сайте соответствующего органа местного самоуправления, внесения соответствующих данных в Государственный земельный кадастр и градостроительный кадастр.
В случае наличия в комплексном плане информации, согласно закону составляет государственную тайну или относится к информации с ограниченным доступом, такая информация подается в виде отдельного файла, формат которого определяется Кабинетом Министров Украины, и подписывается квалифицированными электронными подписями ответственными лицами, разработавшими комплексный план .
15. Комплексный план разрабатывается по решению соответствующего сельского, поселкового, городского совета, исполнительный орган которого в установленный в таком решении срок:
определяет в установленном законодательством порядке разработчика комплексного плана пространственного развития территории территориального общества, устанавливает сроки разработки и источники его финансирования;
обращается в областную государственную администрацию, Совет министров Автономной Республики Крым, центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализующую государственную политику в сфере строительства, градостроительства и архитектуры (для общин с центром в городах Киеве и Севастополе, областном центре, городе областного значения), по определению государственных интересов для их учета при разработке комплексного плана;
сообщает через местные средства массовой информации о начале разработки комплексного плана и определяет порядок и сроки внесения предложений в него физическими и юридическими лицами;
организует формирование задач по разработке комплексного плана путем проведения общественного обсуждения, если не утверждена концепция интегрированного развития территории территориальной общины;
организует проведение общественного обсуждения проекта комплексного плана;
обеспечивает предварительное рассмотрение проекта комплексного плана архитектурно-градостроительным советом соответствующего уровня;
согласовывает проект комплексного плана с органами местного самоуправления, представляющими интересы сопредельных территориальных общин;
обеспечивает осуществление стратегической экологической оценки;
представляет проект комплексного плана для проведения экспертизы градостроительной документации;
обеспечивает согласование соответствующих проектных решений комплексного плана согласно Земельного кодекса Украины;
представляет проект комплексного плана на утверждение сельскому, поселковому, городскому совету;
в течение пяти рабочих дней со дня утверждения комплексного плана обеспечивает внесение в Государственный земельный кадастр и градостроительный кадастр сведений о его объектах, составляющих проектные решения.
16. Срок действия комплексного плана не ограничивается.
17. Изменения в комплексный план могут вноситься по результатам градостроительного мониторинга, но не чаще одного раза в год.
Такие изменения разрабатываются, согласовываются и утверждаются порядке, определенном этим Законом и Законом Украины "О землеустройстве" для разработки, согласования и утверждения комплексного плана.
В случае возникновения государственной необходимости решение о разработке изменений в комплексный план принимается по инициативе Кабинета Министров Украины, который в таком случае обеспечивает финансирование разработки таких изменений.
18. В случае утверждения в установленном настоящим Законом порядке комплексного плана не разрабатываются:
схема землеустройства и технико-экономические обоснования использования и охраны земель административно-территориальной единицы на территорию соответствующего территориального общества;
проект землеустройства по упорядочению территории населенных пунктов соответствующего территориального общества;
планы земельно-хозяйственного устройства территории населенных пунктов соответствующего территориального общества;
проекты землеустройства по упорядочению территорий для градостроительных нужд (для территорий, на которые утверждены детальные планы территории или для которых комплексный план содержит планировочные решения детальных планов территорий);
проекты землеустройства по организации и установлению границ территорий природно-заповедного фонда и другого природоохранного назначения, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного, лесохозяйственного назначения, земель водного фонда и водоохранных зон, ограничений в использовании земель и их режимообразующих объектов (об ограничениях в использовании земель, сведения о подлежащих внесению в Государственный земельный кадастр на основании этого комплексного плана).
Требования этой части также распространяются на случаи утверждения генеральных планов населённых пунктов, детальных планов территории.
19. Комплексный план подлежит экспертизе градостроительной документации порядке, установленном Кабинетом министров Украины.
20. Комплексный план подлежит стратегической экологической оценке.
21. Комплексный план рассматривается и утверждается сельским, поселковым, городским советом в течение трех месяцев со дня его представления.
Статья 16-1 ЗУ О регулировании градостроительной деятельности на русском языке с изменениями 2024 год №3038-VI от 17.02.2011, редакция от 20.02.2022
Структура акта