Кодекс административного судопроизводства Украины. Раздел VII. Переходные положения

1. Установить, что изменения в настоящего Кодекса вводятся в действие с учетом следующих особенностей:

1) заявления о пересмотре судебных решений Верховным Судом Украины по административным делам, поданные и рассмотрение которых не закончено до вступления в силу этой редакцией Кодекса, передаются в Кассационный административного суда и рассматриваются сначала коллегией в составе трех или более нечетного количества судей по правилам, действовавшим до вступления в силу этой редакцией Кодекса. Такие заявления рассматриваются без уведомления и вызова участников дела, за исключением случая, когда суд, учитывая обстоятельства дела примет решение об ином;

2) если административное дело по заявлению о пересмотре судебных решений Верховным Судом Украины в соответствии с правилами, действовавшими до вступления в силу этой редакцией Кодекса, должна рассматриваться на совместном заседании соответствующих судебных палат Верховного Суда Украины, - такое дело после ее получения Кассационным административным судом передается на рассмотрение Большой Палаты Верховного Суда;

3) заявления о пересмотре судебных решений Верховным Судом Украины по административным делам по основаниям установления международным судебным учреждением, юрисдикция которого признана Украиной, нарушения Украиной международных обязательств при решении соответствующей дела судом, представленных и рассмотрение которых не закончено до вступления в силу этой редакции Кодекса передаются в Верховный Суд для их рассмотрения по правилам пересмотра судебных решений в связи с исключительными обстоятельствами, действующих после вступления в силу этой редакции Кодекса;

4) кассационные жалобы (представления) на судебные решения по административным делам, поданные и рассмотрение которых не закончено до вступления в силу этой редакцией Кодекса, передаются в Кассационный административного суда и рассматриваются сначала с правилами, действующими после вступления в силу этой редакции Кодекса;

5) исковые заявления и апелляционные жалобы на судебные решения по административным делам, поданные в Высший административный суд Украины как суд первой или апелляционной инстанции и рассмотрение которых не закончено до вступления в силу этой редакцией Кодекса, передаются в Кассационный административного суда и рассматриваются сначала по правилам, действующих после вступления в силу этой редакции Кодекса; исковые заявления по обжалованию решений Высшего совета правосудия, принятых по результатам рассмотрения жалоб на решения ее Дисциплинарной палаты, представленных в Высший административный суд Украины и рассмотрение которых не закончено до вступления в силу этой редакцией Кодекса, передаются в Большой Палаты Верховного Суда и рассматриваются сначала по правилам , действующих после вступления в силу этой редакции Кодекса;

6) заявления о пересмотре судебного решения по вновь открывшимся обстоятельствам, представленные в Высший административный суд Украины, Верховного Суда Украины и не рассмотренные до вступления в силу этой редакцией Кодекса, передаются в соответствии с Кассационного административного суда, Большой Палаты Верховного Суда и рассматриваются сначала с правилами, действующими после вступления в силу этой редакции Кодекса;

7) заявления и жалобы, указанные в подпунктах 1, 3-6 настоящего пункта, передаются в соответствии с Кассационного административного суда, Большой Палаты Верховного Суда по распоряжению руководителя аппарата суда, в который представлены такие заявления и жалобы, в течение тридцати дней со дня вступления в силу настоящего редакцией Кодекса;

8) суд, рассматривающий дело в кассационном порядке в составе коллегии судей или палаты (объединенной палаты), передает дело на рассмотрение Большой Палаты Верховного Суда, если такая коллегия или палата (объединенная палата) считает необходимым отступить от заключения по применения нормы права в подобных правоотношениях, изложенного в ранее принятом решении Верховного Суда Украины.

Если Большая Палата Верховного Суда приходит к выводу об отсутствии оснований для передачи дела на рассмотрение, дело возвращается (передается) соответствующей коллегии судей или палате (объединенной палате) для рассмотрения, о чем выносится определение. Дело, возвращено на рассмотрение коллегии судей (палаты, объединенной палаты), не может быть передана повторно на рассмотрение Большой Палаты Верховного Суда;

9) до образования апелляционных судов в апелляционных округах их полномочия осуществляют апелляционные суды, в пределах территориальной юрисдикции которых находится местный суд, который вынес судебное решение, которое обжалуется;

10) дела в судах первой и апелляционной инстанций, производство по которым открыто до вступления в силу этой редакцией Кодекса, рассматриваются по правилам, действующим после вступления в силу этой редакции Кодекса;

11) заявления о пересмотре судебных решений по вновь открывшимся обстоятельствам с основания установления Конституционным Судом Украины неконституционности закона, иного правового акта или их отдельного положения, примененного судом при решении дела, если решение суда еще не выполнено, и с основания установления приговором суда, вступившим в законную силу, вины судьи в совершении преступления, в результате которого было принято незаконное или необоснованное решение, представленные и не рассмотренные до вступления в силу этой редакцией Кодекса, рассматриваются по правилам рассмотрения заявлений о пересмотре судебных решений по исключительными обстоятельствами, действующих после вступления в силу этой редакции Кодекса;

12) заявления и жалобы, поданные до вступления в силу этой редакцией Кодекса, производство по которым не открыто на момент вступления в силу, рассматриваются по правилам, действующим после вступления в силу этой редакцией Кодекса. Такие заявления или жалобы не могут быть оставлены без движения, возвращены или переданы по подсудности, по ним не может быть принято решение об отказе в принятии или отказе в открытии производства по правилам, действующим после вступления в силу этой редакцией Кодекса, если они поданы с соблюдением соответствующих требований процессуального закона, которые действовали до вступления в силу этой редакции Кодекса;

13) судебные решения, принятые судами первой инстанции до вступления в силу этой редакцией Кодекса, вступают в законную силу и могут быть обжалованы в апелляционном порядке в течение сроков, которые действовали до вступления в силу;

14) судебные решения, принятые судами апелляционной инстанции до вступления в силу этой редакцией Кодекса, вступают в законную силу и могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение сроков, которые действовали до вступления в силу;

15) до определения Положением о Единой судебной информационно-телекоммуникационную систему и / или положениями, определяющими порядок функционирования ее отдельных подсистем (модулей), возможности совершения предусмотренных настоящим Кодексом действий с использованием подсистем (модулей) Единой судебной информационно-телекоммуникационной системы такие действия совершаются в следующем порядке:

15.1) представление, регистрация, направление процессуальных и других документов, доказательств, формирования, хранения и передачи материалов дела осуществляются в бумажной форме;

15.2) исковые и другие заявления, жалобы и иные предусмотренные законом процессуальные документы, которые подаются в суд и могут быть предметом судебного разбирательства, в порядке их поступления подлежат обязательной регистрации в автоматизированной системе документооборота суда в день поступления документов;

15.3) рассмотрение дела в суде осуществляется по материалам дела в бумажной форме;

15.4) определение судьи или коллегии судей (судьи-докладчика) для рассмотрения конкретного дела осуществляется:

до приведения Положения об автоматизированной системе документооборота суда в соответствии с этой редакцией Кодекса в части порядка определения судьи или коллегии судей для рассмотрения конкретного дела, но не более трех месяцев со дня вступления его в силу - с помощью автоматизированной системы документооборота суда по правилам, действовавшим до вступления в силу этой редакции Кодекса;

после приведения Положения об автоматизированной системе документооборота суда в соответствии с этой редакцией Кодекса в части порядка определения судьи или коллегии судей для рассмотрения конкретного дела - с помощью автоматизированной системы документооборота суда по правилам, определенным этой редакцией Кодекса;

15.5) апелляционные и кассационные жалобы подаются участниками дела до или через соответствующие суды, а материалы дел истребуются и направляются судами по правилам, действовавшим до вступления в силу этой редакцией Кодекса. В случае нарушения порядка подачи кассационной жалобы соответствующий суд возвращает такую жалобу без рассмотрения;

15.6) направление в суд апелляционной инстанции материалов отдельных категорий срочных административных дел, определенных § 2 главы 11 раздела II настоящей редакции Кодекса, осуществляется судом первой инстанции безотлагательно после поступления апелляционной жалобы; апелляционные жалобы, поступившие после направления дела в административный суд апелляционной инстанции, безотлагательно направляются в административный суд апелляционной инстанции;

15.7) участие в судебном заседании в режиме видеоконференции в пределах помещения суда осуществляется с помощью технических средств, функционирующих в судах на день вступления в силу настоящего редакцией Кодекса, по правилам, установленным этой редакцией Кодекса;

15.8) фиксирования судебного процесса осуществляется с помощью звукозаписывающих технических средств, функционирующих в судах на день вступления в силу настоящего редакцией Кодекса, по правилам, установленным этой редакцией Кодекса;

15.9) обнародования информации по делу, определенной этой редакцией Кодекса, на официальном веб-портале судебной власти Украины осуществляется в порядке, определенном Положением об автоматизированной системе документооборота суда;

15.10) если на момент поступления заявления о внесении исправлений, принятие дополнительного решения, разъяснении судебного решения дело в соответствующем суде отсутствует, суд истребует дело из суда низшей инстанции в течение пяти дней со дня поступления соответствующего заявления, а суд низшей инстанции направляет дело в суд, который ее вытребовал, не позднее следующего дня со дня поступления соответствующего требования суда. В таком случае подано заявление рассматривается в течение десяти дней со дня поступления дела в суд, который должен ее рассматривать;

15.11) в случае подачи апелляционной жалобы на определения суда первой инстанции, определенные пунктами 3-6, 8, 11-13, 15, 17 статьи 294 этой редакции Кодекса (кроме постановлений об отказе в принятии или возвращении встречного иска, об отказе в принятии или возвращение иска третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, постановлений о приостановлении производства по делу, представленные с пропуском срока на их обжалование) или подачи кассационной жалобы на определения суда апелляционной инстанции (кроме постановлений по обеспечению иска, изменения меры обеспечения иска , постановлений о приостановлении производства по делу, представленные с пропуском срока на их обжалование, о наложении штрафа в порядке процессуального принуждения, отдельных постановлений) - в суд апелляционной или кассационной инстанции передаются все материалы.

В других случаях - в суд апелляционной или кассационной инстанции передаются копии материалов, необходимых для рассмотрения жалобы. В случае необходимости суд апелляционной или кассационной инстанции может истребовать также копии других материалов дела;

15.12) подачи апелляционных или кассационных жалоб на определения суда первой или апелляционной инстанции не препятствует продолжению рассмотрения дела этим судом, кроме случаев, когда в суд апелляционной или кассационной инстанции передаются все материалы дела. В случае подачи апелляционной жалобы на решение, которое не подлежит обжалованию отдельно от решения суда, суд первой инстанции возвращает ее заявителю, о чем выносит постановление, которое не подлежит обжалованию

15.13) суд обязан приостановить производство по делу до просмотра решения по делу в порядке апелляционного или кассационного производства, если в соответствии с подпунктом 15.11 настоящего подпункта в суд апелляционной или кассационной инстанции направляются все материалы дела;

15.14) копии судебных решений выдаются судом, в котором находится дело на момент поступления соответствующего заявления;

15.15) суд вручает судебные решения в бумажной форме;

15.16) суд выдает исполнительные документы в бумажной форме;

15.17) участники дела участвуют в судебном заседании в режиме видеоконференции вне здания суда с использованием собственных технических средств. Подтверждения личности участника дела осуществляется с применением электронной подписи, а если лицо не имеет такой подписи, то в порядке, определенном Законом Украины "О Едином государственном демографическом реестре и документах, подтверждающих гражданство Украины, удостоверяющих личность или ее специальный статус" или Государственной судебной администрацией Украина.

Создание и обеспечение функционирования Единой судебной информационно-телекоммуникационной системы осуществляются поэтапно.

Отдельные подсистемы (модули) Единой судебной информационно-телекоммуникационной системы начинают функционировать через 30 дней со дня опубликования Высшим советом правосудия в газете "Голос Украины" и на веб-портале судебной власти Украины объявления о создание и обеспечение функционирования соответствующей подсистемы (модуля) Единой судебной информационно телекоммуникационной системы. О начале функционирования Единой судебной информационно-телекоммуникационной системы в составе все необходимые для ее полного функционирования подсистем (модулей) Высший совет правосудия публикует объявление в газете "Голос Украины" и на веб-портале судебной власти Украины.

Объявление о создании и обеспечении функционирования отдельной подсистемы (модуля) Единой судебной информационно-телекоммуникационной системы должна содержать ссылку на соответствующий подпункт подпункта 15 пункта 1 раздела VII "Переходные положения" настоящего Кодекса, предусматривает особенности совершения тех процессуальных (или других) действий, порядок совершения которых изменится после начала функционирования такой подсистемы (модуля)

16) до дня регистрации субъекта властных полномочий в Единой судебной информационно-телекоммуникационной системе и получения им официального электронного адреса отправки судом субъекта властных полномочий текстов повесток, копий судебных решений осуществляется по правилам, действовавшим до вступления в силу этой редакции Кодекса;

17) дела, рассмотрение которых начато и не завершено по материалам в бумажной форме до начала функционирования Единой судебной информационно-телекоммуникационной системы, продолжают рассматриваться по материалам в бумажной форме. При наличии технической возможности суд может рассматривать такое дело по материалам в электронной форме;

18) до дня начала функционирования Единого государственного реестра исполнительных документов:

18.1) оформление и выдача исполнительных документов осуществляется в бумажной форме судом, который вынес соответствующее решение, по правилам, действующим после вступления в силу этой редакции Кодекса;

18.2) оформление и выдача судебных решений, которыми вносятся изменения в исполнительных документов (в том числе об исправлении ошибки в исполнительном документе, признание исполнительного документа, не подлежащего исполнению; взыскания в пользу должника безосновательно полученного взыскателем по исполнительному документу; восстановлении пропущенного срока для предъявления исполнительного документа к исполнению; отсрочку или рассрочку исполнения, изменении или установлении способа и порядка исполнения; приостановление исполнения судебного решения; замене стороны исполнительного производства), осуществляются в бумажной форме судом, который рассматривал дело в качестве суда первой инстанции, по правилам, действуют после вступления в силу этой редакции Кодекса;

18.3) до рассмотрения судом заявления об исправлении ошибки в исполнительном документе и / или признания его не подлежащим исполнению, суд вправе истребовать исполнительный документ и остановить исполнение по исполнительным документом

18.4) в случае утраты исполнительного документа суд, рассматривавший дело в качестве суда первой инстанции, независимо от того, суд какой инстанции выдал исполнительный документ, может выдать его дубликат, если взыскатель или государственный исполнитель обратился с заявлением об этом до истечения срока, установленного для пред "явление исполнительного документа к исполнению. О выдаче дубликата исполнительного документа выносится постановление в срок со дня поступления заявления. За выдачу взыскателю дубликата исполнительного документа взимается судебный сбор в размере 0,03 размера прожиточного минимума для трудоспособных лиц. Постановление о выдаче или отказе в выдаче дубликата исполнительного документа может быть обжаловано в апелляционном и кассационном порядке;

19) положения настоящего Кодекса применяются с учетом подпункта 11 пункта 16-1 раздела XV "Переходные положения" Конституции Украины;

20) особенности судебных вызовов и сообщений, направление копий судебных решений участникам дела, в случае если адрес их места жительства (пребывания) или местонахождение находится на временно оккупированной территории Украины или в районе проведения антитеррористической операции, определяются законами Украины "Об обеспечении прав и свобод граждан и правовой режим на временно оккупированной территории Украины "и" Об осуществлении правосудия и уголовного производства в связи с проведением антитеррористической операции ";

21) если суд, в юрисдикции которого в соответствии с требованиями процессуального закона относится решение вопроса о восстановлении утраченного производства, находится на временно оккупированной территории Украины или в районе проведения антитеррористической операции, то восстановление утраченного производства осуществляется судом по территориальной подсудности судебных дел, определенной в соответствии с Законом Украины "Об обеспечении прав и свобод граждан и правовой режим на временно оккупированной территории Украины" или Законом Украины "Об осуществлении правосудия и уголовного производства в связи с проведением антитеррористической операции".

2. Временно, до 1 сентября 2021, решение кадровой комиссии Офиса Генерального прокурора, кадровых комиссий областных прокуратур, принятые по результатам дисциплинарных производств, могут быть обжалованы прокурорами в порядке, определенном этим Кодексом для обжалования актов, действий или бездеятельности органа, осуществляющего дисциплинарное производство по прокуроров.

3. Верховному Суду как суду первой инстанции подсудны дела относительно решений, действий или бездействия органов, оценивают членов Высшего совета правосудия в соответствии с Законом Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно порядка избрания (назначения) на должности членов Высшего совета правосудия и деятельности дисциплинарных инспекторов Высшего совета правосудия".


Президент Украины

В. Ющенко

г. Киев

6 июля 2005

№ 2747-IV

Кодекс действующий. Актуальность проверена 10.02.2021