1. Настоящий Закон вступает в силу со дня, следующего за днем его опубликования, и вводится в действие с 1 октября 2015 года, кроме:
пункта 1 части второй статьи 22, статьи 33, которые применяются со дня вступления в силу настоящего Закона с учетом пункта 10 настоящего раздела;
пункта 5 части второй статьи 22, статей 23-31, которые вводятся в действие с 1 апреля 2016 года;
пункта 3 части второй статьи 38, статьи 39, которые вводятся в действие с 1 января 2016 года;
требований абзаца четвертого части третьей статьи 40 настоящего Закона, применяются с первого числа третьего месяца со дня вступления в силу Закона Украины "О мерах, направленных на преодоление кризисных явлений и обеспечения финансовой стабильности на рынке природного газа".
Часть шестая статьи 11 настоящего Закона утрачивает силу с 1 апреля 2017 года.
2. Признать теряет силу с 1 октября 2015 Закон Украины "Об основах функционирования рынка природного газа" (Ведомости Верховной Рады Украины, 2010 г.., № 48, ст. 566 с последующими изменениями).
3. В 1 июня 2016 санкции за нарушение требований пункта 5 части второй статьи 22, статей 23-31 настоящего Закона не применяются, тогда как к субъекту хозяйствования, контроль над которым осуществляет лицо (лица) с государства (государств), что не является стороной Энергетического Сообщества, или само государство (государства), которое не является стороной Энергетического Сообщества, санкции за нарушение указанных требований не применяются до 1 января 2017 года.
4. С 1 октября 2015 по 1 января 2016 года до субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность по распределению природного газа, применяется такой режим:
1) субъектам хозяйствования, которые осуществляют деятельность по распределению природного газа, запрещается осуществлять деятельность по добыче, поставки, хранения и транспортировки природного газа;
2) если предприятие, осуществляющее деятельность по распределению природного газа, является составной вертикально интегрированной организации, он должен быть юридически и организационно независимым от других видов хозяйственной деятельности вертикально интегрированной организации, не связанные с распределением природного газа;
3) к субъектам хозяйствования, которые осуществляют деятельность по распределению природного газа, применяются основные принципы, определяющие независимость хозяйственной деятельности такого субъекта в составе вертикально интегрированной организации:
а) запрет совмещения должностей в составе вертикально интегрированной организации;
б) самостоятельность принятия решений по текущим финансовым операциям, эксплуатации, строительства или модернизации объектов газораспределительной системы для осуществления соответствующей лицензионной деятельности;
4) субъект хозяйствования, осуществляющий деятельность по распределению природного газа, ежегодно готовит план мероприятий, обеспечивающий отделение и независимость хозяйственной, в частности лицензионной, деятельности такого субъекта от хозяйственной деятельности вертикально интегрированной организации; такой план мероприятий и отчеты о его исполнении подаются регулятора.
5. С 1 октября 2015 до 1 апреля 2016 к субъектам хозяйствования, осуществляющих деятельность по транспортировке природного газа, применяется такой режим:
1) субъектам хозяйствования, осуществляющих деятельность по транспортировке природного газа, запрещается осуществлять деятельность по добыче и поставке природного газа;
2) если предприятие, осуществляющее деятельность по транспортировке природного газа, является составной вертикально интегрированной организации, он должен быть юридически и организационно независимым от других видов хозяйственной деятельности вертикально интегрированной организации, не связанные с транспортировкой природного газа;
3) к субъектам хозяйствования, осуществляющих деятельность по транспортировке природного газа, применяются основные принципы, определяющие независимость хозяйственной деятельности такого субъекта в составе вертикально интегрированной организации:
а) запрет совмещения должностей в составе вертикально интегрированной организации;
б) самостоятельность принятия решений по текущим финансовым операциям, эксплуатации, строительства или модернизации объектов газотранспортной системы для осуществления соответствующей лицензионной деятельности;
4) субъект хозяйствования, осуществляющий деятельность по транспортировке природного газа, ежегодно готовит план мероприятий, обеспечивающий отделение и независимость хозяйственной, в частности лицензионной, деятельности такого субъекта от хозяйственной деятельности вертикально интегрированной организации; такой план мероприятий и отчеты о его исполнении подаются регулятора.
6. Осуществление деятельности по поставке и распределению природного газа осуществляется на основании действующих лицензий, выданных до дня вступления в силу настоящего Закона, в течение трех месяцев после утверждения лицензионных условий на осуществление соответствующего вида хозяйственной деятельности в соответствии с положениями настоящего Закона.
Лицензия на осуществление хозяйственной деятельности по транспортировке природного газа, которая была выдана до вступления в силу настоящего Закона, действует до выдачи соответствующей лицензии действующему оператору газотранспортной системы в соответствии с настоящим Законом.
Лицензия на осуществление хозяйственной деятельности по хранению природного газа, которая была выдана до вступления в силу настоящего Закона, действует до выдачи соответствующей лицензии действующему оператору газохранилища соответствии с положениями настоящего Закона.
7. Первый отчет 2015 года о результатах мониторинга вопросов, указанных в статье 7 настоящего Закона, а также принятые или запланированные мероприятия по этим вопросам должно быть подготовлено и опубликовано до 1 октября 2015 года.
7-1. Временно до 31 марта 2022 года Регулятор на основании расчета поставщика "последней надежды" имеет право утверждать предельные цены, по которым поставщик "последней надежды" осуществляет поставки природного газа в период с 1 октября 2021 года по 31 марта 2022 года бытовым потребителям, потребителям , являющихся бюджетными учреждениями в соответствии с Бюджетным кодексом Украины, заведениями здравоохранения государственной собственности (казенные предприятия и/или государственные учреждения и т.п.), заведениями здравоохранения коммунальной собственности (коммунальные некоммерческие предприятия и/или коммунальные учреждения, и/или общие коммунальные предприятия и т.п.), потребителям, осуществляющим производство тепловой энергии.
Такие цены могут отличаться от цен поставщика "последней надежды", определенных условиями конкурса на избрание поставщика "последней надежды", которые должен использовать победитель такого конкурса как поставщик "последней надежды".
В случае если в период после 1 октября 2021 года по 1 декабря 2021 года у потребителя, являющегося бюджетным учреждением в соответствии с Бюджетным кодексом Украины, учреждением здравоохранения государственной собственности (казенные предприятия и/или государственные учреждения и т.п.), учреждением здравоохранения я коммунальной собственности (коммунальные некоммерческие предприятия и/или коммунальные учреждения, и/или совместные коммунальные предприятия и т.п.), отсутствовал (отсутствовал) поставщик природного газа, считается, что поставки природного газа такому потребителю в указанный период осуществляет (осуществлял) поставщик "последней надежды" "при условии обращения такого потребителя до 30 ноября 2021 года к поставщику "последней надежды" для заключения договора с таким поставщиком. В таком случае условия договора с поставщиком последней надежды распространяются на отношения, возникшие после 1 октября 2021 года.
7-2. Временно, до 1 мая 2022 года, Регулятор имеет право по обращению поставщика "последней надежды" принимать решение об осуществлении поставки природного газа бытовым потребителям поставщиком "последней надежды" на условиях типичного договора поставки природного газа бытовым потребителям и базового годового предложения субъекта хозяйствования ( поставщика), определенного поставщиком "последней надежды". В таком случае условия типового договора снабжения природным газом бытовым потребителям и базовое годовое предложение такого субъекта хозяйствования (поставщика) применяются к бытовому потребителю с даты начала снабжения поставщиком "последней надежды", но не ранее 1 октября 2021 года.
7-3. До 1 мая 2022 года в договорах поставки природного газа объединением совладельцев многоквартирных домов для обеспечения отопления и поставки горячей воды в квартиры совладельцев (кроме нежилых помещений) запрещается предусматривать условия предварительной оплаты, предоставление банковской гарантии на объем денежных обязательств потребителя и безакцептное списание денежных средств с банковского счета потребителя.
8. Кабинету Министров Украины в двухмесячный срок со дня вступления в силу настоящего Закона подготовить и подать в Верховную Раду Украины предложения о внесении изменений в законодательные акты, вытекающие из настоящего Закона.
9. К 1 октября 2015 Кабинета Министров Украины, центральным органам исполнительной власти, Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг:
обеспечить принятие и утверждение нормативно-правовых актов, предусмотренных этим Законом (кроме процедуры сертификации операторов газотранспортных систем);
обеспечить пересмотр и отмену своих нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.
10. Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг, утвердить кодекс газотранспортной системы по действующему оператора газотранспортной системы в течение 60 дней со дня представления проекта кодекса таким оператором.
11. В 1 января 2016 Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг, обеспечить принятие порядка осуществления процедуры сертификации операторов газотранспортных систем.
Президент Украины
П. Порошенко
г. Киев
9 апреля 2015
№ 329-VIII