1. Обличитель самостоятельно определяет, какие каналы использовать для сообщения о возможных фактах коррупционных или связанных с коррупцией правонарушений, других нарушений настоящего Закона, а именно: внутренние, регулярные или внешние каналы.
2. Требования к сообщениям (в том числе анонимных) о возможных фактах коррупционных или связанных с коррупцией правонарушений, других нарушений настоящего Закона и порядок их рассмотрения определяются этим Законом.
Сообщение подлежит рассмотрению, если приведенная в нем информация содержит фактические данные, указывающие на возможное совершение коррупционного или связанного с коррупцией правонарушения, других нарушений настоящего Закона, могут быть проверены.
3. Сообщение о возможных фактах коррупционных или связанных с коррупцией правонарушений, других нарушений настоящего Закона, совершенное через внешние или внутренние каналы сообщения такой информации, подлежит предварительному рассмотрению уполномоченным лицом в срок не более десяти рабочих дней со дня внесения этой информации в Единый портала сообщений обличителей.
В случае если в ходе предварительного рассмотрения сообщения установлено, что оно не соответствует требованиям настоящего Закона, его дальнейшее рассмотрение осуществляется в порядке, определенном для рассмотрения обращений граждан, о чем информируется лицо, осуществившее сообщения.
В случае если в ходе предварительного рассмотрения сообщения установлено, что оно не относится к компетенции органа или юридического лица, к которому (которой) оно поступило, дальнейшее рассмотрение уведомления прекращается, о чем информируется лицо, осуществившее сообщения с одновременным разъяснением по компетенции органа или юридического лица, уполномоченных на осуществление рассмотрения и расследования фактов, изложенных в сообщении.
В случае если приведенная в сообщении информация касается уполномоченного лица органа или юридического лица, к которому (которой) поступило такое сообщение, порядок рассмотрения уведомления определяется руководителем соответствующего органа или юридического лица.
В случае если приведенная в сообщении информация касается руководителя органа или юридического лица, к которому (которой) оно поступило, такое сообщение в трехдневный срок направляется субъекту, уполномоченному осуществлять рассмотрение или расследование фактов, изложенных в сообщении, о чем информируется лицо, осуществившее сообщения.
В случае если по результатам предварительного рассмотрения сообщения изложена в нем информация подтверждается, виновные лица привлекаются к дисциплинарной ответственности уполномоченным на это субъектом соответствующего органа или юридического лица.
В случае если в ходе проведения предварительного рассмотрения выявляются признаки коррупционного правонарушения или правонарушения, связанного с коррупцией, материалы передаются соответствующему специально уполномоченному субъекту в сфере противодействия коррупции или Государственном бюро расследований.
Дисциплинарное производство по сообщению проводится в срок не более 30 дней со дня завершения предварительного рассмотрения. Если в указанный срок проверить сообщенную информацию невозможно, срок дисциплинарного производства может быть продлен до 45 дней. Повторное продление срока внутренней проверки не допускается.
Лицу, осуществившему сообщения предоставляется подробная информация о результатах предварительного рассмотрения, а также дисциплинарного производства (если оно проводилось) в трехдневный срок со дня окончания соответствующего рассмотрения или производства.
Информация о возможных фактах уголовных правонарушений, полученная органами досудебного расследования, рассматривается в порядке, определенном Уголовным процессуальным кодексом Украины.
Информация о возможных фактах административных правонарушений, связанных с коррупцией, полученная органами, уполномоченные лица которых имеют право составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях, рассматривается в порядке, определенном законом.
4. Для сообщения информации с ограниченным доступом (кроме информации, содержащей государственную тайну, порядок уведомления которой определен законом) обличитель может использовать внешние каналы донесения информации в случае, если
1) сообщение информации через внутренние и регулярные каналы не дало эффективных результатов в установленный для ее проверки или расследования срок (отказано в проведении проверки или расследования сообщенной информации; выявлены нарушения не привели к привлечению или начала процедуры привлечения виновных лиц к ответственности, восстановление нарушенных прав и свобод лиц, возмещение причиненного ущерба; не приняты меры по прекращению действий или бездействия, информацию о которых сообщено; не приняты меры по предотвращению ущерба или угрозы, информацию о которых сообщено т.п.);
2) внутренние каналы не будут эффективными, поскольку информация о вреде или угрозу общественным интересам раскрывающемся относится к информации, согласно Закону Украины "Об информации" считается предметом общественного интереса, и право общественности знать эту информацию преобладает над потенциальным вредом от ее распространение;
3) обличителя, его близких лиц уволен с работы (должности), подвергнуты дисциплинарному взысканию, совершено по ним другие негативные меры воздействия или меры дискриминации в связи с сообщением о возможных фактах коррупционных или связанных с коррупцией правонарушений, других нарушений настоящего Закона ;
4) отсутствуют внутренние или регулярные каналы сообщения о возможных фактах коррупционных или связанных с коррупцией правонарушений, других нарушений настоящего Закона, по которым может быть сообщена соответствующая информация;
5) реальная угроза уничтожения документов или доказательств, касающихся распространяемой информации.
Статья 53-2 ЗУ О предотвращении коррупции на русском языке с изменениями 2024 год №1700-VII от 14.10.2014, редакция от 13.02.2022
Структура акта