1. Государственная политика в сфере обеспечения энергетической эффективности направлена на достижение национальной цели по энергоэффективности, устанавливаемой в Национальном плане действий по энергоэффективности.
2. Национальная цель по энергоэффективности рассчитывается в абсолютных значениях первичного потребления энергии и конечного потребления энергии центральным органом исполнительной власти, реализующей государственную политику в сфере эффективного использования топливно-энергетических ресурсов, энергосбережения, возобновляемых источников энергии и альтернативных видов топлива. При расчете национальной цели по энергоэффективности учитываются требования актов законодательства Европейского Союза, решений Энергетического Сообщества, положений настоящего Закона, других стратегических документов, определяющих плановые показатели в сфере обеспечения энергоэффективности, меры стимулирования энергоэффективности.
3. При расчете национальной цели по энергоэффективности учитываются меры, определенные настоящим Законом, ранее внедренные меры, а также факторы, влияющие на первоначальное потребление энергии, в частности:
экономически обоснованный потенциал по энергоэффективности;
тенденции и прогнозы изменений валового внутреннего продукта;
изменения экспорта и импорта энергии;
состояние и развитие возобновляемой энергетики, атомной энергетики и других сфер энергетики, технологий поглощения и хранения углерода;
другие причины.
4. В целях достижения национальной цели по энергоэффективности центральным органом исполнительной власти, реализующей государственную политику в сфере эффективного использования топливно-энергетических ресурсов, энергосбережения, возобновляемых источников энергии и альтернативных видов топлива, разрабатывается Национальный план действий по энергоэффективности (далее - Национальный план), утверждаемым Кабинетом Министров Украины.
Кабинет Министров каждые три года принимает решение о пересмотре Национального плана.
5. Национальный план содержит:
1) перечень мероприятий, направленных на достижение национальной цели по энергоэффективности, в частности, в производстве, транспортировке, передаче, распределении и потреблении энергии, и сроки их реализации;
2) источники и объемы финансирования;
3) расчетный объем экономии энергии при осуществлении мер, направленных на достижение национальной цели по энергоэффективности;
4) описание методических подходов к расчету достигнутого объема экономии энергии при внедрении мер, направленных на достижение национальной цели по энергоэффективности;
5) другую информацию в соответствии с требованиями актов законодательства Европейского Союза, решений Энергетического Сообщества.
6. В течение трех месяцев со дня утверждения (пересмотра) Национального плана центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере эффективного использования топливно-энергетических ресурсов, энергосбережения, возобновляемых источников энергии и альтернативных видов топлива, подает его в Секретариат Энергетического Сообщества.
7. Центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере эффективного использования топливно-энергетических ресурсов, энергосбережения, возобновляемых источников энергии и альтернативных видов топлива, осуществляет систематический мониторинг выполнения Национального плана и ежегодно подает до 10 числа третьего месяца, следующего за отчетным периодом , центральному органу исполнительной власти, обеспечивающему формирование государственной политики в сфере эффективного использования топливно-энергетических ресурсов, энергосбережения, возобновляемых источников энергии и альтернативных видов топлива, сводную информацию о ходе выполнения Национального плана и обнародует ее на своем официальном веб-сайте.
Центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере эффективного использования топливно-энергетических ресурсов, энергосбережения, возобновляемых источников энергии и альтернативных видов топлива, подает ежегодно до 30 июня сведенную информацию о текущем прогрессе достижения национальной цели по энергоэффективности в Кабинет Министров Украины и Секретариата Энергетического общества.
8. Порядок сбора первичной информации, мониторинга и оценки выполнения Национального плана, в том числе через электронную национальную систему мониторинга энергоэффективности (при наличии такой системы) определяется Кабинетом Министров Украины.
9. Центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере эффективного использования топливно-энергетических ресурсов, энергосбережения, возобновляемых источников энергии и альтернативных видов топлива, получает информацию от органов государственной власти, органов местного самоуправления и юридических лиц, отвечающих за реализацию мероприятий Национального плана, необходимую для выполнения им своих полномочий в соответствии с требованиями настоящего Закона.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления предоставляют информацию о результатах выполнения энергоэффективных мероприятий центральному органу исполнительной власти, реализующей государственную политику в сфере эффективного использования топливно-энергетических ресурсов, энергосбережения, возобновляемых источников энергии и альтернативных видов топлива, либо размещают ее в национальной системе мониторинга энергоэффективности (при наличии такой системы) порядке сбора первичной информации, мониторинга и оценки выполнения Национального плана.
Юридические лица, участвующие в реализации мероприятий Национального плана, предоставляют информацию о результатах выполнения энергоэффективных мероприятий центральному органу исполнительной власти, реализующей государственную политику в сфере эффективного использования топливно-энергетических ресурсов, энергосбережения, возобновляемых источников энергии и альтернативных видов топлива, или размещают ее в национальной системе мониторинга энергоэффективности (при наличии такой системы) порядке сбора первичной информации, мониторинга и оценки выполнения Национального плана.
10. С целью содействия повышению энергетической эффективности зданий и достижению национальной цели по энергоэффективности в части сокращения удельного потребления энергии в зданиях центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сфере обеспечения энергетической эффективности зданий, разрабатывает долгосрочную Стратегию термомодернизации зданий в соответствии с положениями Закона Украины "Об энергетической эффективности зданий", утверждаемой Кабинетом Министров Украины.
Статья 5 ЗУ Об энергетической эффективности на русском языке с изменениями 2025 год №1818-IX от 21.10.2021
Структура акта