1. Проектная документация на строительство объектов разрабатывается в порядке, установленном центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере градостроительства, с учетом требований градостроительной документации и исходных данных и соблюдением требований законодательства, строительных норм и правил и утверждается заказчиком.
Проектирование объектов в рамках осуществления государственно-частного партнерства или реализации проекта, осуществляемого на условиях концессии, на соответствующих землях государственной или коммунальной собственности может осуществляться на основании документа, удостоверяющего право пользования земельным участком, выданного предприятию, учреждению, организации. балансодержателем имущества, которое передается в концессию/является объектом государственно-частного партнерства, при условии, что такой земельный участок (или его часть) в соответствии с положениями договора необходим для осуществления государственно-частного партнерства или реализации проекта, осуществляемого на условиях концессии.
Утверждение проектной документации на строительство строящихся объектов с привлечением бюджетных средств, средств государственных и коммунальных предприятий, учреждений и организаций, а также кредитов, предоставленных под государственные гарантии, осуществляется в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины.
К проектной документации на строительство объектов, подлежащих оценке воздействия на окружающую среду согласно Закону Украины "Об оценке воздействия на окружающую среду", прилагаются результаты оценки воздействия на окружающую среду.
2. Экспертиза проектов строительства проводится в установленном Кабинетом министров Украины порядке экспертными организациями независимо от формы собственности, которые отвечают критериям, определенным центральным органом исполнительной власти, что обеспечивает формирования и реализует государственную политику в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, сведения о которых внесены таким органом в Реестр строительной деятельности. К проведению экспертизы привлекаются (в том числе на основании гражданско-правовых договоров) эксперты по санитарному и эпидемиологическому благополучию населения, экологии, охране труда, энергосбережению, пожарной, техногенной, ядерной и радиационной безопасности, которые прошли профессиональную аттестацию, проводившуюся с привлечением представителей соответствующих центральных органов исполнительной власти и получили соответствующий квалификационный сертификат. Порядок проведения профессиональной аттестации экспертов устанавливается Кабинетом Министров Украины.
Центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализующий государственную политику в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, обнародует перечень экспертных организаций, осуществляющих экспертизу проектной документации на строительство объектов, сведения о которых внесены в Реестр строительной деятельности, на портале электронной системы свободном бесплатном доступе и поддерживает его в актуальном состоянии на основании информации, подаваемой экспертными организациями. При установлении несоответствия экспертной организации определенным критериям сведения о такой организации исключаются из Реестра строительной деятельности.
Экспертиза проектов строительства объектов, которые по классу последствий (ответственности) относятся к объектам со значительными последствиями (СС3), строящимся из бюджетных средств, средств государственных и коммунальных предприятий, учреждений и организаций, как и кредитов, предоставленных под государственные гарантии, осуществляется экспертными организациями со статусом юридического лица, которые отвечают критериям, определенным центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализующую государственную политику в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, в составе которых не менее 80 процентов экспертов работают на постоянной основе и получили соответствующий квалификационный сертификат по направлениям проведения экспертизы, указанным в абзаце первом части второй настоящей статьи, и имеют филиалы (представительства) в регионах, на территории которых реализуются проекты строительства.
3. Не подлежат обязательной экспертизе проекты строительства объектов, которые по классу последствий (ответственности) относятся к объектам с незначительными последствиями (СС1), кроме случаев, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи.
4. Обязательной экспертизе подлежат проекты строительства объектов, которые:
1) по классу последствий (ответственности) относятся к объектам со средними (СС2) и значительными (СС3) последствиями - по соблюдению нормативов по вопросам санитарного и эпидемиологического благополучия населения, экологии, охраны труда, энергосбережения, пожарной, техногенной, ядерной и радиационной безопасности, перевозки опасных грузов, прочности, надежности, долговечности зданий и сооружений, их эксплуатационной безопасности и инженерного обеспечения, в том числе относительно соблюдения нормативов по созданию беспрепятственной жизненной среды для лиц с ограниченными физическими возможностями и других маломобильных групп населения;
2) строятся на территориях со сложными инженерно-геологическими и техногенными условиями – в части прочности, надежности и долговечности зданий и сооружений;
3) строятся с привлечением бюджетных средств, средств государственных и коммунальных предприятий, учреждений и организаций, а также кредитов, предоставленных под государственные гарантии, если их сметная стоимость превышает 300 тысяч гривен, - по сметной части проектной документации;
4) подлежат оценке воздействия на окружающую среду согласно Закону Украины "Об оценке воздействия на окружающую среду" в части учета результатов оценки воздействия на окружающую среду.
По решению заказчика может проводиться экспертиза проектов строительства других объектов, чем предусмотренные в этой части, или отдельных разделов проектной документации.
5. Установление случаев и порядке проведения экспертизы проектов других законами не допускается.
6. Проектная документация на строительство объектов и изменения к ней не нуждаются в согласовании государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц, предприятий, учреждений и организаций, получение любых других согласований, согласований, выводов (в том числе решений архитектурно- градостроительного совета) и т.п., не предусмотренных настоящим Законом. Отказ в получении определенных настоящим Законом административных услуг на основании отсутствия таких согласований, согласований, выводов (в том числе решений архитектурно-градостроительного совета) и т.п. не допускается.
7. В случае, если экспертиза проектной документации на строительство объекта осуществляется на основании договора, такой договор может заключаться в электронной форме через электронный кабинет в соответствии с Законом Украины "Об электронных доверительных услугах".
8. В проектной документации на строительство объекта и результатах ее экспертизы указываются:
1) идентификатор объекта строительства (для объектов нового строительства, которым присвоен идентификатор объекта строительства для разработки проектной документации) или идентификатор законченного строительством объекта (для законченных строительством объектов). В проектной документации на строительство объекта идентификатор оконченного строительством объекта указывается для объектов, которым присвоен такой идентификатор к разработке проектной документации;
2) регистрационный номер градостроительных условий и ограничений и технических условий в Реестре строительной деятельности.
Статья 31 ЗУ О регулировании градостроительной деятельности на русском языке с изменениями 2024 год №3038-VI от 17.02.2011, редакция от 20.02.2022
Структура акта