1. Центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализацию государственной политики в нефтегазовом комплексе, разрабатывает и по результатам консультаций с субъектами рынка природного газа, представителями потребителей (в том числе бытовых потребителей) и по согласованию с Регулятором утверждает Национальный план действий, что является обязательным для выполнения всеми субъектами рынка природного газа.
Национальный план действий определяет меры по устранению или уменьшению общего негативного влияния кризисной ситуации.
До 1 сентября текущего года центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализацию государственной политики в нефтегазовом комплексе, обеспечивает обновление Национального плана действий на следующий календарный год и обнародует его путем размещения на своем веб-сайте.
2. В Национальном плане действий определяются:
1) уровне кризисной ситуации, а именно:
а) кризисная ситуация уровня раннего предупреждения - ситуация, при которой существует конкретная, проверенная и достоверная информация о возможности существенного ухудшения ситуации по поставке природного газа, предположительно приведет к кризисной ситуации уровня предупреждения или уровня чрезвычайной ситуации;
б) кризисная ситуация уровня предупреждение - ситуация, при которой имеет место остановки или ограничения источника поступления природного газа или чрезвычайно высокий спрос на природный газ, что приводит к существенному ухудшению ситуации по поставкам природного газа, но поступления природного газа на рынок Украины обеспечивается без необходимости принятия нерыночных мер;
в) кризисная ситуация уровня чрезвычайной ситуации - ситуация, при которой имеет место чрезвычайно высокий спрос на природный газ, остановки или ограничения важного источника поступления природного газа или иное существенное ухудшение ситуации по поставке природного газа, при котором были приняты все соответствующие рыночные меры, но поступления природного газа на рынок не является достаточным для обеспечения спроса создает необходимость для принятия нерыночных мер, в частности для обеспечения поставок защищенным потребителям;
2) для каждого уровня кризисной ситуации:
а) система мер реагирования, в том числе соответствующие процедуры обмена информацией. Меры реагирования должны быть рыночными, если принятие рыночных мер не позволяет обеспечить безопасность поставок природного газа, в частности защищенным потребителям, принимаются другие (нерыночные) меры, предусмотренные пунктом 1 настоящей части;
б) обязанности субъектов рынка природного газа с учетом влияния на них кризисной ситуации с поступлением природного газа, в том числе их обязанности по взаимодействию с центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализацию государственной политики в нефтегазовом комплексе;
в) задачи и полномочия центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализацию государственной политики в нефтегазовом комплексе, а также других субъектов властных полномочий, уполномоченных участвовать в преодолении кризисной ситуации;
3) орган, лицо или группа лиц, ответственных за управление кризисной ситуацией;
4) механизмы сотрудничества с ответственными органами других государств, в частности государств - сторон Энергетического Сообщества, в случае кризисной ситуации;
5) перечень первоочередных мероприятий, подлежащих обязательному выполнению с целью восстановления поступления природного газа, в том числе, при необходимости, механизм и источники компенсации расходов соответствующих субъектов рынка природного газа.
3. В случае кризисной ситуации или если существует угроза безопасности населения, опасность разрушения газотранспортной или газораспределительной системы, газохранилища, установки LNG или угроза целостности газотранспортной системы, центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализацию государственной политики в нефтегазовом комплексе, принимает решение о необходимости принятия временных мер и сообщает об этом регулятора. Безотлагательно после принятия такого решения принимаются меры, определенные Национальным планом действий как первоочередные.
Центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализацию государственной политики в нефтегазовом комплексе, уведомляет Секретариат Энергетического Сообщества о принятии решения о необходимости принятия временных мер, а также о мерах, что он планирует принять в соответствии с Национальным планом действий. Меры предосторожности должны отвечать следующим требованиям:
1) быть предусмотрены Национальным планом действий;
2) иметь определенный срок действия;
3) не создавать необоснованные помехи для движения природного газа в газотранспортных системах Украины и газотранспортных системах других государств - сторон Энергетического Сообщества;
4) не создавать вероятной существенную угрозу безопасности поставок природного газа другого государства - стороны Энергетического Сообщества;
5) не ограничивать доступ к газотранспортным системам или газохранилищ Украины для заказчиков, созданных в соответствии с законодательством другого государства - стороны Энергетического Сообщества, если предоставление такого доступа является технически возможным и безопасным.
В определенных законом случаях центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализацию государственной политики в нефтегазовом комплексе, принимает меры, не предусмотренных Национальным планом действий, о чем уведомляет регулятора и Секретариат Энергетического Сообщества, в том числе по причинам принятия таких мер.
4. В случае если принятие временных мер на национальном уровне не обеспечит урегулирования кризисной ситуации, центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализацию государственной политики в нефтегазовом комплексе, обязан сообщить голову координационной группы Энергетического Сообщества по вопросам безопасности поставок для принятия необходимых мероприятий на международном уровне.
5. Для целей частей первой - четвертой настоящей статьи к рыночным мер, применяемых для преодоления кризисной ситуации всех уровней, относятся:
1) меры, направленные на увеличение объемов поставок природного газа:
повышение способности к реагированию на кризисную ситуацию объектов, связанных с добычей природного газа;
увеличение гибкости импорта природного газа, обеспечения двустороннего движения природного газа, диверсификация источников поступления природного газа;
содействие доступу к газотранспортным системам для поставщиков газа из альтернативных источников;
обеспечения достаточной мощности (в том числе мощности отбора) газохранилищ и объемов природного газа в хранилищах;
обеспечения необходимой мощности установки LNG;
использование долгосрочных и краткосрочных договоров купли-продажи и поставки природного газа;
стимулирование инвестиций в объекты газовой инфраструктуры;
заключение договоров, направленных на обеспечение безопасности поставок природного газа;
2) меры, направленные на уменьшение объемов потребления природного газа:
использование договоров, условия которых предусматривают прерывания (остановка) фактической поставки природного газа в некоторых случаях;
обеспечение замещения природного газа как энергоресурса для промышленности и производителей электрической энергии;
добровольные меры для уменьшения нагрузки на объекты газовой инфраструктуры в пиковый период;
мероприятия по энергоэффективности;
содействие потреблению газа из альтернативных источников.
6. Для целей частей первой - четвертой этой статьи в нерыночных мер, применяемых для преодоления кризисной ситуации уровня чрезвычайной ситуации, относятся:
1) меры, направленные на увеличение объемов поставок природного газа:
использование природного газа из стратегического запаса природного газа, создается и поддерживается в соответствии с законом;
принудительное использование запасов альтернативных видов топлива;
принудительное использование электрической энергии, произведенной из энергоносителей, отличных от природного газа;
принудительное увеличение объемов добычи природного газа;
принудительное увеличение объема отбора природного газа;
2) меры, направленные на уменьшение объемов потребления природного газа:
принудительное использование энергоносителей, отличных от природного газа;
принудительное применение условий договоров, позволяющие осуществить прерывание (остановка) фактической поставки природного газа в некоторых случаях;
принудительное уменьшение объемов потребления природного газа.
Статья 6 ЗУ О рынке природного газа на русском языке с изменениями 2024 год №329-VIII от 09.04.2015, редакция от 01.12.2021
Структура акта