Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку в случаях и пределах, установленных законом:
1) давать заключения об отнесении финансовых инструментов к тому или иному виду, определенного действующим законодательством;
{Пункт 2 части первой статьи 8 исключен на основании Закона № 738-IX от 19.06.2020}
3) устанавливать размер платы за регистрационные действия в отношении участников рынков капитала и других лиц, в предусмотренных законодательством случаях, а также за выдачу лицензий и сертификатов, выдаваемых Комиссией, исходя из принципа возмещения расходов, связанных с предоставлением таких услуг;
{Пункт 4 части первой статьи 8 исключен на основании Закона № 738-IX от 19.06.2020}
5) в случае нарушения законодательства о рынках капитала и организованные товарные рынки, в том числе о системе накопительного пенсионного обеспечения, выносить предупреждения, приостанавливать или аннулировать действие лицензий, предусмотренных статьей 4 настоящего Закона;
5-1) останавливать оборот ценных бумаг эмитента, в том числе в связи с включением его в список эмитентов, имеющих признаки фиктивности, а также восстанавливать их обращение;
5-2) подавать иск в суд о прекращении юридического лица - эмитента в связи с включением его в список эмитентов, имеющих признаки фиктивности;
{Пункт 5-3 статьи 8 исключен на основании Закона № 2210-VIII от 16.11.2017}
5-4) устанавливать по согласованию с Антимонопольным комитетом Украины максимальные размеры тарифов на оплату услуг оператора организованного рынка;
5-5) в случае нераскрытие номинальным держателем информации в случаях, установленных законом, запретить или ограничить на срок до устранения указанного нарушения проведения всех или отдельных депозитарных операций на счете в ценных бумагах номинального держателя, в отношении которого не было раскрыто эту информацию;
5-6) рассматривать дела о нарушении прав потребителей финансовых услуг и налагать административные взыскания, финансовые санкции и применять меры воздействия, предусмотренные законодательством;
{Пункт 6 статьи 8 исключен на основании Закона № 3541-IV от 15.03.2006}
7) в случае нарушения оператором организованного рынка законодательства о рынках капитала и организованные товарные рынки и / или правил функционирования таких рынков останавливать торговлю на таких рынках к устранению нарушений;
8) осуществлять контроль за достоверностью и раскрытием информации, осуществляется эмитентами, субъектами системы накопительного пенсионного обеспечения (кроме вкладчиков и участников) и лицами, осуществляющими профессиональную деятельность на рынках капитала и организованных товарных рынках, и саморегулируемыми организациями, и ее соответствием установленным требованиям;
8-1) в процессе рассмотрения проспекта ценных бумаг, представленного на утверждение, требовать от эмитента (других лиц, оформивших проспект) представление в Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку любой информации, которая может оказать влияние на оценку ценных бумаг, допущенных к торгам на регулируемом рынке;
8-2) в процессе рассмотрения проспекта ценных бумаг, представленного на утверждение, требовать от эмитента (других лиц, оформивших проспект) дополнения проспекта ценных бумаг, представленного на утверждение в Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку;
8-3) обнародовать информацию о факте неисполнения эмитентом своих обязательств, указанных в проспекте ценных бумаг;
8-4) в процессе рассмотрения проспекта ценных бумаг, представленного на утверждение, требовать предоставления информации и документов от аудиторов (аудиторских фирм), эмитентов (лиц, осуществляющих управленческие функции в них)
8-5) требовать предоставления информации и документов акционеров или владельцев других финансовых инструментов, физических или юридических лиц, которые обязаны подавать уведомление, предусмотренное статьей 64-1 Закона Украины "Об акционерных обществах", а также лиц, такие лица контролируют, или лиц, под контролем которых такие лица находятся;
8-6) требовать от эмитента осуществить раскрытие информации, представление которой требуется согласно пункту 8-1 настоящей статьи, в порядке и сроки, определенные Национальной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку;
8-7) самостоятельно раскрывать информацию, представление которой требуется согласно пункту 8-1 настоящей статьи, по своей инициативе в случае, если эмитент не выполнил соответствующего требования Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, предусмотренной пунктом 8-6 настоящей статьи;
8-8) обнародовать информацию о факте неисполнения эмитентом, акционером или собственником других финансовых инструментов, физическими или юридическими лицами, которые обязаны подавать уведомление, предусмотренное статьей 64-1 Закона Украины "Об акционерных обществах", обязанностей, предусмотренных указанной статьей;
9) устанавливать порядок проведения проверок и оформления их результатов, согласно которому проводить самостоятельно или совместно с другими соответствующими органами проверки деятельности профессиональных участников рынков капитала и организованных товарных рынков, субъектов системы накопительного пенсионного обеспечения (кроме вкладчиков и участников) об их деятельности в такой системе, и саморегулируемых организаций профессиональных участников рынков капитала, а также проверки деятельности эмитентов относительно состояния корпоративного управления и осуществления операций по эмиссии и обращения ценных бумаг;
9-1) проводить самостоятельно или совместно с другими соответствующими органами проверки юридических лиц, получивших лицензию, предусмотренную статьей 4 настоящего Закона, и срок действия которой истек или какую аннулирован, по соблюдению требований законодательства, регулирующего действия таких юридических лиц в случае окончания срока действия или аннулирования их лицензии. Такая проверка может быть проведена не более чем в течение трех лет со дня окончания действия (аннулирования) указанной лицензии;
9-2) самостоятельно или совместно с другими соответствующими органами проводить проверки лиц, осуществляющих профессиональную деятельность на рынках капитала и организованных товарных рынках, на предмет соблюдения законодательства о защите прав потребителей финансовых услуг;
9-3) проводить проверки администраторов по выпуску облигаций по соблюдению требований законодательства о рынках капитала, которые применяются к администратору по выпуску облигаций;
10) направлять официальным каналом связи эмитентам, субъектам системы накопительного пенсионного обеспечения (кроме вкладчиков и участников) и лицам, осуществляющим профессиональную деятельность на рынках капитала и организованных товарных рынках, и саморегулируемым организациям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства о рынках капитала и организованные товарные рынки, законодательства о защите прав потребителей финансовых услуг и законодательства об акционерных обществах, а также требовать предоставления необходимых документов в соответствии с законодательством;
10-1) в процессе рассмотрения проспекта ценных бумаг, представленного на утверждение, требовать предоставления информации и документов от эмитента (других лиц, оформивших проспект), а также лиц, контролируемых эмитентом (другими лицами, оформили проспект) или контролирующих эмитента (других лиц, оформивших проспект)
10-2) в процессе рассмотрения проспекта ценных бумаг, представленного на утверждение, требовать предоставления информации и документов от оферента ценных бумаг, аудиторов (аудиторских фирм), лиц, осуществляющих управленческие функции в эмитенте и / или лица, подающего заявку о допуске к торгам на фондовой бирже;
10-3) требовать предоставления объяснений (в письменной и устной форме), документов, информации от государственных органов, участников фондового рынка или каких-либо других физических или юридических лиц, осуществляющих (изъявили намерение осуществлять) операции на рынке ценных бумаг и / или которым могут быть известны обстоятельства, связанные с предметом проверки;
11) направлять материалы в правоохранительные органы о фактах правонарушений, за которые предусмотрена административная и уголовная ответственность, если в компетенцию комиссии не входит наложение административных взысканий за соответствующие правонарушения;
11-1) предоставлять Бюро экономической безопасности Украины заявления и информацию о возможном совершении уголовных правонарушений, отнесенных к его подследственности;
12) направлять материалы в органы Антимонопольного комитета Украины в случае выявления нарушений законодательства о защите экономической конкуренции;
13) разрабатывать и утверждать по вопросам, относящимся к ее компетенции, обязательны для исполнения нормативные акты;
14) налагать административные взыскания, штрафные и другие санкции за нарушение действующего законодательства о рынках капитала и организованные товарные рынки, в том числе о системе накопительного пенсионного обеспечения, на юридических лиц и их сотрудников, вплоть до аннулирования лицензий на осуществление профессиональной деятельности на рынках капитала и организованных товарных рынках;
15) ставить вопрос об освобождении от должностей руководителей операторов организованных рынков, Центрального депозитария ценных бумаг и других учреждений инфраструктуры рынков капитала в случаях несоблюдения ими действующего законодательства Украины о рынках капитала и организованные товарные рынки, в том числе о системе накопительного пенсионного обеспечения, с целью защиты интересов инвесторов в финансовые инструменты и граждан;
16) назначать временно (до шести месяцев) руководителей операторов организованных рынков капитала и организованных товарных рынков, Центрального депозитария ценных бумаг и других учреждений инфраструктуры рынков капитала, останавливать или прекращать допуск активов к торгам на организованных рынках или торговлю ими на любом таком рынке, приостанавливать операции с деривативами на организованном рынке, останавливать клиринг и заключение договоров купли-продажи активов, допущенные к торгам на организованных рынках на определенный срок для защиты государства, инвесторов;
16-1) приостанавливать торговлю ценными бумагами (одинакового типа и класса) на организованных рынках на период до 10 рабочих дней в случае наличия достаточных оснований, подтвержденных соответствующими документами, считать, что требования законодательства о рынках капитала и / или об акционерных обществах были нарушены;
16-2) запрещать торговлю ценными бумагами (одинакового типа и класса) на организованных рынках, если установлен факт нарушения законодательства о рынках капитала и / или об акционерных обществах;
16-3) откладывать или запрещать торговлю ценными бумагами, если Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку на основе достаточных оснований, подтвержденных соответствующими документами, считает, что эмитент находится в ситуации, когда дальнейшее обращение ценных бумаг такого эмитента нарушать права инвесторов;
16-4) запрещать публичное предложение ценных бумаг или допуск ценных бумаг к торгам на регулируемом рынке, если установлен факт нарушения требований законодательства о рынках капитала и / или об акционерных обществах;
17) осуществлять вместе с другими исполнительными органами контроль за полиграфической базой по выпуску ценных бумаг;
18) осуществлять мониторинг движения инвестиций в Украину и за ее пределы через фондовый рынок;
19) разрабатывать модели инфраструктуры рынков капитала;
20) вести учет, устанавливать требования к программному обеспечению автоматизированных, информационных и информационно-коммуникационных систем, предназначенных для осуществления профессиональной деятельности на рынках капитала и организованных товарных рынках, и осуществлять контроль соблюдения указанных требований;
21) изымать при проведении проверок на срок до трех рабочих дней документы, подтверждающие факты нарушения актов законодательства о рынках капитала и организованные товарные рынки и защите прав потребителей финансовых услуг;
22) поднимать в суде вопросы о ликвидации корпоративного инвестиционного фонда;
23) принимать решение о ликвидации паевого инвестиционного фонда;
24) проводить проверки независимых оценщиков имущества институтов совместного инвестирования по соблюдению требований законодательства в сфере совместного инвестирования;
25) с целью предотвращения и борьбы с правонарушениями на рынках капитала в рамках международного сотрудничества на условиях взаимности предоставлять и получать информацию по вопросам функционирования рынков капитала, не составляющей государственной тайны и не приводит к разглашению профессиональной тайны;
26) с целью предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, в рамках международного сотрудничества предоставлять и получать от соответствующих органов других государств информацию о деятельности отдельных профессиональных участников рынков капитала и организованных товарных рынков в случаях и порядке, установленных в соответствующих международных договорах Украины;
27) устанавливать предельные тарифы на услуги рейтинговых агентств, которые оплачиваются за счет средств государственного и местных бюджетов;
28) проводить самостоятельно или совместно с другими соответствующими органами проверки финансово-хозяйственной деятельности уполномоченных рейтинговых агентств;
29) в случае выявления признаков нарушения Рейтинговым агентством требований законов Украины в сфере ценных бумаг и / или нормативных актов Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку принимать меры воздействия в соответствии с законодательством, в том числе исключать уполномоченные рейтинговые агентства из Государственного реестра уполномоченных рейтинговых агентств, аннулировать Свидетельство о включении в Государственный реестр уполномоченных рейтинговых агентств, исключить международные рейтинговые агентства из перечня признанных;
30) для защиты интересов государства и инвесторов в ценные бумаги останавливать на основании решения Комиссии внесения изменений в систему реестра владельцев именных ценных бумаг или в систему депозитарного учета относительно ценных бумаг определенного эмитента или определенного владельца на срок до устранения нарушений, послуживших основанием для принятия такого решения;
{Пункт 31 части первой статьи 8 исключен на основании Закона № 738-IX от 19.06.2020}
31-1) обращаться в суд с иском (заявлением) о прекращении акционерного общества в результате:
допущения при его создании нарушений, которые невозможно устранить;
непредставление акционерным обществом в течение двух лет подряд Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку информации, предусмотренной законом;
необразование органов акционерного общества в течение года со дня регистрации Национальной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку отчета о результатах частного размещения акций среди учредителей акционерного общества;
несозыва акционерным обществом общего собрания акционеров в течение двух лет подряд;
отсутствии у акционерного общества зарегистрированного в установленном порядке выпуска акций;
32) обобщать практику применения законодательства по вопросам корпоративного управления;
33) осуществлять контроль за выполнением физическими и юридическими лицами требований, установленных Законом Украины "Об акционерных обществах", а именно:
приобретение акций общества по результатам приобретения контрольного пакета акций и значительного контрольного пакета акций;
обязательной продажи акций акционерами по требованию лица (лиц, действующих совместно) - владельца доминирующего контрольного пакета акций;
обязательного приобретения акций лицом (лицами, действующими совместно) - владельцем доминирующего контрольного пакета акций по требованию акционеров;
34) разрабатывать методические рекомендации по организации системы корпоративного управления профессиональных участников рынков капитала и организованных товарных рынков;
35) устанавливать требования к порядку, сроков и содержания информации, представляемой сторонами деривативных контрактов и договоров о купле-продаже права требования или иных договоров, последствиями которых является замена стороны деривативного контракта, в торговый репозитория, а по деривативных контрактов денежного рынка - дополнительно за согласованию с Национальным банком Украины;
36) устанавливать ограничения на совершение сделок с финансовыми инструментами для неквалифицированных инвесторов;
37) в установленном ею порядке определять случаи обязательности проведения клиринга центральным контрагентом по деривативных контрактам, заключенным вне регулируемого рынка, а за деривативных контрактам денежного рынка - по согласованию с Национальным банком Украины;
38) обнародовать на своем официальном сайте сведения о структуре собственности профессиональных участников фондового рынка;
39) устанавливать факт наличия в правилах функционирования многосторонней системы положений, предусматривающих обязательность централизованного совершения и централизованного выполнения сделок;
40) устанавливать порядок присвоения уникальных идентификаторов продуктов (Unique Product Identifier) и уникальных идентификаторов транзакций (Unique Transaction Identifier)
41) осуществлять иные права, предусмотренные законом.
Статья 8 ЗУ О государственном регулировании рынков капитала и организованных товарных рынков на русском языке с изменениями 2025 год №448/96-ВР от 30.10.1996, редакция от 11.02.2022
Структура акта