Статья 289 Кодекса административного судопроизводства Украины. Особенности производства по делам по административным искам по поводу задержания иностранцев или лиц без гражданства

1. При наличии обоснованных оснований считать, что иностранец или лицо без гражданства, в отношении которого подан административный иск о принудительном выдворении, уклоняться от исполнения решения о ее принудительном выдворении, препятствовать проведению процедуры выдворения или реадмиссии в соответствии с международными договорами Украины о реадмиссии или если существует риск ее побега, а так же в случае отсутствия у иностранца или лица без гражданства, совершившим нарушение законодательства Украины по пограничным вопросам или о правовом статусе иностранцев, документа, дающего право на выезд из Украины, центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере миграции (иммиграции и эмиграции), в том числе противодействия нелегальной (незаконной) миграции, гражданства, регистрации физических лиц, беженцев и других определенных законодательством категорий мигрантов, его территориальным органом или подразделением, органом охраны государственной границы или Службы безопасности Украины подается в местный общийсуд как административный суд по местонахождению этих органов (подразделений) или по местонахождению пункта временного пребывания иностранцев и лиц без гражданства, незаконно находящихся в Украине, исковое заявление о применении судом к иностранца или лица без гражданства одного из следующих мер:

1) задержание иностранца или лица без гражданства с целью идентификации и (или) обеспечения выдворении за пределы территории Украины;

2) задержания иностранца или лица без гражданства с целью обеспечения ее передачи в соответствии с международными договорами Украины о реадмиссии;

3) заключение иностранца или лица без гражданства на поруки предприятия, учреждения или организации;

4) обязательства иностранца или лица без гражданства внести залог.

2. Меры, определенные этой статьей, также применяются административным судом, определенным частью первой этой статьи, по иску центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере миграции (иммиграции и эмиграции), в том числе противодействия нелегальной (незаконной) миграции, гражданства , регистрации физических лиц, беженцев и других определенных законодательством категорий мигрантов, его территориальных органов или подразделений, органов охраны государственной границы или Службы безопасности Украины к иностранцам и лицам без гражданства, до принятия решения по заявлению о признании беженцем или лицом, требует дополнительной защиты в Украине, или лицом без гражданства совершили нарушение законодательства Украины по пограничным вопросам или о правовом статусе иностранцев, до завершения процедуры рассмотрения этого заявления.

3. Не могут применяться взятие на поруки и залог к иностранцам и лицам без гражданства, к которым ранее применялись такие меры, а также в отношении которых имеются достаточные данные об их причастности к приготовлению и (или) совершения террористической деятельности.

4. Суд при применении залога и взятия на поруки письменно разъясняет иностранцу или лицу без гражданства возложенные на него обязанности:

1) прибывать к определенной должностного лица с установленной судом периодичностью;

2) не отлучаться из населенного пункта, в котором иностранец или лицо без гражданства временно находится без разрешения определенной должностного лица;

3) безотлагательно сообщать определенную должностное лицо об изменении своего места жительства.

5. Взятие на поруки заключается в предоставлении уполномоченными лицами предприятий, учреждений или организаций, которые суд считает заслуживающими особого доверия (поручителями), письменного обязательства о том, что они поручаются за выполнение иностранцем или лицом без гражданства возложенных на него обязанностей в соответствии с частью четвертой этой статьи и обязуются при необходимости доставить его в суд или органа (подразделения), который подал иск.

6. Внесение залога заключается во внесении иностранцем, лицом без гражданства или другим физическим или юридическим лицом (залогодателем) средств в денежной единице Украины на специальный счет, определенный в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины. Залогодателем может быть юридическое лицо государственной или коммунальной собственности или такая, которая финансируется из государственного или местных бюджетов, или в уставном капитале которой есть доля государственной, коммунальной собственности, или которая принадлежит субъекту хозяйствования, находящегося в государственной или коммунальной собственности.

7. Размер залога определяется судом с учетом имущественного и семейного положения иностранца или лица без гражданства в пределах от ста до двухсот размеров прожиточного минимума для трудоспособных лиц и вносится на счет в течение пяти рабочих дней со дня принятия судом решения о внесении залога. К этому моменту по решению суда лицо содержится в специально оборудованном для этих целей помещении органа (подразделения) охраны государственной границы или органа Службы безопасности Украины, ее задержал, или в пункте временного пребывания иностранцев и лиц без гражданства, незаконно находящихся в Украине, и освобождается от него в день предоставления истцу подтверждающих документов о внесении залога.

8. В случае невнесения залога в установленный срок административный суд по ходатайству соответствующего органа (подразделения) безотлагательно принимает без участия иностранца или лица без гражданства решение о его задержании с помещением в пункт временного пребывания иностранцев и лиц без гражданства, незаконно находящихся в Украине. На время вынесения такого постановления лицо продолжает содержаться в специально оборудованном для этих целей помещении органа (подразделения) охраны государственной границы или органа Службы безопасности Украины, ее задержал, или в пункте временного пребывания иностранцев и лиц без гражданства, незаконно находящихся в Украине.

9. В случае невыполнения иностранцем или лицом без гражданства обязанностей, возложенных судом в соответствии с частью четвертой настоящей статьи, или совершения им нарушения законодательства Украины по пограничным вопросам или о правовом статусе иностранцев:

1) внесен залог по ходатайству соответствующего органа (подразделения) или по инициативе суда обращается судом в доход государства;

2) уполномоченный орган (подразделение) может обратиться в административный суд с исковым заявлением о задержании этого лица с помещением в пункт временного пребывания иностранцев и лиц без гражданства, незаконно находящихся в Украине.

10. За невыполнение обязательств, возложенных судом в соответствии с частью четвертой настоящей статьи, поручитель несет определенную законом ответственность.

11. Срок задержания иностранцев и лиц без гражданства в пунктах временного пребывания иностранцев и лиц без гражданства, незаконно находящихся в Украине, составляет шесть месяцев. При наличии условий, при которых невозможно идентифицировать иностранца или лицо без гражданства, обеспечить принудительное выдворение или реадмиссии лица в указанный срок или принять решение по заявлению о признании ее беженцем или лицом, нуждается в дополнительной защите в Украине, или лицом без гражданства этот срок может быть продлен, но не более чем на восемнадцать месяцев.

12. О продлении срока задержания не позднее чем за пять дней до его окончания орган (подразделение), по ходатайству которого задержан иностранец или лицо без гражданства, каждые шесть месяцев подает соответствующий административный иск. В таком иске указываются действия или меры, принимались органом (подразделением) для идентификации иностранца или лица без гражданства, обеспечения исполнения решения о принудительном выдворении (реадмиссии) или для рассмотрения заявления о признании беженцем или лицом, требует дополнительной защиты в Украине.

13. Условиями, при которых невозможно идентифицировать иностранца или лицо без гражданства, обеспечить принудительное выдворение или реадмиссии лица, являются:

1) отсутствие сотрудничества со стороны иностранца или лица без гражданства во время процедуры его идентификации;

2) неполучения информации из страны гражданской принадлежности иностранца или страны происхождения лица без гражданства или документов, необходимых для идентификации личности.

14. Рассмотрение вопросов, определенных настоящей статьей, осуществляется судом с обязательным участием сторон. Рассмотрение дел о продлении срока задержания иностранца или лица без гражданства может проводиться в режиме видеоконференции, в том числе с трансляцией из другого помещения, находящегося за пределами здания суда, в порядке, определенном этим Кодексом.

15. Административные дела, предусмотренные настоящей статьей, рассматриваются судом в день подачи соответствующего искового заявления.

16. Апелляционные жалобы на судебные решения по административным делам, определенных настоящей статьей, могут быть поданы в срок со дня их провозглашения.

17. Суд апелляционной инстанции рассматривает дело в десятидневный срок после окончания срока на апелляционное обжалование сообщению участников дела.

18. На время апелляционного обжалования иностранцы или лица без гражданства, у которых отсутствуют документы, дающие право на выезд из Украины, продолжают содержаться в специально оборудованных для этих целей помещениях органов (подразделений) охраны государственной границы или Службы безопасности Украины или в пункте временного пребывания иностранцев и лиц без гражданства, незаконно находящихся в Украине.

19. За представление в административный суд исковых заявлений и апелляционных жалоб по делам, определенных настоящей статьей, судебный сбор не уплачивается.

Статья 289 КАСУ на русском языке с изменениями 2024 год (Кодекс административного судопроизводства Украины, КАС Украины) №2747-IV от 06.07.2005, редакция от 01.01.2022

Кодекс действующий. Актуальность проверена 10.02.2021

Структура акта