Органы государственной власти и местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности, объединения граждан, средства массовой информации, их руководители и другие должностные лица в пределах своих полномочий обязаны:
объективно, всесторонне и своевременно проверять заявления или жалобы;
в случае принятия решения об ограничении доступа гражданина к соответствующей информации при рассмотрении заявления или жалобы составить об этом мотивированное постановление;
по просьбе гражданина приглашать его на заседание соответствующего органа, который рассматривает его заявление или жалобу;
отменять или изменять обжалованные решения в случаях, предусмотренных законодательством Украины, если они не соответствуют закону или иным нормативным актам, безотлагательно принимать меры к прекращению неправомерных действий, выявлять, устранять причины и условия, способствовавшие нарушениям;
обеспечивать восстановление нарушенных прав, реальное выполнение принятых в связи с заявлением или жалобой решений;
письменно сообщать гражданину о результатах проверки заявления или жалобы и суть принятого решения;
принимать меры по возмещению в установленном законом порядке материального ущерба, если они были нанесены гражданину в результате ущемления его прав или законных интересов, решать вопрос об ответственности лиц, по вине которых были допущены нарушения, а также по просьбе гражданина не позднее чем в месячный срок довести принято решение до сведения органа местного самоуправления, трудового коллектива или объединения граждан по месту жительства гражданина;
в случае признания заявления или жалобы необоснованной разъяснить порядок обжалования принятого по ней решения;
не допускать безосновательной передачи рассмотрения заявлений или жалоб другим органам;
лично организовывать и проверять состояние рассмотрения заявлений или жалоб граждан, принимать меры к устранению причин, их порождающих, систематически анализировать и информировать население о ходе этой работы.
В случае необходимости и при наличии возможностей рассмотрение обращений граждан возлагается на должностное лицо или подразделение служебного аппарата, специально уполномоченные осуществлять эту работу, в пределах бюджетных ассигнований. Это положение не отменяет требования абзаца девятого части первой этой статьи.
Статья 19 ЗУ Об обращении граждан на русском языке с изменениями 2024 год №393/96-ВР от 02.10.1996, редакция от 01.01.2022
Структура акта