Статья 29 Закона Украины Об аудите финансовой отчетности и аудиторской деятельности. Назначение и отстранение субъекта аудиторской деятельности от предоставления услуг по обязательному аудиту финансовой отчетности

1. Субъект аудиторской деятельности для предоставления услуг по обязательному аудиту финансовой отчетности назначается общим собранием акционерного общества, общим собранием участников, основателем в негосударственных унитарных предприятиях, органом управления по согласованию с центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной финансовой политики государственных (коммунальных) предприятий и хозяйственных обществ, в которых государству принадлежит 100 процентов акций (долей, паев) уставного капитала, другим высшим органом управления в соответствии с законодательством и учредительными документами. Предназначенным для предоставления услуг по обязательному аудиту финансовой отчетности может быть субъект аудиторской деятельности, который отвечает требованиям, установленным настоящим Законом, и включен в соответствующий раздел Реестра.

В случае если общее собрание участников хозяйственного общества не могут произойти в связи с отсутствием кворума, решение о назначении аудитора может быть принято наблюдательным советом такого общества. В случае если наблюдательный совет не сформирована или ее создание не обязательно в соответствии с законодательством, решение о назначении субъекта аудиторской деятельности может быть принято исполнительным органом такого общества.

2. Запрещается устанавливать в договорах между юридическим лицом, финансовая отчетность которого подлежит проверке, и третьей стороной требования или критерии к субъектам аудиторской деятельности, которые могут быть предназначены для оказания услуг по обязательному аудиту финансовой отчетности данного юридического лица, или указывать перечень субъектов аудиторской деятельности, из которых может быть сделан выбор, либо наименование конкретного субъекта аудиторской деятельности. Положение такого договора, ограничивает выбор для назначения субъекта аудиторской деятельности для предоставления услуг по обязательному аудиту юридического лица, являются ничтожными.

Предприятие, представляющей общественный интерес, обязано немедленно проинформировать Инспекцию о попытке третьей стороны установить указанные договорные положения или иным образом повлиять на назначение субъекта аудиторской деятельности.

3. На предприятиях, представляющим общественный интерес, проводят конкурс по отбору субъектов аудиторской деятельности, которые могут быть предназначены для оказания услуг по обязательному аудиту финансовой отчетности этого предприятия. В конкурсе могут принимать участие субъекты аудиторской деятельности, соответствующие требованиям, установленным настоящим Законом к субъектам аудиторской деятельности, которые могут оказывать услуги по обязательному аудиту финансовой отчетности предприятий, представляющих общественный интерес, включенные в соответствующий раздел Реестра, в которых за предыдущий годовой отчетный период сумма вознаграждения от каждого из предприятий, представляющих общественный интерес, которым предоставлялись услуги по обязательному аудиту финансовой отчетности в течение этого периода, не превышала 15 процентов общей суммы дохода от оказания аудиторских услуг и не имеющие ограничений, связанных с продолжительностью предоставления услуг этому предприятию.

Для проведения конкурса предприятие, представляющей общественный интерес, должен разработать и обнародовать порядок его проведения и однозначные прозрачные и недискриминационные критерии отбора менее двух субъектов аудиторской деятельности, представляемых на рассмотрение органов, назначают субъектов аудиторской деятельности для предоставления услуг по обязательному аудиту финансовой отчетности.

Субъектам аудиторской деятельности, изъявивших желание участвовать в конкурсе, бесплатно предоставляется тендерная документация, раскрывает информацию о деятельности предприятия, представляющей общественный интерес, и содержит задания по обязательному аудиту финансовой отчетности.

4. Ответственность за проведение конкурса возлагается на аудиторский комитет предприятия, представляющей общественный интерес, или другой орган (подразделение), на который возложены соответствующие функции. Аудиторский комитет или другой орган (подразделение), на который возложены соответствующие функции, оценивает конкурсные предложения, представленные субъектами аудиторской деятельности, по установленным критериям отбора и составляет отчет о выводах процедуры отбора. Учитываются результаты контроля качества услуг, предоставляемых субъектами аудиторской деятельности, участвующих в конкурсе. По результатам конкурса аудиторской комитет представляет обоснованные рекомендации по назначению субъекта (субъектов) аудиторской деятельности для предоставления услуг по обязательному аудиту финансовой отчетности, должны включать по меньшей мере два предложения по отбору субъектов аудиторской деятельности для проведения обязательного аудита финансовой отчетности.

5. Предприятие, представляющей общественный интерес, обязано предоставить по требованию Инспекции подтверждения соблюдения процедуры отбора и прозрачности проведения конкурса и формирования рекомендаций аудиторского комитета.

6. Орган управления или надзорный орган формируют предложения для органа, указанного в части первой настоящей статьи, о назначении субъекта (субъектов) аудиторской деятельности для предоставления услуг по обязательному аудиту финансовой отчетности, должны включать рекомендации аудиторского комитета или органа (подразделения), на который возложены соответствующие функции, а также обоснованные рекомендации по выбору одного субъекта аудиторской деятельности или группы субъектов аудиторской деятельности, которые будут предоставлять услуги по аудиту совместно. Если предложения органа управления или наблюдательного органа не учитывают рекомендации аудиторского комитета, то должно быть приведено обоснование соответствующих предложений. Однако субъект аудиторской деятельности, предложенный органом управления или надзорным органом, должно быть из числа субъектов аудиторской деятельности, которые принимали участие в конкурсе и соответствуют требованиям, указанным в части третьей настоящей статьи.

7. Если в составе юридического лица создан отдельный комитет по назначениям аудиторов, в котором представители его владельцев (учредителей) оказывают решающее влияние и которому поручено давать рекомендации по отбору субъекта аудиторской деятельности для предоставления услуг по обязательному аудиту финансовой отчетности, то этот комитет может выполнять функции аудиторского комитета.

8. Предприятия, представляющим общественный интерес, до подписания договора по аудиту финансовой отчетности информируют о субъекте аудиторской деятельности, который будет предоставлять эти услуги, соответствующий орган государственной власти, к которому в соответствии с законодательством подается финансовая отчетность вместе с аудиторским заключением. Форма уведомления устанавливается таким органом государственной власти.

9. Субъект аудиторской деятельности может быть отстранен от выполнения задания по обязательному аудиту финансовой отчетности до окончания срока, определенного договором с органом управления юридического лица, которому предоставляются соответствующие аудиторские услуги. Отстранение субъекта аудиторской деятельности от выполнения задания по обязательному аудиту может быть осуществлено органом управления на основании достаточных обоснованных доказательств нарушения субъектом аудиторской деятельности требований этого Закона. Расхождения во мнениях относительно ведения бухгалтерского учета и раскрытия информации в финансовой отчетности и процедур аудита не является основанием для отстранения субъекта аудиторской деятельности от выполнения задания по обязательному аудиту. Отстранение от выполнения задания по обязательному аудиту финансовой отчетности может быть обжаловано в суд.

10. Юридические лица, финансовая отчетность которых проверяется, и субъекты аудиторской деятельности, которые выполняли задачи по обязательному аудиту, информируют Инспекцию об отстранении субъекта аудиторской деятельности от выполнения задания по обязательному аудиту финансовой отчетности до окончания срока выполнения задания установленного договором, и указывают причины и необходимые пояснения.

11. Владельцы пяти или более процентов акций (долей, паев) уставного капитала предприятия, представляющей общественный интерес, надзорный орган этого предприятия, Инспекция, орган государственной власти, к которому в соответствии с законодательством подается финансовая отчетность вместе с аудиторским заключением, могут обратиться в суд с требованием к органу управления об отстранении субъекта аудиторской деятельности при наличии фактов нарушения этого закона.

Статья 29 ЗУ Об аудите финансовой отчетности и аудиторской деятельности на русском языке с изменениями 2024 год №2258-VIII от 21.12.2017, редакция от 01.08.2021

Закон действующий. Актуальность проверена 10.02.2021

Структура акта