Избирательный кодекс Украины. Раздел XXXXII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящий Кодекс вступает в силу с 1 января 2020 года, кроме подпункта 3 пункта 3 настоящего раздела, который вступает в силу с 1 июля 2020 года, подпунктов 2 и 3 пункта 3 настоящего раздела по осуществлению полномочий органов администрирования и органов ведения Государственного реестра избирателей региональными и территориальными представительствами Центральной избирательной комиссии, которые вступают в силу со дня, следующего за днем принятия Центральной избирательной комиссией решения о начале работы ее региональных и территориальных представительств.

2. Признать утратившими силу со дня вступления в силу настоящего Кодекса:

1) Закон Украины "О выборах Президента Украины" (Ведомости Верховной Рады Украины, 1999 г.., № 14, ст. 81 с последующими изменениями);

2) Закон Украины "О выборах народных депутатов Украины" (Ведомости Верховной Рады Украины, 2012, № 10-11, ст. 73 с последующими изменениями), кроме положений по организации и проведению промежуточных выборов и замещения народных депутатов Украины, избранных в общегосударственном избирательном округе, полномочия которых досрочно прекращены, действующих в следующих очередных или внеочередных выборов народных депутатов Украины;

3) Закон Украины "О местных выборах" (Ведомости Верховной Рады Украины, 2015, № 37-38, ст. 366 с последующими изменениями), кроме положений по организации и проведению повторных, промежуточных, дополнительных выборов и замещения депутатов, избранных в многомандатном избирательном округе, полномочия которых досрочно прекращены, действующих в следующих очередных или внеочередных выборов депутатов местных советов.

3. Внести изменения в следующие законы Украины:

1) статью 1 Закона Украины "О рекламе" (Ведомости Верховной Рады Украины, 2004 г.., № 8, ст. 62 с последующими изменениями) после абзаца восьмого дополнить новым абзацем следующего содержания:

"Политическая реклама - информация в любом виде, распространенная в любой форме, которая имеет целью популяризацию деятельности политической партии (организации партии), привлечение внимания к деятельности политической партии (организации партии) и ее позиции по вопросам общегосударственного (местного) значение. в политической рекламы относятся также использование символики или логотипов политических партий (организаций партий), сообщение о поддержке политической партией (организацией партии) зрелищных или других публичных мероприятий или привлечение внимания к участию в таких мероприятиях политической партии (организации партии) ".

В связи с этим абзацы девятый - двадцать первый считать соответственно абзацами десятым - двадцать второй;

2) в Законе Украины "О Центральной избирательной комиссии" (Ведомости Верховной Рады Украины, 2004 г.., № 36, ст. 448 с последующими изменениями):

а) часть седьмую статьи 3 изложить в следующей редакции:

"7 Гарантии независимости Комиссии в осуществлении своих полномочий устанавливаются Конституцией Украины, этим и другими законами Украины.

Независимость Комиссии обеспечивается:

1) особым, установленным Конституцией Украины и настоящим Законом порядке назначения на должности и освобождения от должностей членов Комиссии;

2) определенными настоящим Законом и другими законами Украины гарантиями деятельности Комиссии;

3) особым, установленным настоящим Законом порядке финансирования и материально-технического обеспечения Комиссии ";

б) статью 4 дополнить частью седьмой следующего содержания:

"7 Комиссия официальный сайт, на котором размещаются решение Комиссии, информация о выборах, референдумах, другие материалы о деятельности Комиссии, информация о правах и порядке обеспечения избирательных прав граждан, а также другие материалы, предусмотренные настоящим Законом.

Официальный веб-сайт должен соответствовать техническим требованиям к созданию (модернизации) официальных сайтов, установленным Кабинетом Министров Украины, для беспрепятственного доступа пользователей с нарушениями зрения и слуха ";

в) части вторую и седьмую статьи 6 изложить в следующей редакции:

"2. В представлении Президента Украины о назначении членов Комиссии учитываются предложения депутатских фракций и групп, образованных в текущем созыве Верховной Рады Украины, а также нравственные качества лиц, предлагаемых в состав Комиссии, наличие в них профессионального, научного или общественного опыта в сфере организации и проведения выборов или референдумов, избирательного права ";

"7 Комиссия работает на постоянной основе. Член Комиссии является публичным служащим. Правовой статус члена Комиссии определяется настоящим Законом";

г) в статье 11:

часть первую дополнить абзацем вторым следующего содержания:

"Заседания Комиссии проводятся по местонахождению Комиссии. В случае необходимости могут проводиться выездные заседания Комиссии";

часть четвертую изложить в следующей редакции:

"4. Заседание Комиссии является полномочным при условии присутствия не менее одиннадцати членов Комиссии.

Присутствие члена Комиссии на заседании Комиссии может обеспечиваться с помощью технических средств в порядке, определенном Комиссией ";

г) статью 12 дополнить частью девятой следующего содержания:

"9 Постановления Центральной избирательной комиссии безотлагательно публикуются на ее официальном сайте с обеспечением возможности просмотра, копирования и распечатки информации, а также в виде набора данных, организованного в формате, что позволяет его автоматизированную обработку электронными средствами (машинозчитування) с целью повторного использования ";

д) в статье 14:

часть первую дополнить абзацем вторым следующего содержания:

"Речь обращений в Комиссию и их рассмотрения определяется Законом Украины" Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного ";

части четвертую и пятую изложить в следующей редакции:

"4. Жалобы, касающиеся выборов или референдумов и / или представленные во время соответствующего избирательного процесса или процесса референдума, подаются в Комиссию в порядке и сроки, установленные соответствующим законом.

Жалобы, не касающиеся выборов или референдумов и / или представлены не во время такого избирательного процесса или процесса референдума, подаются в Комиссию в порядке и сроки, установленные Законом Украины "Об обращении граждан" и другими законами Украины, с особенностями, установленными частью десятой настоящей статьи.

5. Заявление может быть подано в Комиссию в письменной (на бумажных носителях или в форме электронного документа) или устной форме. В устной форме заявления подаются во время личного приема членами Комиссии и фиксируются в порядке, установленном Комиссией ";

части десятую и одиннадцатую изложить в следующей редакции:

"10 Жалоба, не касается выборов или референдума и / или подана не во время такого избирательного процесса или процесса референдума, подается в Комиссию в письменной форме на бумажных носителях и должна содержать:

1) название Комиссии, в которую она подается;

2) фамилия, имя, отчество (наименование) субъекта обращения с жалобой, его место жительства или официальную контактный адрес (юридический или почтовый адрес), а также номер средства связи, адрес электронной почты, если таковые имеются;

3) фамилия, имя, отчество (наименование) субъекта обжалования, его место жительства или официальную контактный адрес (юридический или почтовый адрес), а также номер средства связи, адрес электронной почты, если они известны субъекту обращения;

4) суть затронутого вопроса (предмет жалобы)

5) четко сформулированы требования с указанием сути решения, принятие которого требуется от Комиссии в соответствии с его полномочий;

6) изложение обстоятельств и указание доказательств, которыми субъект обращения с жалобой обосновывает свои требования;

7) перечень документов и материалов, которые прилагаются;

8) подпись субъекта обращения с жалобой или лица, уполномоченного представлять соответствующего субъекта, с указанием даты подписания;

9) дата подписания жалобы.

В жалобе могут быть указаны заинтересованные лица, которых субъект обращения с жалобой считает нужным привлечь к рассмотрению жалобы.

В случае поступления копии жалобы по электронной почте (в электронной форме) жалоба обрабатывается Комиссией в установленном настоящим Законом порядке.

11. Жалоба, не касается выборов или референдума и / или подана во время избирательного процесса или процесса референдума, оформленная без соблюдения требований части десятой настоящей статьи, возвращается субъекту обращения с жалобой без рассмотрения Председателем Комиссии или по его поручению другим членом Комиссии по соответствующими разъяснениями не позднее чем на следующий день после дня поступления жалобы ";

е) части вторую - четвертую статьи 15 изложить в следующей редакции:

"2. Заявления, поданные в Комиссию во время избирательного процесса или процесса референдума и касающиеся этого процесса, рассматриваются Комиссией в течение пяти дней со дня подачи. Днем подачи заявления считается день ее фактического получения Комиссией.

3. Заявления и другие обращения, не касающиеся избирательного процесса или процесса референдума или поданные не во время такого процесса, рассматриваются Комиссией на общих основаниях, установленных Законом Украины "Об обращении граждан" и другими законами Украины.

4. Жалобы, касающиеся выборов или референдума и представлены во время избирательного процесса или процесса референдума, рассматриваются Комиссией в порядке и сроки, установленные соответствующим законом о выборах или законом о референдумах.

Если рассмотрение вопросов, поднятых в жалобе, не относится к полномочиям Комиссии, по решению Комиссии такая жалоба остается без рассмотрения по существу.

Жалобы, не касающиеся выборов или референдума и / или представлены не во время такого избирательного процесса или процесса референдума, рассматриваются Комиссией на общих основаниях, установленных Законом Украины "Об обращении граждан" и другими законами Украины ";

е) в статье 16:

в пункте 1 части второй слова "избирательным комиссиям, комиссиям по референдумам" исключить;

дополнить частью третьей следующего содержания:

"3. В случае необходимости в целях обеспечения соблюдения законного хода избирательного процесса или процесса референдума, защиты избирательных прав граждан и восстановления нарушенных избирательных прав граждан Комиссия может по собственной инициативе рассмотреть вопрос деятельности избирательных комиссий, комиссий по референдумам низшего уровня и по результатам рассмотрения:

1) признать решение избирательной комиссии или комиссии по референдуму или отдельных его положений, действия или бездействие такими, которые не отвечают требованиям законодательства о выборах или референдумах, нарушающие избирательные права граждан, права на участие в референдуме, права и законные интересы субъекта избирательного процесса или процесса референдума

2) отменить решение избирательной комиссии или комиссии по референдуму;

3) принять решение по существу вопроса;

4) обязать избирательную комиссию, комиссию низшего уровня повторно рассмотреть вопрос, что стало предметом рассмотрения Комиссии;

5) обязать избирательную комиссию, комиссию по референдуму осуществить действия, предусмотренные законодательством, регулирующим организацию и порядок проведения выборов или референдумов;

6) обязать избирательную комиссию, комиссию по референдуму воздержаться от совершения определенных действий;

7) обязать субъекта обжалования осуществить предусмотренные законодательством, регулирующим организацию и порядок проведения выборов или референдумов, действия, вытекающие из факта отмены решения, признания действий или бездействия противоправными;

8) восстановить иным способом нарушенные избирательные права граждан, права на участие в референдуме, права и законные интересы субъекта избирательного процесса, процесса референдума ";

ж) пункт 7 статьи 17 исключить;

з) в статье 18:

пункт 13 изложить в следующей редакции:

"13) принимает решение об отмене регистрации кандидатов на пост Президента Украины в порядке, установленном законом";

в пункте 17 слова "Закона Украины" О выборах Президента Украины "исключить;

а) в части второй статьи 26:

в пункте 7 слово "штат" заменить словами "штатную численность";

пункт 8 изложить в следующей редакции:

"8) назначает на должности и освобождает от должностей руководителей, заместителей руководителей Секретариата Комиссии, Службы распорядителя Государственного реестра избирателей";

и) пункт 5 части второй статьи 29 исключить;

и) статью 31 изложить в следующей редакции:

"Статья 31. Досрочное прекращение исполнения полномочий Председателя, заместителей Председателя, секретаря Комиссии

1. Полномочия Председателя Комиссии, заместителя Председателя Комиссии, секретаря Комиссии без освобождения соответствующего лица с должности члена Комиссии могут быть прекращены досрочно решением Комиссии по заявлению такого члена Комиссии или по инициативе большинства членов Комиссии.

2. Полномочия Председателя Комиссии, заместителя Председателя Комиссии, секретаря Комиссии прекращаются досрочно без освобождения соответствующего лица с должности члена Комиссии по его заявлению решением Комиссии, за которое проголосовало большинство членов Комиссии.

Полномочия Председателя Комиссии, заместителя Председателя Комиссии, секретаря Комиссии прекращаются досрочно без освобождения соответствующего лица с должности члена Комиссии по инициативе большинства членов Комиссии решением Комиссии, за которое проголосовало не менее 13 членов Комиссии.

Решение по вопросам, указанным в этой части, принимаются путем тайного голосования.

3. Порядок проведения заседания по вопросам, указанным в части второй настоящей статьи, определяется Регламентом Комиссии.

Заседание Комиссии по досрочному прекращению полномочий Председателя Комиссии, заместителя Председателя Комиссии, секретаря Комиссии без освобождения соответствующего лица с должности члена Комиссии по инициативе большинства членов Комиссии созывается по их письменному требованию.

4. Решение Комиссии, указанное в части второй настоящей статьи, вступает в силу после утверждения Комиссией протокола счетной комиссии о результатах тайного голосования.

5. Если за решение, указанное в части второй настоящей статьи, проголосовало меньше установленного числа членов Комиссии, вопрос о досрочном прекращении полномочий соответствующего должностного лица не может быть внесено в повестку дня заседания Комиссии раньше, чем через шесть месяцев.

6. Комиссия не может рассматривать вопрос о досрочном прекращении полномочий Председателя Комиссии, заместителя Председателя Комиссии, секретаря Комиссии во время избирательного процесса очередных общегосударственных выборов, очередных местных выборов или процесса всеукраинского референдума ";

и) часть вторую статьи 32 изложить в следующей редакции:

"2. Регламент Центральной избирательной комиссии и изменения в нем утверждаются постановлением Комиссии";

к) название раздела V изложить в следующей редакции:

"Раздел V

Секретариат КОМИССИИ И СЛУЖБЫ КОМИССИИ. КОНСУЛЬТАТИВНЫЕ и другие вспомогательные органы КОМИССИИ ";

л) часть третью статьи 33 изложить в следующей редакции:

"3. Руководитель и другие работники Секретариата Комиссии, Службы распорядителя Государственного реестра избирателей, региональных и территориальных представительств Комиссии являются государственными служащими, кроме работников патронатной службы и работников, которые в соответствии с Законом Украины" О государственной службе "выполняют функции по обслуживанию";

м) статью 35 изложить в следующей редакции:

"Статья 35. Региональные и территориальные представительства Комиссии

1. Для решения вопросов, связанных с выполнением полномочий Комиссии, Комиссия образует свои территориальные представительства, которые также осуществляют полномочия органа ведения Государственного реестра избирателей. Комиссия может образовывать свои региональные и территориальные представительства. Финансовое обеспечение региональных и территориальных представительств Комиссии осуществляется за счет средств государственного бюджета.

2. Региональные и территориальные представительства Комиссии по решению Комиссии могут образовываться как юридические лица публичного права или структурные подразделения Секретариата Комиссии.

Региональные и территориальные представительства Комиссии могут образовываться в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе, районах, районах в городах, городах областного, республиканского (Автономной Республики Крым) значения и как межрегиональные территориальные органы, полномочия которых распространяются на несколько административно-территориальных единиц .

3. Организация деятельности региональных и территориальных представительств Комиссии и пределы их полномочий регулируются положением о таких представительства, утверждается Комиссией.

4. Руководители и заместители руководителей региональных и территориальных представительств Комиссии назначаются на должности и освобождаются от должностей Председателем Комиссии.

Другие государственные служащие и работники региональных и территориальных представительств Комиссии назначаются на должности и освобождаются от должностей руководителями региональных и территориальных представительств Комиссии.

5. Структура региональных и территориальных представительств Комиссии утверждает Комиссия. Штатное расписание и смету региональных и территориальных представительств Комиссии утверждает руководитель Секретариата Комиссии.

6. Региональные и территориальные представительства Комиссии для организационного, правового, информационного, технического обеспечения осуществления полномочий, предусмотренных положением о таких представительства, в пределах структуры и штатного расписания могут привлекать соответствующих специалистов, экспертов и технических работников ";

н) раздел V дополнить статьей 35-1 следующего содержания:

"Статья 35-1. Центр подготовки участников избирательных процессов

1. Для обеспечения выполнения Комиссией полномочий по повышению правовой культуры участников избирательного процесса и процесса референдума действует Центр подготовки участников избирательных процессов.

2. Деятельность Центра регулируется положением, утверждаемым Комиссией ";

в) часть первую статьи 36 изложить в следующей редакции:

"1. Финансирование Комиссии, Секретариата Комиссии, патронатной службы, Службы распорядителя Государственного реестра избирателей, региональных и территориальных представительств Комиссии осуществляется за счет средств бюджета";

п) в тексте Закона слова "Закон Украины" О выборах народных депутатов Украины "во всех падежах заменить словами" Избирательный кодекс Украины "в соответствующем падеже, а слова" О принципах предотвращения и противодействия коррупции "- словами" О предупреждении коррупции »;

3) в Законе Украины "О Государственном реестре избирателей" (Ведомости Верховной Рады Украины, 2011 г.., № 5, ст. 34 с последующими изменениями):

а) в части первой статьи 2:

в пункте 2 слова "депутатов Верховной Рады Автономной Республики Крым, местных советов, сельских, поселковых, городских голов, всеукраинских" заменить словами "местных выборов, всеукраинского";

дополнить пунктом 3 следующего содержания:

"3) учет избирательных участков, которые существуют на постоянной основе";

б) в статье 3:

в части четвертой слова "и целостность" исключить;

часть десятую после слов "от незаконного использования" дополнить словом "уничтожение";

в) в пункте 6 части первой статьи 6 слова "паспорта гражданина Украины" заменить словами "документа, удостоверяющего личность и подтверждающего гражданство Украины";

г) в статье 7:

пункт 2 части первой исключить;

части вторую и третью заменить тремя новыми частями следующего содержания:

"2. Номер избирательного участка, к которому относится избиратель, определяется на основании сведений о его избирательный адрес.

3. По обращению избирателя, который имеет право голоса на соответствующих общегосударственных выборах или всеукраинском референдуме, включая избирателя, в отношении которого в Реестре имеется служебная отметка о выбытии с соответствующей территории, орган ведения Реестра может временно (на период соответствующего избирательного процесса или процесса референдума) изменить избирателю место голосования (избирательный участок, участок референдума) без изменения его избирательного адреса. Порядок подачи и рассмотрения заявления о временном изменении места голосования избирателя устанавливается Центральной избирательной комиссией.

Процедура временного изменения места голосования избирателя не применяется в отношении специальных избирательных участков.

4. На местных выборах временное изменение места голосования избирателя без изменения избирательного адреса не применяется ";

д) в статье 8:

часть вторую изложить в следующей редакции:

"2 Избирательной адресу избирателя есть адрес, по которому зарегистрировано его место жительства в соответствии с Законом Украины" О свободе передвижения и свободном выборе места проживания в Украине ", если иное не предусмотрено настоящей статьей";

после части второй дополнить новой частью следующего содержания:

"3. По мотивированному обращению избирателя орган ведения Реестра может определить другую избирательную адрес избирателя, чем определенную в соответствии с частью второй настоящей статьи".

В связи с этим части третью - седьмую считать соответственно частями четвертой - восьмой;

д) в пункте 7 части первой статьи 9 слова "с указанием номера и даты издания избирателю документа, удостоверяющего такое изменение" исключить;

е) в статье 10:

в части первой:

пункт 2 после слова "получать" дополнить словами "в установленном настоящим Законом порядке";

в пункте 4 слова "в любое время" исключить;

в пункте 5 слова "с мотивированным заявлением" заменить словами "с заявлением";

в пункте 7 слово "средствами" заменить словом "способами";

в части третьей слова "возникновения возможности" исключить;

дополнить частью четвертой следующего содержания:

"4. Распорядитель Реестра обеспечивает взаимодействие избирателей с Реестром путем введения в сети Интернет электронных сервисов";

е) в статье 11:

в части первой:

слова "во взаимодействии с Государственной службой специальной связи и защиты информации Украины" исключить;

дополнить абзацем вторым следующего содержания:

"Для обеспечения защиты информации с ограниченным доступом, которая содержится в Реестре, используются средства защиты конфиденциальной информации";

в части второй:

в первом предложении слова "по согласованию" заменить словами "во взаимодействии";

второе предложение изложить в следующей редакции: "Распорядитель Реестра для обеспечения защиты данных Реестра устанавливает обязательный для лиц, которым предоставляется право доступа к базе данных Реестра, порядок такого доступа с соблюдением требований настоящего Закона";

ж) в части второй статьи 12 слово "общую" исключить;

з) в части пятой статьи 13:

в первом предложении слова "по решению распорядителя Реестра" исключить;

второе предложение после цифр "20" дополнить цифрами "20-1";

и) в статье 14:

пункт 3 части первой исключить;

в пункте 6 части второй слова "органам ведения Реестра право доступа" заменить словом "доступ";

часть пятую изложить в следующей редакции:

"5. Полномочия органа ведения Реестра осуществляют территориальные представительства Центральной избирательной комиссии, образованные в соответствии с Законом Украины" О Центральной избирательной комиссии ";

части шестую, девятую - одиннадцатую исключить;

в части двенадцатой слова "и регионального органа администрирования Реестра" исключить;

и) статью 16 дополнить частью четвертой следующего содержания:

"4. В случае невозможности выполнения органом ведения Реестра действий по ведению Реестра актуализация базы данных Реестра относительно записей об избирателях, избирательный адрес которых относится к территории, на которую распространяются полномочия этого органа, осуществляется в порядке, установленном распорядителем Реестра";

и) пункты 2 и 3 части пятой статьи 17 изложить в следующей редакции:

"2) выявление в базе данных Реестра записи о лице, которое не является избирателем (кроме случаев, указанных в части шестой этой статьи), что подтверждено документами, представленными в орган ведения Реестра в установленном порядке;

3) выявление в базе данных Реестра лишнего записи об избирателе (кратное включения избирателя в реестр), что подтверждено документами, представленными в орган ведения Реестра в установленном порядке ";

и) в статье 19:

части вторую - четвертую изложить в следующей редакции:

"2. Лицо, указанное в части первой настоящей статьи, представляет в орган ведения Реестра письменное заявление по форме, установленной распорядителем Реестра, с указанием сведений о себе, приведенных в части первой статьи 6 и пунктом 1 части первой статьи 7 настоящего Закона. Такое заявление может быть подана в орган ведения Реестра лично или через уполномоченное лицо, полномочия которого оформлены в соответствии с законодательством. Также заявление может быть направлено лицом в электронной форме за подписью, приравненным к собственноручной подписи в соответствии с законом, с использованием сети Интернет в установленном распорядителем Реестра порядке.

К заявлению о включении в Реестр прилагается копия документа, удостоверяющего личность и подтверждающим гражданство Украины, - паспорта гражданина Украины или временного удостоверения гражданина Украины (если лицо недавно приобрело гражданство Украины).

Сведения о постоянной неспособности избирателя передвигаться самостоятельно (при наличии оснований) указываются в заявлении, подаваемом вместе с документом (копией документа), подтверждающего соответствующий факт.

Заявление, направленное с использованием сети Интернет, должна содержать адрес электронной почты, на который заявителю может быть направлено уведомление, предусмотренное этой статьей.

3. Лицо, которое приобрело право голоса и проживает или на время приобретения права голоса находится за пределами Украины, может лично обратиться относительно своего включения в Реестр в зарубежной дипломатической учреждения Украины по месту жительства или пребывания с заявлением по форме, указанной в части второй настоящей статьи.

К заявлению о включении в Реестр прилагается копия документа, удостоверяющего личность и подтверждающим гражданство Украины, - паспорта гражданина Украины для выезда за границу, дипломатического паспорта, служебного паспорта или временного удостоверения гражданина Украины (если лицо недавно приобрело гражданство Украины).

Руководитель зарубежного дипломатического учреждения Украины безотлагательно передает заявление в орган ведения Реестра в Министерстве иностранных дел Украины.

Заявление с копией указанного документа, удостоверяющего личность и подтверждающим гражданство Украины, может быть направлена лицом в орган ведения Реестра в Министерстве иностранных дел Украины в электронной форме с подписью, приравненным к собственноручной подписи в соответствии с Законом Украины "Об электронных доверительные услуги", с использованием сети Интернет в установленном распорядителем Реестра порядке.

4. Избирательная адрес лица, обратившегося с заявлением о своем включении в Реестр, определяется в соответствии с частями второй, четвертой - седьмой статьи 8 настоящего Закона ";

в части пятой слово "соответствующих" исключить;

в части седьмой:

первое предложение после слов "орган ведения Реестра" дополнить словами "вручает избирателю или";

дополнить абзацем вторым следующего содержания:

"Такое сообщение в электронной форме направляется на указанную заявителем адрес электронной почты с использованием квалифицированного подписи руководителя органа ведения Реестра";

часть восьмую изложить в следующей редакции:

"8. В случае если избиратель уже включен в реестр, ему вручается или направляется уведомление, указанное в части седьмой настоящей статьи, по адресу, указанному в заявлении как избирательный адрес избирателя, или на указанный им адрес электронной почты";

второе предложение части десятой изложить в следующей редакции: "Такое уведомление вручается лицу или направляется по адресу, указанному в заявлении как ее избирательный адрес, или на указанную лицом адрес электронной почты";

к) статью 20 изложить в следующей редакции:

"Статья 20. Порядок обращения избирателя по собственной инициативе в орган ведения Реестра по изменению его персональных данных

1. Каждый избиратель в случае изменения его персональных данных, указанных в части первой статьи 6 и пунктах 1 и 4 части первой статьи 7 настоящего Закона, может обратиться в орган ведения Реестра в соответствии со своим избирательным адресом с заявлением о внесении изменений в его персональных данных в реестре по форме, установленной распорядителем Реестра. Такое заявление может быть подано в орган ведения Реестра лично или через уполномоченное лицо, полномочия которого оформлены в соответствии с законодательством. Также заявление может быть направлено лицом в электронной форме за подписью, приравненным к собственноручной подписи в соответствии с Законом Украины "Об электронных доверительные услуги", с использованием сети Интернет в установленном распорядителем Реестра порядке. Заявление, направленное с использованием сети Интернет, должна содержать адрес электронной почты, на который заявителю может быть направлено уведомление, предусмотренное этой статьей.

К заявлению прилагаются документы (копии документов), подтверждающие соответствующие изменения.

Избиратель, который проживает или находится за пределами Украины, обращается с заявлением в соответствующий зарубежного дипломатического учреждения Украины, которая безотлагательно передает заявление вместе с документами (их копиями), которые прилагаются к ней, в орган ведения Реестра в Министерстве иностранных дел Украины. Такое заявление с копиями соответствующих документов может быть направлена лицом в орган ведения Реестра в Министерстве иностранных дел Украины в электронной форме с подписью, приравненным к собственноручной подписи в соответствии с Законом Украины "Об электронных доверительные услуги", с использованием сети Интернет в установленном распорядителем Реестра порядке.

2. В случае обращения по изменению избирательного адреса избиратель подает в орган ведения Реестра по новому избирательному адресу заявление, к которому прилагаются документы (копии документов), подтверждающие изменение избирательного адреса избирателя.

3. Указанное в части третьей статьи 8 настоящего Закона обращение по изменению избирательного адреса может быть подано избирателем в орган ведения Реестра, полномочия которого распространяются на территорию, к которой отнесен избирательную адрес, на который будет меняться текущая избирательная адрес избирателя не позднее чем на п ' пятый день со дня начала избирательного процесса выборов или процесса референдума, проводимых на территории, в пределах которой избиратель просит определить его избирательный адрес. В случае если на соответствующей территории одновременно проводятся несколько выборов (референдум), такое обращение может быть представлено не позднее чем на пятый день со дня начала избирательного процесса тех выборов (референдума), голосования на которых проводится раньше, чем голосования на других выборах, которые происходят одновременно.

В случае поступления обращения избирателя по изменению избирательного адреса позднее чем на пятый день со дня начала избирательного процесса соответствующих выборов или процесса референдума (с учетом особенностей по выборам и референдуму, предусмотренных абзацем первым настоящей части, которые проводятся одновременно) орган ведения Реестра принимает мотивированное решение об отказе во внесении изменения в его избирательный адрес, копия которого не позднее следующего дня после принятия соответствующего решения направляется избирателю с одновременным уведомлением о возможности подачи обращения по изменению избирательного адреса после завершения избирательного процесса соответствующих выборов.

В случае, предусмотренном абзацем вторым настоящей части, или в случае, если сроки избирательных процессов из соответствующих выборов (процесса референдума) полностью или частично совпадают, избиратель может подать обращение об изменении избирательного адреса после завершения избирательного процесса выборов, голосования на которых происходит последним.

4. В случае обращения по изменению избирательного адреса на основании части третьей статьи 8 настоящего Закона избиратель обязан приложить к заявлению, указанному в части второй настоящей статьи, копию документа, подтверждающего фактическое проживание избирателя по указанному им адресу.

Избиратель обосновывает изменение избирательного адреса одним из документов, перечень которых указан в части пятой этой статьи.

5. К документам, подтверждающие фактическое проживание избирателя по адресу, указанному в заявлении, предусмотренном частью второй настоящей статьи, и должным образом обосновывают изменение избирательного адреса по основаниям, предусмотренным частью третьей статьи 8 настоящего Закона, относятся:

1) договор аренды жилья по адресу, который избиратель просит определить его новой избирательной адресу;

2) изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления документ, удостоверяющий осуществление избирателем предпринимательской деятельности по адресу жилья, которую избиратель просит определить его новой избирательной адресу;

3) документ, подтверждающий право собственности на жилье по адресу, который избиратель просит определить его новой избирательной адресу;

4) справка о постановке на учет внутренне перемещенного лица;

5) документ, удостоверяющий осуществление избирателем ухода за лицом, место жительства которого зарегистрировано в соответствии с Законом Украины "О свободе передвижения и свободном выборе места проживания в Украине" по адресу, который избиратель просит определить его новой избирательной адресу;

6) документ, удостоверяющий пребывания избирателя в браке или в родственных отношениях с лицом, место жительства которого зарегистрировано в соответствии с Законом Украины "О свободе передвижения и свободном выборе места проживания в Украине" по адресу, который избиратель просит определить его новому избирательному адресу.

6. Порядок рассмотрения обращения избирателя, предусмотренного частью третьей статьи 8 настоящего Закона, устанавливается Центральной избирательной комиссией.

7. Орган ведения Реестра может провести проверку изменения персональных данных избирателя, указанных в заявлении, путем обращения в органы, учреждений, указанных в статье 22 настоящего Закона. При наличии оснований, определенных частью третьей статьи 17 настоящего Закона, руководитель органа ведения Реестра издает приказ о внесении соответствующих изменений в персональные данные избирателя в Реестре (кроме случая, предусмотренного частью восьмой этой статьи).

8. В случае обращения избирателя с заявлением об изменении избирательного адреса орган ведения Реестра изучает обоснованность заявления. По итогам изучения руководитель органа ведения Реестра может принять такое решение:

1) издать приказ о внесении в Реестр изменения относительно избирательного адреса избирателя (если изменение избирательного адреса избирателя осуществляется в пределах территории, на которую распространяются полномочия указанного органа ведения Реестра);

2) обратиться за помощью средств автоматизированной информационно-телекоммуникационной системы Реестра в орган ведения Реестра по предыдущему избирательному адресу избирателя о необходимости внесения изменений относительно избирательного адреса избирателя (если предыдущий избирательный адрес избирателя не относится к территории, на которую распространяются полномочия указанного органа ведения Реестра);

3) отказать избирателю в внесении изменения в его избирательный адрес.

9. В случае внесения изменений в персональные данные Реестра орган ведения Реестра, который внес изменения, вручает избирателю или направляет в его избирательный адрес соответствующее сообщение. Сообщение подписывается руководителем органа ведения Реестра и удостоверяется печатью указанного органа.

Такое сообщение в электронной форме направляется на указанную заявителем адрес электронной почты с использованием квалифицированного подписи руководителя органа ведения Реестра.

10. Руководитель органа ведения Реестра отказывает в удовлетворении заявления избирателя, указанной в частях первой и второй настоящей статьи, по следующим основаниям:

1) если установлено, что лицо, обратившееся с заявлением, не включена в реестр;

2) если проверкой, предусмотренной частью седьмой настоящей статьи, выявлено несоответствие в содержании сведений, указанных в заявлении и предоставленных соответствующими органом, учреждением, организацией;

3) если заявление об изменении избирательного адреса признано необоснованным;

4) если установлено, что в Реестр уже внесены соответствующие изменения.

11. Лицу, обратившемуся с заявлением, указанным в частях первой или второй настоящей статьи, сообщается в письменной форме об отказе в удовлетворении заявления с указанием исчерпывающего перечня оснований отказа. Такое уведомление вручается избирателю или направляется по его избирательный адрес. В случае отказа в изменении избирательного адреса избирателя указанное уведомление вручается ему или направляется по избирательному адресу согласно данным Реестра и по адресу, который избиратель просил признать его избирательным адресом. Сообщение в электронной форме направляется на указанную заявителем адрес электронной почты с использованием квалифицированного подписи руководителя органа ведения Реестра.

12. В случае если избиратель, который обратился с заявлением, указанным в частях первой или второй настоящей статьи, оказался не включенным в реестр, орган ведения Реестра проверяет сведения, указанные в заявлении, отправляя запрос в органы, учреждений, указанных в статье 22 этого Закона. Решение о включении этого избирателя в Реестр принимается в порядке, установленном частями шестой и седьмой статьи 19 настоящего Закона. Перед принятием решения орган ведения Реестра может обратиться к избирателю по проверке или уточнения сведений о нем.

13. Избиратель, избирательный адрес которого определен в соответствии с частью третьей статьи 8 настоящего Закона, может обратиться в орган ведения Реестра с новым заявлением об изменении избирательного адреса по основаниям, предусмотренным частью третьей статьи 8 настоящего Закона, не ранее чем через 180 дней после даты внесения в Реестр последнего изменения избирательного адреса такого избирателя.

14. В случае если по состоянию на день обращения в орган ведения Реестра избирателя, указанного в части тринадцатой настоящей статьи, начался избирательный процесс по выборам Президента Украины, выборов народных депутатов Украины, местных выборов или процесс всеукраинского или местного референдума, избирательная адрес такого избирателя не может быть изменена до завершения соответствующего избирательного процесса или процесса референдума. В случае если сроки избирательных процессов из соответствующих выборов (референдума) полностью или частично совпадают, избирательный адрес такого избирателя не может быть изменена до завершения избирательного процесса выборов или процесса референдума, голосования на которых происходит последним.

15. В случае если обращение избирателя, указанное в части третьей статьи 8 настоящего Закона, поданное в орган ведения Реестра раньше, чем возникли основания для изменения текущей избирательной адреса избирателя в соответствии со сведениями, предусмотренных статьей 22 настоящего Закона, избирательный адрес такого избирателя определяется в порядке , установленном статьей 22 настоящего Закона ";

л) дополнить статьей 20-1 следующего содержания:

"Статья 20-1. Порядок обращения избирателя по собственной инициативе в орган ведения Реестра по неправильностей в Реестре в отношении другого лица

1. Избиратель, который обнаружил невключение или неправомерное включение в Реестр другого лица, недостоверные сведения Реестра относительно другого лица, может по собственной инициативе обратиться с письменным заявлением в орган ведения Реестра по избирательному адресу такого лица по исправлению неточностей в Реестре. Избиратель может обратиться с заявлением о неправильностей в Реестре в отношении лица, избирательный адрес которой находится за пределами Украины, а также к соответствующей зарубежной дипломатического учреждения Украины, которая безотлагательно передает заявление в орган ведения Реестра в Министерстве иностранных дел Украины. Также заявление может быть направлено лицом в электронной форме за подписью, приравненным к собственноручной подписи в соответствии с Законом Украины "Об электронных доверительные услуги", с использованием сети Интернет в установленном распорядителем Реестра порядке. Заявление, направленное с использованием сети Интернет, должна содержать адрес электронной почты, на который заявителю может быть направлено уведомление о результатах рассмотрения заявления.

2. Заявление, указанное в части первой настоящей статьи, должна содержать:

1) фамилия, имя и отчество, место жительства избирателя - субъекта обращения;

2) фамилия, имя (все имена), отчество лица, в отношении которого подано заявление, его избирательный адрес, а также дату и место рождения такого лица (если такие сведения известны заявителю)

3) суть затронутого вопроса;

4) содержание просьбы;

5) подпись избирателя и дату подачи заявления.

К заявлению прилагаются документы (копии документов), подтверждающие указанные в ней сведения (при наличии).

3. Орган ведения Реестра, в который подано заявление о неправильностей в Реестре в отношении другого лица, осуществляющего уточнения персональных данных Реестра согласно статье 23 настоящего Закона.

Такое уточнение может не осуществляться в отношении умершего при предъявлении субъектом обращения свидетельства о смерти или другого документа, удостоверяющего факт смерти лица, выданного компетентным органом иностранного государства. Копия такого документа прилагается к указанной заявления, которые являются основанием для издания приказа о внесении соответствующих изменений в базу данных Реестра ";

м) статью 21 изложить в следующей редакции:

"Статья 21. Запрос избирателя в орган ведения Реестра

1. Избиратель может лично обратиться к любому органу ведения Реестра, предъявив паспорт гражданина Украины или временное удостоверение гражданина Украины (если лицо недавно приобрело гражданство Украины), с письменным запросом с указанием фамилии, собственного имени (всех собственных имен), отчества, даты и места рождения, почтовый адрес по:

1) содержания его персональных данных в Реестре, предусмотренных частью первой статьи 6, части первой статьи 7 настоящего Закона;

2) фамилий, имен, отчества, даты рождения всех избирателей, внесенных в Реестр по его собственному избирательному адресу (кроме избирательных адресов, определенных согласно частями третьей - пятой статьи 8 настоящего Закона).

2. Избиратель, постоянно не способен передвигаться самостоятельно, может уполномочить на представление письменного запроса другое лицо, полномочия которого оформлены в соответствии с законодательством.

3. Избиратель, который проживает или находится за пределами Украины, может лично подать запрос, указанный в части первой настоящей статьи, в зарубежной дипломатической учреждения Украины по месту жительства или пребывания, предъявив при этом паспорт гражданина Украины для выезда за границу, дипломатический паспорт , служебный паспорт или временное удостоверение гражданина Украины (если лицо недавно приобрело гражданство Украины). Зарубежная дипломатическое учреждение Украины безотлагательно передает запрос в орган ведения Реестра в Министерстве иностранных дел Украины.

4. Запрос, указанный в частях первой и третьей настоящей статьи, избиратель может направить в орган ведения Реестра в электронной форме за подписью, приравненным к собственноручной подписи в соответствии с Законом Украины "Об электронных доверительные услуги", с использованием сети Интернет в установленном распорядителем Реестра порядке . Такой запрос должен содержать адрес электронной почты.

5. Орган ведения Реестра предоставляет ответ на запрос не позднее чем на пятый рабочий день после его получения. Запрашиваемые данные заверяются подписью руководителя органа ведения Реестра и скрепляются печатью этого органа.

Ответ в электронной форме направляется на указанную избирателем адрес электронной почты с использованием квалифицированного подписи руководителя органа ведения Реестра.

6. В случае несоответствия указанных в запросе идентификационных персональных данных избирателя - субъекта обращения соответствующим данным этого избирателя в Реестре орган ведения Реестра отказывает в письменной форме в удовлетворении запроса с указанием основания отказа ";

н) в статье 22:

части вторую, третью, шестую и восьмую изложить в следующей редакции:

"2. Предусмотренные настоящей статьей сведения подаются согласно этой статье:

в соответствующий орган ведения Реестра - ежемесячно до 5 числа;

к распорядителя Реестра - в определенном распорядителем Реестра порядке.

3. Уполномоченный центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере гражданства, должностное лицо подает сведения о:

1) лиц, которые в течение предыдущего месяца приобрели гражданство Украины и получили временное удостоверение гражданина Украины или паспорт гражданина Украины;

2) избирателей, которые в течение предыдущего месяца получили паспорт гражданина Украины в связи с изменением фамилии, имени, отчества, даты или места рождения;

3) лиц, гражданство Украины которых прекращено в течение предыдущего месяца;

4) лиц, которым в течение следующего месяца исполнится 18 лет и которым оформлено паспорт гражданина Украины;

5) избирателей, которым в течение предыдущего месяца оформлено паспорт гражданина Украины впервые после достижения 18-летнего возраста ";

"6. Соответствующий районный (районный в городе, городской, районный) суд подает сведения о:

1) избирателей, которые в течение предыдущего месяца были признаны недееспособными, с указанием срока действия решения о признании физического лица недееспособным;

2) лиц, в отношении которых в течение предыдущего месяца было отменено решение о признании их недееспособными;

3) лиц, в отношении которых в течение предыдущего месяца было принято решение о продлении срока действия решения о признании физического лица недееспособным, с указанием этого срока ";

"8 Руководитель центра учета, в соответствии с законом ведет учет бездомных лиц или социальной службы, в составе которой создано структурное подразделение для ведения учета бездомных лиц, подает сведения о:

1) избирателей, место жительства которых в течение предыдущего месяца зарегистрировано по юридическому адресу учреждения;

2) избирателей, место жительства которых в течение предыдущего месяца снят с регистрации по юридическому адресу учреждения ";

часть одиннадцатую после слов "органа здравоохранения" дополнить словами "или соответствующего учреждения здравоохранения";

часть четырнадцатую дополнить абзацем вторым следующего содержания:

"Соответствующие сведения могут подаваться органа ведения Реестра этими лицами в электронной форме за подписью, приравненным к собственноручной подписи в соответствии с Законом Украины" Об электронных доверительные услуги ". В этом случае представление на бумажном носителе не подаются";

в части восемнадцатой и цифру "пунктом 2 части седьмой" исключить;

в) в статье 23:

в части первой слова "установление ими факта" заменить словами "выявления ими";

пункт 2 части второй изложить в следующей редакции:

"2) обращение избирателя по неправильностей в Реестре в отношении другого лица";

в части четвертой слова "соответствующими органами, учреждениями, учреждениями" заменить словами "органами, учреждениями, учреждениями, к которым поступил такой запрос";

п) в статье 24:

часть вторую изложить в следующей редакции:

"2. При избирательного процесса выборов Президента Украины, народных депутатов Украины, очередных местных выборов, процесса всеукраинского референдума по письменному обращению политической партии распорядитель Реестра обеспечивает представителю этой партии, уполномоченному соответствующим руководящим органом партии, доступ в режиме чтения к сведениям Реестра, предусмотренных пунктами 1-4 части первой статьи 6 и частью первой статьи 7 настоящего Закона, в установленном распорядителем Реестра порядке ";

части третью - шестую исключить;

г) статьи 26-28 изложить в следующей редакции:

"Статья 26. Цели использования персональных данных Реестра

1. При подготовке к выборам Президента Украины, народных депутатов Украины, местных выборов, в всеукраинского или местного референдума персональные данные Реестра могут использоваться только для:

1) составление списков избирателей на избирательных участках;

2) решение Центральной избирательной комиссией по организации подготовки и проведения выборов и референдумов;

3) предоставление Верховной Раде Украины, Президенту Украины, Кабинету Министров Украины, другим органам исполнительной власти, органам местного самоуправления, Центральной избирательной комиссии, Верховной Раде Автономной Республики Крым, Совет министров Автономной Республики Крым, избирательной комиссии Автономной Республики Крым, территориальным избирательным комиссиям из местных выборов статистической информации относительно количественных характеристик избирательного корпуса на соответствующей территории;

4) изготовление именных приглашений избирателям;

5) проведение предусмотренной частью второй настоящей статьи проверки сведений об избирателях.

2. Персональные данные Реестра могут быть использованы для проведения проверки достоверности сведений об избирателях, поставивших свои подписи в подписных листах в поддержку проведения всеукраинского референдума, в поддержку предложения об отзыве депутата местного совета и сельского, поселкового, городского головы, старосты села, поселка за народной инициативы, а также сведений, представляемых в соответствующие избирательные комиссии относительно кандидатов, уполномоченных и доверенных лиц, членов инициативной группы референдума, кандидатур в состав избирательных комиссий.

3. Персональные данные Реестра могут быть использованы для осуществления публичного контроля за ведением Реестра в порядке и пределах, установленных настоящим Законом.

4. Персональные данные Реестра могут быть единовременно использованы на основании закона для первичного наполнения базы данных государственной системы учета физических лиц после ее создания, а также для создания реестров территориальных общин.

5. Персональные данные Реестра могут быть использованы государственными органами, которым законом предоставлено право доступа к автоматизированным информационным системам, реестров и банков данных, держателями (администраторами) которых являются государственные органы. Использование персональных данных Реестра осуществляется с соблюдением законодательства о защите персональных данных.

6. Персональные данные Реестра в определенных законом случаях могут быть использованы центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере гражданства, для осуществления его полномочий.

7. При осуществлении полномочий по верификации и мониторинга государственных выплат центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализует государственную финансовую и бюджетную политику, имеет право получать из Реестра информацию об избирателях, в частности, содержащую персональные данные.

Порядок предоставления и объем информации из Реестра определяются распорядителем Реестра по согласованию с центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную финансовую и бюджетную политику.

8. Персональные данные Реестра могут быть использованы для проведения верификации и установления тождества между наборами идентификационных данных физических лиц, обрабатываются в национальных электронных информационных ресурсах.

Порядок предоставления и объем информации из Реестра определяются распорядителем Реестра.

9. Использование персональных данных Реестра для других целей, кроме определенных этой статьей, возможно исключительно по решению суда.

Статья 27. Составление предварительных списков избирателей

1. Для подготовки и проведения голосования на выборах или референдуме орган ведения Реестра для каждого обычного избирательного участка, образованного на территории, на которую распространяются его полномочия, а также для специальных избирательных участков, образованных в учреждениях исполнения наказаний, составляет на основе сведений Реестра предварительные списки избирателей. Орган ведения Реестра в Министерстве иностранных дел Украины составляет предварительные списки избирателей для каждого зарубежного избирательного участка.

На специальных избирательных участках, образованных в стационарных лечебных учреждениях, на судах, находящихся в день выборов в плавании под Государственным Флагом Украины, на полярных станциях Украины, в следственных изоляторах и других местах временного пребывания избирателей с ограниченными возможностями передвижения, списки избирателей составляются соответствующими участковыми избирательными комиссиями в порядке, установленном законом.

2. Сведения, предусмотренные статьей 22 настоящего Закона, представляются соответствующими органами, учреждениями, учреждениями за десять дней до дня передачи предыдущих списков избирателей на обычных избирательных участках. Сведения подаются за период с даты последнего представления сведений в орган ведения Реестра до дня, предшествующего дню их представления.

3. В предварительный список избирателей на избирательном участке включаются граждане Украины, которым исполнилось или на день голосования на выборах или референдуме исполнится 18 лет и имеющих право голоса и которые относятся к этому избирательному участку в соответствии со сведениями Реестра.

В список избирателей не включаются лица, записи о которых содержатся в базе данных Реестра, но которые в соответствии с персональных данных Реестра не имеют права голоса, умерли или выбыли (в том числе временно в день голосования) со своего избирательного адреса.

При включении избирателя, которому временно изменено место голосования, в предварительный список избирателей в графе "Примечания" напротив его фамилии делается отметка об этом.

4. Предварительные списки избирателей составляются по форме, установленной Центральной избирательной комиссией с соблюдением требований частей пятой и шестой настоящей статьи.

5. Предварительный список избирателей имеет сквозную нумерацию избирателей и нумерацию листов. Сведения об избирателях в список избирателей на обычном избирательном участке указываются так, чтобы избиратели с одинаковой избирательному адресу были размещены рядом. Сведения об избирателях в списке избирателей на зарубежном избирательном участке указываются в порядке, удобном для проведения голосования.

В предварительном списке избирателей указываются следующие сведения об избирателе:

1) фамилия, имя (все имена) и отчество (при наличии);

2) дата рождения;

3) избирательный адрес (без указания почтового индекса и страны проживания или пребывания);

4) отметка о постоянной неспособности передвигаться самостоятельно (при наличии оснований) - в графе "Примечания".

6. Предварительный список избирателей для обычного избирательного участка изготавливается на бумажном носителе в одном экземпляре, каждый лист которого удостоверяется подписью руководителя органа ведения Реестра и скрепляется печатью этого органа.

Предварительный список избирателей для зарубежной избирательного участка передается соответствующей участковой избирательной комиссии в электронном виде.

7. Порядок и сроки передачи предыдущих списков избирателей избирательным комиссиям определяются законом.

Статья 28. Составление уточненных списков избирателей

1. Предусмотренные статьей 22 настоящего Закона сведения подаются соответствующими органами, учреждениями, учреждениями за десять дней до дня голосования. Сведения подаются за период с даты последнего представления сведений в орган ведения Реестра до дня, предшествующего дню их представления.

2. Представленные в участковые избирательные комиссии обращение избирателей относительно невключения, неправильного включения в предварительный список избирателей или неправильностей в сведениях об избирателе передаются соответствующему органу ведения Реестра.

3. Орган ведения Реестра, получивший обращение избирателей относительно уточнения списка избирателей, принимает меры, предусмотренные статьями 19, 20, 20-1 настоящего Закона. О результатах рассмотрения обращения сообщается лицо, которое его подало, а также лицо, которому оно касается (если обращение избирателя касается другого лица).

4. Участковая избирательная комиссия специального избирательного участка, кроме созданной в учреждении исполнения наказаний, безотлагательно передает сведения об избирателях, включенных в этот список (в том числе в порядке уточнения), а также об избирателях, исключенных из этого списка, в орган ведения Реестра по своему местонахождению. Такие сведения могут передаваться через соответствующую окружную (территориальную) избирательную комиссию.

5. Орган ведения Реестра, получивший сведения, указанные в части четвертой настоящей статьи, вносит в базу данных Реестра соответствующие отметки относительно избирателей, которые не будут голосовать по своим избирательным адресам в связи с их включением в списки избирателей на других избирательных участках.

6. Уточненные списки избирателей для обычных и зарубежных избирательных участков и специальных избирательных участков, образованных в учреждениях исполнения наказаний, изготавливаются органами ведения Реестра на бумажном носителе в одном экземпляре по форме, установленной распорядителем Реестра, с соблюдением требований, установленных частями третьей, пятой , шестой статьи 27 настоящего Закона, и содержат графу для подписи избирателя за получение избирательного бюллетеня.

7. Уточненные списки избирателей передаются соответствующим избирательным комиссиям не позднее чем за два дня до дня голосования в порядке, установленном законом.

Уточненные списки избирателей для заграничных избирательных участков передаются также в электронном виде.

8. Предусмотрены форме уточненный список избирателей сведения об избирателях, включенных или исключенных из него, а также об избирателях, относительно которых в уточненный список избирателей были внесены изменения, передаются участковой избирательной комиссией в соответствующий орган ведения Реестра для обработки в порядке, установленном статьей 23 настоящего законом ";

с) в статье 29:

в части четвертой:

в пункте 5 слово "избирателей" заменить словами "местного референдума - граждан Украины, имеющих право голоса и члены соответствующей территориальной общины";

дополнить пунктом 6 следующего содержания:

"6) граждан Украины, которые поставили свои подписи в подписных листах в поддержку предложения об отзыве депутата местного совета, сельского, поселкового, городского головы, старосты села, поселка по народной инициативе";

в части пятой:

пункт 1 дополнить словами "старосты села, поселка";

пункт 2 после слов "городского головы" дополнить словами "старосты села, поселка";

т) часть пятую статьи 30 изложить в следующей редакции:

"5. Сведения о количественных характеристик избирательного корпуса в пределах Автономной Республики Крым, областей, районов, городов, районов в городах, поселков и сел, в заграничном избирательном округе, а также о количестве избирателей, которые по своим избирательным адресам отнесены к соответствующим избирательных участков , ежемесячно, по состоянию на последний день предыдущего месяца, размещаются на официальном сайте Центральной избирательной комиссии в форме открытых данных в соответствии с Законом Украины "О доступе к публичной информации". Указанные сведения хранятся в свободном доступе на официальном сайте Центральной избирательной комиссии в течение трех месяцев ";

в) название раздела V изложить в следующей редакции:

"Раздел V

Обжалование решений, действий или бездеятельности органов ведения реестра и ответственность за нарушение установленного порядка ВЕДЕНИЯ РЕЕСТРА ";

ф) статью 31 исключить;

х) статью 32 изложить в следующей редакции:

"Статья 32. Порядок обжалования решений, действий или бездействия органов ведения Реестра

1. Лицо, обращалась в орган ведения Реестра о включении себя или других лиц в Реестр, внесения изменений в персональные данные Реестра или получения ответа на свой запрос, может обжаловать в суд решение, действия или бездействие соответствующего органа ведения Реестра в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Украины.

2. Политическая партия, обращалась в орган ведения Реестра в порядке, предусмотренном статьей 24 настоящего Закона, вправе обжаловать в суд решение, действия или бездействие соответствующего органа ведения Реестра в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Украины ";

ц) в статье 33:

название изложить в следующей редакции:

"Статья 33. Ответственность за нарушение установленного порядка ведения Реестра";

часть первую дополнить словами "о порядке ведения Реестра";

части вторую - четвертую исключить;

4) часть первую статьи 8 Закона Украины "Об обеспечении прав и свобод внутренне перемещенных лиц" (Ведомости Верховной Рады Украины, 2015, № 1, ст. 1) изложить в следующей редакции:

"1. Внутренне перемещена лицо реализует свое право голоса на выборах Президента Украины, народных депутатов Украины, местных выборах и референдумах в порядке, установленном законом".

4. Установить, что:

1) избирательный процесс местных выборов, который начался до вступления в силу настоящего Кодекса, осуществляется в порядке, действовавшем до вступления в силу настоящего Кодекса;

2) региональные и территориальные представительства Центральной избирательной комиссии образуются по его решению на базе региональных органов администрирования и органов ведения Государственного реестра избирателей;

3) до принятия Центральной избирательной комиссией решения о начале работы ее региональных и территориальных представительств:

органами ведения Государственного реестра избирателей есть: в районе, районе в городе Киеве, Севастополе - соответствующее структурное подразделение аппарата районной, районной в городе государственной администрации; в городе областного (республиканского в Автономной Республике Крым) значения без районного деления - соответствующий исполнительный орган городского совета; в районе в городе областного значения с районным делением - соответствующий исполнительный орган районного совета или соответствующее структурное подразделение созданного в районе исполнительного органа городского совета;

региональными органами администрирования Государственного реестра избирателей являются: в Автономной Республике Крым - соответствующее структурное подразделение аппарата Совета министров Автономной Республики Крым; в области, городе Киеве, Севастополе - соответствующее структурное подразделение аппарата областной, городской государственной администрации;

функции органа ведения Государственного реестра избирателей и регионального органа администрирования Государственного реестра избирателей относительно избирателей, проживающих или находящихся за пределами Украины, осуществляет соответствующее структурное подразделение Министерства иностранных дел Украины.

5. Кабинету Министров Украины в трехмесячный срок со дня вступления в силу настоящего Кодекса:

привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим Кодексом;

обеспечить принятие нормативно-правовых актов, предусмотренных настоящим Кодексом;

утвердить объем финансирования расходов на реализацию первоочередных мероприятий, необходимых для реализации настоящего Кодекса, по представлению Центральной избирательной комиссии;

обеспечить финансирование первоочередных мероприятий, необходимых для реализации настоящего Кодекса;

разработать и утвердить критерии доступности для лиц с инвалидностью и других маломобильных групп населения помещений, предоставляемых участковым избирательным комиссиям обычных избирательных участков для организации их работы и проведения голосования;

обеспечить проведение постоянного мониторинга и оценки доступности для лиц с инвалидностью и других маломобильных групп населения помещений, предоставляемых местными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, иными органами (должностными лицами), которые согласно закону осуществляют их полномочия, участковым избирательным комиссиям обычных избирательных участков для организации их работы и проведения голосования, и учесть их результаты при разработке и осуществлении общегосударственных программ обеспечения реализации прав и удовлетворения потребностей людей с инвалидностью на соответствующие годы.

6. Центральной избирательной комиссии:

в течение двух месяцев со дня вступления в силу настоящего Кодекса разработать и утвердить перечень первоочередных мероприятий, необходимых для реализации настоящего Кодекса, внести на рассмотрение Кабинета Министров Украины представление относительно объема финансирования расходов на реализацию указанных мероприятий;

со дня вступления в силу настоящего Кодекса до начала избирательного процесса соответствующих выборов привести свои акты в соответствие с настоящим Кодексом, если иное не установлено настоящим Кодексом.

обеспечить принятие актов, предусмотренных настоящим Кодексом.

7. Исполнительным органам сельских, поселковых, городских, районных в городах советов, другим органам (должностным лицам), которые в соответствии с законом осуществляют их полномочия, обеспечить в пределах средств государственного и соответствующих местных бюджетов, собственных доходов и за счет средств из других источников, не запрещенных законодательством, в 1 января 2025 доступность для лиц с инвалидностью и других маломобильных групп населения помещений, предоставляемых участковым избирательным комиссиям обычных избирательных участков для организации их работы и проведения голосования.


Президент Украины

В.Зеленский

г. Киев

19 декабря 2019

№ 396-IX

Кодекс действующий. Актуальность проверена 10.02.2021