В государственных органах, органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях и организациях, осуществляющих деятельность, связанную с государственной тайной, с целью разработки и осуществления мероприятий по обеспечению режима секретности, постоянного контроля за их соблюдением создаются на правах отдельных структурных подразделений режимно -секретни органы (далее - РСО), которые подчиняются непосредственно руководителю государственного органа, органа местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации.
Создание, реорганизация или ликвидация РСО осуществляются по согласованию со Службой безопасности Украины. В своей работе РСО взаимодействуют с органами Службы безопасности Украины.
В состав режимно-секретного органа входят подразделения режима, секретного делопроизводства и другие подразделения, непосредственно обеспечивают охрану государственной тайны, в зависимости от специфики деятельности государственного органа, органа местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации.
В государственных органах, органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях и организациях со значительным объемом работ, связанных с государственной тайной, вводится должность заместителя руководителя по вопросам режима, на которого возлагаются обязанности и права руководителя РСО.
В государственных органах, органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях и организациях с незначительным объемом работ, связанных с государственной тайной, где штатным расписанием не предусмотрено создание РСО, учет и хранение секретных документов, а также меры по обеспечению режима секретности осуществляются лично их руководителями или специально назначенным приказом руководителя работником после создания необходимых условий, обеспечивающих режим секретности. На них распространяются обязанности и права работников РСО.
Назначение лиц на должности заместителей руководителей по вопросам режима, начальников РСО и их заместителей, а также издание приказа о возложении на отдельного работника обязанностей по обеспечению режима секретности осуществляется по согласованию с органами Службы безопасности Украины и РСО вышестоящих государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций.
РСО комплектуются специалистами, которым предоставлен допуск к государственной тайне со степенью секретности "совершенно секретно", если характер выполняемых работ не требует допуска к государственной тайне со степенью секретности "особой важности". Если государственный орган, орган местного самоуправления, предприятие, учреждение или организация не осуществляет деятельность с секретной информацией, которая имеет степени секретности "совершенно секретно" и "особой важности", РСО такого органа, предприятия, учреждения или организации комплектуется специалистами, которым предоставлен допуск к государственной тайны со степенью секретности "секретно".
Основными задачами РСО являются:
а) недопущение необоснованного допуска и доступа лиц к секретной информации;
б) своевременная разработка и реализация совместно с другими структурными подразделениями государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций мероприятий, обеспечивающих охрану государственной тайны;
в) предотвращения разглашения секретной информации, случаев потерь материальных носителей этой информации, завладения секретной информацией иностранными государствами, иностранными юридическими лицами, иностранцами, лицами без гражданства и гражданами Украины, которым не предоставлено допуска и доступа к ней;
г) выявление и закрытие каналов пропитки секретной информации в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации;
д) обеспечение введения мер режима секретности при выполнении всех видов работ, связанных с государственной тайной, и при осуществлении внешних отношений;
е) организация и ведение секретного делопроизводства;
е) осуществление контроля за состоянием режима секретности в государственных органах, органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях и организациях и на подчиненных им объектах.
РСО имеют право:
а) требовать от всех работников государственного органа, органа местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации, а также командированных неуклонного выполнения требований законодательства по обеспечению охраны государственной тайны;
б) принимать участие в рассмотрении проектов штатных расписаний государственного органа, органа местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации и подведомственных им учреждений, предприятий в части, касающейся РСО, вносить предложения по структуре и численности работников этих органов;
в) участвовать в проведении аттестации работников, выполняющих работы, связанные с государственной тайной, а также в рассмотрении предложений по выплате в установленном нормативными актами порядке компенсации за работу в условиях режимных ограничений;
г) привлекать специалистов государственного органа, органа местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации к осуществлению мероприятий по охране государственной тайны;
д) осуществлять проверки состояния и организации работы по защите государственной тайны и обеспечения режима секретности в подразделениях государственного органа, органа местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации, а также в подведомственных им учреждениях и предприятиях, давать соответствующие рекомендации;
е) осуществлять проверки соблюдения режима секретности на рабочих местах работников, имеющих допуск к государственной тайне, содержания спецхранилищ (помещений, сейфов, металлических шкафов, спецчемоданов, спецпапок т.д.), наличия документов, изделий и других материальных носителей секретной информации;
е) ставить перед руководителем государственного органа, органа местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации вопросы о назначении служебных расследований по фактам нарушений режима секретности и секретного делопроизводства, о привлечении к ответственности в соответствии с законом, а также давать рекомендации по обязательным для выполнения указаний руководителям подразделений государственного органа, органа местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации и подведомственных им учреждений, предприятий по вопросам обеспечения режима секретности;
ж) участвовать в служебных расследованиях, в установленном порядке требовать от работников государственного органа, органа местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации письменных объяснений по фактам разглашения ими секретных сведений, потери материальных носителей секретной информации, других нарушений режима секретности;
з) вносить предложения руководителю государственного органа, органа местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации о прекращении работ, связанных с государственной тайной, в структурных подразделениях, если условия для их выполнения не отвечают требованиям режима секретности; опечатывать помещения, где ведутся такие работы или хранятся материальные носители секретной информации;
и) получать от граждан, которым оформляются документы на допуск к государственной тайне, анкетные данные;
и) использовать средства связи и вести в установленном порядке почтово-телеграфную переписку с другими государственными органами, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями и их РСО по вопросам обеспечения режима секретности;
и) иметь печать с наименованием РСО, а также другие печати и штампы установленной формы.
Передача функций РСО любым другим подразделениям государственного органа, органа местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации не допускается.
Статья 21 ЗУ О государственной тайне на русском языке с изменениями 2024 год №3855-XII от 21.01.1994, редакция от 19.02.2022
Структура акта