1. Меры государственного контроля осуществляются в форме аудита, инспектирования, предубойного и послеубойного осмотра, отбора образцов, лабораторного исследования (испытания), документальной проверки, проверки соответствия физической проверки. В рамках мероприятий государственного контроля осуществляется государственный мониторинг.
2. Государственный мониторинг проводится компетентным органом с целью:
1) определение приоритетных направлений государственной политики в сфере пищевых продуктов и кормов, здоровья и благополучия животных;
2) разработка мероприятий по недопущению оборота опасных пищевых продуктов и кормов;
3) определение общего уровня загрязнения пищевых продуктов и кормов остатками пестицидов и ветеринарных препаратов, то загрязняющими веществами.
Государственный мониторинг предусматривает сбор, системный анализ и оценку:
информации о безопасности пищевых продуктов и кормов, здоровья и благополучия животных, в частности по выявлению в пищевых продуктах и кормах остатков ветеринарных препаратов, пестицидов и загрязняющих веществ, а также формирование соответствующих баз данных;
обращений физических и юридических лиц о нарушениях законодательства о пищевых продуктах и корма, здоровья и благополучия животных;
другой необходимой информации.
Ежегодный план государственного мониторинга должен основываться на риск-ориентированном подходе и определять количество отборов образцов различных видов пищевых продуктов и кормов и их лабораторных исследований (испытаний) по определенным показателям в соответствии с методиками, установленных долгосрочным планом государственного контроля.
3. Аудит постоянно действующих процедур, основанных на принципах НАССР и постоянно действующих процедур, разработанных оператором рынка с целью соблюдения гигиенических требований, должен предусматривать проверку непрерывности и эффективности их применения, в том числе:
1) документации;
2) ведение записей;
3) процессов, влияющих на безопасность пищевых продуктов и / или кормов;
4) системы внутреннего контроля оператора рынка;
5) корректирующих действий, принятых оператором рынка вследствие анализа выявленных несоответствий;
6) квалификации персонала.
Результаты аудита обязательно учитываются при определении степени риска деятельности оператора рынка (мощности) и периодичности осуществления плановых мероприятий государственного контроля.
Одно и то же лицо не имеет права дважды подряд проводить аудит на одной и той же мощности.
4. Инспектирование предполагает проверку соблюдения операторами рынка продовольственного законодательства и корма, здоровья и благополучия животных и соответствия их деятельности требованиям:
1) гигиены
2) плана корректирующих действий, разработанного и внедренного оператором рынка по результатам предыдущих проверок;
3) инцидентов, связанных с безопасностью пищевых продуктов и / или кормов.
Инспекция может включать в себя проверку мощностей, прилегающей территории, помещений, оборудования и инвентаря, транспортных средств, а также пищевых продуктов и кормов; сырья, ингредиентов, вспомогательных материалов для переработки, которые используются для приготовления и производства пищевых продуктов и кормов, полуфабрикатов; предметов и материалов, контактирующих с пищевыми продуктами; средств и процессов уборки и ухода, а также пестицидов; маркировки, внешнего вида и рекламы.
5. Лицо, осуществляющее контроль или аудит, имеет право проводить простые исследования (испытания) в случае появления у нее обоснованного подозрения о несоответствии или если такие исследования предусмотрены ежегодным планом государственного контроля.
Статья 19 ЗУ О государственном контроле за соблюдением законодательства о пищевых продуктах, кормах, побочных продуктах животного происхождения, ветеринарной медицине и благополучия животных на русском языке с изменениями 2024 год №2042-VIII от 18.05.2017, редакция от 21.03.2021
Структура акта