1. Национальное агентство с целью выполнения возложенных на него полномочий имеет следующие права:
{Пункт 1 части первой статьи 12 исключен на основании Закона № 1079-IX от 15.12.2020}
1-1) получать в установленном законом порядке по письменным запросам от государственных органов, органов власти Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления, субъектов хозяйствования независимо от формы собственности и их должностных лиц, граждан и их объединений информацию, в том числе с ограниченным доступом, необходимую для выполнения возложенных на него задач;
1-2) иметь непосредственный автоматизированный доступ к информационно-телекоммуникационных и справочных систем, реестров, банков данных, в том числе содержащих информацию с ограниченным доступом, держателем (администратором) которых являются государственные органы или органы местного самоуправления, пользоваться государственными, в том числе правительственными, средствами связи и коммуникаций, сетями специальной связи и другими техническими средствами. Получение информации из Единого реестра досудебных расследований осуществляется в порядке и объеме, определенных общим приказом Национального агентства и Генерального прокурора.
Обработку такой информации Национальное агентство осуществляет с соблюдением законодательства о защите персональных данных и обеспечения охраняемой законом;
{Пункт 2 части первой статьи 12 исключен на основании Закона № 1079-IX от 15.12.2020}
2-1) получать информацию из открытых баз данных, реестров иностранных государств, в том числе после внесения платы за получение соответствующей информации, если такая плата требуется для доступа к информации;
3) привлекать в установленном порядке для выполнения отдельных работ, участия в изучении отдельных вопросов ученых, в том числе на договорной основе, работников государственных органов, органов власти Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления;
4) создавать комиссии и рабочие группы, организовывать конференции, семинары и совещания по вопросам предотвращения и противодействия коррупции;
5) принимать по вопросам, относящимся к его компетенции, обязательны для исполнения нормативно-правовые акты;
5-1) получать заявления физических и юридических лиц о нарушении требований настоящего Закона, проводить по собственной инициативе проверку возможных фактов нарушения требований настоящего Закона;
5-2) проводить проверки организации работы по предупреждению и выявлению коррупции в государственных органах, органах власти Автономной Республики Крым, органах местного самоуправления, юридических лицах публичного права и юридических лицах, указанных в части второй статьи 62 настоящего Закона, в частности по подготовке и выполнении антикоррупционных программ, функционирование внутренних и регулярных каналов сообщения о возможных фактах коррупционных или связанных с коррупцией правонарушений, других нарушений настоящего Закона, защиты обличителей;
5-3) вносить предписания о нарушении требований законодательства относительно этического поведения, предотвращения и урегулирования конфликта интересов, других требований и ограничений, предусмотренных настоящим Законом, защиты обличителей;
5-4) получать от лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления, субъектов хозяйствования независимо от формы собственности, их должностных лиц, граждан и их объединений письменные объяснения по поводу обстоятельств, которые могут свидетельствовать о нарушении правил этического поведения , предотвращения и урегулирования конфликта интересов, других требований и ограничений, предусмотренных настоящим Законом, в достоверности сведений, указанных в декларациях лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления;
5-5) получать от лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления, приравненных к ним лиц, работников юридических лиц публичного права и юридических лиц, указанных в части второй статьи 62 настоящего Закона, письменные объяснения по поводу обстоятельств, которые могут свидетельствовать о нарушение требований настоящего Закона по защите обличителей;
5-6) обращаться в суд с исками (заявлениями) о признании незаконными нормативно-правовых актов, индивидуальных решений, выданных (принятых) с нарушением установленных настоящим Законом требований и ограничений, признании недействительными сделок, заключенных в результате совершения коррупционного или связанного с коррупцией правонарушения;
5-7) в случае установления им доказательств того, что лицо, уполномоченное на выполнение функций государства или местного самоуправления, приобрела необоснованные активы или что такие активы приобрела другое лицо по его поручению или в иных предусмотренных статьей 290 Гражданского процессуального кодекса Украины случаях - нарушать перед Специализированной антикоррупционной прокуратурой или в определенных законом случаях - перед Офисом Генерального прокурора вопрос об обращении в суд с иском о признании необоснованными активов и их взыскания в доход государства;
{Пункт 6 части первой статьи 12 исключен на основании Закона № 1079-IX от 15.12.2020}
{Пункт 7 части первой статьи 12 исключен на основании Закона № 1079-IX от 15.12.2020}
{Пункт 8 части первой статьи 12 исключен на основании Закона № 1079-IX от 15.12.2020}
{Пункт 9 части первой статьи 12 исключен на основании Закона № 1079-IX от 15.12.2020}
{Пункт 9-1 части первой статьи 12 исключен на основании Закона № 1079-IX от 15.12.2020}
{Пункт 10 части первой статьи 12 исключен на основании Закона № 1079-IX от 15.12.2020}
{Пункт 10-1 части первой статьи 12 исключен на основании Закона № 1079-IX от 15.12.2020}
11) утверждать методологию оценки коррупционных рисков в деятельности органов власти, проводить анализ антикоррупционных программ органов власти и давать обязательные для рассмотрения предложения в таких программ;
11-1) инициировать проведение служебного расследования, принятие мер по привлечению к ответственности лиц, виновных в совершении коррупционных или связанных с коррупцией правонарушений, направлять в других специально уполномоченных субъектов в сфере противодействия коррупции материалы, свидетельствующие о фактах таких правонарушений;
11-2) составлять протоколы об административных правонарушениях, отнесенных законом к компетенции Национального агентства, применять предусмотренные законом меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;
{Пункт 12 части первой статьи 12 исключен на основании Закона № 1079-IX от 15.12.2020}
{Пункт 12-1 части первой статьи 12 исключен на основании Закона № 1079-IX от 15.12.2020}
13) иные права, предусмотренные законом.
{Часть вторая статьи 12 исключен на основании Закона № 1079-IX от 15.12.2020}
{Часть третья статьи 12 исключен на основании Закона № 1079-IX от 15.12.2020}
{Часть четвертая статьи 12 исключен на основании Закона № 1079-IX от 15.12.2020}
{Часть пятая статьи 12 исключен на основании Закона № 1079-IX от 15.12.2020}
6. В случаях выявления нарушения требований этого Закона относительно этического поведения, предотвращения и урегулирования конфликта интересов в деятельности лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления, и приравненных к ним лиц, защиты обличителей или иного нарушения этого закона Национальное агентство вносит руководителю соответствующего органа , предприятия, учреждения, организации предписание об устранении нарушений законодательства, проведения служебного расследования, привлечение виновного лица к установленной законом ответственности.
Предписание Национального агентства является обязательным для исполнения. О результатах выполнения предписания Национального агентства должностное лицо, которому оно адресовано, информирует Национальное агентство в течение десяти рабочих дней со дня получения предписания.
Предписание не вносится в случае выявления нарушения требований этого Закона относительно этического поведения, предотвращения и урегулирования конфликта интересов в деятельности судьи, судьи Конституционного Суда Украины. О выявлении таких нарушений Национальное агентство информирует соответственно Высший совет правосудия или Конституционный Суд Украины. Высший совет правосудия, Конституционный Суд Украины в соответствии с предоставленными законом полномочиями решают вопрос о привлечении судьи, судьи Конституционного Суда Украины к дисциплинарной ответственности в установленном законом порядке.
Предписание Национального агентства не вносится по вопросам, непосредственно касающихся судьей правосудия, а также осуществление судьей Конституционного Суда Украины конституционного производства.
7. В случае выявления признаков административного правонарушения, связанного с коррупцией, уполномоченные лица Национального агентства составляют протокол о таком правонарушении, который направляется в суд в порядке, определенном Национальным агентством.
В случае выявления признаков административного правонарушения, связанного с коррупцией, совершенного судьей, судьей Конституционного Суда Украины, протокол о таком правонарушении составляет Председатель Национального агентства или его заместитель и направляет его в суд в установленном законом порядке, а также информирует об этом соответственно Высший совет правосудия или Председателя Конституционного Суда Украины.
В случае выявления признаков другого коррупционного или связанного с коррупцией правонарушения Национальное агентство утверждает обоснованный вывод и направляет его другим специально уполномоченным субъектам в сфере противодействия коррупции.
В случае выявления признаков другого коррупционного или связанного с коррупцией правонарушения, совершенного судьей, судьей Конституционного Суда Украины, обоснованный вывод утверждает Председатель Национального агентства или его заместитель и направляет его другим специально уполномоченным субъектам в сфере противодействия коррупции, а также информирует о факте утверждения такого заключения в соответствии Высший совет правосудия или Председателя Конституционного Суда Украины.
Вывод Национального агентства является обязательным для рассмотрения, о результатах которого оно сообщается не позднее пяти дней после получения уведомления о совершенное правонарушение.
8. Государственные органы, органы власти Автономной Республики Крым, органы местного самоуправления, физические и юридические лица обязаны предоставлять запрашиваемые Национальным агентством документы или информацию, в том числе с ограниченным доступом, в течение десяти рабочих дней со дня получения запроса, а в случае направления запроса для обеспечения проведения специальной проверки - на протяжении трех дней.
9. Нормативно-правовые акты Национального агентства подлежат государственной регистрации Министерством юстиции Украины и включаются в Единый государственный реестр нормативно-правовых актов.
Нормативно-правовые акты Национального агентства, прошедшие государственную регистрацию, вступают в силу со дня их официального опубликования, если иное не предусмотрено самим актом, но не ранее дня официального опубликования.
Нормативно-правовые акты Национального агентства после включения в Единый государственный реестр нормативно-правовых актов публикуются на государственном языке в официальных печатных изданиях.
Другие акты Национального агентства вступают в силу со дня их принятия, если самим актом не установлен иной срок вступления в силу, но не ранее дня принятия, и доводятся до сведения лиц, на которых распространяется действие таких актов, в установленном Национальным агентством порядке.
Акты Национального агентства обнародуются путем их размещения на официальном сайте Национального агентства.
Статья 12 ЗУ О предотвращении коррупции на русском языке с изменениями 2024 год №1700-VII от 14.10.2014, редакция от 13.02.2022
Структура акта