Статья 41-1 Закона Украины О системе гарантирования вкладов физических лиц. Особенности вывода неплатежеспособного банка с рынка с участием государства

1. Государство в лице Министерства финансов Украины или в лице банка, в котором государство является собственником доли более 75 процентов акций (далее для целей настоящей статьи - государственный банк) имеет право участвовать в выводе с рынка неплатежеспособного банка, отвечает критериям, определенным Кабинетом Министров Украины по согласованию с Национальным банком Украины в соответствии с установленными пунктами 2-5 части второй статьи 39 настоящего Закона и части двенадцатой этой статьи.

Вывод неплатежеспособного банка с рынка с участием государства осуществляется по решению Кабинета Министров Украины, в случае подтверждения решением Совета по финансовой стабильности наличии признаков неустойчивого финансового состояния банковской системы и обстоятельств, угрожающих стабильности банковской и / или финансовой системы Украины.

Мероприятия, определенные планом урегулирования, в части передачи всего или части имущества (активов) и всех или части обязательств неплатежеспособного банка к переходному / принимающего банка, и продажа акций банка при выводе с рынка неплатежеспособного банка с участием государства осуществляются в срок:

не более семи календарных дней со дня начала ликвидации неплатежеспособного банка, который является днем, следующим за днем получения Фондом решения Кабинета Министров Украины об участии государства в выведении неплатежеспособного банка с рынка в соответствии с установленными пунктом 2 части второй статьи 39 настоящего Закона;

не более семи календарных дней со дня, следующего за днем получения Фондом решения Кабинета Министров Украины об участии государства в выведении неплатежеспособного банка с рынка в соответствии с установленными пунктами 3 или 4 части второй статьи 39 настоящего Закона;

не более двух календарных дней со дня, следующего за днем получения Фондом решения Кабинета Министров Украины об участии государства в выведении неплатежеспособного банка с рынка в соответствии с установленными пунктом 5 части второй статьи 39 настоящего Закона.

2. Вывод неплатежеспособного банка с рынка с участием государства осуществляется за счет средств государственного бюджета и / или государственного банка.

3. Требования, установленные Национальным банком Украины по обязательных нормативов, лимитов валютной позиции, нормативов обязательного резервирования на корреспондентском счете банка в Национальном банке Украины в банк, акции которого приобрела государство в соответствии с настоящей статьей, а также в банк, принявший имущество (активы) и обязательства неплатежеспособного банка в соответствии с настоящей статьей, применяются три месяца после обретения государством права собственности на акции такого банка или после принятия имущества (активов) и обязательств таким банком.

4. Государство приобретает право собственности на акции переходного / неплатежеспособного банка после заключения договора купли-продажи акций с оплатой акций на условиях отсрочки платежа в порядке, установленном настоящей статьей.

5. Кабинет Министров Украины, в случае если последующие дни после принятия решения являются исходными, обеспечивает работу в течение этих выходных дней всех юридических и физических лиц (в том числе работников), необходимых для подготовки и организации передачи всего или части имущества (активов) и всех или части обязательств принимающем / переходном банка и продажи акций банка государству.

6. В случае вывода неплатежеспособного банка с рынка с участием государства в соответствии с установленными пунктами 2 и 3 части второй статьи 39 настоящего Закона, государственный банк выступает принимающим банком.

В случае вывода неплатежеспособного банка с рынка с участием государства в соответствии с установленными пунктами 4 или 5 части второй статьи 39 настоящего Закона, государство в лице Министерства финансов Украины выступает инвестором.

7. В случае вывода неплатежеспособного банка с рынка с участием государства на обязательства банка не распространяются ограничения, установленные пунктом 1 части пятой статьи 36 настоящего Закона (кроме ограничений по обязательствам перед связанными с неплатежеспособным банком лицами), в том числе не останавливается выполнение расчетных и кассовых банковских документов банка в пределах лимитов, определенных исполнительной дирекцией Фонда (кроме операций со связанными с этим банком лицами).

В случае вывода неплатежеспособного банка с рынка с участием государства Фонд имеет право на основании отдельного решения Кабинета Министров Украины установить по предложению Национального банка Украины ограничения, определенные пунктом 1 части пятой статьи 36 настоящего Закона.

Не ограничивая действия статей 40 и 42 настоящего Закона, в частности относительно приобретения права собственности на переданные имущество (активы) и обязательства, стороны, определенные в договоре (договорах) (смешанном договоре) / актах, заключенных в соответствии со статьями 40 и 42 настоящего Закона обеспечивают в течение двух месяцев со дня отчуждения / передачи внесения соответствующих изменений в заключенных договоров (смешанного договора) / актов, реестров отчужденных имущества (активов) и обязательств с учетом информации о проведенных операциях, в том числе полученной от платежных систем, и с учетом фактических остатков на счетах на дату их отчуждения. Согласование информации о проведенных операциях осуществляется с учетом подходов, определенных частью седьмой статьи 36 настоящего Закона.

8. Вывод с рынка неплатежеспособного банка с участием государства осуществляется с учетом следующего:

1) активы неплатежеспособного банка передаются в пользу принимающего / переходного банка по стоимости, определенной с учетом результатов оценки качества активов банка и приемлемости обеспечения по кредитным операциям, проведенной в соответствии с нормативно-правовых актов Национального банка Украины;

2) обязательства неплатежеспособного банка передаются принимающем / переходном банка с учетом очередности, установленной статьей 52 настоящего Закона;

3) не подлежат передаче в принимающего / переходного банка:

обязательства неплатежеспособного банка перед лицами, связанными с этим банком, согласно перечню, предоставленным Национальным банком Украины;

финансовая помощь акционеров, включается в основной капитал банка;

обязательства по субординированным долгом;

обязательства по капитальным инструментом условиям списания / конверсии, который включается в дополнительный капитал;

обязательства, на передачу которых установлен запрет в законодательстве Украины, и / или обязательства, которые подпадают под регулирование законодательства других государств;

4) дополнительная потребность принимающего / переходного банка / неплатежеспособного банка (в случае его продажи в целом) в капитале определяется с учетом аудиторского отчета международно признанной аудиторской фирмы, привлеченной Фондом в соответствии с частью девятой настоящей статьи;

5) для осуществления Фондом мероприятий по отчуждению / передачи имущества (активов) и обязательств неплатежеспособного банка имущество (активы), в том числе денежные средства неплатежеспособного банка, на которое наложено обременение (в том числе публичные) и / или ограничения на распоряжение ( в том числе арест) до дня отнесения банка к категории неплатежеспособных, передается с письменным уведомлением лица, в интересах которого наложено обременение и / или ограничения на распоряжение (в том числе арест), переходным / принимающим банком. При этом переданное имущество (активы), в том числе денежные средства, остается обремененным;

6) отчуждение имущества (активов) и обязательств осуществляется в пользу принимающего банка в соответствии со статьями 36 и 40 настоящего Закона, а передача имущества (активов) и обязательств переходном банка - в соответствии со статьями 36 и 42 настоящего Закона, с учетом особенностей , определенных настоящей статьей;

7) заключение Национального банка Украины относительно финансового состояния принимающего банка и его способности выполнить обязательства перед вкладчиками и кредиторами не требуется;

8) продажу акций неплатежеспособного / переходного банка Министерству финансов Украины или государственном банке не требует получения инвестором согласования Национального банка Украины приобретения существенного участия в банке, а также разрешения Антимонопольного комитета Украины на осуществление согласованных действий и / или концентрацию;

9) финансовая поддержка принимающем / переходном банка в случае вывода неплатежеспособного банка с рынка с участием государства Фондом не предоставляется;

10) принимающий / переходный банк, получивший имущество (активы) и обязательства неплатежеспособного банка, по результатам проведенной аудиторской фирмой оценки, если эта оценка (стоимость) оказалась ниже стоимости, определенной с учетом результатов оценки качества активов банка и приемлемости обеспечения по кредитными операциями, проведенной в соответствии с нормативно-правовых актов Национального банка Украины, или состояние имущества (актива) ухудшилось в период проведения аудиторской проверки, имеет право обратиться в неплатежеспособного банка с предложением о возврате такого имущества (актива) и получения компенсации или замены его на другое.

Возвращение такого имущества (актива) и получения компенсации или замена его на другое имущество (актив) может быть осуществлено не позднее двухмесячного срока после получения аудиторского заключения на основании договора, заключаемого между сторонами и соглашается Фондом. Размер компенсации определяется как разница между стоимостью, определенной с учетом результатов оценки качества активов банка и приемлемости обеспечения по кредитным операциям, проведенной в соответствии с нормативно-правовых актов Национального банка Украины, и стоимостью определенной аудиторской фирмой. Возвращение имущества (актива) или замена его на другое является основанием для внесения изменений в заключенных договоров, актов, ликвидационной массы неплатежеспособного банка, при этом ограничения, установленные статьей 51 настоящего Закона, в отношении имущества (активов), которое передается на замену не применяются;

11) Министерство финансов Украины с момента заключения договора купли-продажи акций переходного / неплатежеспособного банка обеспечивает контроль за деятельностью такого банка, соответствующее корпоративное управление, отчетность и контроль, а также бесперебойную операционную деятельность и выполнение всех действующих обязательств банка.

Фонд не назначает куратора в банк в случае вывода неплатежеспособного банка с рынка с участием государства. После продажи переходного / неплатежеспособного банка государству банковский надзор за таким банком осуществляется с учетом особенностей, установленных нормативно-правовыми актами Национального банка Украины;

12) переходный банк теряет статус переходного на следующий день после подтверждения результатам инспекционной проверки Национального банка Украины информации о приведении показателей капитала и ликвидности банка в соответствие с требованиями банковского законодательства, о чем Национальный банк Украины сообщает Фонд.

9. Не позднее следующего дня после принятия Кабинетом Министров Украины решения об участии государства в выведении неплатежеспособного банка с рынка копии такого решения Кабинета Министров Украины и предложения Национального банка Украины передаются в Фонд. О принятом решении Кабинет Министров Украины также размещает информацию на своем официальном сайте.

В день получения такого решения Фонд в порядке, установленном настоящим Законом и нормативно-правовыми актами Фонда, утверждает план урегулирования для вывода неплатежеспособного банка с рынка в соответствии с установленными решением Кабинета Министров Украины, без поиска других инвесторов и принимающих банков.

Во время процедуры вывода неплатежеспособного банка с рынка с участием государства Фонд принимает решение о привлечении международно признанной аудиторской фирмы для предоставления в трехмесячный срок аудиторского отчета, в том числе выводов о финансовом состоянии банка, определение размера регулятивного капитала банка и потребности в его дополнительной капитализации с учетом консервативных сценариев экономического развития, определенных Национальным банком Украины.

После получения отчета международно признанной аудиторской фирмы, привлеченной Фондом, Кабинет Министров Украины принимает меры по приведению деятельности банка в соответствие с требованиями банковского законодательства Украины относительно соблюдения нормативов капитала и ликвидности.

10. Решение об участии государства в выведении неплатежеспособного банка с рынка в соответствии с установленными пунктами 2 или 3 части второй статьи 39 настоящего Закона, принимается Кабинетом Министров Украины по предложению Национального банка Украины, в которой указываются:

1) банк, который должен принять все или часть имущества (активов) и все или часть обязательств;

2) стоимость активов с учетом результатов оценки качества активов банка и приемлемости обеспечения по кредитным операциям, проведенной в соответствии с нормативно-правовых актов Национального банка Украины;

3) информация о группах и объем имущества (активов) и объем обязательств, которые должны быть переданы принимающем банка;

4) перечень обязательств неплатежеспособного банка перед связанными с этим банком лицами;

5) расчет минимальной потребности в капитализации государством принимающего банка (при необходимости).

Банк, определенный Кабинетом Министров Украины как принимающий обязан обеспечить исполнение такого решения Кабинета Министров Украины.

11. Решение об участии государства в выведении неплатежеспособного банка с рынка в соответствии с установленными пунктом 4 части второй статьи 39 настоящего Закона, принимается Кабинетом Министров Украины по предложению Национального банка Украины, в которой указываются:

1) цель создания переходного банка;

2) стоимость активов с учетом результатов оценки качества активов банка и приемлемости обеспечения по кредитным операциям, проведенной в соответствии с нормативно-правовых актов Национального банка Украины;

3) информация о группах и объем имущества (активов) и объем обязательств, которые должны быть переданы переходном банка с учетом очередности, установленной статьей 52 настоящего Закона;

4) перечень обязательств неплатежеспособного банка перед связанными с этим банком лицами;

5) расчеты минимальной потребности в капитале;

6) расчет дополнительной потребности переходного банка в капитале с учетом консервативных сценариев экономического развития, определенных Национальным банком Украины.

12. Кабинет Министров Украины в случае подтверждения решением Совета по финансовой стабильности наличии признаков неустойчивого финансового состояния банковской системы, а также обстоятельств, угрожающих стабильности банковской и / или финансовой системы Украины, может принять решение и обратиться в Фонд с предложением о создании переходного банка для возможности в дальнейшем применения способа вывода неплатежеспособного банка с рынка, определенного пунктом 4 части второй статьи 39 настоящего Закона.

После получения решения Кабинета Министров Украины Фонд принимает меры для образования переходного банка, регистрации выпуска акций, государственной регистрации юридического лица, выдачи банковской лицензии, открытие счетов, подключение к платежным системам, в том числе международных, в сроки и порядке, определенных статьей 42 настоящего Закона .

Решения, которые должны быть приняты Фондом, Национальным банком Украины, Национальной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку, другими государственными органами для создания и обеспечения в дальнейшем деятельности такого переходного банка, является банковской тайной до дня признания соответствующего банка неплатежеспособным.

Фонд, создав переходный банк для возможности в дальнейшем применения способа вывода неплатежеспособного банка с рынка, определенного пунктом 4 части второй статьи 39 настоящего Закона, в день получения решения Кабинета Министров Украины об участии государства в выведении неплатежеспособного банка с рынка в соответствии с установленными пунктом 4 части второй статьи 39 настоящего Закона, принимает меры для подготовки к передаче всего или части имущества (активов) и всех или части обязательств неплатежеспособного банка в созданный переходного банка.

В таком случае государство приобретает акции переходного банка после завершения двух календарных дней со дня, следующего за днем начала процедуры вывода неплатежеспособного банка с рынка, с оплатой акций на условиях отсрочки платежа в порядке, установленном настоящей статьей.

Исполнительная дирекция Фонда вправе принять решение о предоставлении кредита переходном банка, созданном с целью, определенной пунктом 2 части двадцатой статьи 42 настоящего Закона на основании решения Кабинета Министров Украины об участии государства в выведении неплатежеспособного банка с рынка в соответствии с установленными пунктом 4 части второй статьи 39 этого Закона, в порядке и на условиях, определенных нормативно-правовыми актами Фонда.

13. Решение об участии государства в выведении неплатежеспособного банка с рынка в соответствии с установленными пунктом 5 части второй статьи 39 настоящего Закона, принимается Кабинетом Министров Украины по предложению Национального банка Украины, в которой указываются:

1) размер корпоративных прав (количество акций) или размер доли в уставном капитале, не принадлежит государству и должна быть приобретена государством;

2) решение о необходимости обмена обремененных денежных обязательств перед связанными с банком лицами согласно перечню, предоставленным Национальным банком Украины, и не обремененных денежных обязательств перед юридическими и физическими лицами, не являющимися связанными с банком лицами (кроме средств по текущим и депозитным счетам таких лиц), на акции дополнительной эмиссии;

3) расчеты минимальной потребности в капитале с учетом возможности обмена обремененных денежных обязательств банка перед связанными лицами, а также не обремененных денежных обязательств перед юридическими и физическими лицами, не являющимися связанными с банком лицами (кроме средств по текущим и депозитным счетам таких лиц), на акции дополнительной эмиссии;

4) расчет дополнительной потребности банка в капитале с учетом консервативных сценариев экономического развития, определенных Национальным банком Украины.

Фонд не позднее следующего дня после получения решения Кабинета Министров Украины об участии государства в выведении неплатежеспособного банка с рынка в соответствии с установленными пунктом 5 части второй статьи 39 настоящего Закона, обеспечивает принятие мер в соответствии со статьей 41 настоящего Закона с учетом особенностей, определенных настоящей статьей.

14. Принятие Кабинетом Министров Украины решения об участии государства в выведении неплатежеспособного банка с рынка является основанием для приостановления внесения изменений в систему депозитарного учета ценных бумаг неплатежеспособного банка и / или переходного банка, и / или соответствующего владельца ценных бумаг неплатежеспособного банка и / или переходного банка на срок, установленный частью первой настоящей статьи, кроме операций, предусмотренных этим Законом.

15. К осуществлению вклада в уставный капитал неплатежеспособного банка Фонд:

1) обязан полностью сформировать резервы банка на покрытие убытков по активным банковским операциям и определить величину кредитного риска по всем активным банковским операциям, в том числе с учетом рисков невозврата кредитов лицами, связанными с этим банком, основываясь на предложении, представленном Национальным банком Украины в Кабинет Министров Украины;

2) вправе распорядиться необремененными денежным обязательствам банка перед участниками и связанными с банком лицами, а также необремененными денежным обязательствам перед юридическими и физическими лицами, не являющимися связанными с банком лицами (кроме средств по текущим и депозитным счетами таких лиц), а также необремененными денежным обязательствам банка перед связанными с банком лицами путем обмена указанных обязательств на акции допэмиссии банка.

Если регулятивный капитал банка, рассчитанный с учетом сформированных резервов банка на покрытие убытков по активным банковским операциям и определенной Национальным банком Украины величины кредитного риска по всем активным банковским операциям, а также обмена обязательств на акции дополнительной эмиссии банка (в случае осуществления такого обмена) остается отрицательным или нулевым, Фонд продает акции неплатежеспособного банка Министерству финансов Украины в полном объеме (или часть, которая не принадлежит государству) за 1 гривну. Средства от продажи неплатежеспособного банка направляются на пополнение средств Фонда.

Если регулятивный капитал банка, рассчитанный с учетом сложившихся Фондом резервов на покрытие убытков по активным банковским операциям и определенной Национальным банком Украины величины кредитного риска по всем активным банковским операциям, а также обмена обязательств на акции дополнительной эмиссии банка (в случае осуществления такого обмена) является положительным, Фонд продает акции неплатежеспособного банка Министерству финансов Украины в полном объеме (или часть, которая не принадлежит государству) по цене, равной размеру рассчитанного регулятивного капитала на условиях отсрочки платежа. В таком случае цена акций корректируется в течение трех месяцев после получения отчета международно признанной аудиторской фирмы, привлеченной Фондом.

16. С момента обретения государством права собственности на акции неплатежеспособного / переходного банка Министерство финансов Украины обязано предоставлять средства и / или облигации внутреннего государственного займа для обеспечения своевременного выполнения банком своих обязательств с их последующим обменом на акции банка после завершения всех расчетов по акции банка с предыдущими владельцами в случае, если капитал банка является позитивным.

После приобретения права собственности на акции неплатежеспособного / переходного банка государством банк в течение двух месяцев проводит анализ платежеспособности заемщиков с учетом:

прозрачности структуры собственности заемщиков и определение их конечных бенефициарных собственников (контролеров) (при наличии);

соответствия финансового состояния юридического лица - заемщика или имущественного положения физического лица - заемщика, их поступлений и доходов объемам полученных кредитов, а также других обязательств, в том числе, учитываются на забалансовых счетах;

прозрачности их финансовой и хозяйственной деятельности;

ликвидности и стоимости залога.

Критерии заемщиков, по которым проводится анализ их платежеспособности, утверждаются советом банка в течение двух дней со дня приобретения государством акций такого банка.

Если в результате анализа платежеспособности заемщиков банка не удалось установить конечных бенефициарных собственников (контролеров) или источники поступлений и доходов для возврата кредитов являются непрозрачными или недостаточными, или заемщики не предоставили банку достаточной информации для проведения анализа приведенных данных, банк формирует резервы под такие кредиты в размере до 100 процентов и имеет право требовать досрочного возврата указанных кредитов. Аудиторская фирма при проведении окончательной оценки стоимости акций банка обязана учесть необходимость формирования резервов под указанные кредиты.

В случае выявления обязательств банка перед другими лицами, не учитывались по балансовым и / или внебалансовым счетам банка на момент приобретения права собственности на акции банка государством, сделки, по которым возникают такие обязательства, считаются ничтожными, а обязательство не подлежат исполнению банком.

Сделки с отягощением денежных обязательств банка перед связанными с банком лицами, совершенные в течение одного месяца до даты принятия решения об участии государства в выведении неплатежеспособного банка с рынка, и в период с даты принятия такого решения до вступления государством права собственности на акции неплатежеспособного или переходного банка включительно, считаются ничтожными.

17. Государство может принять участие в выведении неплатежеспособного банка с рынка путем уплаты денежных взносов в уставный капитал банка или путем обмена облигаций внутреннего государственного займа, размещенных на рыночных условиях, на акции неплатежеспособного / переходного или государственного банка, участвует в выведении с рынка неплатежеспособного банка.

После приобретения государством акций банка банк с привлечением независимых, в том числе международных, экспертов или аудиторов разрабатывает план реструктуризации банка для обеспечения его дальнейшей прибыльной деятельности.

18. Министерство финансов Украины и государственные банки считаются принадлежащими инвесторами и инвесторами, выполняют требования Фонда со дня принятия Кабинетом Министров Украины решения об участии государства в выведении неплатежеспособного банка с рынка.

19. Цена переходного банка определяется в договоре о купле-продаже акций переходного банка на уровне:

взносов, осуществленных Фондом для формирования уставного капитала переходного банка, и

понесенных Фондом расходов, связанных с его созданием и деятельностью, и

расходов Фонда, связанных с осуществлением временной администрации и ликвидационной процедуры неплатежеспособного банка, в пределах сметы расходов банка, утвержденного Фондом (в случае, если стоимость непереданного принимающем / переходном банка имущества (активов) меньше размера расходов, определенный сметой расходов на ликвидацию неплатежеспособного банка).

20. Фонд в процессе образования переходного банка с участием государства (кроме переходного банка, создаваемого в соответствии с двенадцати этой статьи) по представлению Министерства финансов Украины назначает руководителей и органы управления и контроля переходного банка.

Министерство финансов Украины в случае принятия государством участия в выведении неплатежеспособного банка с рынка в соответствии с установленными пунктом 5 части второй статьи 39 настоящего Закона, или в случае приобретения государством переходного банка, созданного в соответствии с частью двенадцатой настоящей статьи, самостоятельно назначает руководителей и органы управления и контроля банка после заключения с Фондом договора купли-продажи акций.

Министерство финансов Украины в случае принятия Кабинетом Министров Украины решения об участии государства в выведении неплатежеспособного банка с рынка имеет право осуществить отбор кандидатов на должности руководителей и в состав органов управления и контроля банка из числа руководителей неплатежеспособного банка, который выводится с рынка с участием государства.

Министерство финансов Украины предлагает Фонда / самостоятельно назначает таких кандидатов на должности руководителей и создает органы управления и контроля банка, инвестором которого является государство, при условии:

отсутствии фактов, информации, свидетельствуют о недобросовестном выполнении этими лицами своих должностных обязанностей и их влияние на обстоятельства, которые привели к отнесении банка к категории неплатежеспособных;

если участие лица в управлении банком будет способствовать эффективности его деятельности;

отсутствия информации о существенных и / или систематические нарушения лицом требований банковского, финансового, валютного, налогового законодательства, законодательства по вопросам финансового мониторинга, законодательства о ценных бумагах, акционерные общества и фондовый рынок;

исполнения лицом финансовых обязательств, соответствия деятельности лица стандартам деловой практики и / или профессиональной этики.

Фонд в случае наличия информации, свидетельствующей о несоответствии кандидата на должность определенным этой частью условиям, имеет право обратиться в Министерство финансов Украины с предложением по замене предложенной кандидатуры.

Положения статьи 7 Закона Украины "О банках и банковской деятельности" распространяются на банк, приобретенный государством в соответствии с настоящей статьей, и применяются через один год после вступления государством права собственности на акции такого банка.

21. Кабинет Министров Украины при участии Национального банка Украины и Фонда вправе принять решение об изменении способа вывода неплатежеспособного банка с рынка с участием государства.

Статья 41-1 ЗУ О системе гарантирования вкладов физических лиц на русском языке с изменениями 2024 год №4452-VI от 23.02.2012, редакция от 05.08.2021

Закон действующий. Актуальность проверена 10.02.2021

Структура акта