Закон Украины О жилищно-коммунальных услугах. Раздел VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящий Закон вступает в силу со дня, следующего за днем его опубликования, и вводится в действие с 1 мая 2019 года, кроме:

статьи 1, части первой статьи 2, статей 3-7, 9, 11, 12, части второй статьи 26, статей 27 и 29 (в части регулирования услуги по управлению многоквартирным домом), части второй статьи 2, частей третьей и четвертой статьи 8 , частей второй и третьей статьи 10, статьи 15, частей первой, третьей и пятой статьи 16, статьи 18, части пятой статьи 28, пунктов 2, 3-1, 6, подпункта 1, подпункта "б" подпункта 2 , подпунктов 5 и 11 пункта 8 настоящего раздела, которые вводятся в действие через шесть месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона;

части третьей статьи 11, абзацев первого и второго части пятой статьи 18, которые вводятся в действие с 1 января 2019 года.

2. Признать утратившим силу Закон Украины "О жилищно-коммунальных услугах" (Ведомости Верховной Рады Украины, 2004 г.., № 47, ст. 514 с последующими изменениями) со дня введения в действие настоящего Закона, кроме норм, регулирующие предоставление услуг по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий, управлению домом, сооружением или группой домов, ремонту помещений, домов, сооружений, теряют силу через шесть месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона.

3. Договоры о предоставлении коммунальных услуг, заключенные до вступления в силу этого Закона, сохраняют силу на условиях, определенных таким договорам, до даты вступления в силу договоров о предоставлении соответствующих коммунальных услуг, заключенным по правилам, определенным настоящим Законом.

В случае если договорам о предоставлении коммунальных услуг, заключенным до введения в действие этого Закона, предусмотрено более ранний срок их прекращения, такие договоры считаются продленными на тот же срок и на тех же условиях.

Договоры о предоставлении коммунальных услуг, в том числе с совладельцами многоквартирных домов, которые не приняли решение о модели организации договорных отношений с исполнителями коммунальных услуг, должны быть заключены исполнителями соответствующих коммунальных услуг в течение двух месяцев со дня вступления в силу решения Кабинета Министров Украины об утверждении типовых публичных договоров присоединения о предоставлении коммунальных услуг.

Льготы и субсидии для возмещения расходов по оплате коммунальных услуг, предоставляемых по договорам, заключенным до введения в действие этого Закона, предоставляются до даты вступления в силу договоров о предоставлении коммунальных услуг, заключенным в соответствии с настоящим Законом.

3-1. Договоры о предоставлении услуг по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий, заключенные с исполнителями таких услуг или управляющими, определенными в соответствии с этим Законом, до введения в действие норм этого Закона, регулирующие предоставление услуги по управлению многоквартирным домом, сохраняют силу на условиях, определенных таким договорам (в том числе по вывозу бытовых отходов - при наличии), до даты вступления в силу договоров о предоставлении услуг по управлению многоквартирным домом, заключенным по правилам, определенным настоящим Законом.

В случае если такими договорами предусмотрено более ранний срок их прекращения, такие договоры считаются продленными на тот же срок и на тех же условиях.

С даты введения в действие норм этого Закона, регулирующие предоставление услуги по управлению многоквартирным домом, изменение любых условий договоров о предоставлении услуг по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий, приложений и смет (цен / тарифов) к ним запрещается и считается ничтожной . Исполнитель таких услуг или управляющий имеет право досрочно расторгнуть соответствующий договор, предупредив об этом потребителей не позднее чем за два месяца до дня расторжения договора.

В случае принятия совладельцами многоквартирного дома решения о форме (изменение формы) управления многоквартирным домом договора о предоставлении услуг по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий, заключенные с исполнителем таких услуг или управляющим, определенным в соответствии с настоящим Законом до введения в действие норм этого Закона, регулирующих предоставление услуги по управлению многоквартирным домом, теряют силу с даты, определенной собранием совладельцев (общим собранием объединения совладельцев) многоквартирного дома, или с даты начала исполнения обязательств по договору о предоставлении услуги по управлению многоквартирным домом, заключенным по правилам, определенными настоящим Законом, но не ранее чем через два месяца после направления лицом, уполномоченным на это собранием совладельцев (общим собранием объединения совладельцев) многоквартирного дома, такому исполнителю, управляющему письменного уведомления о прекращении договоров.

В таком случае исполнитель или управляющий не позднее 30 дней с даты прекращения договоров должен осуществить окончательное начисления платы за предоставленные услуги в соответствии с фактическими начислений и объемов предоставленных соответствующих услуг.

Льготы и субсидии для возмещения расходов по оплате услуг по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий предоставляются в течение срока действия договоров о предоставлении услуг по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий.

До утверждения Кабинетом Министров Украины Типового договора о предоставлении услуги по управлению многоквартирным домом стороны заключают договор о предоставлении услуг по управлению многоквартирным домом по форме и на условиях, согласованных между управляющим и совладельцами, а в случае определения управляющего органом местного самоуправления на конкурсной основе - исполнительным органом местного совета (или другим органом - субъектом властных полномочий, которому делегированы функции по осуществлению управления объектами жилищно-коммунального хозяйства, обеспечения их содержания и эффективной эксплуатации, необходимого уровня и качества услуг). Условия таких договоров, которые противоречат положениям Типового договора о предоставлении услуги по управлению многоквартирным домом после его утверждения Кабинетом Министров Украины, не применяются, а регулирование отношений сторон договора в этой части осуществляется согласно соответствующим нормам Типового договора о предоставлении услуги по управлению многоквартирным домом.

4. Совладельцы многоквартирных домов независимо от выбранной ими формы управления многоквартирным домом могут принять решение о модели организации договорных отношений с исполнителями коммунальных услуг (кроме услуг по поставке и распределению электрической энергии и услуг по поставке и распределению природного газа) по каждому виду коммунальной услуги согласно частью первой статьи 14 настоящего Закона и заключить с исполнителями коммунальных услуг письменные договоры о предоставлении соответствующих коммунальных услуг.

{Пункт 5 раздела VI исключен на основании Закона № 1060-IX от 03.12.2020}

6. В многоквартирных домах, в которых на 1 января 2021 не создано ОСМД, совладельцами не принято решение о форме управления многоквартирным домом и не объявлен конкурс по назначению управляющего многоквартирного дома в соответствии с частью пятой статьи 13 Закона Украины «Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме", исполнительный орган местного совета (или другой орган - субъект властных полномочий, которому делегированы функции по осуществлению управления объектами жилищно-коммунального хозяйства, обеспечения их содержания и эффективной эксплуатации, необходимого уровня и качества услуг) обязан объявить и провести такой конкурс до 1 мая 2021 года.

Порядок проведения конкурса по назначению управляющего многоквартирного дома устанавливается центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной жилищной политики и государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Организатор конкурса не может устанавливать другие условия или положения проведения конкурса, противоречащих таком порядке.

Договор о предоставлении услуги по управлению многоквартирным домом сроком на один год от имени совладельцев многоквартирного дома подписывает уполномоченное лицо исполнительного органа соответствующего местного совета, по решению которого назначен управляющего.

Если за один месяц до истечения указанного срока ни одна из сторон не уведомит письменно другую сторону об отказе от договора, договор считается продленным на очередной однолетний срок.

В случае если в течение действия договора о предоставлении услуг по управлению многоквартирным домом, заключенного по результатам конкурса, совладельцы многоквартирного дома примут решение о форме (изменение формы) управления многоквартирным домом или об избрании другого управляющего, они имеют право досрочно расторгнуть такой договор с даты, определенной собранием совладельцев (общим собранием объединения совладельцев) многоквартирного дома, но не ранее чем через два месяца после направления лицом, уполномоченным на это собранием совладельцев (общим собранием объединения совладельцев) многоквартирного дома, такому исполнителю, управляющему письменного уведомления о прекращении договора. В таком случае управляющий должен осуществить окончательное начисления платы за предоставленные услуги в соответствии с фактическими начислений и объемов предоставленных соответствующих услуг.

6-1. В многоквартирных домах, а также одно- и двухквартирных жилых домах, общежитиях, в которых все квартиры, жилые и нежилые помещения являются исключительно государственной или коммунальной собственности, управляющий многоквартирного дома определяется органом, уполномоченным управлять государственным или коммунальным имуществом соответственно.

Обязательства по оплате услуги по управлению многоквартирным домом в таких домах, общежитиях в случае сдачи в наем (аренду) квартир, жилых и / или нежилых помещений несут наниматели (арендаторы) таких квартир и / или помещений.

7. В многоквартирных домах, в которых на день вступления в силу настоящего Закона не менее половина квартир и нежилых помещений отделена (отключена) от сетей (систем) централизованного отопления (теплоснабжения) и снабжению горячей водой, владельцы квартир и нежилых помещений, присоединенных к таким сетей (систем), не обязаны, но имеют право исключительно по собственному решению в установленном порядке отделить (отключить) от них свою квартиру или нежилое помещение и устроить систему индивидуального теплоснабжения (отопления и / или горячего водоснабжения) в такой квартире или нежилом помещении .

Не допускается принудительное отделение (отключения) от сетей (систем) централизованного отопления (теплоснабжения) и снабжения горячей водой владельцев квартир и нежилых помещений, присоединенных к таким сетям (систем), в многоквартирных домах в случае отделения (отключения) от этих сетей (систем) других владельцев квартир и нежилых помещений.

7-1. Потребителям коммунальных услуг собственникам (совладельцам) помещений, оборудованных индивидуальными системами отопления и / или горячего водоснабжения, в соответствующей здания, которые платят плату за абонентское обслуживание, предоставляются льготы и субсидии на оплату этого платежа.

8. Внести изменения в следующие законы Украины:

1) в абзаце первом пункта 11 части первой статьи 20 Закона Украины "О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы" (Ведомости Верховной Рады Украины, 1992 г.., № 13, ст. 178; 2006г., № 49 ст. 485) слова "содержание домов" заменить словами "управления многоквартирными домами»;

2) в Законе Украины "О местном самоуправлении в Украине" (Ведомости Верховной Рады Украины, 1997 г.., № 24, ст. 170 с последующими изменениями):

а) в пункте "а" статьи 28:

подпункт 2 изложить в следующей редакции:

"2) установление в порядке и пределах, определенных законодательством, тарифов на бытовые, коммунальные (кроме тарифов на тепловую энергию, централизованное водоснабжение и централизованное водоотведение, услуги по снабжению горячей воды, которые устанавливаются Национальной комиссией, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг), транспортные и другие услуги ";

дополнить подпунктом 9 следующего содержания:

"9) участие в организации и финансировании капитальных ремонтов жилых домов, капитальных ремонтов имущества, находящегося в общей собственности совладельцев многоквартирного дома, в пределах бюджетных программ, определенных по решению соответствующего сельского, поселкового, городского совета»;

б) пункт "а" статьи 30 дополнить подпунктами 20-22 следующего содержания:

"20) назначение в случаях и в порядке, установленных законом, управляющего многоквартирного дома;

21) установление нормативов (норм) потребления коммунальных услуг в порядке, предусмотренном Кабинетом Министров Украины;

22) определение единицы измерения объема предоставленных услуг по обращению с бытовыми отходами ";

3) в Законе Украины "Об отходах" (Ведомости Верховной Рады Украины, 1998 г.., № 36-37, ст. 242 с последующими изменениями):

а) статью 1 дополнить абзацем следующего содержания:

"Услуги по обращению с бытовыми отходами - услуги по вывозу, переработке и захоронению бытовых отходов, предоставляемые в населенном пункте согласно правилам благоустройства территории населенного пункта, разработанными с учетом схемы санитарной очистки населенного пункта и утвержденными органом местного самоуправления";

б) пункт "б" части первой статьи 15 изложить в следующей редакции:

"Б) вносить в установленном порядке плату за услуги по обращению с бытовыми отходами";

в) часть первую статьи 18 дополнить пунктом "с" следующего содержания:

"С) установление порядка формирования тарифов на услуги по обращению с бытовыми отходами";

г) части вторую и третью статьи 35-1 заменить тремя новыми частями следующего содержания:

"Владельцы или наниматели, пользователи, в том числе арендаторы, источников образования бытовых отходов заключают договора с исполнителем услуг по вывозу бытовых отходов, осуществляют оплату услуг по обращению с бытовыми отходами и обеспечивают раздельный сбор бытовых отходов.

Исполнителя услуг по вывозу бытовых отходов определяет орган местного самоуправления на конкурсной основе в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

Исполнитель услуг по вывозу бытовых отходов заключает договоры о предоставлении услуг по обращению с бытовыми отходами с потребителями. Исполнитель услуг по вывозу бытовых отходов обязан заключить договоры о предоставлении услуг по переработке и захоронению бытовых отходов с субъектами хозяйствования, предоставляющих такие услуги в соответствии с правилами благоустройства территории населенного пункта, разработанных с учетом схемы санитарной очистки населенного пункта. Договоры о предоставлении услуг по обращению с бытовыми отходами должны содержать информацию о заключенных договорах между исполнителем услуг по вывозу бытовых отходов и субъектами хозяйствования, предоставляющих услуги по переработке и / или захоронения бытовых отходов ".

В связи с этим части четвертую - пятнадцатую считать соответственно частями пятой - шестнадцатой;

г) часть первую статьи 38 дополнить пунктом "и" следующего содержания:

"И) стимулирование потребителей к раздельному сбору отходов путем исключения из платы за услугу обращения с бытовыми отходами стоимости операций по обращению с раздельно собранными (отсортированными) полезными компонентами этих отходов";

4) в Законе Украины "О естественных монополиях" (Ведомости Верховной Рады Украины, в 2000 г.., № 30, ст. 238 с последующими изменениями):

а) в части первой статьи 5:

абзац двенадцатый изложить в следующей редакции:

"Централизованного водоснабжения, водоотведения";

абзац пятнадцатый исключить;

б) абзац одиннадцатый статьи 6 исключить;

5) статью 9 Закона Украины "О государственных социальных стандартах и государственных социальных гарантиях" (Ведомости Верховной Рады Украины, 2000 г.., № 48, ст. 409) изложить в следующей редакции:

"Статья 9. Государственные социальные нормативы в сфере жилищно-коммунального обслуживания

Государственные социальные нормативы в сфере жилищно-коммунального обслуживания устанавливаются с целью определения государственных социальных гарантий предоставления жилищно-коммунальных услуг и размеров расходов на наем жилья, управление жильем и оплату коммунальных услуг, обеспечивающих реализацию конституционного права гражданина на жилье.

Государственных социальных нормативов относятся:

предельная норма расходов на управление жильем, оплату коммунальных услуг, предусмотренных Законом Украины «О жилищно-коммунальных услугах", в зависимости от получаемого дохода;

социальная норма жилья и социальные нормативы пользования коммунальными услугами, по оплате которых государство предоставляет льготы и устанавливает субсидии гражданам;

показатели качества управления многоквартирным домом и предоставления коммунальных услуг ";

6) часть первую статьи 19 Закона Украины "О питьевой воде и питьевом водоснабжении" (Ведомости Верховной Рады Украины, 2002 г.., № 16, ст. 112; 2017, № 29, ст. 314, № 34, ст. 370 ) дополнить абзацем шестым следующего содержания:

"Индивидуальными и коллективными потребителями жилищно-коммунальных услуг, определенным Законом Украины« О жилищно-коммунальных услугах ";

7) в Законе Украины "О теплоснабжении" (Ведомости Верховной Рады Украины, 2005г., № 28, ст. 373; 2010, № 49, ст. 571; 2015, № 36, ст. 364; 2016 г. ., № 51, ст. 833; 2017, № 17, ст. 207):

а) абзац шестой статьи 16 после слова "разработка" дополнить словами "и утверждения";

б) часть четырнадцатую статьи 20 дополнить предложением третьим следующего содержания: "Тарифы на тепловую энергию, вырабатываемую и поставляется с помощью систем автономного отопления, формируются и устанавливаются отдельно для каждого многоквартирного дома, оборудованного системой автономного отопления, с учетом себестоимости производства и поставки тепловой энергии на таких системах, а также рентабельности предприятия, осуществляющего такую деятельность ";

8) в Законе Украины "О государственном регулировании в сфере коммунальных услуг" (Ведомости Верховной Рады Украины, 2010 г.., № 49, ст. 571; 2012, № 7, ст. 53; 2013, № 40, ст . 537; 2014, № 23, ст. 874; 2016, № 51, ст. 833):

а) пункт 3 части первой статьи 1 изложить в следующей редакции:

"3) тарифы на коммунальные услуги - тарифы на тепловую энергию (кроме тарифов на производство тепловой энергии на теплоэлектроцентралях, теплоэлектростанциях, атомных электростанциях и когенерационных установках и установках с использованием нетрадиционных или возобновляемых источников энергии), транспортировки тепловой энергии магистральными и местными (распределительными) тепловыми сетями, снабжению тепловой энергии, тарифы на централизованное водоснабжение и централизованное водоотведение, тарифы на услуги по снабжению горячей воды ";

б) абзацы третий и четвертый пункта 2 части первой статьи 6 исключить;

в) в тексте Закона слова "централизованное водоснабжение и водоотвод" во всех падежах заменить словами "централизованное водоснабжение и централизованное водоотведение" в соответствующем падеже, а слова "захоронения бытовых отходов", "переработка бытовых отходов" и "переработки и захоронения бытовых отходов" исключить ;

9) абзацы первый - третий части четвертой статьи 17 Закона Украины "О метрологии и метрологической деятельности" (Ведомости Верховной Рады Украины, 2014, № 30, ст. 1008; 2017, № 34, ст. 370) заменить п ' пятью новыми абзацами следующего содержания:

"4. Периодическая поверка, обслуживание и ремонт (в том числе демонтаж, транспортировка и монтаж) средств измерительной техники (результаты измерений которых используются для осуществления расчетов за потребленные для бытовых нужд электрическую энергию и газ), является собственностью физических лиц, общей собственностью совладельцев многоквартирного дома, осуществляются за счет субъектов хозяйствования, предоставляющих услуги по электро- и газоснабжения.

Ответственность за своевременность проведения периодической поверки, обслуживания и ремонта (в том числе демонтажа, транспортировки и монтажа) средств измерительной техники (результаты измерений которых используются для осуществления расчетов за потребленные для бытовых нужд электрическую энергию и газ), является собственностью физических лиц, общей собственностью совладельцев многоквартирного дома, возлагается на субъектов хозяйствования, предоставляющих услуги по электро- и газоснабжения.

Ответственность за своевременность проведения периодической поверки, обслуживания и ремонта (в том числе демонтажа, транспортировки и монтажа) средств измерительной техники (результаты измерений которых используются для осуществления коммерческих расчетов за потребленные тепловую энергию и воду) возлагается на субъектов хозяйствования, которые осуществляют обслуживание соответствующих средств измерительной техники.

Периодическая поверка средств измерений (результаты измерений которых используются для осуществления расчетов за потребленные электрическую энергию и газ) проводится за счет тарифов на электро- и газоснабжения. Периодическая поверка средств измерений (результаты измерений которых используются для осуществления коммерческих расчетов за потребленные тепловую энергию и воду) проводится за счет взносов за обслуживание узлов коммерческого учета, установленных в соответствии с Законом Украины "О коммерческом учете тепловой энергии и водоснабжения".

Периодическая поверка, обслуживание и ремонт (в том числе демонтаж, транспортировка и монтаж) узлов учета, обеспечивающих индивидуальный учет потребления тепловой энергии и воды в квартирах (помещениях) дома, осуществляются за счет собственников таких узлов учета, если иное не установлено договором, а в случае заключения совладельцами многоквартирного дома индивидуальных договоров о предоставлении соответствующей коммунальной услуги периодическая поверка, обслуживание и ремонт (в том числе демонтаж, транспортировка и монтаж) таких узлов учета обеспечиваются исполнителем коммунальной услуги за счет платы за абонентское обслуживание, установленной в соответствии с Законом Украины "О жилищно-коммунальных услугах".

В связи с этим абзац четвертый считать абзацем шестым;

10) пункт 28 части первой статьи 7 Закона Украины "О лицензировании видов хозяйственной деятельности" (Ведомости Верховной Рады Украины, 2015, № 23, ст. 158) изложить в следующей редакции:

"28) централизованное водоснабжение и централизованное водоотведение, кроме централизованного водоснабжения и водоотведения по нерегулируемому тарифу";

11) в Законе Украины "Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме" (Ведомости Верховной Рады Украины, 2015, № 29, ст. 262):

а) в части пятой статьи 5:

первое предложение после слов "обязан передать" дополнить словами "паспорт объекта строительства и";

второе предложение после слов "лицо не определено" дополнить словами "паспорт объекта строительства и" слово "передается" заменить словом "передаются";

б) в статье 8:

часть первую дополнить предложением четвертым следующего содержания: "Совладельцы не несут ответственности по обязательствам, возникшим в результате действий или бездействия управляющего, нарушающих условия договора управления многоквартирным домом»;

дополнить частью третьей следующего содержания:

"3. Объем обязательств и ответственности каждого совладельца по договору о предоставлении коммунальной услуги определяется в соответствии с Законом Украины« О жилищно-коммунальных услугах ";

в) в статье 10:

часть вторую дополнить пунктами 8 и 9 следующего содержания:

"8) отключении дома от сетей (систем) централизованного снабжения коммунальных услуг в порядке, установленном законом, и определение системы дальнейшего обеспечения дома коммунальными услугами, при условии соблюдения требований законодательства об охране окружающей природной среды;

9) принятие решения о выборе модели организации договорных отношений с исполнителем коммунальной услуги (заключения индивидуального и / или коллективного договора о предоставлении коммунальной услуги) ";

в части третьей:

дополнить словами "избранным соответствии с настоящим Законом";

дополнить абзацем вторым следующего содержания:

"Собрание совладельцев в принятых в эксплуатацию вновь построенных многоквартирных домах могут быть проведены после государственной регистрации права собственности на более половины квартир и нежилых помещений в таком доме";

в части шестой цифры и слово "2 и 3" заменить цифрами и словом "2, 3 и 9";

г) в статье 11:

часть первую дополнить словами "заключается в соответствии с типовым договором";

в части второй слова "по согласию сторон" заменить словами "по решению собрания совладельцев (общего собрания объединения совладельцев многоквартирного дома) и согласия управляющего";

часть четвертую изложить в следующей редакции:

"4. Существенными условиями договора о предоставлении услуг по управлению многоквартирным домом являются:

1) перечень услуг;

2) требования к качеству услуг;

3) права и обязанности сторон;

4) ответственность сторон за нарушение договора;

5) цена услуг;

6) порядок оплаты услуг;

7) порядок и условия внесения изменений в договор;

8) срок действия договора, порядок и условия продления действия и расторжения договора ".

9. Кабинета Министров Украины в шестимесячный срок со дня вступления в силу настоящего Закона:

привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить введение в действие нормативно-правовых актов, направленных на реализацию этого закона, со дня введения его в действие;

внести изменения в нормативно-правовых актов, определяющих порядок перечисления субвенции из государственного бюджета местным бюджетам на предоставление льгот и жилищных субсидий населению, в части обеспечения предоставления жилищных субсидий относительно стоимости коммунальных услуг, потребляемых по коллективному договору о предоставлении коммунальных услуг, и платы за абонентское обслуживание, выплачиваемая исполнителю коммунальной услуги в соответствии с индивидуального договора о предоставлении коммунальных услуг;

обеспечить в пределах своих полномочий пересмотр и отмену нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону;

обеспечить приведение министерствами, другими центральными органами исполнительной власти их нормативно-правовых актов в соответствие с настоящим Законом.


Президент Украины

П. Порошенко

г. Киев

9 ноября 2017

№ 2189-VIII

Закон действующий. Актуальность проверена 10.02.2021