Статья 8 Закона Украины О жилищно-коммунальных услугах. Права и обязанности исполнителей коммунальных услуг и управляющих

1. Исполнитель коммунальной услуги вправе:

1) требовать от потребителя соблюдения требований правил эксплуатации жилых помещений и придомовой территории, санитарно-гигиенических правил и правил пожарной безопасности, других нормативно-правовых актов в сфере коммунальных услуг;

2) требовать от потребителя своевременного проведения работ по устранению выявленных неполадок, связанных с получением коммунальных услуг, которые возникли по вине потребителя, или возмещения стоимости таких работ;

3) получать компенсацию за предоставленные в соответствии с законом отдельным категориям граждан льготы и начисленные субсидии по оплате коммунальных услуг;

4) доступа к жилья, других объектов недвижимого имущества для ликвидации аварий, устранение неполадок санитарно-технического и инженерного оборудования, его установки и замены, проведения технических и профилактических осмотров и проверки показаний приборов - распределителей тепловой энергии и / или узлов учета, обеспечивают индивидуальный учет потребления соответствующей коммунальной услуги в квартирах (помещениях) многоквартирного дома, в порядке, определенном законом и договорами о предоставлении коммунальных услуг;

5) прекратить / приостановить предоставление коммунальных услуг в случае их неоплаты или оплаты в полном объеме в порядке и сроки, установленные законом и договором, кроме случаев, когда качество и / или количество таких услуг не соответствуют условиям договора;

6) обращаться в суд в случае нарушения потребителями условий договора;

7) в случае заключения индивидуального договора или индивидуального договора с обслуживанием внутридомовых систем получать информацию от потребителя об изменении собственника жилья (другого объекта недвижимого имущества) и фактического количества лиц, постоянно проживающих в жилье потребителя, в случаях и порядке, предусмотренных договором;

8) образовывать системы управления качеством и проводить их сертификацию в соответствии с национальными или международными стандартами аккредитованными органами по сертификации.

2. Исполнитель коммунальной услуги обязан:

1) обеспечивать своевременность предоставления, непрерывность и соответствующее качество коммунальных услуг согласно законодательству и условиям договоров об их предоставлении, в том числе путем создания системы управления качеством в соответствии с национальными или международными стандартами;

2) готовить и заключать с потребителем договора о предоставлении коммунальных услуг с определением ответственности за соблюдение условий их выполнения согласно типовому договору;

3) без дополнительной оплаты предоставлять в установленном порядке необходимую информацию о ценах / тарифах, общую стоимость месячного платежа, структуре цены / тарифа, нормах потребления и порядок предоставления соответствующей услуги, а также о ее потребительские свойства и другую информацию, предусмотренную законодательством;

4) своевременно проводить подготовку объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в осенне-зимний период;

5) рассматривать в определенный законодательством срок претензии и жалобы потребителей, в определенных законом случаях - управляющих, и проводить соответствующие перерасчеты размера платы за коммунальные услуги в случае их непредоставления, предоставления не в полном объеме, несвоевременно или ненадлежащего качества, а также в других случаях, определенных договором о предоставлении коммунальных услуг;

6) принимать меры к ликвидации аварий, устранения нарушений качества услуг в сроки, установленные законодательством;

7) выплачивать потребителю штраф за превышение установленных сроков проведения аварийно-восстановительных работ в размере, определенном законодательством;

8) своевременно реагировать на вызовы потребителей, подписывать акты-претензии, вести учет требований (претензий) потребителей в связи с нарушением порядка предоставления жилищно-коммунальных услуг;

9) своевременно и за свой счет проводить работы по устранению выявленных неполадок, связанных с предоставлением коммунальных услуг, которые возникли по его вине;

10) в случае заключения индивидуального договора или индивидуального договора с обслуживанием внутридомовых систем осуществлять распределение общедомового объема услуг между совладельцами многоквартирного дома в предусмотренном законодательством и договором порядке;

11) информировать потребителей о намерении изменения цен / тарифов на коммунальные услуги в соответствии с законодательством;

12) контролировать соблюдение установленных межповерочных интервалов узлов коммерческого учета;

13) в случае заключения коллективного договора или договора о предоставлении коммунальных услуг по коллективным потребителем информировать управляющего, уполномоченный орган управления объединения совладельцев многоквартирного дома, правления жилищно-строительного кооператива, с которыми заключен соответствующий договор, о выходе из строя, необходимость ремонта, снятие с абонентского учета узлов коммерческого учета, а также о наступлении срока их поверки;

14) направлять управляющему или соответствующим исполнителям в течение пяти рабочих дней полученные жалобы потребителей о предоставлении коммунальных услуг, если решение таких жалоб касается обязанностей управляющего или иных исполнителей услуг.

3. Управляющий многоквартирного дома имеет право:

1) требовать от потребителя соблюдения требований правил эксплуатации жилых помещений и придомовой территории, санитарно-гигиенических правил и правил пожарной безопасности, других нормативно-правовых актов в сфере коммунальных услуг;

2) требовать от потребителя своевременного проведения работ по устранению выявленных неполадок, связанных с эксплуатацией общего имущества, возникших по вине потребителя, или возмещения стоимости таких работ;

3) получать компенсацию за предоставленные в соответствии с законом отдельным категориям граждан льготы и начисленные субсидии по оплате жилищных услуг;

4) получать информацию от потребителей о смене собственника жилья (другого объекта недвижимого имущества) и фактического количества лиц, постоянно проживающих в жилье потребителя, в случаях и порядке, предусмотренных договором;

5) по решению совладельцев многоквартирного дома предоставлять в аренду, устанавливать сервитут относительно общего имущества многоквартирного дома;

6) доступа в помещения, зданий и сооружений для ликвидации аварий, устранение неполадок, возникших в санитарно-техническом и инженерном оборудовании, его установки и замены, проведения технических и профилактических осмотров в порядке, определенном законодательством и договором о предоставлении услуг по управлению многоквартирным домом ;

7) вести претензионно-исковую работу в случае возникновения задолженности за предоставленные услуги в порядке и сроки, установленные законом и / или договором;

8) образовывать системы управления качеством и проводить их сертификацию в соответствии с национальными или международными стандартами аккредитованными органами по сертификации;

9) в случаях и порядке, предусмотренных договором, прекратить / приостановить оказание услуг по управлению в случае их неоплаты или оплаты в полном объеме;

10) по письменному заявлению совладельца многоквартирного дома действовать от его имени в качестве представителя такого совладельца в отношениях с исполнителями коммунальных услуг. В таком случае применяются положения Гражданского кодекса Украины о поручении.

4. Управляющий многоквартирного дома обязан:

1) обеспечивать надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома и придомовой территории в соответствии с нормативными требованиями и договора о предоставлении услуг по управлению многоквартирным домом, от своего имени заключать с подрядчиками необходимые договоры о выполнении отдельных работ и услуг;

2) от имени совладельцев многоквартирного дома принимать меры для обеспечения защиты общего имущества многоквартирного дома от противоправных посягательств и взыскании с лиц, виновных в уничтожении, повреждении или краже общего имущества, возмещения причиненных убытков;

3) вести и хранить техническую и другую установленную законом и / или договором документацию многоквартирного дома;

4) информировать совладельцев многоквартирного дома о необходимости капитального ремонта (замены) общего имущества многоквартирного дома;

5) в случае принятия совладельцами многоквартирного дома соответствующего решения от имени, в интересах и за счет совладельцев заключать с исполнителями коммунальных услуг договоры о предоставлении таких услуг, обеспечивать выполнение условий договоров и контроль качества этих услуг;

6) заключить с исполнителем услуги по поставке электрической энергии договор о поставках электрической энергии для освещения мест общего пользования, питание лифтов и обеспечение функционирования другого общего имущества многоквартирного дома, обеспечивать выполнение условий этого договора и контроль качества этих услуг;

7) по решению совладельцев многоквартирного дома и в пределах выделенных им средств организовывать выполнение и выступать заказчиком работ по капитальному ремонту (замене) общего имущества многоквартирного дома;

8) в случае принятия соответствующего решения совладельцами многоквартирного дома принимать на банковский счет, открытый для расчетов по отдельному многоквартирным домом для этой цели, взносы на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, арендную плату и плату за сервитуты и обеспечивать проведение соответствующих расчетов, а также на запрос любого совладельца многоквартирного дома, находящегося в его управлении, предоставлять информацию о движении средств на соответствующем счете;

9) вести раздельный учет доходов и расходов по каждому многоквартирным домом, находящимся в его управлении, и обеспечивать совладельцам многоквартирного дома свободный доступ к такой информации по их дома в порядке, определенном договором;

10) ежегодно отчитываться перед потребителями о выполнении сметы расходов и подавать смету расходов на текущий год потребителям на согласование;

11) направлять в течение пяти рабочих дней соответствующим исполнителям полученные жалобы потребителей о предоставлении коммунальных услуг, если решение таких жалоб касается обязанностей исполнителей услуг (работ);

12) в случае принятия совладельцами многоквартирного дома соответствующего решения от имени, в интересах и за счет совладельцев заключать с исполнителями коммунальных услуг договоры о предоставлении таких услуг, осуществлять учет объема соответствующих потребленных коммунальных услуг и их оплаты, в том числе по каждому совладельца; осуществлять распределение между совладельцами объема потребленной коммунальной услуги в соответствии с законодательством;

13) в случае принятия совладельцами многоквартирного дома соответствующего решения от имени, в интересах и за счет совладельцев заключать с исполнителями коммунальных услуг договоры о предоставлении таких услуг, открывать текущий счет со специальным режимом использования по каждой коммунальной услуге для проведения расчетов согласно коллективному договору о предоставлении коммунальных услуг в общем порядке, определенном Национальным банком Украины для открытия текущих счетов.

По соглашению сторон договором о предоставлении услуг по управлению многоквартирным домом также может быть предусмотрено другие права и обязанности управляющего многоквартирного дома.

Статья 8 ЗУ О жилищно-коммунальных услугах на русском языке с изменениями 2024 год №2189-VIII от 09.11.2017, редакция от 01.05.2021

Закон действующий. Актуальность проверена 10.02.2021

Структура акта