1. Любые бюджетные обязательства и платежи из бюджета осуществляются лишь при наличии соответствующего бюджетного назначения, если иное не предусмотрено законом о Государственном бюджете Украины.
2. Бюджетные назначения устанавливаются законом о Государственном бюджете Украины (решением о местном бюджете) в порядке, определенном этим Кодексом.
3. Если в процессе исполнения бюджета изменение обстоятельств требует меньших бюджетных ассигнований главным распорядителям бюджетных средств, Министерство финансов Украины (местный финансовый орган) готовит предложения об уменьшении соответствующего бюджетного назначения Государственного бюджета Украины (местного бюджета). Кабинет Министров Украины (Совет министров Автономной Республики Крым, местная государственная администрация, исполнительный орган соответствующего местного совета) в двухнедельный срок представляет в Верховную Раду Украины (Верховной Рады Автономной Республики Крым, соответствующего местного совета) в установленном порядке предложения об уменьшении соответствующих бюджетных назначений Государственного бюджета Украина (местного бюджета). Предложения об уменьшении бюджетных назначений на содержание судов, других органов и учреждений системы правосудия должны быть согласованы Кабинетом Министров Украины с Высшим советом правосудия. Уменьшение бюджетных назначений на осуществление среднесрочных обязательств в сфере здравоохранения, определенных законом о Государственном бюджете Украины на соответствующий период, не допускается.
4. Расходы специального фонда бюджета имеют постоянное бюджетное назначение, которое дает право проводить их исключительно в пределах и за счет фактических поступлений специального фонда бюджета (с соблюдением требований части второй статьи 57 настоящего Кодекса), если настоящим Кодексом и / или законом о Государственном бюджете Украины (решением о местном бюджете) не установлено иное.
5. Предложения о внесении изменений в бюджетные назначения подаются и рассматриваются в порядке, установленном для составления проекта бюджета. Расходы внесенных изменений в бюджетные назначения осуществляются только после вступления в силу закона (решением Верховной Рады Автономной Республики Крым, соответствующего местного совета), которым внесены такие изменения, кроме случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
6. Если после принятия закона о Государственном бюджете Украины (решение о местном бюджете) полномочия на выполнение функций, задач или оказания услуг, на которое предоставлено бюджетное назначение, передается в соответствии с законодательством от одного главного распорядителя бюджетных средств к другому главному распорядителю бюджетных средств, действие бюджетного назначения не прекращается и применяется для выполнения тех же функций или услуг другим главным распорядителем бюджетных средств, которому это поручено. Передача бюджетных назначений в случае, предусмотренном этой частью статьи, осуществляется по решению Кабинета Министров Украины (Совета министров Автономной Республики Крым, местной государственной администрации, исполнительного органа соответствующего местного совета), согласованному с Комитетом Верховной Рады Украины по вопросам бюджета (соответствующей комиссией Верховной Рады Автономной Республики Крым, местного совета), в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины. В случае осуществления передачи бюджетных назначений по общегосударственным расходам и кредитованием (кроме межбюджетных трансфертов) может предусматриваться увеличение расходов по бюджетным программам, связанным с функционированием органов государственной власти, расходов на оплату труда работников бюджетных учреждений путем уменьшения соответствующих бюджетных назначений, которые имеют такое же целевое ограничения.
7. В пределах общего объема бюджетных назначений по бюджетной программе отдельно по общему и специальному фондам бюджета Министерство финансов Украины (местный финансовый орган) по обоснованному представлению главного распорядителя бюджетных средств осуществляет перераспределение бюджетных ассигнований, утвержденных в росписи бюджета и смете, в разрезе экономической классификации расходов бюджета, а также в разрезе классификации кредитования бюджета - по предоставлению кредитов из бюджета.
8. В пределах общего объема бюджетных назначений главного распорядителя бюджетных средств перераспределение расходов бюджета и предоставления кредитов из бюджета по бюджетным программам, включая резервный фонд бюджета, дополнительные дотации и субвенции (с учетом части шестой статьи 108 настоящего Кодекса), а также по бюджетной программе увеличения расходов развития за счет уменьшения других расходов (отдельно по общему и специальному фондам бюджета) осуществляются по решению Кабинета Министров Украины (совета министров Автономной Республики Крым, местной государственной администрации, исполнительного органа соответствующего местного совета), согласованному с Комитетом Верховной Рады Украины по вопросам бюджета ( соответствующей комиссией Верховной Рады Автономной Республики Крым, местного совета), в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.
{Часть девятая статьи 23 исключена на основании Закона № 293-IX от 14.11.2019}
10. Изменения размеров, цели и ограничения во времени бюджетных назначений, кроме случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, осуществляются только при наличии в законе о Государственном бюджете Украины (решении о местном бюджете) соответствующего положения.
11. Запрещается без внесения изменений в закон о Государственном бюджете Украины (решение о местном бюджете) увеличение бюджетных назначений по общему и специальному фондам государственного бюджета (местного бюджета) на:
оплату труда работников бюджетных учреждений за счет уменьшения других расходов;
расходы по бюджетным программам, связанным с функционированием органов государственной власти (органов власти Автономной Республики Крым и органов местного самоуправления), за счет уменьшения расходов по другим бюджетным программам.
12. Все бюджетные назначения теряют силу по истечении бюджетного периода, кроме случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
13. Кабинет Министров Украины устанавливает предельные суммы расходов бюджетных учреждений на приобретение автомобилей, мебели, другого оборудования для административных нужд.
14. Объем расходов на оплату энергосервиса на соответствующий бюджетный период устанавливается законом о Государственном бюджете Украины (решением о местном бюджете) в пределах бюджетных назначений соответствующего главного распорядителя бюджетных средств в сумме, определенной в соответствии с условиями договора энергосервиса, в рамках сокращения расходов на оплату коммунальных услуг и энергоносителей, в отношении которых осуществляется энергосервис, относительно суммы расходов, необходимой для оплаты среднегодового объема потребления таких коммунальных услуг и энергоносителей за последние три года, предшествующих году введение энергосервиса. Указанный объем расходов определяется исходя из цен (тарифов), ожидаемых в бюджетном периоде, на который устанавливаются бюджетные назначения.
В случае если в отчетном периоде фактическое сокращение указанных расходов меньше запланированного согласно условиям договора, распорядитель бюджетных средств в порядке, определенном частью седьмой настоящей статьи, обеспечивает перераспределение бюджетных ассигнований для увеличения расходов на оплату коммунальных услуг и энергоносителей за счет уменьшения расходов на оплату энергосервиса на сумму разницы между фактическим и планируемым уменьшением указанных расходов.
В случае если сокращение указанных расходов в отчетном периоде превышает запланированное, распорядитель бюджетных средств:
в порядке, определенном частью седьмой настоящей статьи, обеспечивает перераспределение бюджетных ассигнований для увеличения расходов на оплату энергосервиса и/или других расходов в пропорциях, определенных договором энергосервиса, за счет уменьшения расходов на оплату коммунальных услуг и энергоносителей;
подает в установленном порядке для подготовки предложений о внесении изменений в закон о Государственном бюджете Украины соответствующему главному распорядителю бюджетных средств предложения по уменьшению бюджетных ассигнований на оплату коммунальных услуг и энергоносителей на остаток разницы между фактическим и планируемым уменьшением указанных расходов после перераспределения, осуществленного в соответствии с абзацем четвертым этой части.
15. Если после принятия закона о Государственном бюджете Украины на протяжении бюджетного периода Межведомственной комиссией по вопросам государственных инвестиционных проектов по результатам мониторинга состояния разработки и реализации государственных инвестиционных проектов установлено нарушение сроков разработки или реализации государственного инвестиционного проекта, бюджетные назначения для реализации такого проекта могут передаваться для реализации других государственных инвестиционных проектов от одного главного распорядителя средств государственного бюджета в другой главного распорядителя средств государственного бюджета, бюджетные назначения по которым определен в законе о Государственном бюджете Украины. Передача бюджетных назначений в случае, предусмотренном этой частью статьи, осуществляется по решению Кабинета Министров Украины (подготовку которого осуществляет центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сфере экономического и социального развития, на основании решения Межведомственной комиссии по вопросам государственных инвестиционных проектов), согласованным с Комитетом Верховной Рады Украины по вопросам бюджета, в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.
16. Объем расходов на среднесрочные обязательства в сфере здравоохранения отдельно определяется законом о Государственном бюджете Украины на уровне соответствующих показателей Бюджетной декларации, принятой в предыдущем и / или текущем бюджетном периоде, с учетом фактически взятых в предыдущих и / или текущем бюджетных периодах среднесрочных обязательств, а также неиспользованных ассигнований, предусмотренных для выполнения программ и осуществления централизованных мероприятий по охране здоровья в предыдущих и / или текущем бюджетных периодах.
Взятие среднесрочных обязательств центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере здравоохранения, или лицом, уполномоченным на осуществление закупок в сфере здравоохранения, допускается по лекарственным средствам, медицинских изделий и вспомогательных средств к ним , включенных в перечень лекарственных средств, медицинских изделий и вспомогательных средств к ним, которые закупаются за средства государственного бюджета для выполнения программ и осуществления централизованных мероприятий по охране здоровья, утвержденных Кабинетом Министров Украины, а также об услугах, связанных с поставками и сопровождением таких лекарственных средств, медицинских изделий и вспомогательных средств к ним.
Перечень бюджетных программ, в процессе выполнения которых допускается заключение среднесрочных обязательств центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере здравоохранения, или лицом, уполномоченным на осуществление закупок в сфере здравоохранения, определяется законом о государственный бюджет Украины на соответствующий период с учетом бюджетных программ, по которым в предыдущих и / или текущем периодах были фактически взяты соответствующие среднесрочные обязательства, а также по которым имеются неиспользованные ассигнования в предыдущих и / или текущем бюджетных периодах.
Статья 23 БК Украины на русском языке с изменениями 2024 год (Бюджетный кодекс Украины, БКУ) №2456-VI от 08.07.2010, редакция от 01.01.2022
Структура акта