1. Оформление, выдача, обмен документов, их пересылка, изъятие, возвращение государству и уничтожение происходят в порядке, установленном законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Законом.
2. О потере или похищении документа на территории Украины заявитель (родители лица, не достигшего шестнадцатилетнего возраста, или другие его законные представители, представители учреждений, которые выполняют функции опекунов или попечителей над личностью) обязан в порядке и сроки, определенные законодательством, сообщить уполномоченному субъекту, который осуществил выдачу документа, и органам Национальной полиции, если иное не предусмотрено настоящим Законом. О потере или похищении документа, дающего право лицу на выезд из Украины и въезд в Украину, за рубежом заявитель обязан сообщить компетентным органам иностранного государства и ЗГУ по месту пребывания, которая в течение суток информирует уполномоченного субъекта, выдавшего документ центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере защиты государственной границы Украины, Национальное центральное бюро Интерпола в Украине с указанием внесенной в документ информации.
3. В случае использования лицом документов с целью совершения уголовного преступления на территории Украины или за рубежом, подделка или в других случаях, предусмотренных законом, уполномоченный субъект имеет право изъять (в том числе временно) такие документы.
4. Главный вычислительный центр осуществляет автоматизированную проверку данных, полученных из базы данных распорядителя Реестра, формирует наборы данных и обеспечивает изготовление документов.
5. По факту изготовления документа сведения о серии и номере документа, дату персонализации, номер использованного бланка в электронной форме передаются БИС соответствующим уполномоченным субъектом.
6. Решение об оформлении документа, в том числе взамен утраченного или похищенного, который был оформлен с применением средств Реестр принимается распорядителем Реестра, Министерством иностранных дел, ЗГУ, уполномоченным органом по вопросам гражданской авиации, капитаном морского порта по результатам идентификации заявителя.
Для принятия решения об оформлении документа взамен утраченного или похищенного за рубежом заявитель дополнительно представляет справку компетентного органа государства, в котором утрачено или похищено документ.
7. Уполномоченный субъект, если иное не предусмотрено настоящим Законом, вправе отказать заявителю в выдаче документа исключительно в случае, если:
1) за выдачей документа обратился заявитель, не достигшего шестнадцатилетнего возраста, или представителя лица, не имеет документально подтвержденных полномочий на получение документа;
2) заявитель уже получил документ такого типа, который является действительным на день обращения (кроме случаев, указанных в части седьмой настоящей статьи);
3) заявитель не представил всех определенных законодательством документов, необходимых для оформления и выдачи документа;
4) данные, полученные из базы данных распорядителя Реестра, не подтверждают информацию, предоставленную заявителем.
В решении об отказе в выдаче документа, которое доводится до сведения заявителя в порядке и сроки, установленные законодательством, должны указываться основания для отказа. Лицо вправе обратиться в уполномоченный субъекта с повторным заявлением в случае изменения или устранения обстоятельств, по которым ей было отказано в выдаче документа.
Решение об отказе в выдаче документа может быть обжаловано лицом в административном порядке или в суд.
8. В случае окончания срока действия документа или смерти лица его документы в порядке и сроки, определенные законодательством, кажутся уполномоченному субъекту, который выдал такой документ, если иное не предусмотрено настоящим Законом, а если такое лицо проживает (проживала) за границей - ЗГУ.
9. Вместо утраченного или похищенного документа уполномоченный субъект, если иное не предусмотрено настоящим Законом, после установления факта выдачи раньше такого документа лицу, заявила о его потере или похищении, оформляет и выдает новый документ.
Лицо, в отношении которого гражданство Украины прекращено в соответствии с Законом Украины "О гражданстве Украины", обязана в порядке и сроки, установленные законодательством о гражданстве, вернуть документы, удостоверяющие личность и подтверждающих гражданство Украины, кроме удостоверения личности моряка, выданного иностранцу или лицу без гражданства, имеет право на постоянное или временное проживание в Украине, уполномоченному субъекту, который осуществил оформление и выдачу такого документа, а если такое лицо проживает за границей - ЗГУ.
Если лицо, заявившее о потере или похищении документа, найдет этот документ, она обязана в течение суток сдать найденный документ для уничтожения уполномоченному субъекту, который выдал этот документ, если иное не предусмотрено настоящим Законом, а в случае потери или кражи за рубежом - ближайшей ЗГУ.
10. Уничтожение изъятых документов осуществляется в установленном законодательством порядке.
Статья 16 ЗУ О Едином государственном демографическом реестре и документах, подтверждающих гражданство Украины, удостоверяющих личность или ее специальный статус на русском языке с изменениями 2024 год №5492-VI от 20.11.2012, редакция от 12.01.2022
Структура акта