1. Целью полного общего среднего образования является всестороннее развитие, воспитание и социализация личности, способной к жизни в обществе и цивилизованного взаимодействия с природой, имеет стремление к самосовершенствованию и обучения в течение жизни, готова к сознательному жизненного выбора и самореализации, ответственности, трудовой деятельности и гражданской активности.
Достижение этой цели обеспечивается путем формирования ключевых компетенций, необходимых каждому современному человеку для успешной жизнедеятельности:
свободное владение государственным языком;
способность общаться на родном (при отличии от государственной) и иностранных языках;
математическая компетентность;
компетентности в области естественных наук, техники и технологий;
инновационность;
экологическая компетентность;
информационно-коммуникационная компетентность;
обучения в течение жизни;
гражданские и социальные компетентности, связанные с идеями демократии, справедливости, равенства, прав человека, благополучия и здорового образа жизни, с осознанием равных прав и возможностей;
культурная компетентность;
предприимчивость и финансовая грамотность;
другие компетентности, предусмотренные стандартом образования.
Общими для всех компетенций является следующие умения: чтение с пониманием, умение выражать собственное мнение устно и письменно, критическое и системное мышление, способность логически обосновывать позицию, творчество, инициативность, умение конструктивно управлять эмоциями, оценивать риски, принимать решения, решать проблемы, способность сотрудничать с другими людьми.
2. Полное общее среднее образование в Украине является обязательным и приобретается в институциональных или индивидуальных формах, определенных законодательством, как правило, в учебных заведениях.
3. Полное общее среднее образование имеет три уровня образования:
начальное образование продолжительностью четыре года;
базовое среднее образование продолжительностью пять лет
профильная среднее образование продолжительностью три года.
Начальная базовая средняя и профильная среднее образование могут приобретаться в отдельных учебных заведениях или в структурных подразделениях одного юридического лица (учреждения образования).
4. Начальное образование приобретается, как правило, с шести лет. Дети, которым к началу учебного года исполнилось семь лет, должны начинать получения начального образования этого же учебного года.
5. Лица с особыми образовательными потребностями могут начинать получения начального образования с другой возраста, а продолжительность получения ими начального и базового среднего образования может быть продлена с дополнением образовательной программы коррекционно-развитию этих составляющей. Особенности получения такими лицами полного общего среднего образования определяются специальным законом.
6. На уровнях начальной и базовой среднего образования образовательный процесс может организовываться по циклам, определенным специальным законом, разделение на которые осуществляется с учетом возрастных особенностей физического, психического и интеллектуального развития детей.
7. Получение профильной среднего образования предусматривает два направления:
академическое - профильное обучение на основе сочетания содержания образования, определенного стандартом профильной среднего образования, и углубленного изучения отдельных предметов с учетом способностей и образовательных потребностей соискателей образования с ориентацией на продолжение обучения на высших уровнях образования;
профессиональное - ориентированное на рынок труда профильное обучение на основе сочетания содержания образования, определенного стандартом профильной среднего образования, и профессионально ориентированного подхода к обучению с учетом способностей и потребностей учащихся.
Получение профильной среднего образования по любым направлениям не ограничивает право лица на получение образования на других уровнях образования.
Учебные заведения могут иметь образовательные программы профильной среднего образования по одному или обоим устремлениями.
8. Результаты обучения соискателей образования на каждом уровне полного общего среднего образования оцениваются путем государственной итоговой аттестации, которая может осуществляться в различных формах, определенных законодательством, в форме внешнего независимого оценивания.
Государственная итоговая аттестация соискателей начального образования осуществляется только с целью мониторинга качества образовательной деятельности учебных заведений и / или качества образования.
Порядок, формы проведения и перечень учебных предметов, по которым проводится государственная итоговая аттестация, определяет центральный орган исполнительной власти в сфере образования и науки.
9. Порядок, условия, формы и особенности получения полного общего среднего образования определяются специальным законом.
Статья 12 ЗУ Об образовании на русском языке с изменениями 2024 год №2145-VIII от 05.09.2017, редакция от 21.11.2021
Структура акта