1. Для осуществления планового или внепланового мероприятия орган государственного надзора (контроля) издает приказ (решения, распоряжения), который должен содержать наименование предприятия, относительно которого будет осуществляться мероприятие, и предмет проверки.
2. На основании приказа (решения, распоряжения) оформляется удостоверение (направление) на проведение мероприятия государственного надзора (контроля), которое подписывается руководителем органа государственного надзора (контроля) (председателем государственного коллегиального органа) или его заместителем (членом государственного коллегиального органа) с указанием фамилии, имени и отчества и удостоверяется печатью.
3. В удостоверении (направлении) на проведение мероприятия указываются:
наименование органа государственного надзора (контроля), осуществляющего мероприятие;
наименование субъекта хозяйствования и/или его обособленного подразделения или фамилию, имя и отчество физического лица - предпринимателя, о деятельности которых осуществляется мероприятие;
местонахождение предприятия и/или его обособленного подразделения, по деятельности которых осуществляется мероприятие;
номер и дата приказа (решения, распоряжения), во исполнение которого осуществляется мероприятие;
перечень должностных лиц, участвующих в осуществлении мероприятия, с указанием их должности, фамилии, имени и отчества;
дата начала и дата окончания мероприятия;
тип мероприятия (плановый или внеплановый);
форма мероприятия (проверка, ревизия, обследование, осмотр, инспектирование и т.п.);
основания для осуществления мероприятия;
предмет осуществления мероприятия;
информация об осуществлении предварительного мероприятия (тип мероприятия и срок его осуществления).
4. Удостоверение (направление) действует только в течение указанного в нем срока осуществления мероприятия.
5. Перед началом осуществления мероприятия должностные лица органа государственного надзора (контроля) обязаны предъявить руководителю субъекта хозяйствования – юридическому лицу, его обособленному подразделению или уполномоченному им лицу (физическому лицу – предпринимателю или уполномоченному им лицу) удостоверение (направление) и служебное удостоверение, удостоверяющее должностное лицо органа государственного надзора (контроля), и предоставить субъекту хозяйствования копию удостоверения (направления).
Должностное лицо органа государственного надзора (контроля) без удостоверения (направления) осуществления мероприятия и служебного удостоверения не имеет права осуществлять государственный надзор (контроль) субъекта хозяйствования.
Предприятие имеет право не допускать должностных лиц органа государственного надзора (контроля) к осуществлению мероприятия, если они не предъявили документов, предусмотренных настоящей статьей.
6. По результатам осуществления планового или внепланового мероприятия должностное лицо органа государственного надзора (контроля) составляет акт, который должен содержать следующие сведения:
дату составления акта;
тип мероприятия (плановый или внеплановый);
форма мероприятия (проверка, ревизия, обследование, осмотр и т.п.);
предмет государственного надзора (контроля);
наименование органа государственного надзора (контроля), а также должность, фамилию, имя и отчество должностного лица, осуществившего мероприятие;
наименование юридического лица или фамилию, имя и отчество физического лица - предпринимателя, о деятельности которых осуществлялось мероприятие.
Должностное лицо органа государственного надзора (контроля) отмечает в акте состояние выполнения требований законодательства субъектом хозяйствования, а случае невыполнения - детальное описание выявленного нарушения со ссылкой соответствующее требование законодательства.
В случае создания субъектом хозяйствования препятствий органа государственного надзора (контроля) или его должностным лицам при осуществлении мер государственного надзора (контроля) в акте обязательно указывается описание действий или бездействия, приведших к созданию таких препятствий со ссылкой на соответствующие нормы закона .
В последний день проверки два экземпляра акта подписываются должностными лицами органа государственного надзора (контроля), которые осуществляли мероприятие, и субъектом хозяйствования или уполномоченным им лицом, если иное не предусмотрено законом.
Если предприятие не соглашается с актом, он подписывает акт с замечаниями.
Замечания предприятия по осуществлению государственного надзора (контроля) являются неотъемлемой частью акта органа государственного надзора (контроля).
В случае отказа предприятия подписать акт должностное лицо органа государственного надзора (контроля) вносит в такой акт соответствующую запись.
Один экземпляр акта вручается руководителю или уполномоченному лицу субъекта хозяйствования – юридическому лицу, его обособленному подразделению, физическому лицу – предпринимателю или уполномоченному им лицу в последний день мероприятия государственного надзора (контроля), а второй хранится в органе государственного надзора (контроля).
7. На основании акта, составленного по результатам осуществления мероприятия, в ходе которого выявлено нарушение требований законодательства, орган государственного надзора (контроля) при наличии оснований для полной или частичной остановки производства (изготовления), реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг обращается в порядке и сроки, установленные законом, с соответствующим иском в административный суд. При необходимости принятия других мер реагирования орган государственного надзора (контроля) в течение пяти рабочих дней со дня завершения осуществления мероприятия государственного надзора (контроля) составляет предписание, распоряжение, другой распорядительный документ об устранении нарушений, выявленных во время осуществления мероприятия.
8. Предписание – обязательное для выполнения в определенные сроки письменное требование должностного лица органа государственного надзора (контроля) субъекту хозяйствования по устранению нарушений требований законодательства. Предписание не предусматривает применение санкций в отношении предприятия. Предписание выдается и подписывается должностным лицом органа государственного надзора (контроля), которое осуществляло проверку.
9. Распоряжение или другой распорядительный документ органа государственного надзора (контроля) – обязательное для исполнения письменное решение органа государственного надзора (контроля) по устранению выявленных нарушений в определенные сроки. Распоряжение выдается и подписывается руководителем органа государственного надзора (контроля) (председателем государственного коллегиального органа) или его заместителем (членом государственного коллегиального органа).
Распоряжение может предусматривать применение к субъекту хозяйствования санкций, предусмотренных законом.
Распорядительный документ органа государственного надзора (контроля) по устранению нарушений, выявленных при осуществлении мероприятия, должен содержать следующие сведения:
дату составления;
тип мероприятия (плановый или внеплановый);
форма мероприятия (проверка, ревизия, обследование, осмотр и т.п.);
срок устранения нарушений;
ссылку на акт, в котором были указаны обнаруженные во время мероприятия государственного надзора (контроля) нарушения;
наименование органа государственного надзора (контроля), а также должность, фамилию, имя и отчество должностного лица, осуществившего мероприятие;
наименование и местонахождение предприятия, а также фамилию, имя и отчество его руководителя или уполномоченного им лица или фамилию, имя и отчество физического лица - предпринимателя, о деятельности которых осуществлялось мероприятие;
фамилия, имя и отчество других лиц, принявших участие в осуществлении мероприятия.
Распорядительный документ органа государственного надзора (контроля) по устранению нарушений составляется в двух экземплярах: один экземпляр не позднее пяти рабочих дней со дня составления акта предоставляется субъекту хозяйствования или уполномоченному им лицу для исполнения, а второй экземпляр с подписью субъекта хозяйствования или уполномоченного им лица по согласованным срокам устранения нарушений требований законодательства остается в органе государственного надзора (контроля).
В случае отказа предприятия или уполномоченного им лица от получения распорядительного документа об устранении нарушений требований законодательства он направляется заказным письмом или в случаях, предусмотренных законом, - с помощью электронного кабинета или другой информационной системы, пользователями которой является соответствующий орган государственного надзора (контроля ) и проверяемым им предприятием, а на копии распорядительного документа, остающегося в органе государственного надзора (контроля), проставляются соответствующий исходный номер и дата направления.
Распорядительные документы по устранению нарушений требований законодательства могут быть обжалованы в соответствующий центральный орган исполнительной власти или суд в установленном законом порядке.
10. Все распорядительные документы, принимаемые при осуществлении каждого отдельного мероприятия государственного надзора (контроля), формируются в единое дело в порядке, установленном центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности.
11. В случае выполнения в полном объеме и в установленный срок предписания, распоряжения, решения, иного распорядительного документа об устранении нарушений, выявленных при осуществлении меры надзора (контроля), финансовых и административных санкциях, мерах реагирования к субъекту хозяйствования, его должностных лиц не используются.
Статья 7 ЗУ Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности на русском языке с изменениями 2024 год №877-V от 05.04.2007, редакция от 13.02.2022
Структура акта