Закон Украины О полном общем среднем образовании. РАЗДЕЛ X. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящий Закон вступает в силу со дня, следующего за днем его опубликования, кроме:

абзаца второго части второй статьи 12, вступает в силу с 1 сентября 2024;

абзаца первого части четвертой статьи 18, вступающего в силу с 1 января 2021;

части седьмой статьи 24, которая вступает в силу с 1 января 2021;

абзацев шестого и восьмого части первой статьи 32, которые вступают в силу с 1 сентября 2027 и применяются в таком порядке:

для первого года получения профильной среднего образования - с 1 сентября 2027;

для второго года получения профильной среднего образования - с 1 сентября 2028;

для третьего года получения профильной среднего образования - с 1 сентября 2029;

абзацев пятого и шестого части первой статьи 35, которые вступают в силу с 1 сентября 2027;

абзаца второго части шестой статьи 49, который вступает в силу с 1 января 2020 года.

2. Признать утратившими силу:

Закон Украины "Об общем среднем образовании" (Ведомости Верховной Рады Украины, 1999 г.., № 28, ст. 230 с последующими изменениями);

абзац пятый пункта 1 и подпункт 17 пункта 3 раздела XII "Заключительные и переходные положения" Закона Украины "Об образовании" (Ведомости Верховной Рады Украины, 2017, № 38-39, ст. 380).

3. Установить, что:

1) вступления в силу настоящего Закона является основанием для прекращения бессрочного трудового договора с руководителями государственных и коммунальных учреждений общего среднего образования в соответствии с пунктом 9 части первой статьи 36 Кодекса законов о труде Украины.

К 1 июля 2020 основатели государственных и коммунальных учреждений общего среднего образования или уполномоченные ими органы обязаны прекратить бессрочные трудовые договоры с руководителями дошкольных учреждений и одновременно заключить с ними (с их согласия) трудовые договоры сроком на шесть лет (с руководителями, которые получают пенсию по возрасту - на один год) без проведения конкурса. В случае их несогласия с продолжением трудовых отношений на условиях срочного трудового договора - освободить их согласно пункту 9 части первой статьи 36 Кодекса законов о труде Украины. После завершения срока трудового договора такие лица имеют право избираться на должность руководителя того же учебного заведения на еще один срок в соответствии со статьей 39 настоящего Закона;

2) вступления в силу настоящего Закона является основанием для прекращения бессрочного трудового договора с педагогическими работниками государственных и коммунальных учреждений общего среднего образования, которым выплачивается пенсия по возрасту в соответствии с пунктом 9 части первой статьи 36 Кодекса законов о труде Украины.

К 1 июля 2020 руководители государственных и коммунальных учреждений общего среднего образования обязаны прекратить бессрочные трудовые договоры с педагогическими работниками дошкольных учреждений образования, которым выплачивается пенсия по возрасту, с одновременным заключением с ними трудовых договоров сроком на один год. В случае несогласия с продолжением трудовых отношений на условиях срочного трудового договора педагогические работники, которым выплачивается пенсия по возрасту, освобождаются согласно пункту 9 части первой статьи 36 Кодекса законов о труде Украины. По истечении срока трудового договора с такими педагогическими работниками могут заключаться срочные трудовые договоры в соответствии с абзацем третьим части второй статьи 22 настоящего Закона;

3) лица, местом жительства которых является временно оккупированная территория Украины (Автономная Республика Крым и город Севастополь), временно оккупированных территориях в Донецкой и Луганской областях, районы осуществления мероприятий по обеспечению мероприятий национальной безопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной агрессии Российской Федерации в Донецкой и Луганской областях, территория населенных пунктов на линии соприкосновения, имеют право пройти государственную итоговую аттестацию и получить документ о полном общем среднем образовании в порядке, установленном центральным органом исполнительной власти в сфере образования и науки;

4) со дня вступления в силу настоящего Закона положения абзаца третьего части двенадцатой статьи 39 настоящего Закона применяется к должностям, ставшие вакантными в установленном законодательством о труде порядке;

5) до утверждения центральным органом исполнительной власти в сфере образования и науки порядке проведения экспертизы образовательных программ, представленных в центральный орган исполнительной власти по обеспечению качества образования для утверждения, соответствующая экспертиза организуется центральным органом исполнительной власти по обеспечению качества образования в установленном им порядке;

6) государственная итоговая аттестация учащихся, завершают получения базового среднего образования может осуществляться в форме внешнего независимого оценивания по 2027. К 2027 году введение государственной итоговой аттестации в форме внешнего независимого оценивания возможно по решению центрального органа исполнительной власти в сфере образования и науки;

7) до приведения законодательства и учредительных документов учебных заведений в соответствие с настоящим Законом сроки "интернат" и "пансион" идентичны, а все субъекты властных полномочий и учебные заведения руководствуются всеми положениями настоящего Закона, касающиеся пансионов, а также положениями законодательства , касающиеся интернатов в части, не противоречащей настоящему Закону;

8) до 1 июля 2022 основатели санаторных школ (санаторных школ-интернатов) обязаны после согласования проекта соответствующего решения учредителя центральным органом исполнительной власти в сфере образования и науки изменить тип таких учебных заведений на один из типов учреждений общего среднего образования, предусмотренных этим Законом, или прекратить такие учебные заведения путем их реорганизации или ликвидации. Имущество реорганизованных или ликвидированных санаторных школ (школ-интернатов) используется исключительно для обеспечения получения детьми и / или молодежью образования, предоставление им услуг в сфере социальной защиты, культуры, спорта и / или здравоохранения, в том числе на основе государственно-частного партнерства с соблюдением положений статьи 61 настоящего Закона и статьи 80 и 81 Закона Украины "Об образовании";

9) после вступления в силу настоящего Закона размер заработной платы педагогических работников не может уменьшиться, если эти работники продолжают занимать соответствующие должности, выполнять соответствующие обязанности и сохраняют соответствующую квалификационную категорию;

10) до утверждения в установленном настоящим Законом порядке проведения внеплановых проверок центральный орган исполнительной власти по обеспечению качества образования и его территориальные органы осуществляют такие проверки в соответствии с Законом Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности";

11) до вступления в силу абзацем вторым части второй статьи 12 настоящего Закона количество учеников в классе (наполняемость класса) государственного, коммунального заведения, которые получают начальное образование, не может составлять более 30 человек;

12) приведение уставов учебных заведений в соответствие с настоящим Законом осуществляется с учетом сроков вступления в силу отдельных положений этого Закона, определенным пунктом 1 настоящего раздела;

13) на время действия в отдельных областях, частных территорий областей военно-гражданских администраций полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные настоящим Законом, осуществляется на соответствующих территориях военно-гражданские администрации.

4. Внести изменения в следующие законодательные акты Украины:

1) в Кодексе Украины об административных правонарушениях (Ведомости Верховного Совета УССР, 1984 г.., Приложение к № 51, ст. 1122):

дополнить статьями 188-54 и 188-55 следующего содержания:

"Статья 188-54. Нарушение требований законодательства в сфере обеспечения качества образования

Недопущения должностных лиц центрального органа исполнительной власти по обеспечению качества образования и его территориальных органов к проведению институциональной аудита или осуществления мероприятий государственного надзора (контроля), совершение других действий, препятствующих таким должностным лицам в проведении институционального аудита или осуществлении мероприятий государственного надзора (контроля), непредоставление им информации или предоставление ложной информации -

влекут наложение штрафа на граждан от двадцати до пятидесяти необлагаемых минимумов доходов граждан и на должностных лиц от тридцати до семидесяти необлагаемых минимумов доходов граждан.

Невыполнение законных требований (предписаний, распоряжений) или других распорядительных документов должностных лиц центрального органа исполнительной власти по обеспечению качества образования и его территориальных органов по устранению нарушений требований законодательства Украины в сфере образования -

влечет предупреждение или наложение штрафа на должностных лиц от пятидесяти до ста необлагаемых минимумов доходов граждан.

Действия, предусмотренные частью первой или второй настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, -

влекут наложение штрафа от ста до ста пятидесяти необлагаемых минимумов доходов граждан.

Статья 188-55. Невыполнение законных требований образовательного омбудсмена

Невыполнение законных требований образовательного омбудсмена о прекращении нарушения прав и / или восстановления нарушенных прав и / или законных интересов участников образовательного процесса, воспрепятствование осуществлению образовательным омбудсменом или уполномоченными им лицами своих полномочий, непредоставление информации в срок, установленный законом, либо предоставление заведомо недостоверной информации -

влекут наложение штрафа на должностных лиц от пятидесяти до двухсот необлагаемых минимумов доходов граждан.

Те же действия, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, -

влекут наложение штрафа на должностных лиц от двухсот до четырехсот необлагаемых минимумов доходов граждан ";

статью 221 после цифр "188-50" дополнить цифрами "188-54, 188-55";

в части первой статьи 255:

пункт 1 после абзаца "Комиссии по вопросам лиц, пропавших без вести при особых обстоятельствах (статья 188-51)" дополнить абзацем следующего содержания:

"Центрального органа исполнительной власти по обеспечению качества образования и его территориальных органов (статья 188-54)";

дополнить пунктом 8-2 следующего содержания:

"8-2) образовательный омбудсмен или уполномоченные лица службы образовательного омбудсмена (статья 188-55)";

2) пункт 2 части первой статьи 164 Семейного кодекса Украины (Ведомости Верховной Рады Украины, 2002 г.., № 21-22, ст. 135) изложить в следующей редакции:

"2) уклоняются от выполнения своих обязанностей по воспитанию ребенка и / или обеспечения получения ею полного общего среднего образования";

3) в Законе Украины "О местном самоуправлении в Украине" (Ведомости Верховной Рады Украины, 1997 г.., № 24, ст. 170; 2000, № 46, ст. 393; 2009, № 19, ст. 260 ; 2013, № 23, ст. 218, № 52, ст. 729):

подпункты 1 и 8 пункта "б" статьи 32 изложить в следующей редакции:

"1) обеспечение в пределах предоставленных полномочий доступности и бесплатности образования и медицинского обслуживания на соответствующей территории, возможности получения образования на государственном языке";

"8) решение в соответствии с законодательством вопросов о полном государственном содержании детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, в детских домах семейного типа, учреждениях профессионального (профессионально-технического) образования и содержание учащихся специальных учебных заведений, о предоставлении льгот на содержание детей в пансионах учебных заведений, а также по оплате питания детей в учебных заведениях (группах продленного дня) ";

в пункте 10 части четвертой статьи 42 слова "кроме руководителей дошкольных, общеобразовательных и внешкольных учебных заведений" исключить;

4) пункт 3 части первой статьи 22 Закона Украины "О местных государственных администрациях" (Ведомости Верховной Рады Украины, 1999 г.., № 20-21, ст. 190) изложить в следующей редакции:

"3) может осуществлять функции учредителя по научных учреждений, учреждений образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта, входящих в сферу ее управления, их материально-финансовое обеспечение";

5) статью 16 Закона Украины "О внешкольном образовании" (Ведомости Верховной Рады Украины, 2000 г.., № 46, ст. 393; 2017, № 38-39, ст. 380) дополнить частью девятой следующего содержания:

"9 Учебная программа кружков, секций, других творческих объединений и т.д., а также специализированных учреждений внешкольного образования (по учебным дисциплинам (предметов), видов спорта и т.д.) разрабатывается учреждениями внешкольного образования, другими субъектами образовательной деятельности и утверждается (приветствуется) в порядке, определенном законодательством ";

6) в Законе Украины "О дошкольном образовании" (Ведомости Верховной Рады Украины, 2001 г.., № 49, ст. 259 с последующими изменениями):

часть вторую статьи 12 исключить;

часть вторую статьи 13 изложить в следующей редакции:

"2. Учредительные документы разрабатываются в соответствии с Конституцией Украины, Закона Украины" Об образовании ", настоящим Законом, Положением о заведении дошкольного образования, утверждается Кабинетом Министров Украины";

абзац первый части третьей статьи 14 изложить в следующей редакции:

"3. Порядок зачисления, отчисления и перевода воспитанников в государственных и коммунальных учебных заведений для получения дошкольного образования определяется Положением о заведении дошкольного образования";

часть вторую статьи 31 изложить в следующей редакции:

"2. Руководителем учреждения дошкольного образования может быть лицо, являющееся гражданином Украины, свободно владеющий государственным языком, имеет высшее образование (для директоров государственных, коммунальных учреждений дошкольного образования - высшее педагогическое образование), стаж педагогической и / или научно-педагогической работы не менее трех лет (кроме руководителей частных, корпоративных учебных заведений), организаторские способности, состояние физического и психического здоровья, не препятствует выполнению профессиональных обязанностей ";

7) статью 2 Закона Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности" (Ведомости Верховной Рады Украины, 2007 г.., № 29, ст. 389 с последующими изменениями) дополнить частью восьмой следующего содержания:

"Центральный орган исполнительной власти по обеспечению качества образования и его территориальные органы обязаны обеспечить соблюдение с учетом особенностей, определенных Законом Украины" Об образовании ", исключительно требованиями статьи 3, частей первой, третьей, четвертой, шестой - двенадцатой, четырнадцатой статьи 4, части четвертой статьи 5, части третьей статьи 6, абзаца одиннадцатого части шестой статьи 7, части первой, абзацев первого - двенадцатого, четырнадцатого части второй, части третьей статьи 8, частей первой, второй статьи 9, абзацев первого - одиннадцатого, четырнадцатого - двадцатого части первой статьи 10, абзацев третьего - пятого части первой статьи 11, частей первой и четвертой статьи 12, статей 19-20 настоящего Закона ";

8) статьи 8 и 45 Закона Украины "О высшем образовании" (Ведомости Верховной Рады Украины, 2014, № 37-38, ст. 2004; 2015, № 25, ст. 192; 2017, № 38- 39, ст. 380) изложить в следующей редакции:

"Статья 8. Единая государственная электронная база по вопросам образования

1. Основы функционирования Единой государственной электронной базы по вопросам образования определяются законодательством ";

"Статья 45. Внешнее независимое оценивание

1. Внешнее независимое оценивание - это оценка результатов обучения, полученных лицом в определенном образовательном уровне, которое осуществляется специально уполномоченным государством учреждением (организацией).

Внешнее независимое оценивание результатов обучения, полученных на основе профильной среднего образования и профессиональной перед высшими образования (по образовательно-квалификационному уровню младшего специалиста), на первом (бакалаврском) уровне (по образовательно-квалификационному уровню специалиста), наряду с другими результатами, определенными условиями приема на обучение для получения высшего образования, используется для приема в учреждения высшего образования на конкурсной основе. Центральный орган исполнительной власти в сфере образования и науки может принимать решение об использовании внешнего независимого оценивания с целью проведения аттестации соискателей высшего образования для проведения единого государственного квалификационного экзамена или его отдельных компонентов.

Внешнее независимое оценивание результатов обучения, полученных на определенном уровне высшего образования, или организационно-технологические процессы его осуществления могут использоваться для приема на обучение для получения высшего образования, а также для аттестации соискателей высшего образования.

Общий порядок проведения внешнего независимого оценивания, а также порядок привлечения педагогических, научно-педагогических и научных работников и других специалистов устанавливаются Кабинетом Министров Украины.

Порядок, графики проведения основной сессии внешнего независимого оценивания, порядок использования помещений учебных заведений устанавливаются центральным органом исполнительной власти в сфере образования и науки с учетом возможностей лиц с особыми образовательными потребностями и должны быть обнародованы не менее чем за шесть месяцев до проведения внешнего независимого оценивания.

Детализация процедур внешнего независимого оценивания осуществляется специально уполномоченными государством учреждениями (организациями) в регламентах.

Государство создает для поступающих с особыми образовательными потребностями условия для прохождения ими внешнего независимого оценивания путем разумного приспособления в соответствии с порядком и перечнем, установленным федеральным органом исполнительной власти в сфере образования и науки.

Здания, сооружения и помещения, в которых проводится внешнее независимое оценивание, должны соответствовать требованиям доступности в соответствии с государственными строительными нормами и стандартами.

2. Внешнее независимое оценивание осуществляется на основе программ внешнего независимого оценивания, утвержденных центральным органом исполнительной власти в сфере образования и науки. Содержание программ внешнего независимого оценивания должен соответствовать стандартам образования соответствующего уровня и / или профессиональным стандартам и быть доступным для ознакомления не позднее чем за 18 месяцев до проведения внешнего независимого оценивания.

3. Задача для проведения внешнего независимого оценивания (банк заданий) разрабатываются педагогическими, научными, научно-педагогическими работниками и другими специалистами в соответствующей сфере.

Порядок формирования и использования банка заданий внешнего независимого оценивания определяется специально уполномоченным государством учреждением (организацией), проводит внешнее независимое оценивание.

4. Открытость внешнего независимого оценивания обеспечивается путем полного и своевременного информирования лиц, желающих получить высшее образование, о программах, сроки и порядок проведения внешнего независимого оценивания, а также осуществление государственного контроля и общественного наблюдения за проведением внешнего независимого оценивания.

Положение об общественном наблюдении за проведением внешнего независимого оценивания утверждается центральным органом исполнительной власти в сфере образования и науки.

5. По результатам проведения внешнего независимого оценивания результатов обучения, полученных на основе профильной среднего образования, по учебному предмету (предметам) лицу выдается сертификат внешнего независимого оценивания, форма которого утверждается центральным органом исполнительной власти в сфере образования и науки.

6. Внешнее независимое оценивание проводится специально уполномоченным государством учреждением (организацией), положение о которой утверждается в соответствии с законодательством.

Педагогическим, научно-педагогическим и научным работникам, переходят на работу в специально уполномоченного государством учреждения (организации), которая проводит внешнее независимое оценивание, время работы в этом учреждении (организации) зачисляется в соответствующий педагогического, научно-педагогического или научного стажа.

Для проведения внешнего независимого оценивания используются помещения специально уполномоченного государством учреждения (организации), проводит внешнее независимое оценивание. На безвозмездной основе, в случае необходимости, используются помещения государственных и коммунальных учебных заведений, а при наличии соответствующего согласия собственника или руководителя - помещение частных и корпоративных учебных заведений.

7. Финансирование мероприятий по проведению внешнего независимого оценивания осуществляется за счет средств государственного бюджета в установленном законодательством порядке и за счет других источников, не запрещенных законодательством. Внешнее независимое оценивание результатов обучения лиц, завершают получения профильной среднего образования, осуществляется на безвозмездной основе.

8. Содержание задач сертификационной работы внешнего независимого оценивания относится к информации с ограниченным доступом с момента создания набора задач сертификационной работы внешнего независимого оценивания и до момента его санкционированного использования лицами, проходят внешнее независимое оценивание. В случае необходимости специально уполномоченное государством учреждение (организация) может относить содержание задач сертификационной работы к информации с ограниченным доступом на более длительный период времени.

9. Не является информацией с ограниченным доступом:

1) статистическая информация о результатах внешнего независимого оценивания,

2) сведения, содержащиеся в сертификационных работах лиц, прошедших внешнее независимое оценивание, кроме идентифицирующие личность, которая выполнила конкретную сертификационную работу с момента завершения оценки работ.

10. Лицо, прошла внешнее независимое оценивание, имеет право ознакомиться со своей сертификационной работой после объявления результатов внешнего независимого оценивания и получить заверенную копию этой работы. Порядок выдачи заверенных копий выполненных сертификационных работ устанавливает учреждение (организация), специально уполномоченное государством на проведение внешнего независимого оценивания.

11. Задача сертификационной работы внешнего независимого оценивания составляются на государственном языке, кроме внешнего независимого оценивания по иностранным языкам. По желанию лица задача предоставляются в переводе на язык национального меньшинства или коренного народа Украины, если на этом языке осуществляется обучение в учебном заведении (кроме задач по украинскому языку и литературе и иностранных языков).

12. Вступительные испытания, если таковые предусмотрены настоящим Законом, проводятся на государственном языке или, по желанию абитуриента, другой язык, которым осуществляется обучение в этом заведении высшего образования ";

9) в Законе Украины "Об образовании" (Ведомости Верховной Рады Украины, 2017, № 38-39, ст. 380; 2019, № 5, ст. 33):

в части первой статьи 1:

дополнить пунктами 15-1, 21-1 и 21-2 следующего содержания:

"15-1) коррекционно-развитию услуги (помощь) - комплексная система мер сопровождения лица с особыми образовательными потребностями в процессе обучения, направленных на коррекцию нарушений путем развития личности, ее познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и речи";

"21-1) психолого-педагогические услуги - комплексная система мероприятий по организации образовательного процесса и развития личности с особыми образовательными потребностями, предусмотренных индивидуальной программой развития и предоставляются педагогическими работниками учебных заведений, инклюзивного-ресурсных центров, другими специалистами;

21-2) психолого-педагогическое сопровождение - комплексная система мероприятий по организации образовательного процесса и развития ребенка, предусмотренных индивидуальной программой развития ";

в пункте 26 слова "Об общем среднем образовании" заменить словами "О среднем образовании";

абзац первый части третьей статьи 4 после слов "на законных основаниях" дополнить словами "а также каждому ребенку независимо от оснований его пребывания в Украине";

в абзаце двадцать пятом части первой статьи 6 слово "психического" заменить словом "психологического";

часть вторую статьи 13 изложить в следующей редакции:

"2. В целях создания условий для получения общего среднего образования, рационального и эффективного использования имеющихся ресурсов и материально-технической базы учебное заведение может иметь статус опорного.

Опорный учебное заведение - это заведение общего среднего образования, имеет в своем составе филиалы и / или осуществляет подвоз соискателей образования, педагогических работников (при необходимости) в это заведение и обратно, а также обеспечен квалифицированными педагогическими кадрами, имеет современную материально-техническую и учебно-методическую базу и способен обеспечивать на должном уровне получения начального и базового среднего образования.

Положение о опорный учебное заведение утверждается Кабинетом Министров Украины ";

статьи 19 и 20 изложить в следующей редакции:

"Статья 19. Образование лиц с особыми образовательными потребностями

1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для обеспечения прав и возможностей лиц с особыми образовательными потребностями для получения ими образования на всех уровнях образования с учетом их индивидуальных потребностей, возможностей, способностей и интересов.

2. Государство обеспечивает подготовку специалистов для работы с лицами с особыми образовательными потребностями на всех уровнях образования.

3. Для обучения, профессиональной подготовки или переподготовки лиц с особыми образовательными потребностями применяются виды и формы получения образования, учитывающие их потребности и индивидуальные возможности.

4. Органы государственной власти, органы местного самоуправления и учебные заведения создают лицам с особыми образовательными потребностями условия для получения образования наравне с другими лицами путем надлежащего финансового, кадрового, материально-технического обеспечения и обеспечения универсального дизайна и / или разумного приспособления, учитывающий индивидуальные потребности и возможности таких лиц, определенные в индивидуальной программе развития.

5. Обучение, воспитание и развитие лиц с особыми образовательными потребностями в учреждениях дошкольного, внешкольного и общего среднего образования осуществляются за счет средств государственного и местных бюджетов, других источников, не запрещенных законодательством, в том числе с учетом потребностей ребенка, определенных в индивидуальной программе развития .

6. Зачисление лиц в специальных учебных заведений, перевод с одного типа заведения в другое и отчисления таких лиц осуществляется в порядке, установленном центральным органом исполнительной власти в сфере образования и науки.

7. Категории лиц с особыми образовательными потребностями определяются актами Кабинета Министров Украины с учетом международных норм и стандартов.

Статья 20. Инклюзивное обучение

1. Инклюзивное обучение соискателей образования базируется на принципах недискриминации, учета многообразия человека, эффективного привлечения и включение в образовательный процесс всех его участников.

Организация инклюзивного обучения в учебных заведениях на соответствующих уровнях образования осуществляется в соответствии с порядками, утвержденными Кабинетом Министров Украины.

2. В случае обращения лица с особыми образовательными потребностями или его родителей учебное заведение образует инклюзивный класс и / или группу в обязательном порядке.

Специальный класс и / или группа образуется руководителем учебного заведения по согласованию с учредителем этого учебного заведения или уполномоченным им органом.

Учебные заведения создают условия для обучения лиц с особыми образовательными потребностями в соответствии с индивидуальной программой развития и с учетом их индивидуальных потребностей и возможностей.

Учебное заведение в соответствии с законодательством организует и / или обеспечивает предоставление лицам с особыми образовательными потребностями психолого-педагогических и коррекционно-развивающих услуг, а также вспомогательных средств для обучения.

3. С целью проведения комплексной психолого-педагогической оценки развития детей, оказания психолого-педагогических и коррекционно-развивающих услуг, а также обеспечение психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями органы местного самоуправления образуют инклюзивного-ресурсные центры.

4. Здания, сооружения и помещения учебных заведений и инклюзивного-ресурсных центров должны отвечать требованиям доступности в соответствии с государственными строительными нормами и стандартами.

5. Проектирование, строительство и реконструкция зданий, сооружений, помещений учреждений образования и инклюзивного-ресурсных центров осуществляются на основе принципов универсального дизайна и / или разумного приспособления »;

в статье 21:

в абзаце седьмом части второй слова "общежитиях (интернатах)" заменить словом "пансионах";

абзац десятый части четвертой изложить в следующей редакции:

"Положение о заведениях специализированного образования военного профиля утверждаются Кабинетом Министров Украины с учетом специальных законов по представлению центрального органа исполнительной власти в сфере обороны";

часть третью статьи 22 изложить в следующей редакции:

"3. Учреждение образования в зависимости от основателя может действовать как государственный, коммунальный, частный или корпоративный.

Учредителем (соучредителем) частного или корпоративного учебного заведения не может быть:

физическое лицо, являющееся гражданином (подданным) государства, признанной Верховным Советом Украины государством-агрессором или государством-оккупантом;

юридическое лицо с иностранными инвестициями государства-агрессора или государства-оккупанта, или зарегистрирована на территории государства-агрессора или государства-оккупанта, или конечный бенефициарный владелец (контроллер) которой является резидентом государства-агрессора или государства-оккупанта ";

в статье 25:

абзацы первый и второй части второй изложить в следующей редакции:

"2. Основатель учебного заведения или уполномоченный им орган (лицо):

принимает решение о создании, реорганизации, ликвидации, изменении типа учреждения образования, утверждает устав (его новой редакции), заключает учредительный договор в случаях, определенных законом ";

в частях третьей и четвертой слова "уполномоченное им лицо" заменить словами "уполномоченный им орган (лицо)";

часть третью статьи 31 изложить в следующей редакции:

"3. Политические партии (объединения), их члены, депутаты (кандидаты в депутаты) не имеют права осуществлять свою деятельность в учебных заведениях, в том числе создавать собственные ячейки или в любой другой способ вмешиваться в их образовательную деятельность.

В учебных заведениях запрещается хранение, размещение, распространение рекламы, плакатов, подарков, стендов, листовок, аудио- или видеоматериалов, других материальных или нематериальных объектов (кроме учебников), которые содержат:

наименование или символику политических партий (объединений), общественных или благотворительных организаций, название или символика которых созвучны с названиями и символикой политических партий (объединений);

изображения, фамилии, имена и отчества лиц, являющихся членами (участниками) или учредителями политических партий (объединений), общественных или благотворительных организаций, название или символика которых созвучны с названиями и символикой политических партий (объединений);

изображения, фамилии, имена и отчества выборных лиц и лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления.

Указанный запрет не распространяется на официальную переписку, реализацию образовательной программы учебного заведения и в случаях, предусмотренных избирательным законодательством ";

часть четвертую статьи 42 дополнить абзацами десятым и одиннадцатым следующего содержания:

"Предоставление соискателям образования во время прохождения ими оценки результатов обучения помощи или препятствий, не предусмотренных условиями и / или процедурами прохождения такой оценки;

влияние в любой форме (просьба, уговоры, указание, угроза, принуждение и т.д.) на педагогического (научно-педагогического) работника с целью осуществления им необъективного оценивания результатов обучения »;

в статье 43:

в абзаце третьем части второй слова "для учреждений дошкольного и общего среднего образования" заменить словами "для учреждений образования, обеспечивающих получение дошкольного и общего среднего образования";

дополнить частью пятой следующего содержания:

"5 Лицензия на осуществление образовательной деятельности не может быть выдана, а выдана лицензия подлежит аннулированию в случае, если учредителем (соучредителем) частного или корпоративного учебного заведения являются:

физическое лицо, являющееся гражданином (подданным) государства, признанной Верховным Советом Украины государством-агрессором или государством-оккупантом;

юридическое лицо с иностранными инвестициями государства-агрессора или государства-оккупанта, или зарегистрирована на территории государства-агрессора или государства-оккупанта, или конечный бенефициарный владелец (контроллер) которой является резидентом государства-агрессора или государства-оккупанта ";

в статье 45:

в абзаце третьем части второй слова "законодательства и лицензионными условиями" заменить словами "законодательства, в частности, лицензионными условиями";

в абзаце втором части пятой слово "успешно" исключить;

в части третьей статьи 50 слова "присваиваются квалификационные категории, педагогические звания" заменить словами "присваиваются или подтверждаются квалификационные категории, присваиваются педагогические звания";

в абзаце двенадцатом части второй статьи 54 слово "психического" заменить словом "психологического";

в статье 59:

в части третьей слово "ежегодный" заменить словом "годовой";

в части шестой слово "порядок" заменить словом "Нравы", а слово "утверждается" - словом "утверждаются";

в части первой статьи 64:

абзац двадцать третий изложить в следующей редакции:

"Утверждает порядки проведения институционального аудита и внеплановых проверок учебных заведений";

после абзаца двадцать пятого дополнить тремя новыми абзацами следующего содержания:

"Утверждает требования к уровню владения украинским языком как иностранным и порядок проведения сертификационного экзамена по украинскому языку;

утверждает порядок аккредитации и ведения реестра общественных профессиональных объединений и других юридических лиц, осуществляющих независимое оценивание качества образования и образовательной деятельности учебных заведений (кроме высших учебных заведений), порядок ведения их реестра;

участвует в формировании государственной политики в сфере инновационной деятельности, осуществляет нормативно-правовое обеспечение инновационной деятельности в сфере образования, организует и координирует инновационную деятельность в сфере образования ".

В связи с этим абзацы двадцать шестой - двадцать восьмой считать соответственно абзацами двадцать девятым - тридцать первого;

в статье 66:

часть первую изложить в следующей редакции:

"1. Верховная Рада Автономной Республики Крым, областные советы, Киевский и Севастопольский городские советы:

отвечающих за реализацию государственной политики в сфере образования и обеспечения качества образования на соответствующей территории, обеспечение доступности полного общего среднего образования и профессиональной (профессионально-технического) образования;

планируют и обеспечивают развитие сети заведений профильного среднего, профессионального (профессионально-технического) и внешкольного образования, учреждений специализированного образования, специальных учебных заведений, научно-методических и учебно-методических учреждений;

образуют и обеспечивают содержание коммунальных учреждений последипломного образования для нужд повышения квалификации педагогических работников;

основывают учебные заведения, а также реорганизуют, перепрофилируют (меняют тип) и ликвидируют их с учетом специальных законов;

обеспечивают проживание или подвоз к месту учебы и обратно (к месту жительства) соискателей профильной среднего и профессионального (профессионально-технического) образования, обучаются не по месту жительства (при необходимости - специально оборудованным транспортом, доступным для лиц с нарушением зрения, слуха , опорно-двигательного аппарата и других маломобильных групп населения);

обнародуют официальную отчетность обо всех полученных и использованных средствах, а также перечень и стоимость товаров, работ, услуг, направленных на нужды каждого из основанных ими учебных заведений, и другие расходы в сфере образования;

обеспечивают равные условия для развития учебных заведений всех форм собственности;

способствуют разработке плана мероприятий, направленных на предотвращение и противодействие буллинг (травле) в учреждениях образования;

осуществляют иные полномочия в сфере образования, предусмотренные законом ";

в части второй:

в абзаце первом слова "и совета объединенных территориальных общин" исключить;

абзац четвертый исключить;

абзац пятый изложить в следующей редакции:

"Основывают учебные заведения, а также реорганизуют, перепрофилируют (меняют тип) и ликвидируют их с учетом специальных законов";

абзац третий части третьей изложить в следующей редакции:

"Основывают учебные заведения, а также реорганизуют, перепрофилируют (меняют тип) и ликвидируют их с учетом специальных законов";

в части второй статьи 67:

абзац четвертый изложить в следующей редакции:

"По результатам экспертизы утверждают образовательные программы дошкольного и общего среднего образования в случаях, определенных специальными законами";

после абзаца девятого дополнить новым абзацем следующего содержания:

"Составляют в случаях, предусмотренных законом, протоколы об административных правонарушениях".

В связи с этим абзац десятый считать абзацем одиннадцатым;

в статье 69:

часть четвертую изложить в следующей редакции:

"4. Центральный орган исполнительной власти по обеспечению качества образования и его территориальные органы проводят институциональный аудит, внеплановые проверки в соответствии с настоящим Законом и в соответствии с порядками, утвержденными центральным органом исполнительной власти в сфере образования и науки";

дополнить частью пятой следующего содержания:

"5 Основанием для проведения внеплановой проверки учебного заведения являются:

обращения физического лица (физических лиц) о нарушениях, повлекшее может нанести ущерб ее (их) правам, законным интересам, к которому прилагаются документы или их копии, подтверждающие такие нарушения (при наличии);

необходимость проверки выполнения предписания об устранении нарушений требований законодательства, выданного по результатам проведения центральным органом исполнительной власти по обеспечению качества образования или его территориальным органом предварительного мероприятия государственного надзора (контроля);

обращение образовательного омбудсмена »;

в статье 72:

части первую и вторую изложить в следующей редакции:

"1. Образовательная статистика включает:

статистические данные центрального органа исполнительной власти в сфере статистики о системе образования и рынок труда;

административные данные и другую информацию центрального органа исполнительной власти в сфере образования и науки о системе образования, в том числе полученную с использованием государственных информационных систем;

данные, полученные путем обработки деперсонифицированного информации о соискателей образования;

данные, полученные по результатам мониторинговых исследований качества образования;

показатели, отражающие состояние системы образования.

2. Методология и отчетную документацию, связанные с разработкой, сбором, обработкой и использованием статистической информации в сфере образования, разрабатывает и утверждает центральный орган исполнительной власти в сфере образования и науки по согласованию с центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере статистики ";

в части третьей слова "деперсонализированный статистические" заменить словом "деперсонифицированного";

часть четвертую статьи 73 изложить в следующей редакции:

"4. Образовательный омбудсмен соответствии с возложенными на него задач имеет право:

рассматривать поданные участниками образовательного процесса обращения, проверять изложенные в них факты;

получать от учреждений образования и органов управления образованием информацию, необходимую для выполнения своих функций, в том числе информацию с ограниченным доступом;

требовать от должностных и служебных лиц органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности содействия проведению проверок фактов, изложенных в обращениях участников образовательного процесса;

привлекать к рассмотрению обращений советников и консультантов образовательного омбудсмена, представителей органов государственной власти, органов местного самоуправления, объединений граждан, а также экспертов, ученых и специалистов, в том числе на договорной основе;

анализировать соблюдение законодательства в отношении участников образовательного процесса, пострадавших от буллинг (травля), стали его свидетелями или совершивших буллинг (травля);

по результатам рассмотрения обращений и / или проведенных проверок давать рекомендации руководителям и / или учредителям учебных заведений, органам управления образованием, государственным органам, органам местного самоуправления, требовать от них прекращения нарушения и / или восстановления нарушенных прав или законных интересов участников образовательного процесса, направлять в них представление о проведении служебных расследований, сообщать в правоохранительные органы о выявленных фактов нарушения законодательства;

беспрепятственно посещать органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения образования всех уровней, не мешая образовательному процессу, а также участвовать в заседаниях государственных органов, органов местного самоуправления по вопросам, относящимся к его компетенции;

обращаться в органы государственной власти, органов местного самоуправления, правоохранительных органов о выявленных фактов нарушения права человека на образование и законодательства в сфере образования;

предоставлять консультации участникам образовательного процесса;

представлять интересы лица в суде ";

первое предложение части второй статьи 74 изложить в следующей редакции:

"2. Обязательными составляющими Единой государственной электронной базы по вопросам образования является Реестр субъектов образовательной деятельности, Реестр соискателей образования, Реестр документов об образовании, Реестр сертификатов внешнего независимого оценивания, Реестр студенческих (ученических) билетов, Реестр педагогических работников, Реестр сертификатов педагогических работников ";

первое предложение абзаца четвертого части восьмой статьи 78 изложить в следующей редакции:

"Объем средств, дополнительно выделяемых на повышение квалификации педагогических работников, заработная плата которых выплачивается за счет образовательной субвенции, не может быть менее 2 процентов соответствующей образовательной субвенции, из которых 1 процент выделяется из государственного бюджета и 1 процент - из бюджетов Автономной Республики Крым, области, города Киева или Севастополя ";

в статье 79:

после части первой дополнить новой частью следующего содержания:

"2. Субъекты образовательной деятельности не могут финансироваться за счет средств:

физического лица, являющегося гражданином (подданным) государства, признанной Верховным Советом Украины государством-агрессором или государством-оккупантом;

юридического лица с иностранными инвестициями государства-агрессора или государства-оккупанта, или зарегистрированной на территории государства-агрессора или государства-оккупанта, или конечный бенефициарный владелец (контроллер) которой является резидентом государства-агрессора или государства-оккупанта ".

В связи с этим части вторую - девятую считать соответственно частями третьей - десятой;

в части четвертой слова "специальных средств коррекции психофизического развития" заменить словами "вспомогательных средств для обучения";

статью 82 дополнить частью восьмой следующего содержания:

"8 Государство осуществляет мероприятия по популяризации и изучения украинского языка и культуры за рубежом, в том числе путем направления педагогических (научно-педагогических) работников для преподавания в учебных заведениях за рубежом украинского языка, литературы, культуры, истории, географии и т.д. в соответствии с международными соглашений.

Порядок направления педагогических (научно-педагогических) работников для преподавания в учебных заведениях за рубежом, а также условия оплаты их труда утверждает Кабинет Министров Украины. По таким работниками сохраняется основное место работы, а период такой работы засчитывается в их стажа работы ";

подпункт 4 пункта 3 раздела XII "Заключительные и переходные положения" изложить в следующей редакции:

"4) с 1 сентября 2027 срок получения профильной среднего образования всеми соискателями образования составляет три года. Введение образовательных программ базового среднего образования до 2022 года и / или профильной среднего образования до 2027 года в рамках двенадцатилетней полного общего среднего образования возможно по решению Кабинета Министров Украина, при условии наличия соответствующего стандарта базового или профильного среднего образования и соответствующей типовой образовательной программы ";

10) в статье 18 Закона Украины "О профессиональной перед высшими образовании" (Ведомости Верховной Рады Украины, 2019, № 30, ст. 119):

в части первой слова "в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины в соответствии с законом" исключить;

в части второй:

второе предложение абзаца четвертого после слов "Для проведения" дополнить словом "выездной";

дополнить абзацем пятым следующего содержания:

"Срок принятия решения о выдаче лицензии на осуществление образовательной деятельности учебного заведения или об отказе в ее выдаче по результатам выездной лицензионной экспертизы составляет тридцать рабочих дней со дня получения федеральным органом исполнительной власти в сфере образования и науки заявления о получении лицензии и / или расширение производства образовательной деятельности ".

5. К 1 сентября 2020 органам местного самоуправления и местным государственным администрациям обеспечить создание районных, городских (районных в городах) центров профессионального развития педагогических работников путем реорганизации научно-методических (методических) учреждений (центров, кабинетов), кроме заведений последипломного образования, и организовать и обеспечить отбор работников в указанных центров на конкурсной основе.

5-1. Рекомендовать учредителям учреждений образования, обеспечивающих получение полного общего среднего образования, в 1 сентября 2027 привести учредительные документы учебных заведений в соответствие с этим Законом, учитывая сроки вступления в силу отдельных положений этого Закона, определенным пунктом 1 настоящего раздела.

5-2. Верховной Раде Автономной Республики Крым, областным (с учетом предложений городских, сельских, поселковых советов), Киевской и Севастопольской городским советам в 1 сентября 2024 утвердить планы формирования сети учреждений образования, обеспечивающих получение полного общего среднего образования, с учетом требований настоящего Закона в лицеев, по безопасному, инклюзивного и цифрового образовательного пространства, демографических показателей развития соответствующих административно-территориальных единиц, способности территориальных общин, профилирования старшей профильной школы и необходимости охвата на соответствующей территории всех профилей обучения, определенных законодательством, в целях обеспечения и обеспечения права каждого ученика на выбор соответствующего профиля обучения.

5-3. Основателям лицеев к 1 сентября 2027 обеспечить с учетом требований законодательства выполнения утвержденных Верховной Радой Автономной Республики Крым, областными, Киевской и Севастопольской городскими советами планов, предусмотренных пунктом 5-2 этого раздела, путем образования и обеспечения лицеев надлежащей материально-технической базой, оборудованием, доступ к сети Интернет, отобрать на конкурсной основе педагогических работников, провести конкурс в соответствии с требованиями настоящего Закона на должность руководителя учебного заведения и принять другие необходимые действия, определенных соответствующими планами и законодательством.

6. Кабинету Министров Украины в течение одного года со дня вступления в силу настоящего Закона:

подготовить и представить на рассмотрение Верховной Рады Украины предложения по приведению законов Украины в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить принятие нормативно-правовых актов, предусмотренных настоящим Законом;

привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить приведение министерствами и другими центральными органами исполнительной власти их нормативно-правовых актов в соответствие с настоящим Законом.

Президент Украины

В.Зеленский

г. Киев

16 января 2020

№ 463-IX

Закон действующий. Актуальность проверена 10.02.2021