1. Распорядители бюджетных средств берут бюджетные обязательства и осуществляют платежи только в пределах бюджетных ассигнований, установленных сметами, учитывая необходимость выполнения бюджетных обязательств прошлых лет долгосрочных обязательств по Энергосервис, взятых на учет органами Казначейства Украины; среднесрочных обязательств в сфере здравоохранения; среднесрочных обязательств по договорам на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог; относительно задач (проектов) Национальной программы информатизации - после их согласования с Генеральным государственным заказчиком Национальной программы информатизации.
Долгосрочное обязательство по Энергосервис на основании документального подтверждения в установленном порядке сокращения объемов потребления коммунальных услуг и энергоносителей и расходов на их оплату за отчетный период (по сравнению с такими объемами (расходами), которые были бы потребленные (осуществленные) при отсутствии энергосервиса) приобретает статус бюджетного обязательства в сумме, определенной в соответствии с условиями договора энергосервиса исходя из цен (тарифов), действующих в периоде, за который производится расчет, в пределах фактического сокращения таких расходов.
Среднесрочное обязательства в сфере здравоохранения приобретает статус бюджетного обязательства в сумме, определенной в соответствии с условиями соглашения (договора), и / или неиспользованных ассигнований, предусмотренных для выполнения программ и осуществления централизованных мероприятий по охране здоровья, при условии ее соответствия предельным показателям расходов государственного бюджета, которые могут быть направлены на заключение среднесрочных обязательств в сфере здравоохранения, определенным законом о Государственном бюджете Украины на соответствующий период. Центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализует государственную политику в сфере здравоохранения, осуществляет постоянный мониторинг соответствия взятых лицом, уполномоченным на осуществление закупок в сфере здравоохранения, среднесрочных обязательств предельным показателям расходов государственного бюджета, могут направляться на такую цель.
2. Распорядители бюджетных средств берут бюджетные обязательства по специальному фонду бюджета исключительно в пределах соответствующих фактических поступлений специального фонда бюджета (с соблюдением требований части второй статьи 57 настоящего Кодекса).
Кредиторская задолженность распорядителей бюджетных средств по среднесрочным обязательствам по договорам на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог на конец текущего бюджетного периода не может превышать остатка средств специального фонда государственного бюджета, образованного за счет поступлений, которые являются источником формирования государственного дорожного фонда и используются по направлениям, определенным пунктами 1 и 2 части третьей статьи 24-2 настоящего Кодекса.
По бюджетным программам, которые осуществляются с привлечением государством кредитов (займов) от иностранных государств, иностранных финансовых учреждений и международных финансовых организаций для реализации инвестиционных проектов, срок действия которых заканчивается в текущем бюджетном периоде, распорядители бюджетных средств имеют право принимать соответствующие бюджетные обязательства в четвертом квартале текущего бюджетного периода более фактические поступления таких кредитов (займов) при условии наличия письменного согласия кредитора на оплату этих обязательств в течение первого квартала следующего бюджетного периода.
3. Размещение заказа, заключение договора, приобретение товара, услуги или осуществления других аналогичных операций в течение бюджетного периода, по которым распорядителем бюджетных средств взято обязательство без соответствующих бюджетных ассигнований или с превышением полномочий, установленных настоящим Кодексом и законом о Государственном бюджете Украины (решением о местном бюджете), являются недействительными. По таким операциям не возникают бюджетные обязательства и не образуется бюджетная задолженность.
4. Обязательства, взятые участником бюджетного процесса без соответствующих бюджетных ассигнований или с превышением полномочий, установленных настоящим Кодексом и законом о Государственном бюджете Украины (решением о местном бюджете) не считаются бюджетными обязательствами (кроме расходов, осуществляемых в соответствии с частью шестой этой статьи) и не подлежат оплате за счет бюджетных средств. Взятие таких обязательств является нарушением бюджетного законодательства. Расходы бюджета на покрытие таких обязательств не осуществляются.
Требования физических и юридических лиц по возмещению убытков и/или ущерба по обязательствам, взятым распорядителями бюджетных средств без соответствующих бюджетных ассигнований или с превышением полномочий, установленных настоящим Кодексом и законом о Государственном бюджете Украины (решением о местном бюджете), взимаемых с лиц, виновных в взятии таких обязательств, в судебном порядке.
5. Казначейство Украины осуществляет регистрацию и учет бюджетных обязательств распорядителей бюджетных средств и отражает их в отчетности об исполнении бюджета. При регистрации и учета бюджетных обязательств осуществляется проверка соответствия направлений расходования бюджетных средств бюджетные ассигнования, паспорта бюджетной программы.
6. Бюджетные обязательства по выплате субсидий, помощи, льгот по оплате потребленных жилищно-коммунальных услуг и услуг связи (в части абонентной платы за пользование квартирным телефоном), компенсаций гражданам из бюджета, на что согласно законам Украины имеют право соответствующие категории граждан, учитываются Казначейством Украины независимо от определенных на эти цели бюджетных назначений.
7. Порядок осуществления регистрации и учета бюджетных обязательств распорядителей бюджетных средств определяется Министерством финансов Украины.
Статья 48 БК Украины на русском языке с изменениями 2024 год (Бюджетный кодекс Украины, БКУ) №2456-VI от 08.07.2010, редакция от 01.01.2022
Структура акта