Статья 49 Избирательного кодекса Украины. Основы участия средств массовой информации и информационных агентств в информационном обеспечении выборов

1. Во время избирательного процесса средства массовой информации размещают информационные материалы по заказу избирательных комиссий или региональных или территориальных представительств Центральной избирательной комиссии на основании соответствующих договоров.

2. Информационные агентства и средства массовой информации распространяют сообщения о ходе избирательного процесса, события, связанные с выборами, основываясь на принципах достоверности, полноты и точности, объективности информации и ее беспристрастного представления.

Информационные агентства, средства массовой информации, распространяющие сообщения о ходе избирательного процесса, события, связанные с выборами, не могут допускать замалчивания общественно необходимой информации, касающейся этих событий, если она была им известна на момент распространения информации. Информационные агентства, средства массовой информации обязаны распространять информацию о выборах в соответствии с фактов, не допуская искажения информации. Средства массовой информации и информационные агентства должны пытаться получать информацию о событиях, связанных с выборами, из двух и более источников, отдавая предпочтение первоисточникам.

Телерадиоорганизации самостоятельно определяют количество эфирного времени, посвященного освещению фактов и событий, связанных с избирательным процессом. В указанных материалах телерадиоорганизациям запрещено выделять в своем отношении определенных субъектов избирательного процесса предоставлять им привилегии.

Средства массовой информации должны сбалансировано освещать комментарии кандидатов, партий (организаций партий) - субъектов избирательного процесса по событиям, связанным с выборами.

3. Телерадиоорганизации имеют право создавать и распространять в прямом эфире передачи с участием кандидатов, представителей партий (организаций партий) - субъектов избирательного процесса, их уполномоченных, доверенных лиц в форме предвыборных дебатов или дискуссий. Такие передачи должны быть организованы в цикл передач одинакового формата с целью соблюдения принципа равных условий и равного доступа.

Телерадиоорганизация, которая намерена распространять указанные передачи, обнародует соответствующее предложение, в котором указываются формат передачи, срок, в течение которого необходимо предоставить согласие на участие в передаче, и стоимость участия в такой передаче.

Формат передачи (цикла передач) включает: порядок определения участников передачи с участием представителей двух или более кандидатов или партий - по соглашению участников, по жребию и тому подобное; продолжительность передачи и объем эфирного времени, предоставляемого для выступлений каждому из участников; наличие других присутствующих в студии во время передачи (эксперты, журналисты, аудитория в студии и т.п.), их роль и порядок их избрания или определения; регламент и правила поведения участников передачи; тема обсуждения или порядок ее определения; условия распространения во время передачи другой информации (результатов опроса мнения граждан, интерактивного голосования, статистических сведений, образовательной и справочной информации, концертных выступлений и т.п.); другие условия создания передачи.

Стоимость участия в передаче одинакова для всех субъектов избирательного процесса и определяется в соответствии с объемом эфирного времени, предоставляемого каждому из участников передачи.

Объем эфирного времени, предоставляемого участникам передачи для участия в дискуссии или для ответа на вопрос, должен определяться по одинаковым правилам.

4. Надзор за соблюдением требований настоящего Кодекса в части участия средств массовой информации и информационных агентств в информационном обеспечении выборов, а также при проведении предвыборной агитации, осуществляет Национальный совет Украины по вопросам телевидения и радиовещания (относительно электронных (аудиовизуальных) СМИ) и центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в информационной и издательской сферах (относительно печатных средств массовой информации и информационных агентств).

При осуществлении такого надзора могут использоваться материалы мониторинга, предоставленные общественными организациями, зарегистрированными в установленном законом порядке, к уставной деятельности которых относятся вопросы избирательного процесса и наблюдения за ним.

В случае выявления нарушений по результатам осуществления такого надзора Национальный совет Украины по вопросам телевидения и радиовещания и центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в информационной и издательской сферах, информируют об этом Центральную избирательную комиссию или соответствующую окружную или территориальную избирательную комиссию, принимают меры, предусмотренных законодательством.

Статья 49 Избирательного кодекса Украины на русском языке с изменениями 2024 год №396-IX от 19.12.2019, редакция от 01.08.2021

Кодекс действующий. Актуальность проверена 10.02.2021

Структура акта