1. Безопасность авиации состоит из безопасности полетов, авиационной безопасности, экологической безопасности, экономической и информационной безопасности.
2. В целях обеспечения безопасности гражданской авиации уполномоченный орган по вопросам гражданской авиации осуществляет комплекс мероприятий, направленных на предотвращение возникновения авиационных происшествий, путем:
1) установление критериев безопасности авиации;
2) установление необходимого уровня безопасности авиации;
3) осуществление анализа и определения существующего уровня безопасности авиации;
4) проведение плановых и внеплановых проверок, инспектирование субъектов и объектов авиационной деятельности;
5) установление сроков и осуществления контроля за проведением корректирующих действий субъектами авиационной деятельности;
6) запрета, отмены временного прекращения или изменения выполнения любых видов полетов и авиационной деятельности в случае выявления угрозы безопасности авиации или их несоответствия установленным стандартам и авиационным правилам Украины;
7) аннулирования, приостановления действия сертификатов, свидетельств, лицензий, разрешений, ограничения прав, предоставленных этими документами, отмены согласования кандидатур согласно части десятой настоящей статьи;
8) наложение штрафов и принятия других мер по обеспечению безопасности авиации.
3. В целях обеспечения соблюдения стандартов и соответствия рекомендованной практике Международной организации гражданской авиации, обеспечения безопасности авиации и общества, защиты окружающей среды уполномоченный орган по вопросам гражданской авиации может устанавливать ограничения на эксплуатацию воздушных судов.
4. В целях обеспечения безопасности авиации и общества уполномоченный орган по вопросам гражданской авиации может устанавливать ограничения или запрет на совершение определенных действий субъектами авиационной деятельности или обязать их совершать определенные действия в соответствии с авиационными правилами Украины.
5. В целях обеспечения безопасности полетов, надежности эксплуатации воздушных судов и их технического обслуживания эксплуатант воздушных судов и организация по техническому обслуживанию должны иметь на постоянной основе более 50 процентов авиационного персонала для выполнения летной эксплуатации воздушных судов и их технического обслуживания соответственно.
6. В целях обеспечения безопасности полетов, надежности эксплуатации воздушных судов и обеспечения бесперебойной работы транспортной системы Украины в части транспортных воздушных перевозок эксплуатант коммерческой авиации должен обеспечить финансовую состоятельность в соответствии с авиационными правилами Украины и эксплуатацию не менее двух воздушных судов.
7. В целях обеспечения безопасности авиации и общества уполномоченный орган по вопросам гражданской авиации может устанавливать ограничения или запрет на полеты иностранных авиаперевозчиков на основании результатов проверок воздушных судов таких авиаперевозчиков в случае их несоответствия стандартам Международной организации гражданской авиации.
8. Субъекты авиационной деятельности непосредственно осуществляют мероприятия по обеспечению безопасности авиации и несут за нее ответственность.
9. В случае если разработчик, производитель не выполняет своих обязанностей по сопровождению эксплуатации изделий авиационной техники, компонентов и оборудования, поддержания их летной годности, уполномоченный орган по вопросам гражданской авиации принимает необходимые меры для обеспечения безопасности полетов и летной годности соответствующих воздушных судов путем :
1) запрещения эксплуатации экземпляров или типа изделий авиационной техники, компонентов и оборудования;
2) принятие ответственности на себя за выполнение указанных функций;
3) определение ответственной организации за выполнение таких функций.
10. Уполномоченный орган по вопросам гражданской авиации устанавливает квалификационные требования, предоставляет согласования и отменяет согласование кандидатур руководителей субъектов авиационной деятельности, представителей руководящего состава таких субъектов, которые несут ответственность за безопасность авиации, систему управления качеством согласно авиационным правилам Украины.
Согласование кандидатур руководителей субъектов авиационной деятельности, не имеющие авиационного образования, предоставляется после прохождения ими подготовки в соответствии со статьей 52 настоящего Кодекса.
Статья 10 Воздушного кодекса Украины на русском языке с изменениями 2024 год №3393-VI от 19.05.2011, редакция от 19.02.2022
Структура акта