1. Нечестная предпринимательская практика запрещается.
Нечестная предпринимательская практика включает:
1) совершение действий, которые квалифицируются законодательством как проявление недобросовестной конкуренции;
2) любую деятельность (действия или бездействие), вводит потребителя в заблуждение или является агрессивной.
2. Предпринимательская практика считается вводит в заблуждение, если она побуждает или может побудить потребителя дать согласие на осуществление сделки, на который в противном случае он не согласился бы, путем предоставления ему ложной или неполной информации или непредоставление информации о:
1) основные характеристики продукции, такие как: ее наличие, преимущества, опасность, состав, методы использования, метод и дата изготовления или предоставления, поставка, количество, спецификация, географическое или другое происхождение, ожидаемые результаты потребления или результаты и основные характеристики тестов или проверок товара;
2) гарантийный срок и гарантийное обслуживание продукции;
3) любые предостережения относительно прямой или косвенной поддержки производителем продавца или продукции;
4) способ продажи, цену или способ расчета цены, наличие скидок или других ценовых преимуществ;
5) условия оплаты, доставки, исполнения договора купли-продажи;
6) потребности в услугах, замене составляющих или ремонте;
7) место расположения и полное название продавца, а в случае необходимости - местоположение и полное название лица, от имени которой выступает продавец;
8) характер, атрибуты и права продавца или его агента, в частности информации о его личности и активы, квалификацию, статус, наличие лицензии, аффилированность и права интеллектуальной или промышленной собственности, его отличия и награды;
9) грозящей потребителю в связи с покупкой и / или использованием продукции;
10) права потребителя, в том числе право отказаться от продукции (для соответствующих видов товаров, работ и услуг), право на замену продукции или возмещения убытков.
Предпринимательская практика такова, что вводит в заблуждение, если во время предложения продукции потребителю не предоставляется или предоставляется в нечеткий, непонятный или двусмысленный способ информация, необходимая для осуществления сознательного выбора.
Предпринимательская практика, которая существенно искажает или может существенно исказить экономическое поведение только четко определенной (отдельной) группы потребителей, особенно уязвимых к такой деятельности через их умственные или физические недостатки, возраст или доверчивость, в случае если продавец имел объективную возможность предусмотреть их поведение и особенности, должна оцениваться с точки зрения среднестатистического представителя такой группы, а также с учетом предположения, что, несмотря на изложенные обстоятельства, возможность осуществить осознанный и компетентный выбор отсутствует и потребитель ошибается при совершении сделки по обстоятельствам, которые имеют существенное значение. Указанные условия не касаются законной рекламной деятельности, в том числе создание заявлений или выражений, которые не могут быть восприняты буквально.
3. Запрещаются как вводящие в заблуждение:
1) предложение для реализации продукции по определенной цене, если существуют основания полагать, что продавец или исполнитель не сможет предоставить такую продукцию по такой цене или в таких объемах, что можно предусмотреть учитывая предлагаемую цену и характеристики продукции;
2) предложение с целью реализации одной продукции к реализации другой;
3) отказ от предъявления потребителю товара, который предлагается, и принятия заказа или непредоставления товара в течение разумного срока или демонстрации дефектного образца товара;
4) недостоверное сообщение о наличии ограниченного количества продукции или о продаже продукции в течение ограниченного срока, побуждает потребителей к принятию быстрого решения и лишает их достаточного периода времени для принятия сознательного решения;
5) предложение к свободной реализации продукции, изъято из оборота или в отношении обращения которой существуют ограничения;
6) недостоверное утверждение, что будет существовать угроза личной безопасности потребителя или его семьи, если он не приобретет или не закажет продукцию;
7) образование, эксплуатация или содействие развитию пирамидальных схем, когда потребитель платит за возможность получения компенсации, предоставляемой за счет привлечения других потребителей к такой схеме, а не за счет продажи или потребления продукции;
8) использование сообщения о распродаже в связи с прекращением субъекта хозяйствования, его структурного подразделения или прекращения соответствующего вида хозяйственной деятельности, тогда как это не соответствует действительности;
9) маркировка продукции знаком доверия, знаком качества или знаком соответствия без получения на это соответствующего разрешения уполномоченного лица или владельца таких знаков;
10) предложения продажи продукции по специальной цене, если:
а) в продаже такая продукция отсутствует;
б) продавец отказывается принять заказ на такую продукцию или доставить ее в приемлемый срок;
в) продавец предлагает некачественные экземпляры такой продукции с намерением продать другую продукцию;
11) представление установленного законодательством права потребителя как предоставленного продавцом продукции привилегии;
12) ложная заявление о прекращении продавцом торговой деятельности или его переезд;
13) заявление о том, что приобретение продукции может способствовать выигрыша в лотерее;
14) распространение недостоверной информации о состоянии рынка или возможность приобрести продукцию с целью побудить потребителя приобрести продукцию на менее выгодных для него условиях;
15) заявление о проведении конкурса или розыгрыша подарков без последующего вручения таких подарков или их эквивалента;
16) недостоверное утверждение о том, что продавец действует не в торговых, деловых или профессиональных интересах, или представления продавцом себя как потребителя.
Перечень форм предпринимательской практики, вводит в заблуждение, не является исчерпывающим.
4. Агрессивной считается предпринимательская практика, которая фактически содержит элементы принуждения, приставания или ненадлежащего влияния и существенно влияет или может повлиять на свободу выбора или поведение потребителя относительно приобретения продукции.
При установлении того, содержит предпринимательская практика элементы принуждения, приставания или ненадлежащего влияния, не учитывается:
1) время, характер и повторяемость предложений по приобретению продукции;
2) употребление оскорбительных или угрожающих высказываний;
3) использование тяжелого для потребителя обстоятельства, о котором продавцу или исполнителю было известно, для влияния на решение потребителя;
4) установление обременительных или непропорциональных внедоговорных препятствий для осуществления потребителем своих прав по договору, включая положения о праве потребителя расторгнуть договор или заменить продукцию или заключить договор с другим субъектом хозяйствования;
5) угроза осуществить незаконные или неправомерные действия.
5. Как агрессивные запрещаются такие формы предпринимательской практики:
1) создание впечатления, что потребитель не может покинуть помещение продавца (исполнителя) без заключения договора или осуществления оплаты;
2) осуществление длительных и / или периодических визитов к жилью потребителя, несмотря на требование потребителя о прекращении таких действий или оставление жилья;
3) осуществление постоянных телефонных, факсимильных, электронных или иных сообщений без согласия потребителя;
4) требование оплаты продукции, поставленной продавцом (исполнителем), если потребитель не давал прямого и недвусмысленного согласия на ее приобретение.
Перечень форм агрессивного предпринимательской практики не является исчерпывающим.
6. Сделки, совершенные с использованием нечестной предпринимательской практики, являются недействительными.
Субъекты хозяйствования, их работники несут ответственность за нечестную предпринимательскую практику согласно законодательству.
Статья 19 ЗУ О защите прав потребителей на русском языке с изменениями 2025 год №1023-XII от 12.05.1991, редакция от 01.08.2021
Структура акта