Статья 51 Избирательного кодекса Украины. Формы и средства предвыборной агитации

1. Предвыборная агитация - это осуществление любой деятельности с целью побуждения избирателей голосовать за или не голосовать за определенного кандидата, партию (организацию партии) - субъектов избирательного процесса. Предвыборная агитация может осуществляться в любой форме и любыми средствами, не противоречащими Конституции Украины и законам Украины.

Предвыборная агитация может проводиться в следующих формах:

1) проведение собрания граждан, других встреч с избирателями;

2) проведение митингов, шествий, демонстраций

3) проведение публичных дебатов, дискуссий, "круглых столов", пресс-конференций относительно положений предвыборных программ и политической деятельности кандидатов, партий (организаций партий) - субъектов избирательного процесса;

4) обнародование в печатных и аудиовизуальных (электронных) средствах массовой информации политической рекламы, выступлений, интервью, очерков, видеофильмов, аудио- и видеоклипов, других публикаций и сообщений;

5) распространение избирательных открыток, плакатов и других печатных агитационных материалов или печатных изданий, в которых размещены материалы предвыборной агитации;

6) размещение печатных агитационных материалов или политической рекламы на носителях внешней рекламы;

7) проведение концертов, спектаклей, спортивных соревнований, демонстрации фильмов и телепередач, проведение других публичных мероприятий при поддержке кандидата, партии (организации партии) - субъекта избирательного процесса, а также обнародование информации о такой поддержке;

8) публичные призывы голосовать за или не голосовать за кандидата, партию (организацию партии) - субъекта избирательного процесса или публичные оценки их деятельности;

9) установление агитационных палаток;

10) в других формах, не противоречащих Конституции Украины и законам Украины.

2. Граждане Украины имеют право свободно и всесторонне обсуждать предвыборные программы кандидатов, партий (организаций партий) - субъектов избирательного процесса, политические, деловые и личные качества кандидатов, вести агитацию за или против кандидатов, партий (организаций партий).

3. В предвыборной агитации не относятся официальные сообщения в период избирательного процесса (без комментариев, которые могут иметь агитационный характер, а также видео-, аудиозаписей, киносъемок, фотоиллюстраций) о действиях кандидатов, связанные с исполнением ими должностных (служебных) полномочий, предусмотренных Конституцией Украины или законами Украины.

4. Предвыборная агитация осуществляется за счет средств избирательных фондов кандидатов, партий (организаций партий) - субъектов избирательного процесса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Поддержка кандидатами (кандидатом), партией (организацией партии) - субъектом избирательного процесса от своего имени или от имени выдвинутого им кандидата (кандидатов) проведение концертов, спектаклей, спортивных соревнований, демонстрации фильмов, телепередач, проведение других публичных мероприятий, а также проведение указанных публичных мероприятий в поддержку кандидата (кандидатов), субъекта их выдвижения может осуществляться только в случае полного финансирования таких мероприятий из средств избирательного фонда соответствующего субъекта избирательного процесса.

5. Скрытая предвыборная агитация, а также размещение или распространение материалов предвыборной агитации, не обозначенные в соответствии с требованиями закона, запрещается. Реклама печатных изданий (газет, журналов, книг), других товаров и услуг с использованием фамилий или изображений (портретов) кандидатов, названий или символики политических партий - субъектов избирательного процесса считается предвыборной агитацией. К предвыборной агитации также относится использование символики (гимна, флага, опознавательного знака, девиза) или логотипов партии - субъекта соответствующего избирательного процесса, использование предвыборных слоганов, лозунгов кандидатов, партий (организаций партий) - субъектов соответствующего избирательного процесса, а так же сообщение о проведении зрелищных или других публичных мероприятий в поддержку партии, кандидата или о поддержке указанных мероприятий кандидатами, партиями (организациями партий) - субъектами соответствующего избирательного процесса, а также привлечение внимания к участию в таких мероприятиях партий или определенных лиц в качестве кандидатов.

6. Официальные сообщения в период избирательного процесса о действиях кандидатов, не являющихся должностными лицами органов государственной власти, органов власти Автономной Республики Крым или органов местного самоуправления, связанные с исполнением ими должностных (служебных) полномочий, предусмотренных Конституцией Украины и законами Украины, и подготовлены в порядке, предусмотренном Законом Украины "О порядке освещения деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в Украине средствами массовой информации", не относятся к предвыборной агитации. Такие официальные сообщения не должны содержать комментариев агитационного характера, а также видео-, аудиозаписей, киносъемок, фотоиллюстраций о действиях указанных лиц в качестве кандидатов.

В таких сообщениях запрещается упоминание об участии в выборах соответствующих лиц или о намерениях относительно их деятельности в случае избрания.

7. Кандидат, партия (организация партии) - субъект избирательного процесса имеет право на договорной основе за счет средств собственного избирательного фонда арендовать здания и помещения всех форм собственности для проведения собраний, дебатов, дискуссий и других публичных мероприятий предвыборной агитации.

8. В случае если здание (помещение) независимо от формы собственности было предоставлено для проведения публичного мероприятия или предвыборной агитации за одного кандидата, партию (организацию партии), собственник (владелец, пользователь) этого здания (помещения) не имеет права отказать в его предоставлении на тех же условиях другому кандидату, другой партии (организации партии). Указанное требование не касается помещений, находящихся в собственности или постоянном пользовании кандидатов, партий (организаций партий) - субъектов избирательного процесса.

Юридические и физические лица - распространители внешней рекламы, которые предоставляют рекламные средства (носители наружной рекламы) для размещения агитационных материалов (политической рекламы), должны обеспечить равный доступ и равные условия для кандидатов, партий (организаций партий) - субъектов избирательного процесса.

9. Информационные агентства предоставляют помещения для проведения пресс-конференций кандидатам, субъектам их выдвижения на условиях равного доступа и оплаты. Субъект избирательного процесса осуществляет оплату за использование помещения для проведения пресс-конференций, предоставленного информационным агентством, за счет средств своего избирательного фонда. Без заключения договора и предоплаты с соответствующего избирательного фонда помещения для проведения пресс-конференций не предоставляется.

10. Кандидаты, партии (организации партий) - субъекты избирательного процесса способствуют доступа избирателей к агитационных материалов без дискриминации, в частности путем изготовления печатных и аудиовизуальных материалов в доступных форматах, приведение официальных сайтов в соответствие со стандартами доступности, а также другим способом, не запрещенным законодательством.

Статья 51 Избирательного кодекса Украины на русском языке с изменениями 2024 год №396-IX от 19.12.2019, редакция от 01.08.2021

Кодекс действующий. Актуальность проверена 10.02.2021

Структура акта