Статья 18 Закона Украины О публичных закупках. Орган обжалования и порядок обжалования процедур закупки

1. Антимонопольный комитет Украины как орган обжалования с целью беспристрастного и эффективной защиты прав и законных интересов лиц, связанных с участием в процедурах закупки, образует Комиссию (комиссии) по рассмотрению жалоб о нарушении законодательства в сфере публичных закупок и осуществляет другие полномочия, определенные настоящим Законом и Законом Украины "Об Антимонопольном комитете Украины". Решение Комиссии по рассмотрению жалоб о нарушении законодательства в сфере публичных закупок принимаются от имени Антимонопольного комитета Украины.

Полномочия, порядок образования и функционирования Комиссии по рассмотрению жалоб о нарушении законодательства в сфере публичных закупок устанавливаются в соответствии с настоящим Законом и Законом Украины "Об Антимонопольном комитете Украины".

2. Жалоба в орган обжалования подается субъектом обжалования в форме электронного документа через электронную систему закупок.

Субъект обжалования подает жалобу в электронном виде с наложением квалифицированного электронной подписи, что считается в соответствии с Законом Украины "Об электронных доверительные услуги", путем заполнения электронных форм с отдельными полями, в которых указывается в полном объеме информация, предусмотренная частью пятой этой статьи.

Если обжалуются условия тендерной документации, вместе с жалобой должны быть загружены документальное подтверждение / доказательства.

За подачу жалобы в орган обжалования взимается плата за электронную систему закупок.

После осуществления оплаты жалоба автоматически вносится в реестр жалоб и формируется ее регистрационная карточка, которая вместе с жалобой автоматически публикуется в электронной системе закупок.

В случае если заказчиком в рамках единой процедуры закупки определенные части предмета закупки (лота), при подаче жалобы в отношении отдельного лота (лотов) регистрационные карточки формируются по каждому лоту отдельно.

Субъект обжалования несет ответственность за точность и достоверность предоставляемой путем заполнения электронной формы. При этом риски наступления негативных последствий, связанных с предоставлением субъектом обжалования неточной или недостоверной информации путем заполнения электронной формы, несет субъект обжалования.

3. В случае если жалоба внесена в реестр жалоб и по ней сформирована регистрационная карточка, такая жалоба не может быть отозвана.

4. Регистрационная карточка жалобы должна содержать следующую информацию:

1) дата и время подачи жалобы субъектом обжалования в электронной системе закупок;

2) номер жалобы, присвоенный в электронной системе закупок во время ее представления;

3) уникальный номер объявления о проведении конкурентной процедуры закупки, что опубликовано в электронной системе закупок, или уникальный номер сообщения о намерении заключить договор о закупках, в случае применения переговорной процедуры закупки.

5. Жалоба должна содержать следующую информацию:

1) наименование заказчика решения, действия или бездействие которого обжалуются;

2) имя (наименование), место жительства (местонахождение) субъекта обжалования;

3) основания подачи жалобы, ссылки на нарушение процедуры закупки или принятые решения, действия или бездействие заказчика, фактические обстоятельства, это могут подтверждать;

4) обоснование наличия у субъекта обжалования нарушенных прав и охраняемых законом интересов по поводу решения, действия или бездействия заказчика, противоречащих законодательству в сфере публичных закупок и в результате которых нарушено право или законные интересы такого лица;

5) перечень документов (доказательств), подтверждающие наличие у субъекта обжалования нарушенных прав и охраняемых законом интересов по поводу решения, действия или бездействия заказчика, противоречащих законодательству в сфере публичных закупок и в результате которых нарушено право или законные интересы такого лица, эт "связанные с его участием в процедуре закупки, в случае, если жалобы касаются тендерной документации и / или касаются принятых решений, действий или бездействия заказчика, которые произошли до истечения срока, установленного для подачи тендерных предложений;

6) требования субъекта обжалования и их обоснование.

К жалобе прилагаются документы и материалы (при наличии) в электронной форме (в том числе в формате pdf), подтверждающие информацию, изложенную в жалобе, и нарушения процедуры закупки или неправомерность решений, действий или бездействия заказчика.

Если субъект обжалования намерена принять участие в рассмотрении жалобы путем применения телекоммуникационных систем в интерактивном режиме реального времени, вместе с жалобой он подает в орган обжалования соответствующее заявление в форме электронного документа путем его загрузки через электронную систему закупок в срок, установленный для подачи жалобы .

Сразу после внесения в реестр жалоб жалоба с сопроводительными документами и ее регистрационная карточка автоматически направляются органа обжалования и заказчику.

6. В случае если орган обжалования по результатам рассмотрения жалобы принимает решение об удовлетворении или частичном удовлетворении такой жалобы, оставляет его без рассмотрения в случае, если заказчиком в соответствии с настоящим Законом устранены нарушения, указанные в жалобе, или принимает решение о прекращении рассмотрения жалобы в случае , если заказчиком в соответствии с настоящим Законом устранены нарушения, указанные в жалобе, плата за подачу жалобы возвращается субъекту обжалования, а в других случаях - перечисляется в Государственный бюджет Украины.

7. Размер платы за подачу жалобы, порядок осуществления оплаты и ее возвращения субъекту обжалования в случаях, предусмотренных настоящей статьей, определяется Кабинетом Министров Украины.

8. Жалобы, касающиеся тендерной документации, могут подаваться в орган обжалования с момента публикации объявления о проведении конкурентной процедуры закупки, но не позднее чем за четыре дня до конечного срока подачи тендерных предложений, установленного для внесения изменений в тендерной документации.

Жалобы, касающиеся принятых решений, действий или бездействия заказчика, произошедшие до истечения срока, установленного для подачи тендерных предложений, могут подаваться в течение 10 дней со дня, когда субъект обжалования узнал или должен был узнать о нарушении своих прав вследствие решения, действия или бездействия заказчика, но не позднее чем за четыре дня до установленного на момент принятия такого решения, действия или бездействия заказчика конечного срока подачи тендерных предложений.

Жалобы, касающиеся принятых решений, действий или бездействия заказчика, которые произошли после оценки тендерных предложений участников подаются в течение 10 дней со дня, когда субъект обжалования узнал или должен был узнать о нарушении своих прав вследствие решения, действия или бездействия заказчика, но до дня заключения договора о закупке.

Жалобы, касающиеся принятых решений, действий или бездействия заказчика, которые произошли после рассмотрения тендерных предложений, порядок которого предусмотрен частью двенадцатой статьи 29 настоящего Закона, подаются в течение пяти дней со дня опубликования в электронной системе закупок протокола рассмотрения тендерных предложений, в случае если объявления о проведении конкурентной процедуры закупки публикуется в соответствии с частью третьей статьи 10 настоящего Закона.

Если тендерной документации заказчиком вносились изменения, в таком случае по истечении срока, установленного для подачи жалоб, предусмотренного абзацем первым настоящей части, положение тендерной документации, в которых изменения не вносились, не подлежат обжалованию.

Если в орган обжалования была подана жалоба (жалобы) об обжаловании положений тендерной документации, по результатам которой (которых) органом обжалования было принято одно или несколько решений по существу, по истечении срока, установленного для подачи жалоб, не подлежат обжалованию те положения тендерной документации, по которым жалобу (жалобы) до истечения этого срока субъектами этого решения.

В случае нарушения сроков, определенных в абзацах первом - четвертом настоящего пункта, жалобы автоматически не принимаются электронной системой закупок.

9. По истечении срока, установленного для подачи жалоб, предусмотренного абзацем первым части восьмой настоящей статьи, жалобы могут подаваться только об изменениях в тендерной документации, внесенных заказчиком в течение 10 дней с момента опубликования таких изменений на веб-портале Уполномоченного органа, но не позднее чем за четыре дня до даты, установленной для представления тендерных предложений, которая была установлена при внесении таких изменений.

10. Жалобы на заключенных договоров о закупке и их недействительности соответствии с настоящим Законом, в том числе требования о возмещении убытков субъекту обжалования в результате нарушения настоящего Закона, рассматриваются в судебном порядке.

11. Орган обжалования в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня внесения жалобы в реестр жалоб, должен разместить в электронной системе закупок решение о принятии жалобы к рассмотрению с указанием даты, времени и места рассмотрения жалобы или обоснованное решение об оставлении жалобы без рассмотрения .

В электронной системе закупок автоматически публикуются принятые органом обжалования решения и рассылаются сообщения субъекту обжалования и заказчику.

12. Орган обжалования оставляет жалобу без рассмотрения в случае, если:

1) субъект обжалования подает жалобу на того же нарушения, в той же процедуре закупки и по тем же основаниям, которые уже были предметом рассмотрения органа обжалования и по которым органом обжалования было принято соответствующее решение;

2) жалоба не соответствует требованиям частей второй, пятой, восьмой и девятой настоящей статьи;

3) заказчиком в соответствии с настоящим Законом устранены нарушения, указанные в жалобе;

4) до момента обнародования жалобы заказчиком принято решение об отмене тендера или признания его несостоявшимся, отличие переговорной процедуры закупки, кроме случая обжалования любого из этих решений.

13. Орган обжалования принимает решение о прекращении рассмотрения жалобы в случае, если обстоятельства, указанные в пунктах 1-4 части двенадцатой настоящей статьи, установлены органом обжалования после принятия жалобы к рассмотрению.

14. Датой начала рассмотрения жалобы является дата публикации регистрационной карточки жалобы в электронной системе закупок.

Срок рассмотрения жалобы органом обжалования составляет 10 рабочих дней с даты принятия жалобы к рассмотрению, который может быть аргументировано продлен органом обжалования до 20 рабочих дней.

15. Решение по результатам рассмотрения жалоб принимаются на заседании Комиссии по рассмотрению жалоб о нарушении законодательства в сфере публичных закупок.

По предварительным письменным желанию одной из сторон, указанным в жалобе (для жалобщика) или объяснении (для заказчика), на заседание Комиссии по рассмотрению жалоб о нарушении законодательства в сфере публичных закупок приглашаются стороны (субъект обжалования и заказчик) для предоставления дополнительных объяснений и т.д. при этом субъект обжалования, заказчик и другой участник процедуры закупки (если обжалуется решение заказчика, принятое по его тендерного предложения) имеют право принимать участие в таком рассмотрении жалобы путем применения телекоммуникационных систем в интерактивном режиме реального времени и такое рассмотрение жалобы является открытым , все желающие могут присутствовать на ее рассмотрении. Лица, присутствующие на рассмотрении, могут использовать средства фото-, видео- и звукозаписи. Резолютивная часть решения, принятого органом обжалования, по результатам открытого рассмотрения жалобы, провозглашается публично.

Отсутствие сторон на заседании Комиссии по рассмотрению жалоб о нарушении законодательства в сфере публичных закупок, не препятствует принятию решения по результатам рассмотрения жалобы.

16. Орган обжалования рассматривает жалобу и принимает решение на основании информации, размещенной в электронной системе закупок по состоянию на момент подачи жалобы, и информации, полученной по жалобе.

Орган обжалования вправе привлекать для получения консультаций и экспертных заключений представителей государственных органов (по согласованию с руководителями государственных органов), экспертов и специалистов, которые не могут быть связанными лицами и обладающих специальными знаниями, необходимыми для профессионального и беспристрастного рассмотрения жалобы.

Субъект обжалования и заказчик могут предоставлять заключения экспертов и специалистов, обладающих специальными знаниями.

Выводы представителей государственных органов, экспертов и специалистов публикуются в электронной системе закупок и приобщаются к материалам дела о рассмотрении жалобы.

Для рассмотрения жалоб орган обжалования имеет право запрашивать и получать в электронном виде у заказчиков, участников процедуры закупки, контролирующих органов, Уполномоченного органа, других лиц соответствующие информацию, документы и материалы по проведению процедур закупок. Порядок организации формирования таких запросов и получения информации через электронную систему закупок определяется Регламентом работы Комиссии по рассмотрению жалоб о нарушении законодательства в сфере публичных закупок.

Заказчики, участники процедуры закупки, контролирующие органы, Уполномоченный орган, другие лица в течение трех рабочих дней со дня получения запроса органа обжалования, но не позднее дня, предшествующего дню рассмотрения жалобы, должны подать в орган обжалования путем обнародования в электронной системе закупок соответствующие информацию, документы и материалы по проведению процедур закупок.

Информация, документы и другие материалы, которые субъект обжалования и / или заказчик считают необходимым включить к рассмотрению жалобы, должны быть поданы не позднее чем за три рабочих дня до даты рассмотрения жалобы Комиссией по рассмотрению жалоб о нарушении законодательства в сфере публичных закупок через электронную систему закупок. Указанная информация, документы и материалы подаются в электронном виде с наложением квалифицированного электронной подписи, что считается в соответствии с Законом Украины "Об электронных доверительные услуги", путем заполнения электронных форм с отдельными полями.

В случае нарушения субъектом обжалования, заказчиком сроков и порядка представления информации, предусмотренных настоящей частью, такая информация может быть не учтена органом обжалования при рассмотрении такой жалобы.

17. После обнародования в электронной системе закупок жалобы электронная система закупок автоматически приостанавливает начало электронного аукциона и не обнародует решение заказчика об отмене тендера или признания его несостоявшимся, отличие переговорной процедуры закупки, договор о закупке и отчет о результатах проведения закупки.

Заказчику запрещается совершать любые действия и принимать любые решения относительно процедуры закупки, в том числе принимать решения об отмене тендера или признания его несостоявшимся, отличие переговорной процедуры закупки, заключения договора о закупке, кроме действий, направленных на устранение нарушений, указанных в жалобе.

В случае устранения заказчиком нарушений, указанных в жалобе, заказчик в течение одного рабочего дня с момента устранения нарушения должен уведомить об этом орган обжалования и разместить подтверждения в электронной системе закупок.

Заключение договора о закупке во время обжалования запрещается.

Рассмотрение жалобы приостанавливает течение сроков, установленных частями десятой и двенадцатой статьи 29, частью шестой статьи 33, частью седьмой статьи 40 настоящего Закона.

Течение указанных сроков продолжается со дня, следующего за днем принятия решения органом обжалования по результатам рассмотрения жалобы, решение о прекращении рассмотрения жалобы или решение об оставлении жалобы без рассмотрения.

После принятия органом обжалования по результатам рассмотрения жалобы решение об отказе в удовлетворении жалобы, решение о прекращении рассмотрения жалобы или решение об оставлении жалобы без рассмотрения электронная система закупок автоматически, не ранее чем через два дня со дня размещения такого решения в электронной системе закупок, определяет дату и время проведения электронного аукциона и рассылает сообщение всем лицам, которые подали тендерные предложения.

18. По результатам рассмотрения жалобы орган обжалования имеет право принять решение:

1) об установлении или отсутствии нарушений процедуры закупки (в том числе нарушения порядка опубликования или необнародование информации о процедурах закупки, предусмотренной настоящим Законом)

2) о мерах, предпринимаемые для их устранения, в частности обязать заказчика полностью или частично отменить свои решения, предоставить необходимые документы, разъяснения, устранить любые дискриминационные условия (в том числе те, которые указаны в технической спецификации, которая является составной частью тендерной документации), привести тендерную документацию в соответствие с требованиями законодательства или невозможности исправить допущенные нарушения отменить процедуру закупки.

19. Орган обжалования по результатам рассмотрения жалобы принимает обоснованное решение, в котором указываются:

1) заключение органа обжалования о наличии или отсутствии нарушения процедуры закупки;

2) заключение органа обжалования об удовлетворении жалобы полностью или частично или об отказе в ее удовлетворении;

3) основания и обоснования принятия решения;

4) в случае если жалоба удовлетворена полностью или частично - обязательство устранения заказчиком нарушения процедуры закупки и / или восстановления процедуры закупки с момента предыдущего законного решения или правомерного действия заказчика.

20. Решение органа обжалования содержит следующую информацию:

1) наименование органа обжалования;

2) краткое содержание жалобы;

3) мотивировочную часть решения;

4) резолютивную часть решения;

5) срок обжалования решения.

21. В течение одного рабочего дня после принятия решения по результатам рассмотрения жалобы орган обжалования в электронной системе закупок предоставляет информацию о резолютивную часть решения и в течение трех рабочих дней со дня его принятия размещает решения в электронной системе закупок. Решение по результатам рассмотрения жалобы сразу после размещения в электронной системе закупок автоматически публикуется в электронной системе закупок и направляется субъекту обжалования и заказчику.

22. Решение органа обжалования вступают в силу со дня их принятия и являются обязательными для выполнения заказчиками, лицами, которых они касаются.

Если решение органа обжалования, принятое по результатам рассмотрения органа обжалования, не было обжаловано в суд, такое решение должно быть выполнено не позднее 30 дней со дня его принятия органом обжалования.

23. Решение органа обжалования может быть обжаловано субъектом обжалования, заказчиком в окружной административный суд, территориальная юрисдикция которого распространяется на город Киев, в течение 30 дней со дня его опубликования в электронной системе закупок.

24. Право на обжалование не ограничивает права субъекта обжалования на обращение в суд без предварительного обращения в орган обжалования.

Статья 18 ЗУ О публичных закупках на русском языке с изменениями 2024 год №922-VIII от 25.12.2015, редакция от 05.12.2021

Закон действующий. Актуальность проверена 10.02.2021

Структура акта