1. В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
1) автономия - право субъекта образовательной деятельности на самоуправление, которое заключается в его самостоятельности, независимости и ответственности в принятии решений по академических (образовательных), организационных, финансовых, кадровых и других вопросов деятельности, осуществляемой в порядке и пределах, определенных законом;
2) академическая свобода - самостоятельность и независимость участников образовательного процесса при производстве педагогической, научно-педагогической, научной и / или инновационной деятельности, осуществляемой на принципах свободы слова, мысли и творчества, распространение знаний и информации, свободного обнародования и использования результатов научных исследований с учетом ограничений, установленных законом;
2-1) безопасное образовательная среда - совокупность условий в учебном заведении, исключающих причинение участникам образовательного процесса физической, имущественной и / или морального вреда, в частности вследствие несоблюдения требований санитарных, противопожарных и / или строительных норм и правил, законодательства по кибербезопасности, защиты персональных данных, безопасности и качества пищевых продуктов и / или предоставления некачественных услуг по питанию, путем физического и / или психологического насилия, эксплуатации, дискриминации по любому признаку, унижение чести, достоинства, деловой репутации (в том числе путем буллинг (травля), распространение ложных сведений и т.д.), пропаганды и / или агитации, в том числе с использованием киберпространства, а также делают невозможным применение на территории и в помещениях учебного заведения алкогольных напитков, табачных изделий, наркотических средств, психотропных веществ;
3) бесплатная образование - образование, которое приобретается лицом за счет средств государственного и / или местных бюджетов в соответствии с законодательством;
3-1) буллинг (травля) - деяния (действия или бездействие) участников образовательного процесса, которые заключаются в психологическом, физическом, экономическом, сексуальном насилии, в том числе с применением средств электронных коммуникаций, совершаемые в отношении малолетнего или несовершеннолетнего лица и (или ) таким лицом относительно других участников образовательного процесса, в результате чего мог быть или был причинен вред психическому или физическому здоровью потерпевшего.
Типичными признаками буллинг (травля) являются:
систематичность (повторяемость) действия;
наличие сторон - обидчик (буллер), потерпевший (жертва буллинг), наблюдатели (при наличии);
действия или бездействие обидчика, следствием которых является причинение психической и / или физического вреда, унижение, страх, тревога, подчинение потерпевшего интересам обидчика, и / или причинение социальной изоляции потерпевшего;
4) преподавательская деятельность - деятельность, направленная на формирование знаний, других компетенций, мировоззрения, развитие интеллектуальных и творческих способностей, эмоционально-волевых и / или физических качеств соискателей образования (лекция, семинар, тренинг, курсы, мастер-класс, вебинар т.д.) и которая производится педагогическим (научно-педагогическим) работником, самозанятым лицом (кроме лиц, которым такая форма преподавательской деятельности запрещена законом) или другим физическим лицом на основании соответствующего трудового или гражданско-правового договора;
5) электронный учебник (пособие) - электронное учебное издание с систематизированным изложением учебного материала, соответствующего образовательной программе, содержит цифровые объекты различных форматов и обеспечивает интерактивное взаимодействие;
6) учебное заведение - юридическое лицо публичного или частного права, основным видом деятельности которой является образовательная деятельность;
7) основатель учебного заведения - орган государственной власти от имени государства, соответствующий совет от имени территориальной общины (общин), физическая и / или юридическое лицо, решением и за счет имущества которых основано учебное заведение или которые иным способом в соответствии с законодательством приобрели права и обязанностей учредителя;
8) соискатели образования - воспитанники, ученики, студенты, курсанты, слушатели, стажеры, аспиранты (адъюнкты), другие лица, которые получают образование по любым видом и формой получения образования;
9) индивидуальная образовательная траектория - персональный путь реализации личностного потенциала соискателя образования, формируется с учетом его способностей, интересов, потребностей, мотивации, возможностей и опыта, основывается на выборе соискателем образования видов, форм и темпа получения образования, субъектов образовательной деятельности и предложенных ими образовательных программ, учебных дисциплин и уровня их сложности, методов и средств обучения. Индивидуальная образовательная траектория в учебном заведении может быть реализована через индивидуальный учебный план;
10) индивидуальная программа развития - документ, обеспечивающий индивидуализацию обучения лица с особыми образовательными потребностями, закрепляет перечень необходимых психолого-педагогических, коррекционных потребностей / услуг для развития ребенка и разрабатывается группой специалистов с обязательным привлечением родителей ребенка с целью определения конкретных учебных стратегий и подходов к обучению;
11) индивидуальный учебный план - документ, определяющий последовательность, форму и темп усвоения соискателем образования образовательных компонентов образовательной программы с целью реализации его индивидуальной образовательной траектории и разрабатывается учебным заведением во взаимодействии с соискателем образования при наличии необходимых для этого ресурсов;
12) инклюзивное обучение - система образовательных услуг, гарантированных государством, основанный на принципах недискриминации, учета многообразия человека, эффективного привлечения и включение в образовательный процесс всех его участников;
13) инклюзивное образовательное среда - совокупность условий, способов и средств их реализации для совместного обучения, воспитания и развития соискателей образования с учетом их потребностей и возможностей;
14) квалификация - признана уполномоченным субъектом и заверенная соответствующим документом стандартизирована совокупность полученных лицом компетенций (результатов обучения);
15) компетентность - динамическая комбинация знаний, умений, навыков, способов мышления, взглядов, ценностей, других личных качеств, определяет способность человека успешно социализироваться, осуществлять профессиональную и / или дальнейшую учебную деятельность;
15-1) коррекционно-развитию услуги (помощь) - комплексная система мер сопровождения лица с особыми образовательными потребностями в процессе обучения, направленных на коррекцию нарушений путем развития личности, ее познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и речи;
16) образовательный процесс - система научно-методических и педагогических мероприятий, направленных на развитие личности путем формирования и применения ее компетенций;
17) образовательная деятельность - деятельность субъекта образовательной деятельности, направленная на организацию, обеспечение и реализацию образовательного процесса в формальной и / или неформальном образовании;
18) образовательная услуга - комплекс определенных законодательством, образовательной программой и / или договором действий субъекта образовательной деятельности, имеют определенную стоимость и направлены на достижение соискателем образования ожидаемых результатов обучения;
19) образовательная программа - единый комплекс образовательных компонентов (предметов изучения, дисциплин, индивидуальных заданий, контрольных мероприятий и т.п.), спланированных и организованных для достижения определенных результатов обучения;
20) лицо с особыми образовательными потребностями - лицо, требующее дополнительной постоянной или временной поддержки в образовательном процессе с целью обеспечения его права на образование;
21) педагогическая деятельность - интеллектуальная, творческая деятельность педагогического (научно-педагогического) работника или самозанятого лица в формальной и / или неформальном образовании, направленная на обучение, воспитание и развитие личности, ее общекультурных, гражданских и / или профессиональных компетенций;
21-1) психолого-педагогические услуги - комплексная система мероприятий по организации образовательного процесса и развития личности с особыми образовательными потребностями, предусмотренных индивидуальной программой развития и предоставляются педагогическими работниками учебных заведений, инклюзивного-ресурсных центров, другими специалистами;
21-2) психолого-педагогическое сопровождение - комплексная система мероприятий по организации образовательного процесса и развития ребенка, предусмотренных индивидуальной программой развития;
22) результаты обучения - знания, умения, навыки, способы мышления, взгляды, ценности, иные личные качества, приобретенные в процессе обучения, воспитания и развития, которые можно идентифицировать, спланировать, оценить и измерить и которые лицо способно продемонстрировать после завершения образовательной программы или отдельных образовательных компонентов;
23) уровень образования - завершенный этап образования, характеризуется уровнем сложности образовательной программы, совокупностью компетенций, определенных, как правило, стандартом образования и соответствуют определенному уровню Национальной рамки квалификаций
24) разумное приспособление - введение, если это нужно в конкретном случае, необходимых модификаций и адаптаций с целью обеспечения реализации лицами с особыми образовательными потребностями конституционного права на образование наравне с другими лицами;
25) система образования - совокупность составляющих образования, уровней и ступеней образования, квалификации, образовательных программ, стандартов образования, лицензионных условий, учебных заведений и других субъектов образовательной деятельности, участников образовательного процесса, органов управления в сфере образования, а также нормативно-правовых актов, регулирующих отношения между ними;
26) специальные законы - законы Украины "О дошкольном образовании", "О полном общем среднем образовании", "О внешкольном образовании", "О профессионально-техническом образовании", "О высшем образовании";
27) субъект образовательной деятельности - физическое или юридическое лицо (учебное заведение, предприятие, учреждение, организация), осуществляющее образовательную деятельность;
28) универсальный дизайн в сфере образования - дизайн предметов, окружающей среды, образовательных программ и услуг, обеспечивает их максимальную пригодность для использования всеми лицами без необходимой адаптации или специального дизайна;
29) качество образования - соответствие результатов обучения требованиям, установленным законодательством, соответствующим стандарту образования и / или договором о предоставлении образовательных услуг;
30) качество образовательной деятельности - уровень организации, обеспечения и реализации образовательного процесса, обеспечивает получение лицами качественного образования и соответствует требованиям, установленным законодательством и / или договором о предоставлении образовательных услуг.
2. Положения настоящего и специальных законов в отношении родителей касаются также других законных представителей соискателей образования. Родители, другие законные представители реализуют соответствующие положения этого Закона и специальных законов в отношении лиц, не достигших совершеннолетия, а также в соответствии с законодательством в отношении лиц, дееспособность которых ограничена.
Статья 1 ЗУ Об образовании на русском языке с изменениями 2024 год №2145-VIII от 05.09.2017, редакция от 21.11.2021
Структура акта